Ещё
Почему большевики запретили обручальные кольца
Почему большевики запретили обручальные кольца
Истории
Победитель лотереи упустил деньги по незнанию
Победитель лотереи упустил деньги по незнанию
Люди
Сумасшедшие штурмуют московскую подземку
Сумасшедшие штурмуют московскую подземку
Безумный мир
Ферму запретили ради спасения фей и других существ
Ферму запретили ради спасения фей и других существ
Безумный мир

Как на Руси «наказывали» покойников 

Как на Руси «наказывали» покойников
Фото: Кириллица
Наравне с почитанием предков у древних славян была еще одна группа покойников, которых не только не почитали, но и откровенно боялись, защищаясь от них в языческие времена оберегами, а в христианские — молитвами, святой водой и освященными предметами.
О посмертной судьбе покойников знали заранее, и тела таких хоронили подальше от жилья, на перестарках дорог, в оврагах, за кладбищенской оградой, часто заваливая могилы тяжелыми камнями — чтобы не поднялся. А если покойник начинал тревожить близких, тогда его могилу пробивали осиновым колом.
Такой немилости удостаивались многие умершие.
Убитые и самоубийцы
Считалось, что человек, «не доживший свой век», обязательно возвращается из мира мертвых в мир живых «доживать», и если не принять мер, то обязательно будет бродить ночью и днем пока не отбудет на земле «сколько положено».
К этой группе относили не только умерших насильственной смертью или наложивших на себя руки, но и утопленников, тех, «кого ведьмы извели» и вообще всех людей, чьи обстоятельства смерти вызывают вопросы.
Любопытно, что и после крещения Руси такие верования не исчезли. Этнографы, например, отличают целый пласт подобных суеверий свойственный старообрядческим общинам Сибири. При этом «хождение» покойника, появление его то тут, то там, связывают с тем, что человек при жизни не успел покаяться и не принял последнее причастие, не был отпет. А самоубийца так и вовсе — совершил самый тяжких грех, какой только возможно совершить человеку. Поэтому душа убиенных и самоубийц якобы не может найти успокоение и мается после смерти. «Як вмре чоловик своею смертью, то иде або на небо — в рай, або в пекло… А хто повисьггся, або втопьггся, той… ходыть соби по земли… поки не прыйде ему час, значится» — такое свидетельство приводит этнограф в «Очерках русской мифологии».
Культуролог Марина Петровна Наговицына в статье «Образ „ходячего“ покойника в быличках жителей старообрядческих поселений» рассказывает о свидетельстве женщины из поселка Кильмезь Кировской области, которая поведала ученым о том, что у них в деревне без причины на церковный праздник повесился парень. Самоубийцу даже не заносили в дом, а после похорон он начал являться матери и односельчанам. Рассказчица сама видела его мельком в окне дома: «сидит у окошечка грустный и на нас смотрит. Мы бежать…» Мать самоубийцы жаловалась, что ей покоя от него нет ни днем, ни ночью.
Колдуны, упыри и ведьмы
Страшно боялись умерших колдунов: кудесников, волхвов и ведьм, людей, знающихся с нечистой силой. Считалось, что один из них не умирает своей смертью, а душа таких людей обречена на вечное проклятье, и эти мучения заставляют покойника вставать и пытаться «утолить голод», забирая чужие жизни. В таких случаях принимали «превентивные» меры — обязательно протыкали тело покойника колом, либо клали в рот камень, либо продырявливали череп заговоренными гвоздями. Историк Сергей Борисович Чебаненко в статье «Расправы монгольских завоевателей или обычаи восточных славян?» приходит к выводу, что у восточных славян была широко распространена практика пробивания головы умершего гвоздями с целью защитить живых и обезопасить их от мертвецов. Причем, часто это делалось уже спустя долгое время после смерти: очевидно, усопший сильно «досаждал» живым, раз они решались на такое радикальное средство.
Бывало, что к таким покойникам причисляли и душевнобольных, не умея отличить безумие от одержимости.
Убитые на войне
В этом случае сделать с могилой умершего было ничего нельзя, потому что похоронен он был далеко — на поле боя. Возможно, именно эта неопределенность (в родном поселении его никто не видел мертвым) заставляла считать, что он может вернуться. И действительно, тосковавшие по мужьям женщины часто признавались, что к ним по ночам приходит покойный супруг. При этом они понимали, что муж — неживой, и часто приписывали ему свойства нечисти: он приходил, чтобы «забрать» их с собой. Подобные рассказы были засвидетельствованы учеными под Вяткой и под Саратовом. Особенно часты такие случаи, по свидетельствам местных жителей, бывали во время I Мировой войны и последовавшей за ней Гражданской, когда много женщин овдовели.
Проклятые
Незавидная участь ждала и тех, кто был проклят родными, особенно родителями, и изгнан с родных мест скитаться по лесами и чащобам.
Такая же участь могла постичь и преступников: убийц, разбойников, душегубов, тех, кто подталкивал других к совершению самоубийств (например, растлители девушек или детей). Их хоронили подальше от жилья, заваливая могилы камнями и даже мусором. К тем, кто может «вернуться» с того света относили и «похищенных бесом» — тех кто ушел в лес, заблудился и пропал.
Потревоженные
в Древней Руси верили, что если потревожить останки умерших, они могут восстать и в отместку навредить. Поэтому места захоронений почитались священными, и их старались обходить стороной. По этой же причине враги всегда стремились осквернить могилы противников, чтобы таким образом лишить их покровительства предков.
Мертвецов «наказывали»
С «ходячими» «мертвяками», которые «надоедали» односельчанам, поступали по-разному: в языческие времена доходило до того, что могилу вскрывали, покойника протыкали колом, а если считали его виновным в чьей-то смерти, то могли обезглавить, а то и вовсе — разрубить тело на куски и сжечь.
После принятия христианства появились другие методы упокоения души: так как поминать в церкви ведьмаков или самоубийц было нельзя, то вместо этого православные христиане делали большое пожертвование на церковные колокола, которые, как считалось, могли «вызвонить» у Бога прощение для такой мающейся души.
Возник и еще один обычай — за помин души «удавленников» раз в год на перекрестках дорог в Новгородской губернии сыпали зерно — кормили вольных птиц.
Видео дня. Что стало с ткачихой-стахановкой Дусей Виноградовой
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео