Истории
Люди
Вещи
Безумный мир
Места
Тесты
Фото

Афанасий Иванович – отец Михаила Афанасьевича

Вклад этого человека в мировую культуру может и невелик, но — без него не было бы писателя Булгакова. Причём роль его отнюдь не ограничивалась рождением сына (тем более, что Миша был старшим из его семерых детей).

Афанасий Иванович – отец Михаила Афанасьевича
Фото: Украина.руУкраина.ру

Карьера

Видео дня

Родился Афанасий Иванович 29 апреля 1859 года, ровно 160 лет назад, в семье Ивана Авраамьевича и Олимпиады Ферапонтовны Булгаковых, в селе Бойтичи Брянского уезда Орловской губернии (сейчас — Байтичи, Жирятинского района Брянской области). Так получилось, что Михаил Афанасьевич по обеим линиям происходил от православных священников.

Род деятельности Афанасия Ивановича был, вроде бы, предопределён, но священником он не стал — занялся научной работой. Он окончил Орловскую духовную семинарию, в старших классах которой уже писал статьи для «Орловских епархиальных ведомостей». Затем учился в Киевской Духовной Академии, где получил степень «кандидат богословия с правом получения магистерской степени без нового устного испытания, а чрез представление только печатной диссертации». Кстати, КДА тогда помещалась в зданиях бывшей Киево-Могилянской Академии на Подоле.

После окончания академии преподавал древнегреческий язык в Новочеркасском духовном училище. В 1887 году за книгу «Очерки истории методизма» получил степень магистра богословия и определён на службу в КДА в должности доцента общей древней гражданской истории с чином надворного советника (VII класс в Табели о рангах в России; соответствовал званию подполковника в армии и автоматически давал личное дворянство).

В 1889 году Булгаков перешёл на кафедру истории и разбора западных исповеданий. Одновременно он преподавал в Киевском Институте благородных девиц и исполнял обязанности Киевского отдельного цензора по внутренней цензуре. В этом качестве, он, например, цензурировал «Манифест коммунистической партии» и (кстати, его рецензия была скорее нейтральной, с характерным заключением: «подходит ли он («Манифест» — Ред.) под указанные в отношении статьи, этот вопрос может быть решен судебною властию»). Булгаков перевёл с латыни на русский многие произведения отцов Церкви —блаженного Августина, Иеронима и др.

В КДА Афанасий Иванович преподавал до самой своей смерти в 1907 году. В 1906 году он получил степень доктора богословия за сочинения «Старокатолическое и христиано-католическое богослужение и его отношение к римско-католическому богослужению и вероучению» и «О законности и действительности англиканской иерархии с точки зрения ».

Уже в конце 1906 году Булгаков заболел наследственным нефрозом (эта болезнь позже свела в могилу и его сына), практически ослеп. 8 февраля 1907 г. Святейший синод утвердил Булгакова в звании ординарного профессора, а уже 9 марта он подал прошение об увольнении по болезни от службы и 14 марта — умер.

В книге 1983 года Лидия Яновская писала, что «утверждение его в звании ординарного профессора за месяц до смерти было данью уважения со стороны Академии и реальной помощью семье умирающего», но в более поздних работах она же писала о том, что это был «заговор друзей», которые хотели обеспечить многодетной семье приличный пенсион. Замысел удался — после смерти кормильца материальное положение семьи парадоксальным образом улучшилось.

Афанасий Иванович, как профессор, имел также чин статского советника (V класс, воинский аналог — между полковником и генерал-майором), однако он прав на наследственное дворянство этот чин не давал.

Научная и общественная деятельность

Сфера научных интересов Афанасия Булгакова лежала в изучении других направлений христианства, прежде всего — протестантизма. Написал он и статью о масонстве. Учитывая особенности того времени надо понимать, что это направление скорее касалось идеологической борьбы — антиуниатской и антисектантской деятельности. В то же время, если мы вспомним советский период, то освоение западной философии, политологии и социологии было возможно только через её критическое восприятие.

Афанасий Булгаков считался человеком центристских взглядов, умеренным либералом. Характерный пример из статьи «Французское духовенство в конце XVIII в. (в период революции)»: «В то время среди французского народа началась проповедь о равенстве, братстве и свободе всех людей с точки зрения формально-правовых воззрений на отношение людей между собою. Что же стали делать высшие представители церкви? Как они отнеслись к этому? Вместо того, чтобы заняться выяснением истинно христианского смысла этих понятий (Мф. V, 44-48), они, как бы закрывая глаза на то, что эти понятия заимствованы из учения Господа нашего (вспомним проповедь Иешуа Га-Ноцри - Ред.), стали проповедать о том, что безусловного равенства, братства и свободы никогда не было и быть не может. Но ведь дело шло совсем не об этом. Дело шло о равенстве всех пред законом, в основе которого (по идее) должен быть закон нравственный. (…) Когда теперь во Франции говорят об отделении Церкви от государства, то, в сущности, говорят о том, чтобы юридически констатировать уже совершившееся дело; а совершилось оно тогда, когда французское духовенство бросило своих пасомых на произвол судьбы, впуталось в государственные дела, и не хотело признать той истины, что совершение государственных переворотов не дело Церкви».

Здание Киевского религиозно-просветительского общества

Одной работой он отнюдь не ограничивался. Булгаков был одним из учредителей Киевского религиозно-просветительского общества, для которого епархиальный архитектор Ермаков в 1903 году выстроил прекрасное здание в неорусском стиле на Большой Житомирской (сейчас там находится министерство ЖКХ). В домовом храме Св. Иоанна Златоуста в июне 1917 года венчалась с капитаном Леонидом Карумом (прототипы семьи Тальбергов из «Белой гвардии»).

Входил Булгаков и в Религиозно-философское общество, одним из руководителей которого был его знаменитый однофамилец (а может и дальний родственник — тоже из Орловской губернии) . Считается, что взгляды Афанасия Ивановича были близки к христианскому социализму Сергея Булгакова.

Семья

В 1890 году Афанасий Иванович женился на Варваре Михайловне Покровской. У них, как было упомянуто выше, было семеро детей: Михаил (1891), Вера (1892), Надежда (1893), Варвара (1895), (1898), Иван (1900) и Елена (1902).

Варвара Михайловна Покровская тоже была дочерью священника. Её семья проявилась в творчестве Михаила Афанасьевича. Например, девичья фамилия её матери, Анфисы Ивановны, — Турбина. Её же брат, врач Николай Покровский, стал прообразом профессора Преображенского, а дом на Пречистенке, где он жил, — прообразом Калабуховского дома (правда, роскошный подъезд был позаимствован из находившегося на той же Пречистенке дома Рекка, а семикомнатная квартира — из киевского доходного дома университетского преподавателя Михаила Афанасьевича, профессора Михаила Лапинского).

Семья Булгаковых на даче в Буче

Семья Булгаковых была удивительно дружной — её удивительно тёплая, домашняя атмосфера прослеживается в произведениях Булгакова. Иногда даже говорят, что семья и дом — главный герой «Белой гвардии». Это, наверное, не совсем так, но для воспоминания о жизни большой семьи так и остались несбыточным раем. Позже он вынужден был часто менять квартиры (причём ни одна из них ему не нравилась), трижды женился и так и не завёл детей, боясь последствий своей наркомании…

Разумеется, главную роль в создании такой семьи сыграла Варвара Михайловна, но и роль Афанасия Ивановича была велика. Благодаря ему, в доме было много книг (кстати, никакой отдельной комнаты-библиотеки, которую мы помним из «Белой гвардии» и «Дней Турбиных», в доме на Андреевском спуске было). Часто бывали у Булгаковых профессора КДА, в частности — (автор одного из первых обзоров украинской литературы) и Василий Экземплярский (книжный шкаф из его квартиры, которым пользовался Миша Булгаков, недавно попал число экспонатов киевского музея Булгакова).

Именно благодаря Афанасию Ивановичу семья Булгаковых приобрела дачу в Буче, также оказавшую большое влияние на развитие его детей — именно ко времени каникул в Буче относятся первые театральные опыты Михаила. Из воспоминаний Надежды Афанасьевны Земской (Булгаковой): «он уезжал в Киев с дачи на экзамены, с экзамена он приезжал, снимал сюртук, надевал простую русскую рубашку-косоворотку и шёл расчищать участок под сад или огород. Вместе с дворником они корчевали деревья, и уже один, без дворника, отец прокладывал на участке (большой участок — две десятины) дорожки, а братья помогали убирать снятый дёрн, песок…».

Киевские адреса

В Киеве сохранилось, по меньшей мере, три дома, в которых жила семья Булгаковых и ещё несколько адресов, где Михаил Афанасьевич жил со своей первой женой Татьяной Лаппа.

Дом священника Кресто-Воздвиженской церкви Матвея Бутовского на Воздвиженской улице около Житнего рынка (сейчас это Воздвиженский переулок, в советские времена носивший имя грузинского революционера Ладо Кецховели) к сожалению не сохранился. Автор видел его развалины ещё в начале 2000-х годов, сейчас участок застроен.

Музей А.С. Пушкина в Киеве

Зато сохранились два дома на Кудрявской улице — они были доведены до разрушения, но потом восстановлены. В доме №9, где семья Булгаковых жила в 1895-1903 годах, сейчас находится киевский музей А.С. Пушкина. Домом владела Вера Петрова — дочь профессора КДА, которого мы уже здесь упоминали. Когда Петрова продала дом, Булгаковы переехали в дом напротив — №10. Буквально накануне их переезда из этого дома съехали Мария Александровна, Анна Ильинична и Мария Ильинична Ульяновы (младший сын Марии Александровны, Владимир Ильич, на Украине никогда не был). Лидия Яновская не исключает, что в их квартиру и въехали Булгаковы…

И, наконец, после недолгого проживания на улице Ильинской (дом не сохранился, сейчас участок занят 15-й больницей), въехали в знаменитый дом на Андреевском спуске, 13, увековеченный в «Белой гвардии».