Новый Иерусалим: образ Святой земли на Руси

Ради реализации своей идеи патриарх добился от царя Алексея Михайловича права выкупать земельные владения у вотчинников. В территорию будущего монастыря влились земли бояр Шереметевых, Трубецких, Боборыкиных и прочей тогдашней знати. На строительство издалека согнали множество монастырских крестьян. Местность преобразовали весьма радикально: лес по берегу реки Истры вырубили, а холм, на котором предстояло вознестись монастырю, досыпали и укрепили. Неблагозвучные народные топонимы патриарх заменил названиями из священных текстов: монастырский холм прозвал Сион, соседние – Елеонский и Фавор, а реку Истру нарек Иордан. Здания повторяли очертания сооружений Иерусалима: так, Воскресенский собор (1656—1685) создан по образу Храма Гроба Господня. Воскресенский собор нарушает патриарший же запрет. В начале 1650-х годов Никон упразднил в русском церковном зодчестве шатровые крыши и колокольни: мол, они символизируют человеческую гордыню, когда "рвутся" в небо. Меж тем главный храм Ново-Иерусалимского монастыря отличает великолепная шатровая крыша. Для собственного проекта патриарх сделал исключение. Патриарх Никон. Фото: scoopnest.com. Первые постройки монастыря были деревянными. Самой ранней церковью на его территории стала Воскресенская церковь с трапезной 1656 года. На её освящении присутствовал царь Алексей Михайлович. Именно он, глядя на обитель с Елеонского холма, впервые назвал ее Новым Иерусалимом. Эти слова запечатлели на памятном кресте, установленном на Елеоне. Воскресенский собор был заложен в сентябре 1658 года. До конца 1666 года патриарх находился в Новом Иерусалиме, руководя строительством собора. В монастыре работали белорусские мастера, привезенные Никоном. Но харизматичный патриарх попал в опалу у царя, а потом был и вовсе сослан в северный Ферапонтов монастырь. Строительные работы остановились, лишь только Никон уехал в ссылку. Царским указом мастеров из Нового Иерусалима перевели в Оружейную палату. Монастырь признали рядовой обителью, средства на его возведения кончились. Строительство возобновилось лишь при следующем царе, Фёдоре Алексеевиче. Богомольный правитель не только обратил внимание на дела обители, но и пожаловал ей новые земли, а также вернул приписные монастыри. Позволил он и Никону вернуться в его любимый Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Но тяжелобольной Никон не доехал до места, скончался в пути в августе 1681 года. Его тело привезли в монастырь и похоронили в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи Воскресенского собора. В дальнейшем дела монастыря напрямую зависели от властителей России. Так, царевна Софья активно достраивала Новый Иерусалим. В 1690—1697 годах его обвели каменной оградой по проекту крупнейшего русского зодчего Якова Бухвостова. Стены соблюдали требования крепостного зодчества эпохи: были высотой девять метров, толщиной — до трёх, их верхняя часть стен представляла собой боевой ход с двумя рядами бойниц. На изломах стены вознеслись семь крепостных башен, которые по традиции получили палестинские названия: Гефсиманская, Сионская, Давидов дом и т.д. Стены Ново-Иерусалимского монастыря. Фото: Яндекс. Младший брат Софьи Петр Алексеевич, он же Петр Великий, уменьшил штат монахов и обложил монастырь крупным налогом. Дочь Петрова Елизавета снова взяла комплекс под покровительство. Екатерина II выделила средства на восстановление обители после двух мощных пожаров. Но к XIX веку все утряслось. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь утвердился в особом положении среди российских обителей. У него даже богослужебная практика была особенной, как и быт насельников и богомольцев. Монастырь в XIX — начале XX века стал одним из центров паломничества. За его оградой выросли каменные гостиницы для состоятельных паломников и странноприимный дом для неимущих, было построено монастырское училище. К 1913 году монастырь ежегодно посещало около 35 тысяч человек. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Гравюра 1870-х годов. Серьезные испытания постигли монастырь после 1918 года – но справедливости ради надо сказать, что он пострадал от советской власти меньше, чем другие российские обители. Да, в 1919 году Ново-Иерусалимский монастырь закрыли. Но его не превратили в скотный двор или фабрику. С 1921 года на его территории работало два музея: Художественно-исторический и родного края. В 1922 году их слили в Государственный художественно-исторический музей. В его коллекцию вошли предметы из монастырских храмов и ризницы, экспонаты Музея памяти патриарха Никона, картины из художественной галереи, расположенной в Трапезных палатах, материалы археологических раскопок, предметы из дворянских усадеб. Черные времена монастырский комплекс испытал в годы Великой Отечественной войны: в 1941 году минёры немецко-фашистской дивизии СС "Райх" взорвали Воскресенский собор и многие другие архитектурные памятники. Но реставрация Нового Иерусалима началась уже в январе 1942 года. Руины монастыря обследовала бригада работников "Академпроекта", которыми руководил выдающийся архитектор Алексей Щусев. В мастерской "Академпроекта" был создан первый эскизный проект реставрации собора. В ноябре 1950 года на территории монастыря начались работы по разбору завалов и реставрации. Ученые искали оптимальный вариант восстановления средневековых построек, потому в 1950-1960-х годах было разработано несколько проектов сохранения и реставрации Ново-Иерусалимского монастыря-музея. При таких объемах работ процесс был долгим и растянулся на несколько десятилетий. Иногда новое поколение реставраторов уничтожало то, что сделали предшественники, и выполняло работу заново. Монастырь после Великой Отечественной войны. Фото: n-jerusalem.ru. Монастырский комплекс состоит из следующих объектов. Первый - Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря, который строился по образу Храма Гроба Господня, по чертежу иерусалимского храма. При Никоне в нем было освящено три придельных церкви. Уже к концу XVII века в соборе насчитывалось 14 приделов. В XVIII—XIX веках были устроены ещё 15 приделов. Придел Марии Магдалины в 1802 году по заказу императора Павла I оформлял знаменитый архитектор Матвей Казаков. Собор уникален не только своей конструкцией – четырёхстолпным центром, перекрытым мощным куполом на барабане, с круговым обходом и огромной шатровой ротондой над часовней Гроба Господня (кувуклией), но и архитектурной керамикой, украсившей его интерьеры и фасады. Изразцы, изготовленные во второй половине XVII века в керамической мастерской монастыря, не имеют аналогов в русском зодчестве. Второй - подземная церковь Константина и Елены, примыкающей с востока к основному объёму собора. Строительство церкви началось ещё при Никоне, но здание существенно облагородили в XVIII - XIX веках. Интерьер церкви в середине XVIII века был переделан в стиле барокко. Также к комплексу относится ряд служебных помещений и крепостная ограда. Отдельная достопримечательность - старый некрополь Новоиерусалимского монастыря. Некрополь расположен как внутри собора (захоронения XVII века), так и собственно на его территории — по обеим сторонам церкви Константина и Елены. Существенный урон некрополь понес во время богоборческой кампании 1920-х — 1930-х годов и в результате взрыва собора в декабре 1941 года. Позднейшие исследования доказали, что в соборе и около него были погребены члены знатнейших российских семей: Бестужевых-Рюминых, Самариных, Нащокиных, Олениных, Загряжских, Сухово-Кобылиных (родители драматурга) и даже жена и сын А. Суворова. Хроника реставрации. Фото: n-jerusalem.ru В 1959 году художественно-исторический музей возобновил работу, а сооружения монастыря были восстановлены, за исключением основной архитектурной доминанты — ярусной звонницы XVII века. Она тоже была уничтожена в 1941 году немцами. Новая страница в истории монастыря была открыта после перестройки. В ноябре 1993 года патриарх Алексий II благословил ведение переговоров с властями Московской области, Истринского района и руководством музея "Новый Иерусалим" о возвращении монастыря РПЦ. Ставропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь был возобновлён в 1994 году. В 2014 году музей "Новый Иерусалим" переехал из стен монастыря в новое здание по соседству. И в том же году пред Воскресенским собором вознеслась колокольня с новыми колоколами. Реставрация монастыря, представляющего собой единственную успешную попытку воссоздания образа Святой Земли, обошлась в 10 миллиардов рублей, из которых более десятой части составили народные пожертвования. Заказчиками реставрации выступили непосредственно государство Российская Федерация и Русская православная церковь. Владимир Путин, Дмитрий Медведев и патриарх Кирилл в Ново-Иерусалимском монастыре. Фото: tass.ru К концу 2016 года реставрационные работы в самом монастыре были закончены. Но в рамках федеральной целевой программы "Культура России (2012–2018 годы)" Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь заявил проекты на восстановление монастырских гостиниц. Ремонт Ново-Иерусалимского монастыря. Фото: n-jerusalem.ru Компания Remmers работала в Ново-Иерусалимском монастыре в 2015-20116 годах. Она сотрудничала с генподрядными организациями "Балтстрой" и ЦНРПМ. Компания Remmers провела в Ново-Иерусалимском монастыре следующие виды работ: ремонт фасадов церковных зданий (они были укреплены кирпичом либо природным камнем, а цоколи оштукатурены), санацию плесени, защиту древесины (как активную, так и профилактическую, на будущее). Задача перед реставраторами стояла нелегкая: ликвидировать разрушения, причиненные историческим сооружениям в результате подрыва и разграбления (той самой фашистской диверсии), а также сокрушительным воздействием времени. В этих целях Remmers поставил реставраторам около 150 тонн строительных и реконструкционных материалов на общую сумму почти 80 миллионов рублей. Это были уникальные материалы собственной разработки компании с продажными названиями "Restauriermörtel", "Fugenmörtel", "Haftfest", "BFA" и многие другие. Эти разрушения были преодолены с помощью материалов компании Remmers. Первый этап участия Remmers в реставрации Нового Иерусалима завершился в 2017 году, второй продолжается в настоящее время. Образ Святой Земли на Руси, столь желанный патриарху Никону, вскоре будет воссоздан с исторической точностью.

Новый Иерусалим: образ Святой земли на Руси
© Ревизор.ru