Как зовут Бога: что говорят авраамические религии
МОСКВА, 3 фев — РИА Новости, Александр Филиппов. Христос, Аллах, Элохим: христиане почитают Иисуса, иудеи — Яхве, а кто-то утверждает, что все равно, в кого верить, мол, и христиане, и иудеи, и мусульмане чтят одного Бога, только по-разному Его называют. Что означают имена Божии в разных религиях и почему непочтение к Богу даже в наше время вызывает религиозные конфликты — в материале РИА Новости. Все ли равно, в какую церковь ходить? "Да святится имя Твое", — говорится в главной христианской молитве "Отче наш". "Понятия имени Божия и славы Божией еще в Ветхом завете были неразрывны, поэтому не случайно и в устах Иисуса они также взаимосвязаны. Не случайно и то, что молитва, которую Иисус дал ученикам, начинается прошением об имени Отца "Да святится имя Твое", а заканчивается упоминанием о Его славе "ибо Твое есть Царство и сила и слава..." — пишет глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион (Алфеев). Слова "имя Твое" иудеи, первыми произносившие эту молитву, понимали однозначно — как Яхве, имя Божие, открытое им самим Моисею. "Свято место пусто не бывает", — говорят в России. Если люди забывают Бога, на его место приходит кто-то другой. Это случилось в России во время гонений на Русскую церковь в XX веке. Когда на Украине создавали "новую христианскую церковь", вероятно, создававшие ее, думали не столько об имени Христа, сколько о национальных интересах, и вместо молитвы предпочитали собирать людей на митинги. Правда, теперь эту структуру не признает ни одна поместная православная церковь, кроме создавшего ее Константинопольского патриархата. Но люди-то ходят в ее храмы, даже не задумываясь, кому же, собственно, они там молятся. К такому результату приводит незнание имени Бога. Люди, по-разному понимающие это имя, начинают спорить между собой, и порой эти споры выливаются в религиозные конфликты. А ведь Христос предупреждал: "Наступает время, когда убивающий вас будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня" (Ин. 16:2-3). Правда, люди нерелигиозные утверждают, что все равно, в какого Бога верить, что и мусульмане, и христиане, и иудеи, и буддисты все равно верят в одного Бога, только поклоняются Ему по-разному. Но Богу-то это не важно — главное, "чтобы человек был хороший". Такие люди знают о том, что Бог есть, но воспринимают Его как какое-то далекое существо, не имеющее никакого отношения к их личной жизни, потому и не проявляют к религии личного интереса. Им достаточно формулы: "Кто-то где-то там есть". Но разве может такое отношение побудить к общению с Богом, в чем, собственно, и состоит смысл религии? Если человек, собирающийся вступить в брак, знает о женихе или невесте только то, что он или она существует, можно ли считать его намерение создать семью серьезным? Чтобы изменить такое отношение, нужно "познакомить" человека с Богом, а знакомство начинается с имени. В древности считали, что имя отражает сущность того, кому оно дано, и очень серьезно относились к именам. И конечно, самым серьезным было отношение к имени Божиему. Таким серьезным, что некоторые религии запрещали произносить имя Божие без весомой причины, а потом запретили произносить вообще. Зачем знать имя Божие Имя Божие интересовало представителей всех авраамических религий (считающих своим основоположником праотца Авраама) — христианства, иудаизма и ислама. В Библии мы читаем, как Иаков, боровшийся с Богом, попросил Его назвать свое имя. Боровшийся не назвался, но дал новое имя своему сопернику — Израиль. Тот же вопрос задал Богу Моисей перед бегством евреев из Египта: "Как Твое имя?" Бог назвал Свое имя. На русский его можно перевести как "Сущий", но о том, как оно звучит на иврите, до сих пор идут споры. Наиболее распространена версия, что оно произносилось как "Яхве". Впрочем, вопрос, какое имя Божие самое правильное, интересует людей и поныне. "Для молящегося нужно знать имя Божие, чтобы обращаться к нему. Для того, кто не молится, это может быть просто любопытно", — считает консультант Института перевода Библии Андрей Десницкий. "Имя Божие — это сущностный вопрос для иудаизма, — утверждает руководитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин. — Моисей, познакомившись с Богом, задает Ему главный вопрос: как зовут Всевышнего? Человек, интересующийся религией, придя в синагогу к раввину, задаст этот же вопрос". Многие люди стремятся найти истину. И, рассуждая логически, они вполне могут прийти к выводу, что их создал единый Бог, в которого верят последователи всех авраамических религий, полагает руководитель аппарата Совета муфтиев России имам Рушан Аббясов. Ведь, по его словам, каждый человек, "верит он в Бога или нет, также является творением Всевышнего". В Ветхом Завете упоминаются два основных имени Бога — Элои и Яхве. Элои означает Бог. "Слово "Элои" у наших братьев иудеев имеет ту же корневую систему, что и слово Аллах", — объясняет Аббясов. Имя Яхве упоминается в Библии более семи тысяч раз. Бог сам дал его в откровении Моисею. Когда-то это имя знал каждый иудей. Взять хотя бы самую популярную книгу Библии — Псалтырь. Пророк Давид в своих псалмах использует его постоянно, в чем русскоязычные читатели могут убедиться, если мысленно заменят слово "Господь" на слово "Сущий". Что значит имя Яхве У слова "Яхве" нет однозначного перевода. "Сущий", широко распространенное толкование этого имени — только одно из возможных. "Это имя похоже на форму глагола "быть", но нельзя сказать, что оно является ее регулярной формой", — заметил Десницкий. Ответ Бога Моисею звучит как нечто среднее между "Я есть", "Я был" и "Я буду", некое имя вне времени, поясняет Горин. "Но ни одно из этих слов не произносится так, как записан тетраграмматон (имя Божие из четырех букв. — Прим. ред.)", — уточняет он. Как произносилось имя Яхве Тетраграмматон — написание имени "Яхве". По словам Горина, эти четыре буквы иудеям обозначать разрешается, но все, на чем они написаны, нельзя уничтожать — их нужно "хранить вечно". "Священные тексты хоронят в могилы, как человека", — рассказывает представитель Федерации еврейских общин. В современном иудаизме обсуждается даже вопрос о том, можно ли набирать священное имя на клавиатуре компьютера, и если да, то нужно ли после хранить этот прибор вечно? Поскольку компьютер не является перманентным носителем текста, многие иудеи считают, что писать можно и хранить вечно диск с именем Яхве необязательно. Трудность воспроизведения имени Яхве с точки зрения иудаизма — в том, что тетраграмматон состоит из четырех согласных букв. Отсутствие гласных дает множество вариантов произношения: если к этим четырем согласным прибавлять произвольные гласные, то математически получится более сотни имен. Однако примеры наш собеседник приводить не захотел, поскольку иудею нельзя произносить вслух даже неправильные варианты имени Яхве. В ветхозаветные времена первосвященник, заходя раз в год в святая святых в Иерусалимском храме, "произносил имя Божие правильно". В еврейской традиции есть упоминания об особых людях, которые знали, как его правильно произносить. "Это знание является краеугольным камнем иудаизма", — подчеркивает Горин. Сегодня ни один человек на земле не знает, как правильно звучит имя Яхве. Иудеи считают, что это знание было утрачено еще во времена разрушения Иерусалимского храма римлянами — в 70 году по рождестве Христовом. Поэтому имя Божие будет заново явлено на земле, если будет явлен Божий храм, объясняет представитель Федерации еврейских общин. Сегодня иудеи не произносят главное имя Божие, заменяя его разными синонимами. Традиционный иудей — тот, кто живет в соответствии с традиционной иудейской мыслью, основывающийся на еврейской литературе, начиная со Средневековья и позднее — называет Бога "Га Шем", что означает просто "имя". Есть замена и для молитвы: "Адонаи" — буквально "мой Господин". "В современном иудаизме не существует молитвы или ритуала, где бы кто-то произносил имя Бога (то есть Яхве. — Прим. ред.)", — утверждает Горин. Правда ли, что нельзя произносить имя Яхве "Иудеям было запрещено произносить имя Божие из почитания заповеди Моисея "не произноси имени Божьего всуе", — говорит генеральный секретарь конференции католических епископов России отец Игорь Ковалевский. Однако в заповедях Моисея это имя изначально присутствует. Русский перевод Библии с восстановленным именем Бога дает представление, как могла выглядеть в глазах древних израильтян данная заповедь Моисея (в скобки заключены оригинальные еврейские слова): "Не произноси имени Господа (Яхве), Бога (Элохим) твоего, напрасно, ибо Господь (Яхве) не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно" (Исх. 20:7). В некоторых латинских переводах Библии имя Божие записывалось также, как в иврите, четырьмя буквами без гласных — YHWH. В современном издании Вульгаты используется латинский перевод слова "Сущий" — Ego Sum. Греческий перевод Библии, Септуагинта, передает имя Яхве синонимом "Господин", по-гречески "Кириос". Впрочем, существуют также древние списки перевода Септуагинты, в которых стоял тетраграмматон "Яхве", написанный еврейскими буквами. В частности, это можно видеть в Кумранских рукописях, но не только. "Сущий" у семитских народов В древности у многих народов существовали теофорные имена — то есть те, в составе которых есть имя того или иного бога. Поэтому в некоторых семитских именах присутствует имя Яхве. Но могут ли теофорные имена дать представление о том, как звучало то имя, какое Бог открыл Моисею? Могут, но не до конца, потому что они фонетически изменяются и не употребляются в полной форме, считает Десницкий. "Хотя, например, в имени пророка Исайи — "Ишаягу" ("Яхве спас") — присутствует часть имени Яхве", — поясняет библеист. А как имя Яхве понимают мусульмане? По-арабски это имя звучит как "Аль-Ваджид" и переводится как "Существующий" или "Находящийся постоянно с человеком". Глагол "быть" по-арабски читается "ваджа" и имеет общий корень со словом "Яхве". "Это имя означает, что Всевышний всегда находится с нами, Ему не присущи такие качества, как умирание или возникновение, Он находится в постоянном общении со всем человечеством и со всем сущим", — объясняет Рушан Аббясов. Иисус Христос и Яхве "Слово Иегошуа, или, как оно передано по-гречески, "Иисус", означает: "Яхве — Сущий — спасает". Оно широко использовалось у евреев в Палестине во времена Ветхого Завета. Иисус Навин — самое известное из таких имен", — говорит Десницкий. Евангелие свидетельствует, что сам Иисус Христос произносил имя Божие, хотя делать это евреям было запрещено. "Христос сказал в Евангелии от Иоанна "Я Сущий" (греч. "Эго Эйми" — "Я Есть". — Прим. ред.). Когда Спаситель сказал о Себе: "Прежде чем Авраам был, Я Есть", иудеи пришли в ярость, потому что это звучало для них как богохульство", — объясняет Ковалевский. В христианстве до сих пор по традиции имя Сущий относят ко Христу. На православных иконах Спасителя в нимбе часто пишут O WΝ. Это совершенная форма глагола "эйми", "быть" — буквальный перевод слова "Яхве" на греческий язык. Иисус Христос — идеальное имя Слово "Христос" означает "помазанник" — это перевод на греческий язык еврейского слова "мошиах", или "мессия", имеющего то же значение. Так в Израиле называли тех, над кем совершали обряд помазания ароматным маслом. Помазанниками Божьими в Древнем Израиле были священники, пророки и цари. При этом иудейские пророки, начиная с Моисея, говорили о грядущем пришествии царя-священника, который избавит народ Израиля от всех бед и исправит все несовершенство этого мира. Христиане верят, что Иисус и есть Тот Самый Христос, который, будучи Богом, стал Человеком, а умерев на кресте и воскреснув из мертвых, избавил мир от главного несовершенства — смерти. Апостол Петр говорит: нет другого имени, которым можно спастись, кроме имени Иисуса Христа (Деян. 4:12). По словам Десницкого, сказать "нет другого имени" — то же самое, что произнести "нет другой личности". "Тут вряд ли подразумевается имя как сочетание звуков или букв. Это понятие, тождественное личности", — добавляет эксперт. Иисус Христос — Спаситель человечества, для всех христиан это принципиально важно. "С точки зрения христианства смысл имени Иисус очень подходит к миссии Иисуса Христа на земле — Он спасает человечество. Это идеальное совпадение значения имени с тем, что сделал человек, носящий это имя", — объясняет Десницкий.