«Правда у России». Историк о противостоянии русской и западной цивилизаций

В феврале Правительство РФ объявило, что выделяет деньги на строительство детской больницы в Краснодаре. Строить её предполагают рядом с площадью Победы, где, по словам историка Александра Селиверстова, покоятся останки основателя Екатеринодара - атамана Захария Алексеевича Чепеги. Он умер в 1797 году, похоронили атамана на территории тогдашней крепости. В XIX веке перезахоронили - под каменным Воскресенским храмом. Точные координаты сохранившегося фундамента храма уже определены по сделанному немцами во время войны аэрофотоснимку. А узнать среди останков 4 погребённых под храмом Чепегу можно по стеклянным пуговицам. Сохранились свидетельства, что похоронили основателя Екатеринодара в одежде именно с такой особенностью. Хранить традиции Федор Пономарев, «АиФ-Юг»: Строительство детской больницы - дело благое, но вы, как историк, не переживаете, что во время работ пострадают артефакты прошлого? Александр Селиверстов: У этого места статус памятника истории и культуры - именно поэтому там не так просто начать раскопки. Если же там всё-таки собираются строить больницу, то, возможно, это поможет решению вопроса. Под фундамент в любом случае нужно копать котлован, значит, можно провести археологические исследования. - Александр, может, глупый вопрос, но всё-таки - зачем, на ваш взгляд, помнить основателя города, устанавливать ему монумент? - А как иначе - это же наша история. Тут прямая аналогия с известным высказыванием Наполеона Бонапарта: «Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую». Только слово «армия» надо заменить на «историю». Если не хранить память, то нашу культурную традицию заместит чужая. К сожалению, сейчас такая тенденция налицо - посмотрите, какие интересы в музыке и кинематографе у современной молодёжи. Она смотрит на Запад. Если мы хотим сохранить самобытность, то надо взращивать свою культурную традицию, историю, в частности. Это банальные вещи. Что касается Чепеги, я не вижу злого умысла в том, что его память сейчас игнорируют - просто руки у властей не доходят. Хотя это большое упущение - совершенно точно известно, что именно он выбрал место для города. При этом фигура это не только местного, но всероссийского значения. Он был одним из русских военачальников конца XVIII века, пусть и не первого ряда. Генерал-майор русской армии, герой Русско-турецкой войны, герой Польского похода 1794 года, сподвижник Александра Суворова. В принципе, помнить этого человека должна вся Россия. Признаки правоты - Понятно, но вряд ли, на мой взгляд, появление памятника заставит людей, до этого не интересовавшихся историей, вдруг кинуться изучать её. - Смысл в том, чтобы предоставить нужную альтернативу, а не навязать и заставить изучать родную историю. Заполняя информационное поле нужным нам содержанием, выпуская книги, делая какие-то публикации, снимая кино о нашем прошлом, устанавливая памятники героям нашей истории, мы возделываем нашу культурную традицию. Если мы будем этим заниматься, кто-то обязательно заинтересуется, воспримет. А в противном случае - просто не будет возможности для восприятия. - А чем вам не угодила западная культурная традиция? Почему вы предлагаете культивировать именно русскую? - Я не говорю, что западная плоха изначально. Просто к тому времени, в котором мы живём, она деградировала. И она занимает у нас такое значимое место, потому что культивируется в кинотеатрах, в музыке, в книгах. В русской же традиции и, если угодно, русском мире, сейчас правда. Очевидно, что наша земная действительность состоит из нескольких параллельных человеческих миров, цивилизаций. Одна из этих цивилизаций - русская. И сейчас однозначно имеет место противостояние русского и западного миров. Я говорю не о народах - не они проводят политику, а об элитах. Причём я вижу чёткие признаки, свидетельствующие о правоте именно нашей традиции. Поэтому нам ничего не остаётся, как взращивать и защищать именно её. На мой взгляд, сам смысл человеческой жизни состоит в уподоблении тому, кто нас создал - Богу, одно из главных определений которого - Творец. Понятно, что возможности человека ничтожны - он не в состоянии создать Вселенную. Но наша задача, по мере своих скромных сил, стремиться, в собственных творческих начинаниях, к максимальному уподоблению Создателю. Причём творить можно в любой сфере - тот, кто точит на заводе деталь, тоже творец, если стремится к совершенству. При этом создавать можно и разрушительные вещи, но, на мой взгляд, культивировать нужно то, что соизмеримо с божественным совершенством - а всё, что делает Бог, направлено на единение, а не атомизацию. - В то же время вы пропагандируете не общую культуру, а именно русскую. И занимаетесь не историей вообще, а местной - как это сочетается? - Действительно, занимаясь историей региона, важно понимать, что краеведение - опасная тема. Когда оно ударяется в местечковость - а такая опасность всегда существует - мы можем прийти к тому, что видим на той же Украине. Современная Украина выросла из культивирования убогой, своекорыстной местечковости, вместо возделывания украинства, как важной составной части единого русского мира. Поэтому нужно понимать и всегда акцентировать, что местная история - часть общерусской. Возделывая местную историю, я работаю над фрагментом для общей грандиозной картины единой русской традиции, кто бы эту картину ни создал. Основное противоречие - Почему, на ваш взгляд, правда в противостоянии западной и русской традиции сейчас находится на нашей стороне? - Дело, во-первых, в вере. В основании русского мира находится православие - до его восприятия здесь жили разрозненные восточнославянские племена. Русский народ появился, сплотившись верой, причём русским считался любой православный независимо от национальности - общеизвестный факт, что до революции разделяли людей только по вероисповеданию. На мой взгляд, очевидно, что правда с православием, а не с католичеством или протестантизмом. Если 100 лет назад это было не так явно, то сейчас разница стала чёткой. В основе католицизма - папизм, примат папы. В католицизме существует мнение, что меньшим грехом является отказ от Христа, нежели от папы. То есть вместо Христа у них живой человек, такой же грешный, как все. В протестантизме вообще вырождение - в храмах «венчают» однополые пары, есть женщины-епископы, женатые на женщинах-священниках. В англиканской церкви в 2014 году был закреплён отказ от призыва родителей будущих христиан покаяться в грехах и отказаться от дьявола во время крещения и т. д. - Простите, но всё-таки вера в современном мире занимает не такое важное место - есть ли другие признаки правоты русской традиции, кроме православия? - Да, церковная тема далеко не для всех актуальна, согласен. Хорошо, возьмём внешнюю политику или общественную жизнь - очевидно, что в западном мире происходят вопиющее беззаконие, шельмование правды. И тому масса примеров. Сколько грязи льётся на Россию из-за пресловутой «агрессии»? При этом бывший президент США Барак Обама на встрече с курсантами во всеуслышание объявлял, что дал распоряжение о начале военных действий в семи странах, отправлял десятки тысяч солдат на войну. А агрессивной считается Россия. Любой здравомыслящий понимает, что это политика двойных стандартов. Та же история с Крымом - какая это аннексия, если за это проголосовало большинство крымчан, а после Второй мировой безо всякого голосования присоединяли Восточную Германию к Западной, разделяли Югославию? К тому же западная элита пропагандирует вещи, низводящие человека на уровень животного - появление третьего пола, запрет на слова «мама» и «папа», которые заменяют на родитель №1 и №2. Такую мерзость, как однополые совокупления, называют любовью. На Западе всё это уже стало нормой, в нашем обществе - нет, поэтому правда с нами. - Если, как вы говорите, западный мир - это деньги, капитал, а русский - некая метафизическая правда, то большая часть наших элит находится на другой стороне противостояния? - На мой взгляд, большая часть людей понимает это противоречие. Вовне Россия несёт правду - то, как страна проводит внешнюю политику, вменяемые люди поддерживают. Внутренняя, напротив, мало кого устраивает. По этому поводу, например, мы рассорились со знакомым с Украины - он сторонник русского мира, но не готов брать в руки оружие для борьбы с бандеровской властью. По его словам, те, кто воюет в составе ВСУ - те же великороссы, только одурманенные. И вообще нет смысла восставать - даже если сбросить сейчас власть, придёт нынешняя российская - из капиталистических акул. С одной стороны, это оправдание собственной трусости, с другой - есть в его позиции правота, не поспоришь. Но, как бы там ни было, Россия сегодня ближе к правде, чем Запад. Поэтому нам и не остаётся ничего другого, кроме защиты нашего, пусть несовершенного, русского мира, который противится лжи последних времён и в котором ещё горит свет подлинной веры. - Ваша позиция понятна, но если кто-то не согласен, не чувствует правоту русского мира, не готов за него сражаться, то что? - Это личный выбор каждого, навязывать его нельзя.

«Правда у России». Историк о противостоянии русской и западной цивилизаций
© АиФ – Юг