Николай Гумилев: единство противоположностей

С самого начала в жизни поэта можно наблюдать разносторонность, граничащую с противоречивостью. В юности Николай увлекался теорией Маркса и в то же время философией Ницше, которой созвучно его первое опубликованное стихотворение "Я в лес бежал из городов…". Образ Поэта, цельный и противоречивый одновременно, сформировался у Николая позже под влиянием Иннокентия Федоровича Анненского. Он был директором гимназии в Царском Селе, куда семья Гумилевых переехала в 1903 году. В Анненском тоже причудливо сочетались чиновник, застегнутый на все пуговицы, и поэт, выпустивший свой единственный прижизненный сборник под псевдонимом "Ник. Т-о". Ему Николай посвятил стихотворение: К таким нежданным и певучим бредням Зовя с собой умы людей, Был Иннокентий Анненский последним Из царскосельских лебедей. Там же, в Царском Селе, Гумилев встретил будущую жену – Анну Ахматову (в то время гимназистку Аню Горенко). Как известно, их отношения были непростыми. После знакомства Николай дважды предлагал Анне стать его женой, но согласие получил только на третий раз в 1910 году (за отказами следовали неудачные попытки суицида). Первый кризис возник уже во время их свадебного путешествия в Париж, когда у поэтессы случился роман с художником Амадео Модильяни. Последующий кризис произошел уже после рождения сына, Льва Гумилева, в 1912 году. В общей сложности супруги прожили вместе 8 лет и развелись в 1918 году. Фото Николая Гумилева с Анной Ахматовой и Львом 1915 года. Фото: yarcenter.ru Во многом благодаря Ахматовой в любовной лирике поэта сформировался центральный женский образ. Наиболее ярко он проявился в "Пятистопных ямбах": Сказала ты, задумчивая, строго: – "Я верила, любила слишком много, А ухожу, не веря, не любя, И пред лицом Всевидящего Бога, Быть может, самое себя губя, Навек я отрекаюсь от тебя". В лирике Гумилева исход – неизбежная разлука, непонимание. И эту разлуку лирический герой (одинокий завоеватель) обязан пережить мужественно, без жалоб и упреков в адрес женщины. Этот образ встречается и в знаменитом стихотворении "Жираф": "Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя". Изысканный жираф. Лысак Владимир, 11 лет. Фото: staniko.ru. В 1905 году в жизни Гумилева появился Валерий Брюсов, "вождь символизма", оказавший значительное влияние на творчество поэта. Их знакомство произошло после публикации первого сборника Гумилева "Путь конквистадоров", который оценил Валерий Брюсов. За этим последовала переписка поэтов, и возник интерес Гумилева к символизму. После окончания гимназии в 1906 году Николай уехал в Париж изучать литературу и искусство в Сорбонне. Там он занимался литературно-художественным журналом "Сириус", в основе которого лежали идеи французского и русского символизма. С тех пор в личности Гумилева неразрывно существуют два начала: поэтическое и организационное. Тогда же, прямо из Парижа, Николай Гумилев в первый раз отправился в Африку. В 1913 году он совершил экспедицию уже в качестве начальника от Академии Наук для изучения африканского быта и составления коллекции петербургского Музея антропологии и этнографии. Поэт работал не только над стихами, но и писал путевые очерки "Африканская охота". В африканском цикле стихов лирический герой – смелый воин, охотник и знаток первобытных культур. В то же время поэт Георгий Иванов, представитель первой волны русской эмиграции, в чьей жизни Гумилев сыграл роль наставника, писал, что об Африке тот отзывался презрительно, и на вопрос, что он испытал, впервые увидев Сахару, ответил: "Я не заметил ее. Я сидел на верблюде и читал Ронсара". Как при всей значимости "экзотического" в лирике Гумилева у него могло сложиться такое (никакое) мнение об Африке? Эпатаж? Скорее, характерный для серебряного века жест: смешение литературы и реальности, жизни и мира фантазий. Валерий Брюсов и Николай Гумилев. О внешнем облике Николая Гумилева у современников не сложилось единого впечатления. Одни считали его наружность – в сочетании с подчеркнуто-церемонными манерами – привлекательной, другие утверждали, что он уродлив. Поэт Николай Оцуп вспоминал: "Сильно удлиненная, как будто вытянутая вверх голова, косые глаза, тяжелые медлительные движения, и ко всему очень трудный выговор, – как не запомнить!.. Да, он был некрасив. Череп, суженный кверху, как будто вытянутый щипцами акушера. Гумилев косил, чуть-чуть шепелявил…" Сергей Маковский, другой поэт русской эмиграции, говорил о Гумилеве: "Юноша был тонок, строен, в элегантном университетском сюртуке, с очень высоким, темно-синим воротником (тогдашняя мода) и причесан на пробор тщательно…" В 1911 году Гумилев основал сообщество "Цех поэтов". В нем приняли участие: Сергей Городецкий, Владимир Нарбут, Николай Клюев, Анна Ахматова, Осип Мандельштам и Александр Блок. Поначалу оно не имело какой-либо направленности, идеологии. В 1912 году Гумилев провозгласил новое художественное течение – акмеизм. Разочарованный в символизме с его интересом к запредельному, в акмеизме поэт стремился вернуть поэзии предметность во взгляде на мир. Важно отметить, что "акмеизм" как литературное направление в поэзии начала XX века и "акмеизм Гумилева" – не одно и то же. Гумилев был идеологом акмеизма, но, как ни парадоксально, его поэзия не соответствует в точности принципам этого направления. Н. Богомолов, исследователь творчества Гумилева, считал, что "акмеизм Гумилева внутренне конфликтен, несводим к описательности", был попыткой "вобрать в поэзию все богатство окружающего мира". Несочувствующие акмеизму, в том числе Александр Блок, покинули "Цех". Несмотря на явное расхождение интересов, у Гумилева с Блоком было нечто общее. Владислав Ходасевич, их общий знакомый, вспоминал: "Они терпеть не могли друг друга – и этого не скрывали. Однако в памяти моей они часто являются вместе". Блок, отрицавший идеи символизма, по сути, был одним из лучших символистов. Гумилев, считавший себя последовательным противником символизма, до конца жизни находился под влиянием Брюсова. Первый стихотворный сборник Гумилева. Фото: gumilev.ru Вероятно, непрямой конфликт поэтов возник из-за мировоззренческих различий. Блок был поэтом всегда, каждую минуту своей жизни. Гумилев – лишь тогда, когда писал стихи. Через много лет в первом номере "Литературной Газеты" Блок опубликовал статью "Без божества, без вдохновенья", направленную против Гумилева и "Цеха". В ней Блок называет "болезнью" характерные черты Гумилева – самоконтроль, вытравление из поэзии авторского "я" (то, что Мандельштам называл "романтизмом"), стремление создать поэтическую школу по типу средневекового цеха. Блок настаивал, что все это "не русское, неродное". Планам Гумилева относительно развития "Цеха" не суждено было осуществиться – в 1914 году началась Первая мировая война, и поэт счел необходимым пойти на фронт. Когда произошла февральская революция, он отправился на Салоникский фронт в помощь союзнической французской армии. В силу обстоятельств поэт остался в Париже, откуда затем перебрался в Лондон. У Гумилева были все возможности остаться в эмиграции (о чем после октябрьской революции задумывались оставшиеся в голодном Петрограде современники). Однако поэт поступил иначе. В 1918 году он вернулся в Петроград, где возобновил организаторскую деятельность. Там он принимал активное участие в издании проекта М. Горького "Всемирная литература", создал молодежную студию "Звучащая раковина" и преподавал мастерство стихосложения. Николай Гумилев в военной форме. Гумилев считался строгим педагогом. Однако после занятий, по воспоминаниям Ходасевича, он напоминал "пятиклассника, который разыгрался с приготовишками". Поэт, светский человек, Николай Гумилев до конца жизни был глубоко верующим. По воспоминаниям современников, после Октябрьской революции он по привычке (не демонстративно!) крестился на купола. Противоречивая натура, и в то же время удивительная гармония личности Николая Гумилева наиболее точно выражены в последних строках стихотворения "Фра Беато Анджелико": Есть Бог, есть мир, они живут вовек, А жизнь людей мгновенна и убога, Но все в себе вмещает человек, Который любит мир и верит в Бога. Знак на Ржевском полигоне в память Николая Гумилева и жертв "Таганцевского заговора". Фото: regnum.ru 3 августа 1921 года, за четыре дня до смерти Блока, Гумилев был арестован Петроградской ЧК и вскоре расстрелян по обвинению в "Таганцевском заговоре". Русского географа Владимира Николаевича Таганцева обвинили в создании "Петроградской боевой организации". По делу было арестовано 833 человека. Почти половину из них впоследствии освободили из лагерей. Но Николаю Гумилеву не повезло. По наиболее распространенной версии, "заговора Таганцева" в принципе не существовало. Он полностью был сфабрикован ЧК в связи с Кронштадтским восстанием. В 1992 году дело было признано сфабрикованным, и все осуждённые по делу "Петроградской боевой организации" были реабилитированы.

Николай Гумилев: единство противоположностей
© Ревизор.ru