Инок и икона: что их объединяет
Инок и икона — на первый взгляд очень схожие слова и несведущему человеку могут показаться практически синонимами. На самом деле эти понятия имеют разную этимологию, но в то же время и целый ряд общего, разумеется, с точки зрения христианской веры. Инок, с греческого, означает «единственный», «один из всех», то есть кто-то уникальный. Икона же — «образ» или «подобие». Несмотря на довольно различное значение, эти понятия имеют и много общего. По мнению известного священника и публициста Андрея Кураева, которое он изложил в своей книге «Иконы и иноки», икона имеет очень много схожего с иноком — монахом. Иконопись — исконно монашеское искусство, которое получило распространение ещё на заре самой христианской веры. Как инок является «иным», то есть непохожим на среднестатистического верующего, так и икона является своеобразным отражением иного, иначе устроенного мира. Святость является для мирян довольно удивительным и странным свойством. Видеть Бога — это уникальное свойство именно «иных» людей, как и свойство понимания святости, смысла и отражения иконы. Аналогичным образом оценивается Андреем Кураевым шкала ценностей для инока и его взгляд на существующий мир. Икона как раз и есть воплощением этого видения — простой картиной или изображением она быть не может. Ещё преподобный Макарий Египетский говорил о том, что тайну христианства довольно сложно постичь мирянам — именно на этом построено и христианское искусство, в частности, иконопись. Икона, по сути, это созерцание. Инок — тоже созерцание. Созерцание Бога в себе и в искусстве именно и есть то, что можно назвать своеобразной медитацией, если обратиться к терминологии иных верований. Таким образом можно сказать, что инок, наполняя духовным смыслом икону, сам наполняется таким смыслом. Именно в этом и заключается схожесть и общее между ними, несмотря на кажущуюся разницу в свойствах одушевлённости. Впрочем, общего может быть намного больше, чем может показаться обывателю, даже получившему детальный ответ на этот вопрос.