Подвиги чудотворца

Относительно даты рождения преподобного до сих пор не утихают споры. Есть источники, которые называют 1314 г, где-то пишется дата 1322 г, однако, официально принято считать, что Сергий Радонежский, в миру Варфоломей, появился на свет 3 мая 1319 г. в селе Варницы недалеко от Ростова. Есть историческое подтверждение тому, что родители его жили зажиточно. Отец - боярин Кирилл и его жена Мария. Отец Сергия происходил от варяга Шимона, который когда-то был среди строителей Киево-Печерского монастыря. Мать, по мнению краеведов, могла быть родом из простых русских. На том месте, где располагалась родительская усадьба, сегодня стоит Троицкий Варницкий монастырь. Жила семья на то, что зарабатывал отец службой у ростовских князей. В семье было трое сыновей, Варфоломей был средним. С раннего детства их приучали к труду и воспитывали по церковным уставам. Варфоломей всегда отличался ласковой натурой и особой задумчивостью, да только учеба давалась ему с трудом. Мальчик подолгу молился, прося о том, чтобы знания грамоты открылись ему. Епифаний Премудрый описывает, как однажды перед ним явился старец, который долго беседовал с отроком. После разговора со старцем мальчик чудесным образом познал грамоту и с тех пор стал глубоко изучать церковные книги. Сегодня чудотворная икона "Сергия Радонежского" помогает школьникам и студентам, когда у тех не ладится учеба. Понимание сути Святого писания подогрело у мальчика интерес к церкви. В 1328 году семья переехала жить в Радонеж. Хозяйство было разорено и пришлось спасаться бегством от набегов и грабежей варваров Ивана Калиты. Художник Михаил Нестеров "Видение отроку Варфоломею" К тому моменту будущий игумен уже твердо решил посвятить себя богу. В свои 12 лет он большую часть времени посвящал молитве и соблюдал строгий пост. По средам и пятницам - голодал, в остальные дни принимал только хлеб и воду. Мать стала беспокоиться за сына и неодобрительно относиться к такому самоистязанию. Варфоломей был непреклонен, он продолжал соблюдать пост, молиться, изучать жизнь святых и даже получил одобрение отца. Шли годы, родители старели и за несколько лет до смерти приняли схиму в стенах Хотьковской обители, недалеко от Радонежа, а через 7 лет - скончались. К тому моменту старший брат Варфоломея Стефан стал вдовцом, принял высшую монашескую степень и поселился в Хотьково. Когда не стало родителей, Варфоломей отказался от своей части наследства в пользу младшего брата и отправился к Стефану. В монастыре он уговорил старшего брата попросить благословение, чтобы удалиться для отшельнической жизни. Он хотел вдали от людей посвятить себя богу. Получив благословение, братья отправились в путь. В десяти километрах от монастыря в дремучем лесу они построили из лесных бревен сначала келию, затем – церковь. Сейчас это место во всем мире знают как Троице-Сергиеву лавру, а датой ее основания взят 1337 год, когда братья поселились на пустоши. Прошло несколько лет, и Стефан, не выдержав жизни в глухом бору, ушел в Московскую Богоявленскую обитель, где позднее стал настоятелем, иереем. Варфоломей же остался и переживал все тяготы суровой жизни отшельничества в одиночестве. В 23 года он принял от игумена по имени Митрофан монашеский постриг в день памяти святых Сергия и Вакха, 7 октября. Получив имя Сергий он, продолжал жить в одиночестве, проводя практически все время в молитвах. Тогда он еще не думал, как изменится его жизнь, и как сам он сумеет повлиять на судьбы людей и целого государства. Однажды, Сергию явилось видение в виде прекрасных птиц, круживших в небе над его кельей. И почудилось, будто голос с небес сказал ему, что скоро у него появятся ученики. Через несколько месяцев к нему потянулись иноки, а позже образовалась обитель. Рядом стали селиться крестьяне и создавать пахотные земли. Заброшенная когда-то глушь превратилась в обжитую территорию. Художник Аполлинарий Васнецов "Святой Преподобный Сергий Радонежский (Троице-Сергиева лавра)" Роль Сергия Радонежского в истории Руси и православия Его жизнь началась с чудес еще до рождения. В момент, когда Мария посетила церковную службу, он трижды прокричал в утробе и это слышали прихожане. Сергий Радонежский выбрал свой путь, словно знал с самого детства, что именно так ему и предстоит жить. Несмотря на набожность и скромность, он был хорошим управленцем. Когда пустошь стала общиной, он сумел построить новое для Руси тех времен общинное хозяйство, где вся собственность монастыря уже признавалась общей. Монахи жили бедно, но Сергий, показывая своим примером стойкий и терпеливый дух, он запретил инокам принимать подаяние от приходящих крестьян. После внедрения в монастыре новых правил, которые потом стали применять по всей Руси, было ему еще одно судьбоносное видение. Вечером после искренней молитвы перед иконой, увидел он яркий свет, а в его лучах образ Богородицы в сопровождении Петра и Иоанна. Когда Сергий упал на колени, Пречистая положила ему ладонь на плечо и сказала, что его молитвы услышаны и больше он и его ученики ни в чем не будут знать нужды. Явление Пресвятой Богородицы изменило не только жизнь в монастыре, но и во всей Руси. К игумену стали приезжать знатные люди из столицы, он вел с ними беседы и предсказал победу в войне над татарской ордой. Сергий Радонежский обладал знанием Великого слова, его речи были кроткими и тихими, но он умел вложить в них столько смысла, что позволяло усмирить враждующие стороны и направить людей по праведному пути. Он находил с помощью слова путь к сердцам людей и возымело результат в объединении Руси перед схваткой с Татарским игом. Художник Алексей Кившенко "Военный совет в Филях" Однажды, перед боем Великий князь Дмитрий Донской приехал в монастырь помолиться и спросить совета. Преподобный благословил князя, а в месте с ним отправил двух иноков, нарушив при этом церковные каноны, где монахам запрещалось воевать. Его любовь к отечеству и к русскому народу была сильнее страха о потере души. Но, добрым знаком была победа в Куликовской битве, которая случилась в день Рождества Пресвятой Богородицы. Своим словом долго он помогал в делах Руси, князья прислушивались к нему и всегда ждали совета. В 1385 году Сергий предотвратил один из Московско-Новгородских военных конфликтов. Благодаря Сергию Радонежскому были построены величайшие монастыри, представляющие мировое культурное, историческое и духовное наследие. На реке Клязьме возведен Юрьевский монастырь, затем Благовещенская обитель, на Коломне построен Старо-Голутвин, а в Серпухове – Высоцкий монастырь. После его кончины, ученики устроили еще порядка сорока десятков обителей. Все они строились в отдаленных глухих местах, возле которых потом стали расстраиваться и расти деревни, что привело впоследствии к освоению земель и развития Русского Севера и Заволжья. Художник Илья Глазунов "Сергий Радонежский и Андрей Рублев" Образ Сергия Радонежского в художественном искусстве Жизнь Сергия Радонежского всегда интересовала художников и писателей. Именно поэтому, часто можно заметить сцены жития, в которых узнаются сюжеты его чудес или важные события. В музее, который находится недалеко от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, есть черно-белые рисунки неизвестных авторов, в которых можно узнать образ чудотворца. Среди ранних произведений там есть икона - "Преподобный Сергий Радонежский с житием". Скорее всего, она была написана для иконостаса надвратной церкви Сергия, которая была построена в 1512 году. Как правило, такие работы плохо сохранились, и судить об их художественных достоинствах нет возможности. Позднее сюжет этот в 1591 году повторил келарь Троицкой обители Евстафий Головкин. Он написал икону "Преподобный Сергий Радонежский с житием" на доске от гроба Сергия Радонежского. Изображение почти стерто, но серебряный оклад иконы сохранил надпись: "Лет 7099 (1591) го сий образ писан на чудотворцове раке на Сергиеве, а писал и окладывал троецкой Сергиева монастыря келарь Еустафьище Головкин... моляся... Троице и преподобному чюдотворцу Сергию о гсдре цре великом князе Федоре Ивановиче всея Руси и о его благоверной црце великой княгине Ирине и о их црском многолетном здравие и о их царском благородном чадородии". Келарь Троицкой обители Евстафий Головкин "Преподобный Сергий Радонежский с житием" В память о Сергии известный иконописец Андрей Рублев написал известную икону "Троицу" - ставшую символом русского православия. Однако, для нас образ жизни Сергия Радонежского дошел не только через иконы. Художник Михаил Нестеров написал знаменитый шедевр — "Видение отроку Варфоломею". Михаил Николаевич и сам признавал, что сюжет о том, как будущему игумену открылась книжная мудрость, после встречи со старцем является главным в его творчестве. Однажды, он сказал: "Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”. Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он еще будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я". Еще один известный художник, чья кисть оставила потомкам память о великом святом - Васнецов Аполлинарий Михайлович. Картина "Святой Преподобный Сергий Радонежский (Троице-Сергиева лавра)" показывает, как наравне со своими братьями трудился Сергий: сам носил бревна и разделял с ними всю тяжесть ежедневных забот. Если всмотреться в картину, кажется, что вблизи стоящий в пол оборота человек и есть сам Сергий. В картине присутствует дух блаженного трудолюбия, она словно олицетворяет подъем православия, словно вместе со стенами возводят монахи и всю духовность русского мира. Сергий Радонежский действительно сыграл значимую роль в истории Руси, и художники, вдохновившись его примером, показывали это в своих работах. Как, например, еще один автор Алексей Данилович Кившенко и его знаменитая работа "Военный совет в Филях". Мы видим, как князь Дмитрий Донской смиренно склонив голову, просит благословение и совета у игумена перед сражением с татарским игом. Сегодня молодые художники тоже изображают на своих полотнах жизнь Сергия, На выставке возле Сергиевой лавры можно часто увидеть картины, на которых Сергий окружен стаей голубей, или он склонил голову возле явившейся к нему Богоматери . Есть работы, которые изображают Сергия в современном мире, показывая, что он рядом и служит своему народу даже после кончины.

Подвиги чудотворца
© Ревизор.ru