Что идеологи Третьего рейха говорили о хазарах
Парадоксально, но в самом начале войны германские идеологи более чем скептически относились к тюркам, считая их более неполноценными в расовом отношении даже по сравнению со славянским населением. Позднее, однако, осознав стратегическую важность антагонизма между русским и мусульманским населением Советского Союза, нацисты изменяют свою доктрину по отношению к ним. Они начинают активно внедрять мусульманское и тюркское население оккупированных территорий в местную администрацию, создают национальные тюркские отряды в немецкой армии, публикуют в немецкой прессе статьи о помощи местного тюркского населения гитлеровскому режиму.[С-BLOCK] Нацистские идеологи и историки о хазарах Отчасти по этой причине – интересе к тюркскому населению СССР – немецкие идеологи, литераторы, журналисты и историки начали писать о средневековых хазарах, чье государство в VII – X веках занимало обширные территории современных постсоветских республик от Средней Азии и Северного Кавказа на востоке до современных Украины и Крыма на юго-западе. Несмотря на очевидную принадлежность хазар к тюркским народам, нацистские идеологические лидеры относились к ним противоречиво из-за обращения хазар в «нежелательную» иудейскую веру. Кроме того, против хазар выступал еще один важный фактор: во-первых, хазары завоевали готский город Дорос (Феодоро), который был столицей отдельного полунезависимого греческо-готского княжества; во-вторых, в именно хазары в 787 году подавили подхваченное народом восстание епископа Иоанна Готского. Учитывая пиетет, с которым нацисты относились к крымским готам, которых они воспринимали как своих этнических предков, враждебные отношения хазар и готов не могли положительно характеризовать хазар. Именно в таком критическом ключе о конфликтах между крымскими готами и хазарами писали, к примеру, археолог Р. Штамфпус и генеральный комиссар округа Крым А. Фрауэнфельд. Хазары в Гардарике – роман Мары Крюгер (Дагмар Брандт) Особенно следует отметить роман «Gardariki» нацистской писательницы и публициста Драгмар Брандт (под этим мужским псевдонимом работала писательница Мара Крюгер). Этот роман, опубликованный в критический для Германии период – в 1944 году, представляет собой огромный труд в тысячу страниц, посвященный различным периодам русской истории, начиная со времен остготов и вплоть до советского периода. Сборник состоит из двенадцати книг, в каждой из которых показывается злонамеренная роль семитского элемента в русской и европейской истории, причем хазары и караимы являются героями многих частей романа. Исторические воззрения Мары Крюгер о российской истории представляют собой причудливую смесь яфетической теории, марризма, нацистской идеологии, и... дорожных заметок о Крыме русского путешественника Евгения Маркова. Писательница изображает хазар стадиально развивающимся семитским народом, потомками потерянных колен Израиля. Один из главных героев третьей книги романа – это Рахмани бен Элия ха-Сурвани, торговец в Киеве в 720-725 годах. Действие романа происходит в Хазарии, Крыму и на Кавказе. Хазария, опутанная сетью израильтян, изображается как вредоносное и опасное государство. Появляются зловредные хазары также и в третьей и седьмой книгах. Седьмая книга посвящена истории принятия христианства Киевской Русью. Владимир изображается там как правитель, опутанный сетью семитского заговора. По мнению автора, в иудаизм Владимиру предлагает обратиться караимо-хазарский миссионер Иегу Фравитта бен Ханина, причем сам князь Владимир является наполовину евреем, сыном еврейской служанки Малуши. Хазары-караимы изображены в новелле как враждебный, анти-арийский элемент, строящий еврейские заговоры и виновный в разложении Российского государства на протяжении всей истории. Для того, чтобы создать свой образ хазар и караимов, Крюгер-Брандт тщательно изучила классические труды П.С. Палласа, А. Гаркави, Д. Хвольсона, А. Куника, Ю. Фюрста, Н. Марра и многих других исследователей. Хазары в контексте дискуссии о происхождении караимов Особенно часто хазары всплывали в дискуссиях об этническом происхождении крымских и европейских караимов – тюркоязычной группы еврейского происхождения, исповедовавшей иудаизм особого, неталмудического образца. При изучении работ различных исследователей, нанятых нацистами для расследования данной проблемы (Пол Кале, Петер-Хайнц Серафим, Райнхарт Маурах, Г. Монтандон и других), становится ясно, что у них не было единодушного и однозначного мнения по этому вопросу. Некоторые из них полагали, что караимы имеют тюркское, монгольское или даже финно-угорское происхождение. Другие считали караимов подозрительной artfremd (расово чужеродной) нацией с einshlag (еврейской примесью). Одни призывали не применять Нюрнбергские законы по отношению к караимам, другие наоборот (например, упоминавшаяся выше кровожадная писательница Мара Крюгер) называли их «самыми фанатичными евреями» и призывали истребить их. Так, 11 мая 1943 Крюгер написала адресованное самому фюреру письмо, в котором потребовала немедленного уничтожения караимов. К счастью для караимов, кровожадные требования писательницы были проигнорированы. С точки зрения современной психологии очень сложно понять, как Крюгер, женщина, писатель, могла требовать уничтожения нескольких сотен людей только из-за их возможного семитского прошлого. Востоковед Бертольд Спулер в книге о тюркском независимом государстве Идель-Урал, написанной для служебного употребления нацистских чиновников в 1942 году, считал караимов иудейскими сектантами и полагал, что «предполагаемые связи между тюрко-говорящей караимской сектой Моисеевой веры… и хазарами недоказуемы». Позднее Шпулер станет одним из крупнейших немецких востоковедов, автором классического исследования по истории Золотой Орды. Удивительно, что даже в критическое для Германии время, в августе 1944 году, нацисты все еще серьезно обсуждали проблему этногенеза караимов и роль в ней хазар. Лишь конец войны и падение Третьего Рейха положили конец этим угрожающим и не слишком академическим дискуссиям. Несмотря на тюркское происхождение, средневековые хазары трактовались большинством нацистских идеологов и ученых негативно. Этот подход объяснялся, прежде всего, переходом правящей верхушки хазар в иудаизм, а также военными победами хазар над независимым готским (т.е., по мнению немецких ученых, древнегерманским) государством со столицей в Доросе (Мангупе) в Крыму. Тем не менее, именно теория о хазарском (а, значит, тюркском) происхождении спасла восточно-европейских иудеев-караимов от тотального уничтожения во время Холокоста.