Войти в почту

Николай Римский-Корсаков: сказочник из "Могучей кучки"

Родился будущий композитор в древнем северном городке Тихвине, где жили поморы-старообрядцы, богатые, независимые, любители русской старины. Его предки, представители знатного польско-литовского рода, перебрались в этот край ещё при Петре I. Прапрадед Николая, петровский царедворец, помянут, хотя и не назван по имени, в романе Пушкина "Арап Петра Великого". Семья Николая, или Ники, как называли его домашние, была зажиточной и культурной. Отец успел послужить при министерстве иностранных дел, новогородским вице-губернатором, а, выйдя в отставку, переехал подальше от шумных губернских городов в родной провинциальный Тихвин. Дом Римских-Корсаковых находился на окраине, на высоком берегу Тихвинки, и застенчивый и мечтательный мальчик, поздний сын почтенных родителей, любил выходить в лес и в поле, слушать пение птиц и смотреть на звёзды. Богатого дворянского отпрыска воспитывали на дому. Лучшие преподаватели, каких только можно было найти в Тихвине, обучали его наукам, музыке и рисованию. Как вспоминал впоследствии сам композитор, уроки "фортепиано" в детстве ему ничего не дали: играл он нехотя, при этом сочиняя к разучиваемым пьесам новые пассажи, уверяя репетиторов, что так даже лучше. В 11 лет Ники написал первые самостоятельные музыкальные номера. Фото: spb.bebeshka.info В 12 лет Ники отправляют в Петербург, в Морской кадетский корпус. Однако карьера гардемарина не прельщала скромного домашнего мальчика. В блестящей столице он понял, насколько любит родной Тихвин с его бескрайними лесами, загадочными северными озёрами, колокольными перезвонами, сладкозвучным церковным пением и прочими "преданьями милой старины". Флотские нравы, попойки, бульварная ругань и рукоприкладство стали шоком для молодого идеалиста. Спасение Николай нашёл в музыке. Он стал завсегдатаем оперных спектаклей и концертов симфонической музыки, восхищался Мендельсоном, Бетховеном, но в совершенный восторг его приводит опера Глинки "Жизнь за царя". Повезло ему, пусть не с первого раза, и с учителем: в 1859-1862 гг. Ники брал уроки у известного пианиста Фёдора Книлле. Именно у него 26 ноября 1861 года юноша познакомится с Милием Балакиревым, будущем главой "могучей кучки". Фото: lermontovka-spb.ru Вообще 1861 год известен не только отменой крепостного права, но и активизацией культурной жизни. Именно тогда появляется в Петербурге консерватория, в которую поступает молодой служащий министерства юстиции Пётр Чайковский, химик Бородин пишет первые симфонии, а Милий Балакирев открывает демократичную бесплатную музыкальную школу, поэтому для Ники знакомство с Милием Алексеевичем стало пропуском в самый эпицентр музыкальной жизни страны. Помимо Римского-Корсакова и пары музыкантов-любителей, у Балакирева собирались Цезарь Кюи, Модест Мусоргский — почти вся "могучая кучка". Как это ни удивительно звучит, вели себя эти в будущем почтенные композиторы почти как неформалы. Они пришли к выводу, что русская музыка должна идти своим, особым, национальным путём, чего, к их сожалению, не происходило. Академическое Русское музыкальное общество они окрестили "немецким департаментом", его главу композитора Рубинштейна — "Тупинштейном", а слово "итальянщина" для молодых бунтарей-патриотов стало синоним пошлости и безвкусицы. Фото: ok.ru Не стоит забывать, что Римский-Корсаков, который был лет примерно на 10 лет моложе остальных членов кружка, в отличие от них, ничем себя на музыкальном поприще не проявил. Однако принесенные им наброски заслужили неожиданное одобрение более маститых коллег — и это решило судьбу юноши. Не стоит забывать, что молодой Ники — выпускник Морского корпуса, что ко многому обязывало. Мать и старший брат всё же уговорили его продолжить службу. Он проводит два года в плавании, где занимается самообразованием, читает русских классиков, труды по теории музыки. После возвращения молодой офицер служит на берегу. С 1865 года встречи будущей "могучей кучки" — уже с Бородиным — возобновляются. В качестве идейного вдохновителя к ним присоединяется литератор Владимир Стасов, человек энциклопедических познаний, любитель русской старины. Именно он и дал название их кружку. Фото: greatartists.ru Молодые музыканты становятся всё более популярными. Отказ от академической монотонности, поиск новых форм, ориентир на отечественную культуру и народную песенную традицию — всё это понравилось взыскательной столичной публике. Не забываем и про талант: из пяти больших композиторов в "могучей кучке" было минимум два великих — Мусоргский и Римский-Корсаков. Будучи самым молодым из кружка, после двух лет странствий по миру на кипере "Алмаз", Николай с головой ушёл в сочинение музыки. Результаты не заставили себя ждать. Из-под его пера выходят две симфонии, "Увертюры на русские темы", "Фантазия на сербские темы", а в 1867 году он написал ставшую для него знаковой музыкальную картину "Садко". На тот момент ему было 25 лет. Фото: artchive.ru Уже первые произведения молодого композитора обратили на себя внимание самых утончённых ценителей. По словам современников, привлекала в них и необычная техника талантливого самоучки, и необычная чуткость к явлениям природы, и национальный колорит. Выросший в Тихвине, Корсаков почти с молоком матери впитал гармонии народных песен, видел обряды, игры простых поморов, слышал музыку своей страны, в которой причудливо смешался строгий лад церковных напевов и скрытый языческий хаос. Всё это так или иначе нашло отражение в творчестве композитора. "Садко", написанная по мотивам новгородской былины, впоследствии станет оперой. Но ещё будучи просто музыкальной картиной, она сделала своего автора известным. Окрылённый успехом, молодой композитор садится за второе крупное произведение — оперу "Псковитянка", также посвящённую русской истории. Во время работы над ней он влюбляется. Фото: artinvestment.ru С Надеждой Пургольд их связала музыка. Молодая и красивая пианистка из хорошей семьи посещала Балакиревский кружок, где и обратила на себя внимание Николая Петровича. Признание в любви произошло во время совместного музицирования. Летом 1872 они поженились, прожили счастливо, правда, умерли не в один день: Надежда Николаевна пережила мужа на 11 лет и даже застала революцию 1917 года. Популярность счастливого мужа тем временем росла. "Псковитянка", к которой приложили руку Петр Чайковский, Модест Мусоргский и даже Надежда Николаевна, имеет ошеломительный успех, который закрепляется "Снегурочкой" по пьесе Александра Островского. Еще в работе над "Садко" композитор открывает особый симметричный лад, известный в истории музыки как "гамма Римского-Корсакова". Его он с успехом применяет и в новой "волшебной" опере. После неё за ним окончательно закрепилось прозвище "сказочник". Фото: mnogomernoe.ru После "Снегурочки" к опере Корсаков не возвращается 14 лет. Он преподает в консерватории и в Бесплатной музыкальной школе, пишет симфонические пьесы — самые известные из которых "Испанское каприччио" и "Шехеразада", романсы, из-под его пера выходит учебник гармонии. Однако публика ждала новых крупных произведений от любимого композитора. И долгое ожидание было вознаграждено. В 1895 Корсаков выпускает новую музыкальную сказку, на этот раз по мотивам Николая Гоголя. Либретто "Ночи перед Рождеством" он написал сам. В 1892 был опыт в "синтетическом жанре" — опера-балет "Млада" по мотивам истории полабских славян. Почти все оперы Николая Римского-Корсакова так или иначе связаны со сказками, фольклором и русской историей. Фото: art-catalog.ru И дело тут не только в детских воспоминаниях: композитор изучал народное творчество, общался с простыми людьми, слушал крестьянские песни. В зрелом возрасте его творческий метод достиг совершенства. Оперы, написанные в последние 10 лет жизни, принесли Римскому-Корсакову мировую славу. Их до сих ставят в ведущих театрах мира, экранизируют, записывают на аудионосители. Они написаны с большой любовью к родному краю и своему народу. Без фальши. Умер великий композитор 21 июня 1908 года в своём загородном имении. Николай Петрович мечтал о создании национальной музыки — и у него это получилось. Как и у его единомышленников из "могучей кучки".

Николай Римский-Корсаков: сказочник из "Могучей кучки"
© Ревизор.ru