Символ классической красоты и борьбы добра со злом

142 года назад, 4 марта 1877 года, разодетая по последней моде московская публика заняла места в Большом театре. Полна была и галерка. Наступила тишина — зал жаждал лицезреть премьеру «Лебединого озера». Так без малого полтора века назад началась история балета, которому дано было стать символом балета в целом, русской балетной школы — в частности, и в высшем смысле слова — противостояния Добра и Зла. Первой исполнительницей партии Одетты стала Пелагея Карпакова — изысканная красавица 32 лет от роду. Именно по ее просьбе, уже после того, как работа над балетом была завершена окончательно, композитор написал специальный вставной номер для третьего действия — знаменитый «Русский танец», в котором Пелагея Михайловна блистала столько раз, сколько выходила на сцену. Конечно, ни ей, ни Петру Ивановичу Чайковскому, ни восторженной публике того времени не дано было предвидеть, что в советские времена на постсоветском пространстве именно этой постановке дано будет стать также символом неких непростых событий или перемен: «Лебединым озером» сопровождались дни траура и похорон генсеков ЦК КПСС, а уж во время августовского путча 1991 года постановку «крутили» по телевизору просто безостановочно. На какое-то время такая «социальная» эксплуатация музыкального шедевра даже несколько подмочила его репутацию, но пыль к чистым бриллиантам не пристает: «Лебединое озеро» и сегодня — одна из самых ярких и пронзительных в эмоциональном смысле постановок, с которой проще всего начинать знакомство с балетом.

Символ классической красоты и борьбы добра со злом
© Вечерняя Москва