Войти в почту

\"Ушкуйники\": кем были основатели пиратской республики в Вятке

Знаете, откуда пошло слово «свистопляска»? Толковый словарь Владимира Даля говорит нам, что это диалектное вятское слово со значение «тризна по убитым ошибкою вятчанами устюжанам, пришедшим на помощь и принятым за неприятелей, за что первые прозваны слепородами и свистоплясами; в этот день (четвёртая суббота от Пасхи) свищут в глиняные уточки и дудочки, на овраге, у часовни».[С-BLOCK] Что же это за эпизод? Великий московский князь Василий I Дмитриевич (1389-1425) в 1412 году направил войско против независимой Вятки. Н.М. Карамзин считал, что он присоединил Вятку к Московскому государству, так как он затем завещал её своему брату Юрию (отцу печально знаменитого Шемяки). Однако местная Хлыновская летопись утверждает, что вятчане успешно отбились. По-видимому, она права, так как в дальнейшем Вятка ещё почти столетие действует как независимое государство и только в 1489 году окончательно покоряется России. Предполагают, что во время этой войны с Москвой граждане Великого Устюга – зависимой новгородской колонии – пришли на помощь вятчанам. Ночью они были приняты вятчанами за неприятельское войско и подверглись истреблению. А откуда пошла сама Вятка? Карамзин, ссылаясь на ту же Хлыновскую летопись, говорит нам, что в 1174 году некоторые новгородцы основали колонию на высоком берегу Вятки. До этого здесь было укреплённое городище удмуртов. Новгородцы взяли городище, сожгли его, прогнали жителей, основали на его месте собственный город и установили своё господство в окружающей области. Вскоре они отделились от Новгорода и стали управляться независимо, но подражая в своей жизни новгородским вечевым порядкам. Однако нынешние историки полагают, что это событие совершилось не ранее 1181 года.[С-BLOCK] Вятка стала привлекать колонистов, любителей вольной жизни, из Новгородской и других земель Великой Руси. Из Вятки время от времени выходили ватаги ушкуйников, грабивших на Волге не только проходившие купеческие суда, но и прибрежные города, причём как басурманские (в Волжско-Камской Болгарии), так и русские. Поэтому часто можно встретить неверное представление о Вятской республике как о вольнице разбойников, этакой северной Запорожской Сечи. Но слово «ушкуйник» – новгородское, и такие же разбойничьи ватаги столетиями ходили из Великого Новгорода (ими и была основана сама Вятка). Однако мы знаем Новгород, прежде всего, как столицу богатого торгового государства, имевшего широкие связи со всей Русью, с Западной Европой и со странами Востока. Таким же по характеру купеческим центром была и Вятка, правда, меньшего масштаба, чем её метрополия.[С-BLOCK] Не Новгород страдал от набегов вятчан, а наоборот. Так, в 1374 году новгородские ушкуйники на 90 судах пришли войной на Вятку, ограбили город, после чего пошли войной на камских болгар, взяли выкуп с жителей Булгара (под угрозой сжечь город), а затем на обратном пути снова разорили Вятскую землю. Похоже, что Новгород не мог смириться с независимостью своей бывшей колонии и мстил ей карательными экспедициями. Однако Вятка в течение столетий успешно отстаивала свою свободу. В тогдашних условиях вятчанам надо было опереться на какое-то соседнее государство, и они во второй половине XIV века заключили союз с соперниками Москвы – суздальско-нижегородскими князьями. По-видимому, Вятка платила им регулярную дань и при этом служила убежищем для изгнанных оттуда князей.[С-BLOCK] Про внутриполитическую жизнь Вятки известно очень мало. Судя по скудным сохранившимся известиям, её социальная структура копировала таковую Новгорода. Высшим классом было боярство, далее шло богатое купечество – «житьи люди», потом обыкновенное купечество. Большинство городского населения, в отличие от Новгорода, а также крестьяне не имели, по-видимому, политических прав. Вятская республика, несмотря на своё «ушкуйническое» происхождение, носила, вероятно, более аристократический характер, чем Новгород, и была в этом отношении ближе к Пскову. Особый интерес представляет религия жителей Вятки. «Обличения» тамошнего духовенства иерархами Русской церкви свидетельствуют, что христианство там было лишь оболочкой для языческих верований и традиций. Об этом свидетельствует и упомянутая в начале «свистопляска», ставшая синонимом чего-то язычески-разнузданного.[С-BLOCK] Успешно торгуя, Вятская земля достигла известной степени довольства. «Слух о благосостоянии сей маленькой республики вселил в Моголов желание искать там добычи», – повествует Карамзин под 1392 годом. Беткут, военачальник хана Тохтамыша, разорил Вятку. В том же году вятчане, призвав себе на помощь граждан Новгорода и Устюга, отомстили, разграбив много городов Волжско-Камской Болгарии, находившейся в зависимости от Золотой Орды. XV век принёс в жизнь Вятки роковые перемены. Присоединение Суздальско-Нижегородского княжества к Москве лишило Вятку покровителя. Возвышение Москвы явно угрожало независимости республики. Поэтому во время усобицы князя Василия Тёмного с братом Юрием, а позже с его сыновьями Дмитрием Шемякой и Дмитрием Красным, вятчане поддерживали последних. В отместку за это в 1457 и 1459 годах Василий Тёмный ходил войною на Вятку (где-то с этого времени город меняет название на Хлынов) и поставил её в зависимость от Москвы. Московское владычество, очевидно, было тягостным для вятчан. Они легко сменили его на зависимость от Казанского царства, когда в 1468 году казанское войско подступило к Вятке.[С-BLOCK] В обстановке разгоравшегося противостояния между Москвою и Казанью, а также падения Новгорода, Вятка могла только примкнуть к одной из сторон. В 80-е годы XV века вятчане приняли московского наместника, но в 1489 году выгнали его. Это послужило Ивану III предлогом для окончательного завоевания города и уничтожения его вольности. В том же году он взял его и депортировал наиболее именитые семьи в разные области Московского государства. Таким был конец самой восточной из русских вечевых республик.