Прописные истины
Один из известнейших и самых читаемых авторов ХХ века – Михаил Булгаков. Во всяком случае, это касается «Мастера и Маргариты» и «Собачьего сердца». Творчество Булгакова овеяно слухами с мистическим флером, а в биографии писателя есть немало интересных фактов из серии «нарочно не придумаешь». Например, в романе, известном нам как «Мастер и Маргарита», изначально не было ни Мастера, ни его возлюбленной. Эти персонажи появились только через 10 лет работы над произведением. Над своей главной книгой Булгаков работал до конца жизни, но так и не завершил свой труд; «собирала» роман из черновиков и набросков вдова писателя. Творческий путь Булгакова нельзя назвать простым. В 30-е годы рукописи автора не публиковали, а пьесы изымали из репертуара театров. Уже полностью ручная, угодливая и безмерно чуткая к мнению власти, пресса обрушивала на Булгакова шквал критики. В это же время писатель начал работу над пьесой о Сталине «Батум». В качестве времени действия пьесы было избрано начало революционного пути вождя, чтобы не пришлось воспевать оду тирану, уже находившемуся на пике власти. Несмотря на это, Булгаков погрузился в тяжкую депрессию. Он любил «Фауста», часто слушал эту оперу в Большом театре, и однажды узнал себя в Фаусте, продавшем душу дьяволу. Кстати, именно «Фауст» подарил имя персонажу «Мастера и Маргариты»: так назвал себя Мефистофель в сцене Вальпургиевой ночи, когда требовал от нечисти уступить дорогу: «Место! Дворянин Воланд идет». В немецкой литературе «фаустовских» времен чёрта называли «Фаланд», что значило лукавый. Этот вариант Булгаков также обыграл в своем романе. «Кажись, Воланд. А может быть, и не Воланд? Может быть, Фаланд», – мучительно вспоминали имя мага служащие варьете. Интересно, что прототипом кота Бегемота стал питомец Булгакова, только реальный Бегемот был чёрным псом. Пишут, что он был очень умён. Однажды в новогоднюю ночь, после боя курантов, пёс Бегемот по собственной инициативе пролаял 12 раз. Естественно, это было истолковано как поздравление, не иначе. К столетию гибели Пушкина Булгаков, как и многие коллеги по цеху, написал пьесу, посвящённую поэту, причём в пьесе отсутствовал один важный персонаж – сам Александр Сергеевич. По мнению автора, появление на сцене Пушкина было бы вульгарной безвкусицей. Писателя не любили не только по указке сверху. Жители дома в Киеве невзлюбили писателя вполне искренне и не без причины: в «Белой гвардии» Михаил Афанасьевич описал дом, в котором некогда жил, приписав зданию одну лишь вымышленную деталь – спрятанный клад. Узнав своё жильё, домовладельцы практически разрушили строение в поисках сокровищ, и остались ни с чем… Простую, казалось бы, повесть «Собачье сердце» некоторые критики подозревают в наличии «двойного дна». Смысла, который находится на поверхности – критика люмпен-пролетариата в лице Шарикова и самой идеи большевизма – более чем достаточно, однако, есть версия, что повесть – персональная сатира на руководство молодого советского государства. Начинали со Сталина, олицетворенного в образе Шарикова-Чугункина: дескать, не зря нечто «металлическое» позвякивает в фамилиях. Преображенский, мол, – это товарищ Ленин, преобразивший страну, а Зина – это вообще товарищ Зиновьев. Остальным действующим лицам повести также подбирали исторические параллели. Булгакова можно цитировать к любому случаю, начиная от «осетрины второй свежести» и до бесконечности, а сегодня мы бы выбрали в качестве цитаты дня вот эту: – Писатель всегда будет в оппозиции к политике, пока сама политика будет в оппозиции к культуре. © zemlyak.news