Георгий Адамович — дитя Серебряного века
Современники называли его стиль интуитивным или импрессионистическим. Первый критик русского зарубежья не сковывал себя строгими рамками жанра, предпочитая форму заметок или "литературной беседы", где любое литературное явление превращается в повод изложить собственные эстетические и общественные взгляды. Часто противоречивые, но неизменно откровенные и изысканные монологи пробуждали в читателе чувство сопричастности: Адамович умел создавать напряжение и держать интригу, не проговаривать мысль до логического конца. Благодаря этому читатель получал возможность стать участником рассуждения, самостоятельно додумать, сделать выводы и, таким образом, понять произведение по-своему. Так литературная критика, призванная познать искусство, сама в него превратилась под пером Адамовича. "Критика должна бы, по крайней мере, быть творчеством", — заметил он однажды. Фото: aldebaran.ru В 1955 году у Адамовича вышла книга "Одиночество и свобода" — сборник статей о творчестве писателей старшего поколения: Шмелёве, Бунине, Гиппиус и многих других. А в 1967 году итоговые "Комментарии" — книга критических статей, в которой отобразилась драма русской литературы, расколовшейся на два лагеря. Чрезвычайно требовательный ко всему, что им написано, "младший акмеист" и ученик Н. Гумилева, основатель и вдохновитель "Парижской ноты", он так же выпустил четыре поэтических книги: "Облака" (1916), Чистилище (1922), "На Западе" (1939) и итоговый сборник "Единство" (1967). Но если первая книга имела характер подражания Анненскому и была разругана Блоком, призвавшим автора "сильнее раскачнуться на качелях жизни", то в "Чистилище" Адамович обретает собственный голос. Мотивы подлинного одиночества и тоски, проявившиеся во второй книге, переходят и в последующее творчество поэта. Фото: accessories.mypartnershop.ru Эмигрантские стихи Адамовича проникнуты тоской по отечеству, Петербургу, чувством неукорененности и экзистенциальной тревогой: Что там было? Ширь закатов блеклых, Золоченых шпилей легкий взлет, Ледяные розаны на стеклах, Лед на улицах и в душах лед. Разговоры будто бы в могилах, Тишина, которой не смутить... Десять лет прошло, и мы не в силах Этого ни вспомнить, ни забыть. Тысяча пройдет, не повторится, Не вернется это никогда. На земле была одна столица, Все другое - просто города. Регулярно писавший в своих эссе о "беспомощности языка" и несостоятельности поэзии Адамович самим фактом своей 50-летней поэтической жизни доказал обратное. С началом Второй мировой войны Георгий Адамович ушел добровольцем во французскую армию, а после разгрома Франции был интернирован. После войны он написал по-французски книгу "Другая родина" (1947), в которой отразились его мысли о судьбе христианства, России и Западе. Многие современники оценили эту книгу как просоветскую. Адамович действительно некоторое время питал иллюзии насчет послевоенного обновления СССР. В 1960-х жил в Париже и Ницце, работал на радиостанции "Свобода". Скончался Адамович в возрасте 79 лет. Незадолго до смерти он посетил США с рядом лекций. Эти выступления широко освещались в прессе и имели большой успех у американской публики.