Ещё

Кметы: почему у одних славян так называли витязей, а у других — крепостных крестьян 

Фото: Кириллица
Значение любого слова может варьироваться в зависимости от эпохи и конкретного региона, где оно употребляется. Например, когда болгарин называет какого-то человека кметом, то имеется в виду местный начальник, а босниец так именует зависимого крестьянина, возделывающего чужую землю. Как же в родственных славянских языках могло возникнуть настолько значительное смысловое расхождение?
Кто они такие
«Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» указывает, что кмет (къметь, комит, кмит) — это свободный член общины. В эпоху Средневековья славяне так называли уважаемых людей. То есть мужчин, которые в те времена всегда были воинами.
О происхождении данного слова среди ученых-лингвистов ведутся споры. Большинство специалистов считают, что оно было заимствовано славянами у римлян. На латыни слово сomites (комиты) означает «спутники, товарищи». Так изначально именовали членов свиты высокопоставленных лиц, их советников, затем комитами стали называть официальных должностных лиц Римской империи.
Этимологический словарь русского языка, составленный немецким ученым Максом Фасмером, содержит и другие версии специалистов. Например, некоторые лингвисты считают, что «къметь» — исконно славянское слово, ведь с чешского языка kmen переводится как «род, племя». Получается, что изначально славяне называли кметами представителей своей общины.
Важные люди
У большинства восточноевропейских народов так именуют уважаемых лиц. В современной Болгарии кмет — это глава местной общины, избираемый жителями. А в Черногории членов третейского суда — почтенных людей, которые разбирают административно-гражданские споры на общественных началах — и сегодня называют кметами.
Для жителей средневековой Сербии это слово означало сельских старост, наиболее уважаемых жителей, которые решали различные хозяйственные вопросы от имени общины. Впоследствии кметов стало назначать правительство, они занимались сбором податей, а также обеспечением правопорядка во вверенных им селах.
В украинском языке, где это слово тоже является устаревшим, кметами называли свободных крестьян. Сохранилось несколько производных от него, использующихся людьми и по сей день. Например, сообразительного и ловкого человека называют «кмітливий», а хорошую хозяйку — «кметиня или кметиця». Глагол «кмітувати» переводится с украинского как «думать».
Подневольные крестьяне
Представители русинов, живущие в современной Венгрии, именовали кметами бедных крестьян, не имеющих собственной земли. Эти люди возделывали чужие пашни и поля, трудясь в поте лица. Они вынуждены были платить хозяину участка за саму возможность работать на нем. То есть мало отличались от русских крепостных по своему социальному статусу.
В Боснии кметы тоже являлись бесправными сельскими жителями, потому что собственностью землевладельца была не только пашня, но и хаты подневольных крестьян. Хозяин мог просто выгнать неугодного кмета из дома. И хотя формально работник считался свободным, идти ему часто было просто некуда. К тому же многие крестьяне не имели собственных волов, использовавшихся на пахоте вплоть до ХХ века.
Если кмет возделывал землю на господских волах, то он должен был отдать землевладельцу половину своего урожая. Если обходился своими силами — только одну треть. Самого простого селянина это слово обозначало и у чехов, поляков, хорватов.
В Древней Руси
Летописи и памятники древнерусской литературы дают определение кмета, как уважаемого воина, дружинника. В «Поучении Владимира Мономаха», которое великий князь киевский написал в начале XII века, есть такие строки: «А самы князи Бог живы в руце дава: Коксусь с сыном, Аклан, Бурчевич, Таревьскый князь Азгулуй, и иных кметий молодых 15». То есть кметы упоминаются вслед за князьями, это хоть и молодые, но знатные воины.
Словарь-справочник «Слова о полку Игореве» в шести томах, изданный в Ленинграде в 1965—1984 годах под редакцией известных ученых Б. Л. Богородского, Д. С. Лихачева и О. В. Творогова, указывает на несколько упоминаний кметов в памятнике древнерусской литературы конца XII века. И каждый раз речь идет о дружинниках князя — его ближайших соратниках, смелых и искусных воинах. Например, трубчевский князь Всеволод, брат Игоря Святославича, так характеризует своих славных витязей: «А мои ти Куряне сведоми кмети: под трубами повити, под шеломы везлелеяни…».
Однако в дальнейшем воинское сословие, видимо, утратило свое былое влияние. Приближенными правителей стали, скорее, искусные политики, чем ратники. Так, в России XIV—XVI веков кметами именовались уже просто вольные крестьяне, владевшие небольшими наделами земли и работавшие на своей пашне.
Их просто закабалили
Как отмечают многие исследователи, чем глубже в прошлое мы заглянем, тем более важным и уважаемым членом общины является кмет. В некоторых славянских языках это слово до сих пор обозначает представителя местной власти или сельского старосту. Однако у других народов значение слова изменилось, и произошло это в результате утверждения феодального строя. Некогда смелые воины, свободные люди просто попали в кабалу к крупным землевладельцам.
Известный историк Галина Михайловна Данилова в своей книге «Проблемы генезиса феодализма у славян и германцев» провела анализ правовых памятников письменности разных народов Европы. Автор исследовала процесс перехода от общинно-родового способа ведения крестьянского хозяйства, когда люди были относительно свободны, к жесткому социальному разделению на землевладельцев и крепостных холопов.
«Смерды и кметы — некогда свободные земледельцы-общинники — были, судя по источникам, до XIII—XIV веков непосредственно связаны с общиной. Но в процессе феодализации, которая у славян несомненно имела место, как смерды, так и кметы стали зависимыми от феодалов людьми… Над ними нависло иго крепостничества», — написала в своей книге Г. М. Данилова.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео