Войти в почту

Как искусственный интеллект создаёт искусство не хуже любого из нас

С тех пор как в 1950-х годах исследователи одного из известнейших мировых университетов — Массачусетского технологического института (MIT) — создали первую нейросеть, искусственный интеллект (AI) постепенно начал внедряться практически во все сферы: в автомобили, видеоигры, здравоохранение, анализ данных, да во все что угодно. Не обошла стороной эта история и искусство: искусственный интеллект уже умеет создавать музыкальные альбомы в стилистике «Гражданской обороны», а картины от AI продаются на аукционе Christie's. Рассказываем о самых известных случаях применения искусственного интеллекта в арте. Искусственный интеллект и картина Edmond Belamy,проданная на аукционе Christie's за 432 500 долларов В середине прошлого года журналисты крупнейших мировых медиа получили загадочный пресс-релиз со словами «Творчество — не для человека». Его создателем была французская арт-группа Obvious, занимающаяся синтезом искусства и программирования. Их нейросеть создала серию картин La Famille de Belamy, а одну из них, Edmond de Belamy, группа собиралась продать на площадке крупнейшего мирового аукционного дома Christie's. Арт-эксперты со скепсисом отнеслись к творчеству Obvious, назвав картину Edmond de Belamy «зернистой и незаконченной». Первоначальная оценка картины, вместо авторской подписи на которой стояла частичка из кода алгоритма, составляла всего 10 тысяч долларов. В итоге ее купил неизвестный коллекционер за 432 500 долларов, но, несмотря на это, арт-сообщество продолжает считать картину переоцененной, а художников Obvious — хорошими маркетологами, которые сыграли на гигантском количестве мифов вокруг искусственного интеллекта. Нейросеть от сотрудников «Яндекса» — классическая музыка и альбом по мотивам «Гражданской обороны» В 2016 году сотрудники «Яндекса» Алексей Тихонов и Иван Ямщиков записали альбом «Нейронная оборона», тексты к которому написал искусственный интеллект, проанализировав тексты Егора Летова и «Гражданской обороны». Получилось очень похоже на оригинал, учитывая, что инженеры очень заморочились над музыкой: цифровую запись после создания перегнали на аудиокассету, после чего оцифровали обратно для получения аутентичного звука. Слушайте &amp;lt;a href="https://music.yandex.ru/album/3558837" mce_href="https://music.yandex.ru/album/3558837"&amp;gt;404&amp;lt;/a&amp;gt; &amp;mdash; &amp;lt;a href="https://music.yandex.ru/artist/4445922" mce_href="https://music.yandex.ru/artist/4445922"&amp;gt;Нейронная оборона&amp;lt;/a&amp;gt; на Яндекс.Музыке Совсем недавно, буквально в середине февраля, ещё одна нейросеть Алексея Тихонова и Ивана Ямщикова стала соавтором пьесы для альта с оркестром композитора Кузьмы Бодрова. 24 февраля её исполнил государственный симфонический оркестр «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета на закрытии Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи. Если у искусственного интеллекта довольно удачно получается создавать стихи в стилистике Егора Летова, то с классической музыкой получилось не так точно. Кузьма Бордов отбраковал более 90% созданного нейросетью материала, а использовал только 10% — немного изменил его и встроил в основные мелодические линии. Искусственный интеллект и Bandcamp На музыкальном сервисе Bandcamp публикуются в основном независимые и начинающие музыканты, используя его платформу для раскрутки (как это делается в SoundCloud, например, только на Bandcamp можно не только слушать треки, но и покупать их). Среди них — множество музыкантов, использующих искусственный интеллект для написания своих треков. Один из лучших примеров использования программирования для написания музыки — Белиша Бэкон с его медитативным дебютным альбомом «This Is Fine». <a href="http://belishabeacon.bandcamp.com/album/this-is-fine" mce_href="http://belishabeacon.bandcamp.com/album/this-is-fine">This Is Fine by Belisha Beacon</a> Iván Paz еще один музыкант, работающий на стыке технологий и творчества. Его трек «Visions of Space» создан в формате живого программирования, когда искусственный интеллект учится на том, что делает, и самостоятельно добавляет к звучанию новые элементы — или убирает их. Получился достаточно мощный электронный трек, звуковой волной сбивающий не хуже каких-нибудь давно признанных австрийцев HVOB или скандинавского Varg. <a href="http://bohemiandrips.bandcamp.com/album/visions-of-space" mce_href="http://bohemiandrips.bandcamp.com/album/visions-of-space">Visions of Space by Iván Paz</a> Первый поп-альбом В сентябре 2018 года американская певица Тарин Саутерн выпустила первый в мире поп-альбом «I am AI» с применением математических алгоритмов. Его принципиальная особенность в том, что он практически полностью создан искусственным интеллектом — робот и написал музыку, и записал инструменты, и занялся постпродакшеном. Единственное, что нужно было делать музыканту, — дать начальное направление в отношении желаемого стиля и общего ритма, тогда как алгоритм самостоятельно создавал всё остальное. Зачем в таком случае нейросети тут нужна была Тарин Саутерн? Тоже не очень ясно. Репродукции от Google Deep Dream Естественно, больше всего с искусственными интеллектами работают крупнейшие корпорации — Google, Amazon, NVidia, Apple и другие. Фактически никто из них не позиционирует свои исследования для создания нейросети, которая бы смогла полноценно заниматься искусством. Это скорее научные фундаментальные работы, позволяющие расширить границы возможностей AI. Несмотря на это, у Google есть проект Google Deep Dream, в котором инженеры работают над созданием искусственного интеллекта с интуицией для занятия творчеством. Он работает по системе обучения GUN, когда один искусственный интеллект анализирует огромное количество художественных изображений и создает по их мотивам другие, а уже на них учится второй искусственный интеллект. Эта система работает по принципу человеческого мозга, поскольку человек анализирует, как правило, уже не столько реальные объекты искусства, сколько свои интерпретации или даже чужое мнение. В итоге второй искусственный интеллект после анализа картин, созданных первым, начинает рисовать — в совершенно странных жанрах, непохожих на всё, что создавал человек.