Пристанище ведьм: почему в Белгородскую область ссылали магов и колдуний
Сегодня Белгородскую область нередко называют «Святым Белогорьем» — за огромное количество храмов, монастырей и других православных достопримечательностей, которые имеются на этой земле. Но так было далеко не всегда. Еще и сегодня в деревнях Белгородчины можно услышать рассказы стариков о ведьмах, колдунах, проклятых местах и прочей чертовщине, что творилась (а то и творится) здесь. И неудивительно — ведь долгое время Белгородская губерния считалась проклятым местом и пристанищем нечистой силы. Охота на ведьм Хотя православная церковь, в отличие от католических собратьев, в плане инквизиции никогда не лютовала, с «волхвами и волшбой» здесь также боролись. Один из первых официальных документов — это наказ царя Алексея Михайловича белгородскому воеводе Тимофею Бутурлину от 1648 года. В нем государь повелевал нещадно бить батогами тех, кто «в городех и уездах бывают со многим чародейством и волхвованием, и многих людей тем своим чародейством прельщают». Судя по всему, проблема ведовства остро стояла именно на Белгородчине и решена так и не была. Потому как в 1653 году последовал еще ряд указов — теперь уже более жестоких. Людей, уличенных в колдовстве трижды, повелевалось «сжигать в срубах», а их дома и имущество предавать разграблению. Если верить трудам А. Крупенкова, историка и краеведа Белгородской области, то подобные явления не имели массового характера — как в случае с инквизицией в Европе. Но документы о судах над крестьянами, обвиняемыми в ведьмовстве и ворожбе, в губернских архивах сохранились — в основном они относятся к XVII—XVIII векам. «Украинный край» Следует сказать, что во времена Алексея Михайловича Белгородский разряд (аналог губернии) был довольно обширным и включал территории нынешних Орловской, Курской, Белгородской, Сумской, Харьковской и Воронежской областей. Многие из этих земель лишь недавно были присоединены к Московскому царству и регулярно подвергались набегам со стороны татар и Речи Посполитой. Те пытались сделать регион подвассальным, в том числе и насаждением своей религии. Именно с этим явлением активно боролась Русская Православная церковь, а потому и указы были соответствующие. Причем к колдовству в ту пору причисляли абсолютно безобидные сейчас вещи, как, например, скоморошничество. А чтобы прослыть идолопоклонником, достаточно было не ходить регулярно в церковь. Свою лепту в общую неблагонадежность региона вносили и те, кого ссылали в «украинный край» (то есть на окраину государства) из центральных уездов — в том числе и по обвинению в колдовстве. Так, сохранился указ Анны Иоанновны 1752 года в отношении некой Марфы Королевой, которая «портила господина и госпожу свою волшебством», — сжечь. Для этого ее отправили именно в Белгородскую губернию «для учинения с нею по указу». И, скорее всего, «учинили» — других документов в отношении этой особы не сохранилось.