Вы заметили, сэры?
ПУШКИН И СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА путевой очерк -Вы заметили, сэры, какие стоят погоды? Стругацкие В начале июня 2018 года ЛИТО «Царскосельская Лира» совершило однодневное путешествие по пушкинским местам Ленинградской области. Это произошло в очередную годовщину рождения великого поэта. Другой поэт и философ, наш руководитель Гумер Исламович Каримов, организовал эту замечательную поездку. Помогала ему жена и муза, тонкая трепетная поэтесса Антонина Александровна Каримова, отмечающая день рождения тоже 6 июня. Мы, современные поэты и писатели, посетили Кобрино, Суйду – имения семейства Пушкиных, и Выру – музей персонажей повести Александра Сергеевича «Станционный смотритель» (1831), посвященный поездкам по России. Этот первый в России музей литературных героев открыт 15 октября 1972 года. Здесь есть комнатка красавицы Дуняши с как будто только что оставленным рукоделием, и комната ее отца Самсона Вырина. Конфликт этой повести удивительно современен: благородный гусар обманом увез простую девушку Дуняшу в Санкт-Петербург, откупился деньгами от безутешного Самсона Вырина, дочь рыдает на могиле оставленного ею отца. Возможно, Пушкин дал своему герою фамилию по названию станции – третьей на Белорусском почтовом тракте. Сам Александр Сергеевич не раз проезжал станцию Выра, следуя в отцовское имение Михайловское. В деревне Выра находится домик станционного смотрителя. Исторический памятник русского дорожного быта воссоздан по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Но это здание, хоть и исторической постройки, Пушкин не посещал. Почтовая станция, где останавливался Пушкин, находилась в том месте, где сейчас располагается огород Александра Семочкина (о нем позднее). Деревня Выра очень стара, известна еще с новгородских времен. Здания почтовой станции в Выре, выкрашенные в желтый цвет, восстановлены в стиле русского классицизма эпохи Николая I, инженера и архитектора на троне. В Выре есть замечательный музей почты с подлинными предметами пушкинской эпохи: марками, пергаментами, подсвечниками, лампами, штемпелями. Экспонируются и дорожные повозки того времени. Везде, где мы побывали в этот жаркий июньский день, проходили концерты, лекции, чтение стихов, трепетали баннеры с портретами А.С.Пушкина. В Суйде, перед музеем-усадьбой, на открытой эстраде, шел концерт. Эта усадьба принадлежала Абраму Петровичу Ганнибалу (1696-1781), прадеду по матери Александра Сергеевича Пушкина. Его родители венчались в местной церкви Вознесения Христова. В 1964 году церковь сгорела, но в наши дни восстановлена на старом, намоленном месте. Надежда Осиповна Ганнибал (1775-1836) родилась в Суйде, в доме деда. Современники отмечали желтоватый цвет ладоней матери Пушкина. В светском обществе её, имеющую четверть (кварту) негритянской крови, называли «Прекрасной креолкой». Вспомним роман абсолютного ровесника Ивана Сергеевича Тургенева Томаса Майн Рида (1818-1883) «Прекрасная квартеронка». Негритянкой была бабка по отцу французского писателя Александра Дюма (1802-1870). Как много прекрасных писателей, классиков мировой литературы, родилось в XIX веке! Абрам Петрович Ганнибал купил усадьбу в 1759 году у графа Федора Апраксина, а с 1762 года, выйдя в отставку после кончины своей царственной сестры Елизаветы Петровны, удалился в Суйду. Парк усадьбы – прототип пушкинского Лукоморья, но знаменитый дуб теперь поражает не раскидистой зеленой кроной, а обгорелым стволом – в 1990 году его поджег местный подросток. Расправятся ли вандалы и с огромным каменным диваном, в который превратился валун, притащенный в эти места последним ледником? В здешнем музее, основанном в 1986 году Андреем Бурлаковым, можно увидеть вещи Абрама Петровича и его потомков: бронзовый подсвечник, серебряную чайную ложечку, табакерку, шкатулку, бюсты Абрама Петровича и Александра Сергеевича, старинное полотенце с кружевами и монограммой «А.С.». Любопытно, что именно в Суйде при Абраме Петровиче начали выращивать картофель, ставший нашим национальным овощем. В музее показывают походный сундук, в котором Ганнибал привез в Суйду первую партию картофеля. Отварная картошка со шкварками и укропом стала любимым блюдом крестника Петра Великого. И в семье Пушкиных любили картофель: отварной со шкварками или запеченный в соли. В приданое Надежда Осиповна получила деревню с усадьбой Руново, находящуюся недалеко от Суйды и Кобрино. Музея в Руново никогда не было, деревянный господский дом сгорел в 1887 году. На сохранившемся фундаменте возвели двухэтажный, тоже деревянный дом. Этот дом сгорел совсем недавно – в августе 2018 года. Вот так, буднично, теряем мы материальное наследие прошедших эпох. Концерт в Суйде продолжался: пели и плясали девушки в русских костюмах и великолепных кокошниках, звучали с детства знакомые пушкинские строки. Так наши современники, местные жители и гости из других городов, празднуют годовщину рождения нашего великого национального поэта. Его лирические, философские, патриотические стихи соединяют народы России в единую нацию. Во все периоды нашей жизни мы обращаемся к его творчеству. Заехали мы и в находящееся неподалеку Рождествено – имение, последним хозяином которого был В.В.Набоков (1899-1971), представитель последнего поколения дворянских писателей русской литературы. Перед нами жемчужно-серый, как Зимний дворец при Николае I, усадебный дом Рождествено. Под классическим портиком за шестью колоннами находится вход в дом. Колонны, как и само здание, деревянные, выкрашены в белый цвет, крайнюю правую уродует ожог – след пожара 1995 года. Но нашелся добрый человек, совестливый, энергичный, который занялся реставрацией усадьбы – духовного достояния нашего народа. Это Александр Александрович Семочкин, уроженец Выры, местный житель в пятом поколении. Он окончил ЛИСИ и занялся спасением старинных зданий. Теперь он старший научный сотрудник музея Рождествено, автор множества книг о родном крае. Под классическим портиком усадебного дома Рождествено, закрывая шесть белых колонн, висел огромный баннер с портретом нашего гениального поэта, день рождения которого стал литературным и культурным праздником, пушкинским днем России. Перед усадебным домом на специально к этому дню возведенной сцене настраивал инструменты приглашенный ансамбль. Зрители и слушатели ожидали начала концерта. Поэтому в дом-музей нас не пустили. Пришлось обойти его по дорожке, проложенной вокруг фундамента дома Набокова. Мы шли, восхищаясь прекрасными видами, открывающимися на каждом шагу. Местность холмистая, почти гористая. Внизу, между двумя высокими холмами, течет река Грезна. Жемчужно-серый музейный дом кажется легким и воздушным на фоне голубого летнего неба. Напротив, на другом берегу реки, возвышается основательный краснокирпичный храм под голубым куполом. На фоне его яркой стены особо отчетливо видна пирамида из светло-серого каррарского мрамора, специально доставленного из Италии. Пирамиду венчает православный крест. Это фамильный склеп семейства Рукавишниковых, из которого происходила мать В.В.Набокова Елена Ивановна. Любопытно, что Владимир Владимирович на сто лет младше Александра Сергеевича. И если Пушкин был ярчайшим представителем золотого века русской литературы, то Набоков принадлежит ее серебряному веку. Эти сто лет вместили так много! Между культурой правящего класса и большинства работающего населения Российской империи разверзлась огромная пропасть, что и привело к революционным бурям, сотрясшим наше Отечество. Няня Александра Сергеевича происходила из крепостных крестьян. Она родилась в Суйде (1758-1828) в семье Родиона Яковлева и Лукерьи Кирилловой, вынянчила Надежду Осиповну и троих ее детей. Мать Надежды Осиповны, Мария Алексеевна, урожденная Пушкина (1745-1818), разрешила Арине переехать из Суйды в соседнее Кобрино к мужу Федору Матвееву, позднее, за верную службу подарила няне дом. Сама Мария Алексеевна принимала живое участие в воспитании внуков, рассказывала им семейную историю. Образы Петра Великого и его крестника стали близки юному Александру. Мария Алексеевна писала среднему внуку письма на прекрасном русском языке в бытность его учебы в Царскосельском Лицее. Подлинный дом Арины Родионовны до сих пор сохранился в селе Кобрино. С 1974 года это музей «Домик няни А.С.Пушкина». Местная учительница Наталья Михайловна Ныркова в 50-х годах ХХ века купила ветхий деревянный домик и сохраняла его до прихода реставраторов. Сруб обновили: подняли, заменили прогнившие венцы, обшили тесом, пропитали весь домик составом, отпугивающим древесного жучка. Теперь «часы смерти» не тикают в этом доме. Местные жители передали вещи, ставшие экспонатами музея. Мы побывали в нем. Простые вещи, наполняющие этот маленький уютный домик, приближают к нашему времени ту, уже далекую от нас пору начала XIX века, детства гения русской литературы: лампадка перед иконами, русская печь, подвесная детская люлька, вышитые полотенца, лавки, сундуки. Няня Пушкиных скончалась в Санкт-Петербурге, в доме Ольги Сергеевны Павлищевой, старшей сестры поэта. В 2010 году, в селе Воскресенское, близ Кобрино, установлен бронзовый памятник няне и ее самому прославленному воспитаннику (скульптор Валерий Шевченко). Арина Родионовна сделала все, чтобы ее воспитанник впитал и полюбил культуру русского народа. Быть может, она напевала ему и карело-финские руны. Позднее эти руны собрал и объединил в поэтический эпос «Калевала» ровесник Александра Дюма Элиас Лённорт (1802-1884). Отец няни Пушкиных был карелом, и, наверное, знал песню о том, как некая девушка спускалась в потусторонний мир Похьёлу за солнцем, украденным злыми силами. Она вынесла светило, луну и звезды из подземного мира на своей голове и плечах. Возможно, эта героиня явилась прообразом Царевны-Лебеди из пушкинской «Сказки о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»? В 1900 году Михаил Врубель (1856-1910) создал картину «Царевна-Лебедь» - сокровище Государственной Третьяковской галереи. Любопытно, что у символистов образ лебедя означал вдохновение. Так литературные произведения дают импульс для появления шедевров живописи. Свои первые, детские впечатления и воспоминания Александр Сергеевич воплотил позднее в чудесные сказки (30-е годы XIX века), имеющие глубинное философское значение. На этих сказках воспитаны и воспитываются уже несколько поколений наших соотечественников. Воспитанием же юного Владимира Набокова занималась английская бонна – отец его был англоманом. Володя освоил английский язык раньше русского. Такие мысли проносились в моей голове, когда я любовалась в окно экскурсионного автобуса поэтическими видами родной природы. И погода в тот день стояла чудесная, очень жаркая для начала июня. Фразу из любимой повести выдала моя читательская память: «Вы заметили, сэры, какие стоят погоды?» Действительно, погода этого лета превзошла все чаяния петербуржцев: наше лето началось в первые дни мая. Повесть «Понедельник начинается в субботу» (1965) написана Аркадием (1928-1991) и Борисом (1933-2012) Стругацкими более чем через сто лет после пушкинской эпохи, более чем за пол столетия до нашего времени. Мировая культура возникает и из переплетений писательских судеб. Магистральное развитие мировой литературы предстало моему мысленному взору: Гомер (VIII-VII века до н.э)… Данте (1265-1321)… Торквато Тассо (1544-1595)… Пушкин (1799-1837)… Достоевский (1821-1881)… Лев Толстой (1828-1910). Любопытно, что многие произведения этих замечательных авторов описывают путешествия, реальные и воображаемые. Одиссей Гомера десять лет возвращается на свою родину, милую Итаку. Данте описывает трансцендентное путешествие на тот свет: Ад, Чистилище, Рай – вехи этого пути. Тассо – автор фэнтези XVI века, поэмы «Освобожденный Иерусалим» о битве за вечный город трех религий, имеющий золотого небесного двойника. Пушкин немало поездил по России. Эти поездки подпитывали его творчество: «Бахчисарайский фонтан» (о Крыме (1821-1823); «Путешествие в Арзрум» (1836); «Капитанская дочка» (1836), «История Пугачевского бунта» (1834). Федор Достоевский писал о заграничной Европе: «Игрок» (1867). Лев Толстой описывал свои впечатления от путешествий по Европе: «Люцерн» (1857), а в романе «Анна Каренина» (1873-1877) бросил главную героиню под поезд – новейшее средство передвижения своего времени. Русские писатели обессмертили отечественную литературу, сделали её лучшей частью литературы мировой. Роман Льва Толстого (1828-1910) «Война и мир» (1863-1869) - одно из лучших и любимых во всем мире произведений. Оно является составной частью российского менталитета. Уже несколько поколений россиян узнают об Отечественной войне 1812 года именно после прочтения этого романа. Лев Толстой, работая над романом, изучал исторические документы, обратился к истории своей семьи, выезжал на поля сражений той войны. Однако, когда этот роман вышел из печати, многие высокопоставленные военные указывали автору на некие неточности в описании боевых действий. На что Лев Толстой ответил: «Было по-вашему, станет теперь по-моему». И он оказался прав в исторической перспективе! Писателю нужен большой талант, чтобы заявить о себе в полный голос, и литературное мастерство, чтобы художественно воплотить свою версию исторических, и любых других событий. Он вкладывает в произведение мощную энергетику, кусок жизни, часть собственной души. И пусть проходит время, меняется наш язык и культура, но великие произведения литературы, созданные в прошедшие эпохи, определяют нашу сегодняшнюю жизнь. Почти через сто лет после гибели Александра Сергеевича Пушкина великий поэт ХХ века Борис Пастернак (1890-1960) написал: Поэт, не принимай на веру Примеров Дантов и Торкват. Искусство – дерзость глазомера, Влеченье, сила и захват. 1936 год. Так пусть же эти стихи станут девизом каждого современного писателя. Лучшее произведение нашей эпохи еще не написано!