Истории
Люди
Вещи
Безумный мир
Места
Тесты
Фото

Сучкин сын: чем запомнился этот богатырь

По народной популярности Иван Сучкин сын не сравнится с Ильей Муромцем или Добрыней Никитичем, но подвигов он совершил не меньше, чем всем известные богатыри.

Сучкин сын: чем запомнился этот богатырь
Фото: КириллицаКириллица

Познакомимся поближе

Видео дня

Об экстравагантном прозвище добылинного богатыря исследователи спорят до сих пор. По самой распространенной версии, прозвище Иван получил по факту своего волшебного рождения от собаки-сучки. Описывается это в многочисленных волшебных сказках. Собаке кинули с царского стола кости золотой щуки (в других вариантах – окуня). Мякоть рыбы съела царица, а кости обсосала кухарка. От угощения царица, кухарка и собака «понесли» и синхронно родили трех богатырей. Мотив такого сказочного рождения, по мнению литературоведов, восходит к мифу о Даждьбоге-Солнце. По легенде, великого царя Кира вскормила собака. В других версиях – жена пастуха по имени Спако («собака»). Из трех братьев Иван Сучкин сын (другие прозвища – Сучич, Сученко) – самый младший, но как меньшой Иван-дурак, он оказывается самым ловким, смелым и удачливым. Он выбирает себе и братьям коня посвистом. Себе берет жеребца, упавшего на колени после третьего молодецкого посвиста. Дальше всех забрасывает 40-пудовую палицу (меч, стрелу), попадая в царство Змея. И конечно же, совершает многочисленные богатырские подвиги.

Бой на Калиновом мосту

Продемонстрировать удаль богатырскую Ивану Сучичу приходится для защиты земли русской от Змеев-многоголовых. Сказ о бое на Калиновом мосту имеет многочисленные интерпретации. По одной из них отправляется Иван с братьями на Калинов мост. Пока старшие в ночном дозоре спят, младшенький побеждает сначала трехглавого, а затем девятиглавого противника. И только добудившись в третью ночь старших братьев, он с их помощью лишает самого грозного и могучего Змея огненного пальца, которым Чудище возвращает отрубленные головы на место, а затем и отсекает все 12 его голов. Сказание о бое на Калиновом мосту интересно еще и тем, что Иван Сучкин сын по ходу сюжета оборачивается котиком в надежде послушать разговор змеиных жен и узнать о планах Змея. Тема оборотничества очень характерна для славянского языческого фольклора, и в русской воинской традиции ей отводится важнейшее место. Вспомним хотя бы Вольгу-богатыря, который превращается в серого волка, или Всеслава Полоцкого из «Слова о полку Игореве», добегающего за ночь в волчьем обличии от Киева до Тмутаракани. Оборотней упоминает и Геродот, писавший о ежегодном обращении в волков невров – праславянского племени, жившего к северо-западу от Черного моря. В случае же с Иваном Сучичем, он по рождению наделен волче-песьей силой жестокого, яростного и непобедимого воина. А после превращения в кошку он получает еще и колдовскую силу мудрого и сильного знахаря-воителя.

Белый Полянин и путешествие на Тот свет

В трехтомном сборнике русских сказок Афанасьева приведена сказка о том, как три брата отправляются на поиски лучшей жизни. По дороге в степи они встречают палатку Белого Полянина. Первых двух братьев Полянин «ударяет мизинцем по лбу» и отправляет «под кровать». Только зашедший третьим Иван загоняет хозяину «глаза под лоб», но не убивает, а милует. Братья продолжают путь вместе с Полянином, и скоро поселяются в доме «в два этажа под золотой крышей». Но сладкую жизнь в роскоши нарушает некий дед, который день за днем поочередно «сдирает крюком кожу до плеч» с каждого из братьев, а затем и с Белого Полянина. Только Иван заковывает деда в «вербовой пень». Когда дед из оков освобождается, Ивану приходится спуститься за ним на Тот свет. Там он побеждает очередного Змия и получает волшебное кольцо.

Пахота и полеты на Змеихе

В украинской сказке Иван Сучкин сын запрягает Змеиху в плуг и, подобно Никите Кожемяке, пашет на ней землю. Подчинить Змея удается только необычным 200-пудовым плугом, который Ивану помогает выковать Кузьма-Демьян. В белорусской сказке «Иван Сучкин сын золотые пуговицы» главный герой при помощи безымянного кузнеца 50-пудовым молотом подковывает Змеиху. Кузнец предлагает Ивану зажечь лен, и пока тот горит, объехать на Змеихе белый свет. С третьей попытки богатырю объехать всю землю на матери всех Змеев удается, а не выдержавшаяся нагрузки Змеиха оказывается побежденной. Интересно, что в некоторых сказках аналогом матерей или жен убитых Змеев, является Баба-Яга. Одолевает ее Иван Сучевич в несколько этапов. После длительного преследования и бросания в пасть «пяти пудов соли», стога сена или поленницы дров, герой заманивает врага на кузницу. Чтобы добраться до богатыря Яга «пролизывает дверь» и в это время помощник-кузнец хватает ее за язык. Одновременно Иван бьет молотом, впрягает Ягу в плуг (либо перековывает в кобылу). Яга-кобылица не выдерживает скачек (пахоты) и гибнет.