Русский Паганини. Его игрой восхищались монархи, а он даже не знал нот
Наше земляк Борис Сергеевич Трояновского, виртуоза-балалаечника, доказал всему миру мощь и величие народного инструмента В имении Ругодево в 17 верстах от Новоржева 15 апреля 1883 года родился будущий музыкант. Его дед был польским приказчиком и при случае на торгах купил усадьбу под Новоржевом. Заправляла хозяйством бабушка, Наталья Александровна. У ее сына Сергея, железнодорожного служащего, было слабое здоровье, а невестка умерла очень рано, пристрастившись к морфию. Она делала мужу инъекции, прописанные доктором, и сама незаметно подсела на наркотик. О камень! Маленький Боря часто убегал к пастухам, его завораживал пожилой крестьянин, умеющий играть на балалайке. Мальчик не только слушал, но быстро овладел этим искусством. Кстати, бабушке не нравилось это увлечение, и она строго-настрого запретила внуку такие «походы». «Я понял и впитал в себя дух народа, национальный стиль и характер исполнения деревенских песен и наигрышей, научился передавать их без всякого искажения, с сохранением этнографической красоты», - вспоминал музыкант. Очень скоро ученик обогнал своего учителя, и старый пастух разбил свою балалайку о камень со словами: «Как Борька играет, я уже никогда не сыграю». Вскоре отца перевели в Псков, а затем и Великие Луки, где мальчик учился в реальном училище - ныне школа №1. В Пскове, а это были 90-е годы позапрошлого века, учитель из Кадетского корпуса правильно поставил мальчику руку. Кстати, в то время общество повернулось лицом к русской народной музыке и она медленно, но верно стала входить в моду. Имение под Новоржевом бабушка продала, на эти деньги купила участок и построила в Великих Луках дом, чтобы быть ближе к сыну и внуку. Мальчик, зная строгий нрав Натальи Александровны, которая продолжала считать балалайку мужицким инструментом, прятался от нее в сарае и там же придумал новые приемы игры на инструменте, которые используют музыканты-народники до сих пор. С учебой у Трояновского не ладилось, и из реального училища его отчислили за пропуски, но для бабушки была готова легенда, что внук уезжает в Санкт-Петербург учиться в университете. Любящая родительница не скупилась деньгами на содержание, а он на эти средства покупал модные костюмы и выступал, благо народная музыка вошла и в великосветские салоны. На одном из музыкальных вечеров его заметил Василий Андреев, создатель и руководитель Великорусского оркестра народных инструментов. Он и пригласил юного балалаечника в свой коллектив, и сразу солистом. Статный, хорошо одетый юноша обзавелся важными приятелями, среди которых были известные меценаты братья Нобели. Они организовали ему ангажемент на гастроли по Европе, но с условием создать оркестр. Но так как ему было не потянуть такие траты, то он просто отдал ангажемент Андрееву. Нежный голос Успех был такой, что русские купцы помчались по Европе вслед за музыкантами торговать народными инструментами. В Старом Свете начался бум русской музыки. Трояновскому рукоплескали Берлин, Лейпциг, Лондон, Париж, Нью-Йорк, Чикаго, Вашингтон. Осенью 1909 года его пригласили в замок Виндзор играть на балалайке в присутствии двух королей – английского и португальского. Монархи были поражены, как можно извлекать такие божественные звуки всего из трех струн. Через год Трояновский вновь в Англии, где знакомится с великой актрисой Сарой Бернар, и, прервав гастроли, выезжает в Париж, чтобы дать несколько концертов в ее театре. В этом же году он встречается со Львом Толстым, играет для писателя в Ясной Поляне. «Я буквально слышал нежный женский голос, когда слушаешь балалайку издали, получается полная иллюзия пения. В игре Трояновского звучит сразу несколько инструментов», - говорил Толстой. «Сказать, что г. Трояновский – выдающийся виртуоз на незатейливом инструменте, недостаточно. Это какой-то волшебник», - пишут газеты, называя его русским Паганини. В чем же секрет и успех музыканта? Он, совершенно не зная нотной грамоты, привнес в игру на щипковых инструментах новые методы, которые позволяли исполнять не только народные мелодии, но и классику, и средневековую музыку. А еще он был настоящим пропагандистом русской музыки, за что получил высшие награды от европейских государств. «За ту великую работу, которую не смогли сделать дипломаты, но выполнил господин Трояновский», - сообщали газеты накануне Первой мировой войны. Николай II присваивает ему звание солиста Его Императорского Величества за активное участие в концертах для воинов Русской армии на фронтах Первой мировой войны. Борис Сергеевич щедро делился своим даром, он дал немало благотворительных концертов для поддержки экспедиции Седова на Северный полюс. Революцию принял совершенно спокойно, продолжая свою работу. А вот когда начались гонения на народные инструменты со стороны советской власти, на личные средства привез в Москву оставшихся в живых (большинство скосил тиф) музыкантов Андреевского оркестра и дал единственный концерт-диспут в защиту народного инструмента. После него Трояновскому выдали мандат, благодаря которому он мог рассчитывать на помощь в организации музыкальных обществ и оркестров. В 20-е годы в Советской России не осталось ни одной фабрики музыкальных инструментов, и именно он собрал все лекала, чертежи русского мастера Семёна Налимова и создал фабрику, которая так и называлась - Великорусская фабрика народных инструментов «Русская балалайка». Борис Сергеевич едва не погиб в блокаду, умирая от голода в своей квартире. Его нашла племянница и буквально на руках вынесла и отправила в госпиталь. Едва оправившись, он нашел свою пианистку и отправился с ней с концертами по частям Красной армии в прифронтовой полосе. Не раз они попадали под обстрел, а в один из таких дней пианистка погибла. До самой смерти в 1951 году Трояновский продолжал выступать. В память о нем ежегодно на Псковщине проходит фестиваль народной музыки, куда приезжают исполнители из известных коллективов Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Белоруссии. И балалайка продолжает жить и останется вечно молодой, потому что воплощает несгибаемый характер русского народа.