Есенин дня сегодняшнего
Свет увидела книга о Сергее Есенине «Навсегда останусь я поэтом». Осень 1923-го года, Нью-Йорк. В одну из гостиниц города поселилась молодая супружеская пара, прибывшая в Америку на пароходе «Париж». О них пишут местные газеты… О ней в высшей степени комплиментарно – богиня, примадонна. О нем скупо и вскользь, всего лишь, как о спутнике, о тени – хорошо одетый молодой человек атлетического телосложения, и ни слова более, что изрядно раздражало молодого супруга… Продолжая свое свадебное путешествие, русский поэт Сергей Александрович Есенин и танцовщица Айседора Дункан, покинув Европу (где они сочетались браком второй раз для того, чтобы получить американскую визу), добрались до Америки. Результаты вояжа оказались плачевны. Поначалу, Есенин восхищался индустриальной мощью Соединенных штатов, но очень быстро почувствовал, абсолютную власть доллара, и вытекающее из этого тотальное мещанство народонаселения, о чем открыто заявлял. При том, в высшей степени превозносил достоинства Советской России… Айседору Дункан лишили американского гражданства, под предлогом того, что она вышла замуж за русского. Сергей Есенин, неудовлетворенный отсутствием внимания к себе, вернулся на Родину. Далее, они жили и погибли порознь. Книги генерируются двумя способами – их пишут авторы (писатели, поэты), либо же их придумывают редакторы, опираясь на знание рынка, профессиональное чутье, ну и чего греха таить – на собственные амбиции (с редакторами такое случается тоже). Книга «Навсегда остался я поэтом» (Автор-составитель – Дмитрий Силкан), как раз-таки из книг редакторских. Казалось бы, для чего нужна очередная книга о Есенине, их и так не одна сотня в разных жанрах – от беллетризованных биографий, до монографий, подготовленных профильными институциями. Нужна, и вот в какой связи: это не вовсе книга о поэте, не констатация фактологии его и так известной биографии (за исключением трагического ухода, о подробностях которого мы можем только догадываться), но книга эта – срез мнений современных литераторов и исследователей о поэте. Наблюдения и рассуждения многих авторов (а их более сорока) исходя из реалий дня сегодняшнего. Подобного опыта ранее не бывало – этот первый. Так случилось, что в течение нескольких десятилетий, записные интеллектуалы как-то со стеснением говорили о Есенине, предпочитая Пастернака, Бродского, Сапгира, например, и прочих, «ликвидных» поэтов. Собственно, и в течение жизни, Сергей Александрович, бытовал как-то особняком, то с теми, то с этими, но основательно и до конца – ни с кем… Таким образом, книга, о которой речь, некоторая сатисфакция – Есенин сегодняшнего дня – идея и суть этой книги.