«Хвались, да не поперхнись»: почему русские не любили хвастунов
На Руси всегда отрицательно относились к хвастунам, об этом свидетельствуют многочисленные пословицы и поговорки «Хвастать — не колеса мазать», «Хвастун да врун одного поля ягоды», «Хвастлива собака была, да волки съели», «Хвастать — не косить: спина не болит» «Хвались, да не поперхнись». При этом многие былинные герои любили хвастаться перед своими товарищами, перечисляя заслуги. Ты хвались, да не захваливайся По-видимому, в языческой Руси существовал целый ритуал хвастовства, который проходил во время княжеских пиров и в котором был и элемент игры, и элемент соперничества, вызова другим князьям или дружинникам. Именно это нашло отражение в русских былинах, где князья хвастались вещами очевидными: своими городами, казной, дружиной; дружинники – походами, героическими схватками, добычей; купцы — товаром и прибытком. Однако при этом существовало несколько табуированных тем: можно было хвалиться тем, что ты сделал сам, но нельзя было хвалиться тем, что тебе дано судьбой. Например, ни в коем случае нельзя было хвастаться красивой женой, здоровыми детьми, любящими родственниками, верными друзьями, в общем, всем тем, чем человек действительно дорожит и что может легко потерять. В былинах всё происходило согласно народной мудрости «Чем хвалишься, без того и останешься». Историк из удмуртии Степан Викторович Козловский в своей статье «Хвастовство в социальной практике Древней Руси IX – XIII веках» отмечает, что в этом случае в былине хвастуну воздавалось по заслугам – следовало немедленное и долгое расставание с красивой женой, детей могли убить вороги, родню – полонить, а друзья могли предать. Табуирование хвастовства было связано прежде всего с языческими верованиями, которые говорили, что человека могли услышать злые божества, духи, обратить на предмет похвальбы внимание, позавидовать человеку и навредить ему, отобрав у него детей, разлучив с любимой или натравив на селение врагов. Кроме этого, люди боялись сглаза, боялись, что враги узнают, чем именно они дорожат больше всего, и отнимут это у человека; поэтому хвастаться тем, что ты не заслужил своими уменьями и знаниями было не принято. Про хвастливых ворогов и бояр Хвастающийся человек признавался на Руси «неумным», заносчивым, и в памятниках литературы этой чертой часто наделяли «поганых» чужестранцев, иноверцев и даже бояр. Например, в былине об Илье Муромце существует «нахвальщик» чужеземец, который вызывает богатыря на бой и терпит поражение, хвастуном называется и великан Жидовин, которого русский богатырь повергает в битве. В другом сказании русские богатыри не могут решить, кого послать на бой с ворогом: «Неладно, ребятушки, удумали, Гришка роду боярского, боярские роды хвастливые, на бою-драке призаxвастается, погинет Гришка по-напрасному…» и решают отправить вежливого и скромного Добрыню. Вообще противоположностью хвастовству считалась русская воинская вежливость. Про хвастливых князей и татар О том, что на Руси к хвастунам относились отрицательно, говорят и летописи, например, «Повесть временных лет», в которой встречается эпизод, когда князья Олег и Борис приводят на Русь войско инородцев,чтобы сесть в Чернигове, а когда против них объединяются четыре князя (Изяслав с Яророполком и Всеволод с Владимиром) умный и осторожный Олег предупреждает Бориса, что против такого войска им не выстоять. Однако хвастливый Борис не слушает князя и говорит, что будет биться против всех: «И похвалився велми, не вѣды яко Богъ гордымъ противится, смѣреным же благодать даеть, и да не похвалится силны силою своею. И бысть сѣча зла. И пѣрвое убиша Бориса, сына Вячеславля, похвалившаго велми». После такого поворота событий Олегу пришлось убежать в Тьмутаркань. В Галицко-Волынской летописи XIII века, каждый персонаж наделён своим характером, и именно враги хвастливы и неразумны. В Тверской летописи в повествовании о сражении на реке Калке, в причинах, по которым русские потерпели поражение, указываются гордость, неуёмное хвастовство и высокомерие русичей: «Говорят, что когда распространился слух… …что завоевывают они (татары) многие земли… …великому князю (Мстиславу Романовичу) сказали о них, но он ответил: «Пока я сижу в Киеве – по эту сторону Яика, и Понтийского моря, и реки Дуная, татарской сабле не махать». Святые отцы: хвастовство ведёт к гордыне После принятия православия, обычай удерживаться от хвастовства благочестиво наложился на христианские наставления о скромности, и хвастовство стало считаться грехом, порождающим тщеславие и гордыню. Так как само слово «хвастовство» произошло от древнерусского «хвастати», что означало лгать, добавлять в беседе то, чего не было, святые отцы Православной церкви считали, что хвастун грешит не только тщеславием, но и ложью. Святой Тихон Задонский писал, что главные признаки греха гордыни – это «всяким образом искать себе похвалы», возвышать себя «без стыда» и «других презирать». А Феофан Затворник указывал, что даже доброе дело можно сделать злым, если примешать к нему грех, например, «к молитве — леность… …к посту — хвастовство или укорение… …к милостыне — желание прославиться».