Что предсказали Санкт-Петербургу чухонские волхвы

Стереотип о том, что гадали на Руси только женщины, прочно укоренился в нашем сознании. И причина не только в том, что женским гаданиям посвящено столько научных монографий, но и в особенном дамском подходе. Тут вам и приготовленные «проводники в миры иные» (зеркала, свечи), и массовость (чаще девушки гадали в компании), и напускная таинственность. Если бы требовал идейный замысел, то баллада Жуковского «Светлана» вполне могла называться «Святослав», а её первые строчки звучали бы так: «Раз в крещенский вечерок пареньки гадали». Парни на Руси гадали ничуть не меньше, только делали они это как бы невзначай, между делом. Пошёл за дровами в сарай – пересчитал сучки на первом попавшемся полене, приговаривая «девица-вдовица». На каком слове последний сучок закончился, ту и в жены брать. Или идёт мимо полыньи в компании товарищей в лунную ночь. Невзначай бросил взгляд на воду. А в ней – удача, если отражение невесты (чаще, правда, физиономия приятеля). Ещё среди мужчин было популярно гадание на соли. Создания магического антуража не требовалось. Достаточно было оказаться у вечернего костра после выпаса скота, охоты или рыбалки. Остатки соли бросали ненароком на тлеющие угли: чтобы увидеть будущее, нужно было всего-то поднапрячь фантазию. Очертания колокола – к скорой свадьбе, дом – к получению прибыли, лошадь – к дальнему пути, круг – к переменам, нож – к ссоре. При желании можно было расшифровать любой символ. Мужское гадание не всегда было забавой. Иногда к нему прибегали намеренно, желая выяснить, например, что именно сажать предстоящей весной. В псковских деревнях гадать на урожай доверяли самым старым почтенным мужчинам. Выбирали 12 стариков, которые в канун Нового года отправлялись к церкви и ставили на паперти снопы из планируемых к посадке зерновых культур. Поутру старики внимательно изучали каждый сноп: на каком больше инея – то весной и сажать. Богатый урожай гарантирован. Сегодня мужчины перед рыбалкой соблюдают много примет и традиций, но не гадают. А вот терские поморы перед выходом в море гадали на рыбьей чешуе. Брали первую рыбину, пойманную обязательно на рассвете. Счищали чешую, смешивали её с песком и навозом. Выстилали на берегу волчью шкуру и растирали между ладонями «магическую смесь». Если навоз ложился поверх чешуи, рыбалка отменялась на месяц. Если сверху оказывалась чешуя, выходили на промысел. Уже будучи на борту, ту самую чешую выбрасывали в море с особенной присказкой. Считалось, что после такого удача от рыбаков точно не отвернется. Говоря о мужских гаданиях, невозможно не вспомнить про волхвов – тоже преимущественно мужчин, если не считать колдуний и кудесниц. Хоть древнерусские памятники письменности и называли их лжепророками, но к их предсказаниям прислушивались и князья, и цари – Вещий Олег, Гостомысл, Иван Грозный, Борис Годунов. Все они интересовались своей судьбой. О том, что умели волхвы гадать по звездам и творить чудеса, можно найти упоминания в Стоглаве 1551 года. Так, Ивану Грозному смерть после видения в небе «креста огненного» предсказал Василий Блаженный. После того как царь зимой 1584 года увидел комету, он велел волхвам назвать точную дату. Вечером «судного дня» Грозный уже отдал распоряжение казнить лжецов, как перед игрой в шашки скоропостижно скончался. Жившие на территории современного Санкт-Петербурга язычники-чухонцы имели несколько мест для проведения ритуальных обрядов. Одно из них находилось почти в центре нынешнего Питера: где-то между Троицкой площадью и Нахимовским училищем росла покореженная балтийскими ветрами сосна. По сакральному древу чухонские волхвы предсказывали соплеменникам грядущие наводнения, погодные аномалии и возможные набеги врагов. Как известно, Пётр повелел срубить святыню и отдать на растопку солдатских печей, а трёх самых активных волхвов казнить. Их пророчество о том, что город погибнет через 300 лет, не сбылось. Возможно, потому, что последующие правители предпринимали все усилия, чтобы не исполнились озвученные условия «падения града». Среди сибирских шаманов были и женщины, но всё же мужчин было больше, ведь для проведения ритуалов нужно обладать хорошей физической подготовкой. Вхождение в состояние камлания, которое порой длилось несколько суток, позволяло шаманам перемещаться между мирами, видеть то, что скрыто от других, общаться с духами. Их ритуалы подробно описаны в работах английского антрополога Марии Чаплицкой, а также русского историка-востоковеда Константина Иностранцева. Наряду с лечением, совершением погребальных и промысловых культов, в обязанности шаманов входило гадание. Одним из популярных способов предсказания будущего у сибирских шаманов и сегодня остается хуанок – древняя система гадания по камням. Для обряда нужен 41 камень. Их придется собрать на берегу реки по определённым критериям или добыть из зоба птицы. Каждый камень имеет своё магическое значение, и от того, как они лягут в процессе гадания, зависит смысл пророчества. А чтобы диагностировать болезнь и выбрать способ лечения сибирские шаманы использовали 45 камней. Современные мужчины могут в романтическом порыве разве что на ромашке погадать. Ничего не попишешь – противится мужской рассудок «потомственным» магам и чародеям, которые за определенную плату берутся предсказать будущее. https://cyrillitsa.ru/sueverija/87779-komu-u-russkikh-razreshalos-zakryvat.html Кому у русских разрешалось закрывать глаза покойнику text/html Sun, 02 Jun 2019 05:46:27 +0300 https://cyrillitsa.ru/sueverija/53624-chto-nikogda-ne-darili-na-rusi.html Что никогда не дарили на Руси text/html Sun, 02 Jun 2019 05:46:27 +0300 https://cyrillitsa.ru/sueverija/51925-kak-postupali-na-rusi-s-placentoy.html Как поступали на Руси с плацентой text/html Sun, 02 Jun 2019 05:46:27 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=92143 «Извольте-с»: в каких случаях русские добавляли к словам «с» Sun, 02 Jun 2019 05:20:12 +0000 «Да-с», «нет-с», «извольте-с» — слова с аналогичной приставкой в XIX веке были вполне привычны. Литературные произведения позапрошлого столетия – тому пример. С какой же целью «с» добавляли в речь? И что вообще это значило? Что такое «словоер»? На самом деле частница «с», прибавляемая к тому или иному существительному или глаголу, даже имеет свое название — […] Традиция «Да-с», «нет-с», «извольте-с» — слова с аналогичной приставкой в XIX веке были вполне привычны. Литературные произведения позапрошлого столетия – тому пример. С какой же целью «с» добавляли в речь? И что вообще это значило? Что такое «словоер»? На самом деле частница «с», прибавляемая к тому или иному существительному или глаголу, даже имеет свое название — словоер. Такое наименование частица получила благодаря азбуке. «Говори: аз! Буки! Веди!» — именно так, используя славянские определения букв «А», «Б» и «В», дедушка из романа Горького «Детство» учил читать своего внука Алешу. Среди прочих имелась в алфавите и буква «С», которая обозначалась как «слово». Таким образом первая часть понятия «словоер» произошла от названия буквы «с». А что же такое «ер»? Дело в том, что частицу «с» раньше писали с твердым знаком, например, да-съ. «Ъ» в азбуке также, как и любая другая буква, имел свое наименование. Его называли «ер». Так и образовался термин «словоер». С – это сокращение Однако не стоит думать, что частица «с» сама по себе не несет никакого смысла. В действительности в ней скрыто целое слово, сокращенное до одной буквы. Это слово «сударь» (или «сударыня»), которое, кстати, также является сокращением от «государя». Поэтому когда кто-то произносил: «Благодарю-с!», это следовало понимать как «Благодарю, сударь!» Подобные «урезанные» обращения отнюдь не были редкостью в русском языке. Наверняка многим не раз встречались в сочинениях классиков такие обозначения титулов и чинов как «вашество» («ваше сиятельство») или «вашбродь» («ваше благородие»). Выражение уважения и издевки В XIX веке словоер применяли исключительно для того, чтобы выказать собеседнику свое уважение или даже почтение. Чаще всего «с» прибавляли к словам при нахождении в общественных местах, на торжествах и приемах. Кроме того, нередко «да-с» и «нет-с» отвечали своим хозяевам слуги и служанки. В этом случае словоер играл роль своеобразной демонстрации самоуничижения, подчинения. Однако уже в следующем ХХ столетии частица «с» стала исчезать из русского языка. Перед тем, как окончательно кануть в Лету, словоер успел немного побыть частицей, выражающей иронию и даже издевку. Зачастую посредством словоера указывали и на ту часть предложения, которую считали наиболее острой, важной. После революции, когда из речи советского гражданина были исключены всевозможные «буржуазные» обращения, слово «сударь» тоже оказалось не у дел. Понятно, что вместе с ним ушел из разговоров и словоер. https://cyrillitsa.ru/tradition/82764-kanavka-bogorodicy-kakie-chudesa-tam-p.html Канавка Богородицы: какие чудеса там происходят text/html Sun, 02 Jun 2019 05:20:12 +0300 https://cyrillitsa.ru/tradition/85516-pochemu-ne-vsem-razresheno-prichashhatsya.html Почему не всем разрешено причащаться text/html Sun, 02 Jun 2019 05:20:12 +0300 https://cyrillitsa.ru/tradition/72572-chem-otlichaetsya-tainstvo-ot-obryada.html Чем отличается таинство от обряда text/html Sun, 02 Jun 2019 05:20:12 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=91992 Сколько мытарств должен пройти человек перед попаданием в Рай Sat, 01 Jun 2019 20:00:56 +0000 Согласно представлениям католической церкви, чистилище — это место, где душа умершего христианина, не получившая при жизни разрешения от каких-то малых грехов, очищается от них посредством различных посмертных испытаний. Догмат католицизма Догмат о чистилище в католицизме формировался постепенно, начиная с XIII века. Но его закрепление в соборных постановлениях состоялось только на Ферраро-Флорентийском соборе в 1439 году, […] Традиция Согласно представлениям католической церкви, чистилище — это место, где душа умершего христианина, не получившая при жизни разрешения от каких-то малых грехов, очищается от них посредством различных посмертных испытаний. Догмат католицизма Догмат о чистилище в католицизме формировался постепенно, начиная с XIII века. Но его закрепление в соборных постановлениях состоялось только на Ферраро-Флорентийском соборе в 1439 году, а затем подтвердилось на Тридентском соборе в 1563 году. Вполне соответствующее латинскому духу юридизма, учение о чистилище гласит, что туда попадает лишь христианин, примирённый с Богом, но за которым остался какой-либо малый грех. Тот, кто, умерев, не успел получить отпущение всех грехов и понести временное наказание за них на земле, согласно этой доктрине, не может войти в Царство Божие и должен очиститься. Основание для подобного мнения католическое богословие усматривает в ветхозаветной книге Маккавеев, где говорится о принесении умилостивительной жертвы за умерших, дабы разрешить их от греха. Из этого католическими богословами были сделаны выводы, что души умерших не находятся в аду или в раю, а участь их решается посредством очищения и молитвы живых. Католическая церковь полагает, что чистилище будет существовать до Страшного суда и души грешников будут пребывать в нем до тех пор, пока не очистятся совершенно для единения с Богом. Живущие же в силах помочь им молитвами, делами милосердия и индульгенциями. Важно, что, согласно мнению католиков, в чистилище попадают те, кто умер в единстве с Церковью и не имел на душе неразрешенного смертного греха, а потому они обязательно окажутся с Богом по прошествии очищения. Современное западное богословие рассматривает чистилище, скорее, не как место, а как процесс или состояние, способствующее духовному возрастанию. Взгляд православия Православие (как и протестантизм) догмат о чистилище не признает. Православная церковь также полагает, что души умерших в покаянии, но не успевших делами принести плодов его, могут стать ближе к Богу благодаря молитвам Церкви и милостыне за них — но именно это, а не очистительные посмертные муки, способно облегчит участь души. Согласно православной догматике, даже при жизни человека спасение совершается не посредством искупления или чёткой системы «грех-наказание», а лишь посредством веры в Христа, покаяния, дел милосердия и любви. В загробной же жизни, тем более, ни искуплениями, ни системой «очистительных мер» исправить свою участь человек не в состоянии. В православии, однако, имеет хождение иное, не менее спорное учение – о посмертных мытарствах души. И если чистилище у католиков – место мучений души для компенсации её недостающих заслуг перед правосудием Божьим, то мытарства у православных – это суд и испытание души страстями на пути к Богу. Основные сведения о мытарствах мы находим в сочинении X века «Житие преподобного Василия Нового», где подробно рассказывается о мытарствах некой блаженной Феодоры, душу которой вели ангелы через своеобразные «пункты пропуска», где бесы и судили эту душу каждый в своём грехе, пытаясь «отсудить» её у Бога. Учение это считается частью аскетической традиции православия, но, несмотря на массовое распространение и признание даже многими святыми отцами (например, Игнатием Брянчаниновым, Феофаном Затворником), учение о мытарствах все же не является догматом православной церкви и зачастую отрицается, как спорное, с точки зрения православной христианской догматики, и во многом противоречащее духу Евангелия. https://cyrillitsa.ru/tradition/73628-v-chem-otlichie-sudby-ot-voli-bozhey.html В чем отличие судьбы от воли Божьей text/html Sat, 01 Jun 2019 20:00:56 +0300 https://cyrillitsa.ru/tradition/52978-pochemu-zhenshhinam-zapreshheno-byt-svyashhe.html Почему женщинам запрещено быть священниками text/html Sat, 01 Jun 2019 20:00:56 +0300 https://cyrillitsa.ru/tradition/15398-igraem-po-russki.html Ходули, кубарь, прочики… text/html Sat, 01 Jun 2019 20:00:56 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=91986 Из-за чего татарам в начале XX века запретили иметь традиционные имена Sat, 01 Jun 2019 18:35:41 +0000 Современные филологи отмечают, что у татар, кроме исламских и тюркских имен, чрезвычайно распространены имена и их вариации, имеющие древнегерманское или латинское происхождение. Например, мальчиков принято называть Эдуардами, Фердинандами (как вариант – Фернад или Фирнат), Альбертами, Альфредами, Ренальдами, Эрнстами, Эриками, Эдгарами, Германами, Робертами, Рифами, Ренатами и Рудольфами. Среди женщин, девушек и девочек распространены имена Аделина, Луиза, […] Народы Современные филологи отмечают, что у татар, кроме исламских и тюркских имен, чрезвычайно распространены имена и их вариации, имеющие древнегерманское или латинское происхождение. Например, мальчиков принято называть Эдуардами, Фердинандами (как вариант – Фернад или Фирнат), Альбертами, Альфредами, Ренальдами, Эрнстами, Эриками, Эдгарами, Германами, Робертами, Рифами, Ренатами и Рудольфами. Среди женщин, девушек и девочек распространены имена Аделина, Луиза, Эмма, Регина, Робина, Эльза и Эльвира, Фрида. Есть имена, имеющие латинские, французские или итальянские корни: Марат, Рафаэль (Рафаил), Римма и Рим, Феликс, Спартак, Элеонора, Лилия, Агата. Но еще больший интерес вызывает то, что использование таких имен весьма ограничено у соседских народов, рядом с которыми татары жили веками. И если заимствование татарами греческих имен у русских объяснимо, то возникновение немецких вызывает вопросы. Виноваты большевики? Оказывается, большую лепту в «обогащение» татарской антропонимики внесли большевики с их борьбой с проявлениями веры. После окончания Гражданской войны новое правительство не приветствовало проявление религиозных чувств, и татарских детей запрещали называть традиционными мусульманскими именами, большая часть которых к татарам пришла с Ближнего Востока – от арабов и персов. Так как таких имен у народа было около 90% образовалась огромная лакуна, которую нужно было чем-то заполнить. Поскольку большевики боролись и с православными именами «из святцев», то взять имена ближайших соседей – русских, было невозможно. Поэтому татары обратились к западно-европейским именам и стали брать из них наиболее звучные и те, которые отвечали народным традициям, – так считает доктор филологии из Высшей школы татаристики и тюркологии КФУ Гульшат Галиуллина. Например, девочек у татар было принято называть именами цветов. Отсюда появились и Лилии, и Азалии, и даже Резеда. Имена мальчиков выбирали по звучности, по значению и по схожести с традиционными татарскими именами. Например, имя Фердинанд означает «смелый», Роберт – «знаменитый», а Альберт – «благородный». Были и Адольфы (это древнегерманское имя означает «благородный волк»), которым во времена Великой Отечественной пришлось несладко. Но бывали и казусы: архивы зафиксировали такие имена у татар, как Фикус, Форель, Бриллиант или Индия. Возможно, что на появление у татар большого количества германских имен повлияла и появившийся в 1923 году южнее Саратова республика немцев Поволжья, просуществовавшая до 1941 года. На ее территории проживало больше 2000 татар, и вероятно, они внесли свою лепту в распространение немецких имен. От Виленов – к Тракторам Не миновала татар и насаждаемая большевиками мода на революционные имена, имена-аббревиатуры и имена-сокращения. Гульшат Галлиулина приводит данные, что именно в 1923–1924 годах в архивах республики появились первые имена-аббревиатуры. Филологи даже дали особое название этому времени – «антропонимическое половодье». У татар, так же как и у русских, появилось множество Виленов, Вилев, Вильсонов, Владленов (Владимир Ильич Ленин), возникли имена Лестан (Ленин и Сталин), Лемар (Ленин и Маркс), Лемас, Рева, Люция, Ренал, Ренин, Рик, Ким, Рем. Мода на эти имена длилась вплоть до 1940-х годов, а затем пошла на спад. Однако некоторые имена, имеющие вполне «восточное» звучание, остались до сих пор, например, Дамир или Линиза. Еще один пласт имен, который быстро исчез из употребления, – это имена, связанные с революционными событиями и с индустриализацией. Например, Маузер, Октябрина, Трактор, Пионер. Все возвращается на круги своя После войны тенденция к заимствованию у западных европейцев, в том числе и немцев, звучных имен продолжилась вплоть до середины 1980-х годов, после чего начался возврат народа к традиционным персидским, арабским и тюркским именам. Сейчас в Татарстане очень популярны такие мужские имена, как древнетюркское имя Арслан, арабо-тюркское Нурбек, имена Ильбарис, Ислам, Карим, Ильяс, Даут. Особой модой пользуются имена на «э». Вместо традиционного Ильдара, мальчиков называют именем Эльдар, вместо Амира – Эмир. С начала XX века остались Дамир и Ренат, Рената. Сотрудник института языка, литературы и искусства АН Татарстана Гузалия Сайфулловна Хазиева-Демирбаш в работе «Основные тенденции развития татарских имен» указывает, что в выборе родители учитывают моду, звучание имени и его внутреннюю форму. В XXI веке часть татар предпочитает традиционные арабо-персидские имена, а часть – остается верной современным тенденциям. Среди популярных имен, связанных с исламом, Хазиева-Демирбаш отмечает имена Эмирхан, Ихсан, Сабержан, Газиза. Современные популярные имена Азат, Илдуз, Эмир, Тимур, Булат, Адель, Маликэ, Самира связаны с арабо-персидским происхождением. Стали популярны тюркские имена Чингиз, Курбат, Тимерлан и даже Чингизхан. По-прежнему распространены имена, имеющие западно-европейское происхождение: это женские имена Фернанда, Милана, Стэлла, Эвелина, мужские – Альберт, Эдгар и Ренат. https://cyrillitsa.ru/narody/80523-pochemu-u-odnikh-narodov-alkogol-usvai.html Почему у одних народов алкоголь усваивается, а у других-нет text/html Sat, 01 Jun 2019 18:35:41 +0300 https://cyrillitsa.ru/narody/61259-chechenec-ili-ingush-glavnye-razlichiya.html Чеченец или ингуш: главные различия text/html Sat, 01 Jun 2019 18:35:41 +0300 https://cyrillitsa.ru/narody/52774-kakie-slavyanskie-narody-byli-samymi-v.html Какие славянские народы были самыми воинственными text/html Sat, 01 Jun 2019 18:35:41 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=92002 Славный казак Мамай: кем на самом деле был «герой Украины» Sat, 01 Jun 2019 18:00:27 +0000 Казака Мамая на Украине считают национальным героем, легендарной личностью, воплощающей украинский дух и стремление к свободе. В прежние годы его часто изображали на лубочных картинках. О Мамае слагали песни и былины, ставили сценки в народном театре-вертепе. В XVIII веке стали появляться первые картины с изображением казака Мамая с присущей этому образу атрибутикой: национальным инструментом кобзой, […] История Казака Мамая на Украине считают национальным героем, легендарной личностью, воплощающей украинский дух и стремление к свободе. В прежние годы его часто изображали на лубочных картинках. О Мамае слагали песни и былины, ставили сценки в народном театре-вертепе. В XVIII веке стали появляться первые картины с изображением казака Мамая с присущей этому образу атрибутикой: национальным инструментом кобзой, боевым конем, пистолем, чаркой водки. В народе его называют рыцарем, казаком-бандуристом, защитником Украины. Сейчас на главной площади Киева стоит памятник казаку Мамаю. Аналогичные постаменты воздвигли в Краматорске и Каменском. О Мамае сняли одноименный фильм на киностудии А. Довженко. При всем этом известно, что он даже не был украинцем. Да и многие подвиги героя довольно сомнительны. Откуда появился Мамай Историк Александр Шенников в любопытном труде «Княжество потомков Мамая» привел подробное исследование происхождения этого образа. Он пишет, что Мамай не был украинцем. В основу обросшего народными легендами образа легла личность золотоордынского хана Мамая, полутатарина и полусеврюка по происхождению. «Севрюками» раньше называли выходцев из так называемых Северских земель. Они располагались на границе современной России, Белоруссии и частично захватывали север Украины. Северские земли получили свое название от древнего племени северян. Предположительно Мамай был сыном захваченной в плен татарами севрючки, которая в Золотой Орде стала рабыней. Как и многие отпрыски угнанных в плен славян, Мамай был обучен военному делу и пополнил ряды золотоордынского войска. По всей видимости, он отличался незаурядными интеллектуальными способностями и воинскими талантами, поскольку в зрелом возрасте занял пост беклярбека Золотой Орды. Сейчас его можно сравнить с должностью премьер-министра. Лев Гумилев приводит другой вариант происхождения Мамая. По мнению исследователя, в венах народного героя вообще не было ни капли славянской крови. Он был наполовину кыпчаком (раннее название татар), наполовину монголом. Выгодно женившись на наследнице правителя столицы Золотой Орды, Мамай получил в придачу титул беклярбека. Борьба за власть Занимая столь высокий пост, Мамай постоянно сталкивался с политическими противниками, желавшими устранить его от власти в Сарае. Главным был хан Тохтамыш, ортодокс, сторонник древних ордынских традиций. Заручившись поддержкой Тамерлана, он обзавелся также войском — Белой Ордой — и выступил против Мамая. В момент описываемых событий Золотая Орда была сильно ослаблена внутренними междоусобицами и конфликтами с соседями. Победа в борьбе за власть в Сарае зависела от того, поддержкой какого союзника удалось заручиться той или иной стороне. Мамай поставил на Литовское княжество, Тохтамыш — на стоявшую в оппозиции к нему Москву. Так произошло «Великое розмирье», разделившее Орду на два противоборствующих лагеря. При этом Мамай не оставлял надежд заключить союз и с Москвой, ради чего периодически посылал на Русь свои делегации. Эти попытки хана Мамая «договориться» зачастую воспринимались русичами с отрытым презрением и ненавистью. В Нижнем Новгороде суздальское войско раздело донага, а затем спустило под лед все посольство Мамая. Беклярбек в долгу не остался: он настиг праздновавших победу суздальцев и вырезал всех до единого. Почувствовав вкус крови, хан продолжил движение в сторону Московского княжества. После этого и произошла знаменитая Куликовская битва, поражение в которой не только принесло Мамаю несмываемый позор, но еще и сделало крайне шатким его положение в Золотой Орде. После гибели юного престолонаследника Мухаммеда, за которого фактически правил Мамай, Тохтамыш получил серьезный вес на политической арене, поскольку имел больше шансов стать новым законным правителем Сарая. Остатки разбитого мамайского войска стали сами ему сдаваться. Бесславный конец и переписанная история Хан Мамай в отчаянии просил помощи у союзников, однако после поражения он перестал их интересовать. В итоге бывший правитель Сарая расстался с жизнью где-то в Кафе (сейчас это Феодосия). По одной из версий, его зарезали шпионы Тохтамыша, по другой — генуэзские наемные убийцы. Так или иначе, но время правления Мамая прошло. Как политическая фигура, он исчерпал себя и оказался больше не нужен. И вот на волне похода против Московского княжества Мамай стал приобретать ореол славы казака-освободителя. Куликовская битва произошла в XIV веке. Образ Мамая был возрожден и «раскручен» приблизительно 400 лет спустя. Интересно, что не только украинская национальная идея подпитывалась сомнительным героизмом «казака» Мамая. В Польше его образ также стал предметом культа. Князья Глинские считали себя потомками этой одиозной личности. Согласно их логике, Иоанн Грозный также был потомком Мамая, ведь его матерью являлась полька Елена Глинская. Образ «славного казака Мамая» мог сформироваться именно под влиянием легенды Глинских. Их родственники, князья Вишневецкие, Ружинские и Острожские напрямую повлияли на становление Запорожской Сечи. Они и могли принести запорожцам легенду о казаке Мамае, который на самом деле и украинцем-то никогда не был, не то что казаком. https://cyrillitsa.ru/history/83747-stefan-malyy-kak-samozvanyy-russkiy.html Стефан Малый: как самозваный «русский царь» 6 лет правил на Балканах text/html Sat, 01 Jun 2019 18:00:27 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/55480-pochemu-romanovy-tshhatelno-vybirali-i.html Почему Романовы тщательно выбирали имена своим детям text/html Sat, 01 Jun 2019 18:00:27 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/82480-imya-sergey-komu-davali-takoe-imya-na-rus.html Имя Сергей: кому давали такое имя на Руси text/html Sat, 01 Jun 2019 18:00:27 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=91999 «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу»: почему у христиан нет ограничений в еде Sat, 01 Jun 2019 16:00:20 +0000 Всем известно, что у мусульман и иудеев существует религиозный запрет на употребление свинины. Почему же христиане избежали этой участи? Обывательские объяснения запрета на использование в пищу мяса свиньи для мусульман и иудеев во многом сходны. Обе религии формировались в жарких странах, где такое скоропортящееся и «грязное» мясо, как свинина, опасно для здоровья человека. Известно, что […] Традиция Всем известно, что у мусульман и иудеев существует религиозный запрет на употребление свинины. Почему же христиане избежали этой участи? Обывательские объяснения запрета на использование в пищу мяса свиньи для мусульман и иудеев во многом сходны. Обе религии формировались в жарких странах, где такое скоропортящееся и «грязное» мясо, как свинина, опасно для здоровья человека. Известно, что свиньи всеядны – они способны переварить все, что найдут: от падали до собственных экскрементов. Сами животные от этого не страдают, а вот для человека накапливающиеся в свинине токсины – настоящий яд. Кроме того, ученые доказали, что свиньи являются весьма подходящим местом для обитания паразитического червя «трихинеллы» и при плохой термической обработке мяса личинки паразита вполне могут попасть в организм употребившего его человека. А это очень серьезно: трихинеллез – заболевание, нередко приводящее к смертельному исходу. Однако и евреи, и арабы в первую очередь руководствуются не столько заботой о своем здоровье, сколько исполнением религиозных заповедей. На страницах Торы и Корана неоднократно затрагиваются вопросы правильного питания, разрешенных и запрещенных продуктов. В числе последних – свинина. Однако у каждой религии свои нюансы. Одной из важнейших составляющих ислама являются такие понятия как «халяль» (все, что дозволено Аллахом) и «харам» (находящееся под запретом). Они распространяются и на пищу. В Коране (сура 5, аят 3) написано: «Вам запрещено [есть] мертвечину, кровь, свинину, а также то, что заколото без упоминания имени Аллаха». Как известно, свинина – тяжелый продукт, а с точки зрения ислама избыточное питание – грех. Об этом речь в другом аяте: «Не вкушайте много, а будьте умеренны, чтобы не повредить себе и не обделить бедных. Аллах не любит расточительных и недоволен их неумеренными деяниями!» (Коран. 6:141). У мусульман также запрещены продукты, появившиеся на рынке относительно недавно и содержащие в себе добавки, в состав которых входит свиной жир. Этим грешат отдельные производители сыра, шоколада, хлебобулочных изделий, газированных напитков, мыла и зубных паст. Современные исламские ученые здесь руководствуются не только религиозными заповедями, но и медициной, объясняя, что свиной жир плохо усваивается человеческим организмом. Примечательно, что в исламе к свинине (как к запрещенному продукту) может быть приравнена и баранина, если она была приготовлена не по канонам халяля. К примеру, баран был убит в мучениях или перед смертью он видел, как погибает другое животное. В Торе, как и в Коране, также содержится очевидный запрет на употребление свинины: «И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им: скажите сынам Израилевым: вот животные, которых можно вам есть из всего скота на земле: всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте» (Левит. 11:2-3). Оба эти признака есть у оленей, коров, коз, овец – их мясо кошерное. Свинья, даже несмотря на наличие раздвоенного копыта с глубоким разрезом, животное не жвачное, а поэтому для евреев запретное – «трефовое». «А свинья, хотя копыта раздваивает, но жвачки не жует, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь» (Второзаконие. 14:8). Кроме того, иудаизм разрешает употребление птицы, однако она, как и жвачные копытные, должна быть приготовлена соответствующим образом. Животное забивается специальным остро наточенным ножом (чтобы причинить ему как можно меньше страдания), затем из туши удаляется вся кровь. Но даже правильно забитое животное может стать не кошерным, если, к примеру, будет приготовлено с молочными продуктами. А почему же в христианстве, для которого, как и для иудаизма, одной из главных Книг является Ветхий Завет, не существует запрета на употребление свинины? Более того, для многих христиан (например, русских или немцев) свинина – одно из любимейших мясных блюд. Ответ на этот вопрос можно найти в Новозаветных книгах. Вот, к примеру, слова апостола Павла: «Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя» (Гал. 3:24,25). Другими словами, Ветхий Завет исполнил свою роль – подготовил приход Мессии, и отныне следование некоторым его заповедям не является непременным условием вхождения в Царство Небесное. А ведь изначально наставления Бога о пище не содержали никаких запретов. «Всё движущееся, что живет, будет вам в пищу» (Быт. 9:3). Вот еще одно место из Евангелия, уже в полной мере раскрывающее отношение Христа к этому столь щепетильному в иудаизме и исламе вопросу. «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем». https://cyrillitsa.ru/tradition/79579-kakie-obryady-provodili-na-rusi-vmesto.html Какие обряды проводили на Руси вместо кесарева сечения text/html Sat, 01 Jun 2019 16:00:20 +0300 https://cyrillitsa.ru/tradition/81205-kakie-svyatye-pomogayut-v-uchebe.html Какие святые помогают в учебе text/html Sat, 01 Jun 2019 16:00:20 +0300 https://cyrillitsa.ru/tradition/64877-kakim-svyatym-stal-admiral-ushakov.html Каким святым стал адмирал Ушаков text/html Sat, 01 Jun 2019 16:00:20 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=91991 Почему сейчас в христианстве не существует «нечистых» животных Sat, 01 Jun 2019 15:15:13 +0000 Почти в каждой религии животные подразделяются на чистых и нечистых – последних нельзя употреблять в пищу, до них нельзя дотрагиваться или нельзя пускать в дом. Такое разделение произошло в допотопные времена, когда, согласно Ветхому Завету, животные делились только по одному признаку – по возможности принесения их в жертву Богу-Творцу. В книге Бытия (8:20) Ной устраивает […] Традиция Почти в каждой религии животные подразделяются на чистых и нечистых – последних нельзя употреблять в пищу, до них нельзя дотрагиваться или нельзя пускать в дом. Такое разделение произошло в допотопные времена, когда, согласно Ветхому Завету, животные делились только по одному признаку – по возможности принесения их в жертву Богу-Творцу. В книге Бытия (8:20) Ной устраивает жертвенник Богу и приносит на нём жертву только «чистых» животных, правда, каких именно, Библия не уточняет. Ветхозаветные «чистота» и «нечистота» Возможно, именно «чистых» животных спас ветхозаветный Ной на своем ковчеге, так как сразу после Великого потопа разделение животных на «чистых» и «нечистых» исчезает, и в пищу людям дозволено употреблять не только траву и семена, как прежде, но и всех животных без исключения: «Все движущееся, что живёт, будет вам в пищу» (Быт.9:3). Впрочем, вскоре Бог изменяет свое отношение к животным и запрещает людям – по крайней мере тем, кого он избрал «своим народом», употреблять в качестве еды некоторые виды животных. Моисею он дает два четких признака, по которому можно отличить одних от других: «чистые животные помимо того, что питаются травой, жуют жвачку, и имеют раздвоенное копыто». Позже в Талмуде появились уточнения – «чистые» животные должны были не иметь передних зубов и иметь особое строение мышц в районе поясницы. Кроме этого, появились другие запреты, например, нельзя было употреблять в пищу жир домашних животных, а кровь диких животных вообще следовало засыпать землей. Сложнее было с птицами – по книге Левит нельзя было есть хищников и падальщиков, сов и филинов, ворон, страусов, чаек, лебедей, пеликанов, цапель, зуев и удодов. Однако иудеи пошли дальше и разделили «чистых» и «нечистых» птиц по наличию зубов, манере есть, строению лапы. Например, одни раввины считают дикого гуся «чистой» птицей, а другие – «нечистой». Кроме этого, иудеи считают нечистыми морских гадов, не имеющих чешуи. Сами они объясняют все эти запрет тем, что кровь этих животных якобы вызывает склонность к болезни, «загрязняет» кровь и «оскверняют тело и душу». В общей сложности к «нечистым» животным в иудаизме отнесены все хищники, бескопытные, рептилии и амфибии, грызуны (включая зайца, с которым у русских связано много плохих примет), летучие мыши, насекомые (кроме саранчи) и морские животные без чешуи, вроде каракатиц или морских гребешков. Согласно книге Левит, их не просто нельзя было есть, но и даже прикасаться к их трупам, так как «нечисты они для вас». В исламе тоже существуют «нечистые» животные – ослы, свиньи, насекомые, ящерицы и лягушки, крысы, мыши и ежи, а также все хищные млекопитающие и хищные птицы. При этом некоторые животные могут в одних течениях ислама считаться нечистыми, а других – «чистыми» и их при нужде можно употреблять в пищу полностью или за исключением некоторых частей – например, таковы акула или змеи. При этом такое животное как свинья считалось особенно скверным и до него не следовало дотрагиваться, а хищных птиц например, можно разводить и торговать ими, но нельзя употреблять в пищу. «Нечистота» животных служила на пользу вере Для чего нужно было подобное разделение? Скорее всего, это было необходимо для того, чтобы иудеи или мусульмане не вздумали перенимать обычаи у язычников, подле которых они жили, и не стали им поклоняться. Ведь, например, в том же Египте, где Моисей вместе со своим народом был в рабстве, существовал культ кошек, которых почитали как богов, а у других народов были тотемные животные — волки, лисы, змеи, медведи и тигры, которых почитали и которым приносили жертвы. Впрочем, запрет не уберег иудеев от богоотступничества – еще в пустыне по исходе из Египта они умудрились создать золотого тельца и начали ему поклоняться. Христианство круто поменяло отношение к животным. Во-первых, после жертвы Христа отпала необходимость принесения их Богу в жертву, и с этих пор жертвоприношения постепенно сошли на нет. Во-вторых, все запреты были отменены, а все животные стали «чистыми». «Для чистых все чисто», – было сказано в Послании евреям апостола Павла (Евр.13:9). «Никто да не осуждает вас за пищу или питие», – говорится в послании Павла к колоссеянам. Впрочем, некоторые запреты остались: нельзя в пищу употреблять идоложертвенное – то есть то, что язычники приносят в жертву своим богам, нельзя употреблять удавленных животных, крови (возможно это связано с тем, что по некоторым представлениям христиан душа живого существа находится в его крови), но главный запрет связан с грехом: «воздерживайтесь… от блуда, и не делайте другим то, чего себе не хотите» (Деян.15:19–29). А что же животные? А животные отныне стали человеку не идолами, а помощниками и даже друзьями. Например, у протоиерея Константина Буфеева есть целая книга «Животные рядом со святыми», в которой рассказывается, как животные помогали подвижникам нести различные служения и даже охраняли их. Разумеется, в монастырях и в храмах есть свои обычаи, касающиеся животных, например, собак в храм не пускают, а кошек пускают и даже привечают, но никаких верований, связанных с этим, нет, все делается из практических соображений. Собаки могут наследить или повести себя агрессивно, а кошки приносят пользу и ловят мышей. Патриарх Кирилл в одном из своих интервью говорил, что в православии не существует понятия «нечистого» животного, а православный человек должен одинаково заботиться обо всех животных, которые от него зависят, но ни в коем случае не ставить их выше человека и уже тем более делать из них идолов. https://cyrillitsa.ru/tradition/12741-katalnye-gorki.html Катальные горки text/html Sat, 01 Jun 2019 15:15:13 +0300 https://cyrillitsa.ru/tradition/4415-plenennyj-russkoj-zemlej.html Плененный русской землей text/html Sat, 01 Jun 2019 15:15:13 +0300 https://cyrillitsa.ru/tradition/4232-iskonno-russkie-zhesty-i-vyrazheniya.html Исконно русские жесты и выражения text/html Sat, 01 Jun 2019 15:15:13 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=92000 Фамилии или прозвища: что на самом деле получили воины после Невской битвы Sat, 01 Jun 2019 14:30:00 +0000 Появлением фамилий русские обязаны Невской битве. По крайней мере, так утверждают современные историки. Первые русские фамилии образовались от прозвищ. Они так и назывались: фамилии-прозвища и были распространены в Новгородской республике. Историки и языковеды, в том числе Михаил Горбаневский, полагают, что ее жители переняли эту особенность у своих соседей из Великого княжества Литовского, у которых «название» […] Правда ли Прошлое Появлением фамилий русские обязаны Невской битве. По крайней мере, так утверждают современные историки. Первые русские фамилии образовались от прозвищ. Они так и назывались: фамилии-прозвища и были распространены в Новгородской республике. Историки и языковеды, в том числе Михаил Горбаневский, полагают, что ее жители переняли эту особенность у своих соседей из Великого княжества Литовского, у которых «название» семейства было неизменным и передавалось от отца к сыну. В «Старшем изводе» Новгородской первой летописи на пергаментных листах, отведенных для описания Невской битвы, перечислялись павшие в бою воины. Именно там современные историки, изучив все древние рукописи, встретили первые упоминания фамилий. Для точной идентификации павших были использованы имена и фамилии-прозвища: «Гюрята Пинещиничь» или «Костянтинъ Луготиниць». В исторических документах 1268 года упоминается целый ряд добрых людей, наделенных фамилией: Осип Дорогомилович, Пороман Подвоиский, Михаил Кривцевич, Никифор Радятинич, Борис Илдятинич, Твердислав Чермный. В хронике 1270 года фиксируется первое повторение семейного имени – в ней вновь фигурирует фамилия Пинещинич, но носителем ее является уже Михаил, вероятный потомок Гюряты, упомянутого в Новгородской первой летописи. В этом же акте описывается некий «Гаврило Кыяниновъ», для образования фамилии которого использован притяжательный суффикс –ов, что говорит о постепенном расширении структуры формирования антропонимов. Далее все пошло по нарастающей: в анналах 1311 года встречаются фамилии с суффиксом -ин («Костянтинъ», «Ильинъ»), в летописях 1315 года отчетливо читается строка, в которой Михаил Тверской призывает жителей Новгорода выдать ему Федора Жревьского, а в заметке 1361 года впервые появляется фамилия с морфемой –ев («Данилъко Писцев»). Александр Невский За князем Александром Ярославичем, полководческий талант которого принес новгородцам в 1240 году победу над шведами, фамилия Невский закрепилась в Комиссионном списке Новгородской первой летописи младшего извода, датируемой 1441 годом. О том, что это прозвище превратилось в полноправную фамилию, свидетельствует повесть «О зачале царствующего града Москвы», входящая в «Хронограф Дорофея Монемвасийского» (конец XVII века). В данном историческом документе говорится о сыновьях великого князя, называя которых, автор использует фамилию-прозвище их отца: «Лето 6889-го октября в 29 день в Володимере граде по державе князя Владимера державствовал князь Андрей Александрович Невский, а во граде Суздале державствовал князь Данил Александрович Невский». https://cyrillitsa.ru/past/26873-chto-nuzhno-znat-o-generale-kornilove.html Что нужно знать о генерале Корнилове text/html Sat, 01 Jun 2019 14:30:00 +0300 https://cyrillitsa.ru/past/40762-aleksey-kuropatkin-general-proigrav.html Алексей Куропаткин: генерал, проигравший Русско-японскую войну text/html Sat, 01 Jun 2019 14:30:00 +0300 https://cyrillitsa.ru/past/18459-kudel-s-zhukolom-nanikolilas.html Кудель с жуколом наниколилась text/html Sat, 01 Jun 2019 14:30:00 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=91994 Считается ли празднование дня рождения грехом: мнение церкви Sat, 01 Jun 2019 13:45:50 +0000 В жизни практически любого человека его день рождения считается одним из самых главных праздников в году. Однако верующие люди зачастую задаются вопросом: «А стоит ли вообще отмечать этот день?» Многие прихожане считают, что никакой заслуги самого именинника в его появлении на свет нет: так распорядился Бог, а потому к чему чествовать родившегося? Грехопадение первых людей […] Традиция В жизни практически любого человека его день рождения считается одним из самых главных праздников в году. Однако верующие люди зачастую задаются вопросом: «А стоит ли вообще отмечать этот день?» Многие прихожане считают, что никакой заслуги самого именинника в его появлении на свет нет: так распорядился Бог, а потому к чему чествовать родившегося? Грехопадение первых людей Почему же у прихожан возникают подобные сомнения? В одном из псалмов Давида есть такие строки: «Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» (Пс. 50:7). Греческий богослов Евфимий Зигабен утверждал, что в данной песне Давид говорит о том, что зачат он был в грехе и в грехе же и родился. По мнению Евфимия, такому положению вещей человечество обязано еще Адаму и Еве. «Ибо если бы Адам не согрешил, то не было бы ему надобности и в плотском соитии с Евою» — пишет богослов. Так нужно ли отмечать такое греховное событие, как рождение? Что думают священники? Иеромонах Иов (Гумеров) отметил, что день рождения с религиозной точки зрения действительно не является праздником в привычном, мирском понимании этого слова. Однако, как рассуждает Иов, подобная дата – это отличная возможность для того, чтобы поблагодарить Господа за подаренную жизнь и немного поразмыслить над прошедшими годами, подвести некоторые итоги. Так же считает и иерей Андрей Чиженко. Священник называет день рождения, впрочем, как и именины, личной малой Пасхой. Иерей считает, что поводов для радости самого именинника и его близких достаточно, ведь Бог в образе человека сотворил целую Вселенную по подобию своему. По словам Чиженко, именно потому, что появление нового человека на свет и вся его жизнь есть бесценный дар свыше, самоубийство и считается тяжким грехом. Если обратиться к богословам прошлого, то и они не выказывали негативного отношения к подобным празднествам. Например, Иоанн Кронштадтский писал, что «достойно и праведно чтить празнованием дни рождения или дни тезоименитоиства». Проповедник считал игнорирование данного события выражением «неблагодарности перед Творцом». Именины или день рождения? Несмотря на указанные выше точки зрения, тезоименитоиство или именины являлись (а для многих являются и по сей день) гораздо более важной датой, чем день появления на свет. Так, архимандрит Амвросий (Юрасов) в своей книге «О вере и спасении» писал о том, что христиане празднуют не столько рождение своего тела, сколько рождение души. Архимандрит призывал верующих изучать житие своего небесного покровителя и подражать ему во всем. Святитель Иоанн Златоуст также указывал на превосходство именин над праздником рождения. При толковании текста Евангелия от Иоанна «иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася» (Ин. 1:12) он писал, что посредством данных слов автор хотел обратить внимание читателей на превосходство духовного рождения («по благодати») над плотским («по похоти»). https://cyrillitsa.ru/tradition/49521-kak-vstrechali-pokrov-presvyatoy-bogor.html Как встречали Покров Пресвятой Богородицы на Руси text/html Sat, 01 Jun 2019 13:45:50 +0300 https://cyrillitsa.ru/tradition/83141-chto-proizoydet-s-zhenshhinoy-esli-ona-pro.html Что произойдет с женщиной, если она проникнет на Афон text/html Sat, 01 Jun 2019 13:45:50 +0300 https://cyrillitsa.ru/tradition/69490-pochemu-buryaty-poklonyalis-otrublenn.html Почему буряты поклонялись отрубленной голове? text/html Sat, 01 Jun 2019 13:45:50 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=91998 Почему казака-преступника мог наказать только другой преступник Sat, 01 Jun 2019 12:35:40 +0000 У казаков существовали самобытные наказания, жестокость которых обусловлена необходимостью поддерживать дисциплину. Многие казни и пытки ими заимствованы у врагов. Суровость казней, практиковавшихся в Сечи, объясняется и тем, что в войско шли те, по меткому выражению Гоголя, «у кого уже моталась около шеи веревка». Неписаные законы Походная жизнь, небольшой промежуток существования казачества, отсутствие времени на составление […] История У казаков существовали самобытные наказания, жестокость которых обусловлена необходимостью поддерживать дисциплину. Многие казни и пытки ими заимствованы у врагов. Суровость казней, практиковавшихся в Сечи, объясняется и тем, что в войско шли те, по меткому выражению Гоголя, «у кого уже моталась около шеи веревка». Неписаные законы Походная жизнь, небольшой промежуток существования казачества, отсутствие времени на составление документов, приводили к тому, что наказания были быстрыми, подчас изощренными. Избегали жители Сечи писаных законов из опасений ограничения свободы. Как у всех групп, стоящих на первой ступени общественного сознания, в куренях защищалась жизнь, личное имущество. Мало кто думал о нравственных преступлениях. Доступ членов общины к начальству, прозрачность процесса, равенство делали суд мгновенным. Признавала суровость законов и Екатерина II, распорядившись в указе от 12 июля 1768, чтобы с гайдамаками «чинили по всей строгости запорожских обрядов». Среди прецедентов, описанных в исторических документах, рассматривались гражданские дела: кражи, невозврат займов, нарушение договоров, превышение нормы продажи товаров на Сечи, потравы. К уголовным преступлениям, часто наказывающимся смертью, приговаривали за убийство товарища, крупную кражу, укрывательство краденого, пьянство. Сурово преследовалась связь с женщинами, гомосексуальные отношения, дезертирство, гайдамацтво (угон скота), тайный привод в поселение женщин (даже матерей, сестер). Казни и экзекуции В зависимости от тяжести преступлений назначались разные, по степени суровости, наказания. За неуважение к начальству, невозврат долга, виновного привязывали к пушке цепями и держали до тех пор, пока он не расплатится или не найдет поручителя. Этот метод казаки заимствовали у соседей-татар, которые так карали воров. Жившие набегами казаки, бывшие, на посторонний взгляд, отчаянными ворами, они жестоко наказывали воров в своей среде. О казачьих нравах, повседневном укладе, нападениях на татар, турок, дает исчерпывающую информацию польский историк Марцин Бельский. Эти сведения отражены в исследованиях, проведенных Институтом истории и археологии Уральского отделения РАН. Свидетельства старцев, сохранившиеся в летописях, говорят о наказании розгами за превышение норм продажи товаров, напитков, установленных на Сечи. За ранение товарища в пьяной драке могли приговорить к переломам конечностей. Тем, кто лишил жизни товарища по оружию, часто приговаривали в страшной смерти, закапывая его живым вместе с покойником. Но учитывалась и доблесть, храбрость преступника, которому казнь могли заменить крупным штрафом. Самым распространенным наказанием было забивание палками возле позорного столба. Так наказывали за содомский грех, прелюбодеяние, мелкую кражу, дезертирство. Столб с дубовыми киями всегда находился на площади. Товарищи приходили к осужденному, ругали его, могли принести еду и питье, предлагали деньги в долг, чтобы рассчитаться за преступление, наносили удары. Иногда прикованного к цепи казака забивали на смерть в течение суток, чаще, продержав 3-5 дней, отпускали после раскаяния. За крупную кражу предусматривалась смерть на виселице, казнь при помощи железного крюка. Страшные сооружения стояли вдоль больших дорог, внушая ужас. Железный крюк заводился за ребро, оставляя осужденного медленно умирать. Снимать преступников не разрешалось до тех пор, пока их тела не рассыпались в прах. Казнь при помощи крюка практиковалась поляками, от них этот обычай перешел к запорожцам. У поляков был позаимствована казнь, называемая старцами «столбовая смерть». На деревянный кол с металлическим наконечником насаживался преступник, приговоренный к мучительной смерти. В рукописи «Очевидца судебных порядков» отмечается, что у запорожцев отсутствовали палачи. Роль ката выполняли сами преступники. Если наказания ожидал только один казак, то он оставался в заключение, пока не найдется второй, который и приводил приговор в исполнение. Суровость наказания объяснялось рядом причин: во-первых, на Сечи не было браков, отсутствовали женщины, во-вторых, среди беглецов, желающих вступить в войско, было много людей сомнительной репутации, в-третьих, малочисленное казачество постоянно находилось на военном положении, что вынуждало придерживаться строгих правил. https://cyrillitsa.ru/history/60875-kakogo-rosta-byli-russkie-voiny.html Какого роста были русские воины text/html Sat, 01 Jun 2019 12:35:40 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/66122-kakim-obrazom-russkim-razdavali-fami.html Каким образом русским раздавали фамилии text/html Sat, 01 Jun 2019 12:35:40 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/73353-chto-sluchilos-s-krestonoscami-v-rossi.html Что случилось с крестоносцами в России text/html Sat, 01 Jun 2019 12:35:40 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=91989 Почему в храмах Иисуса часто изображают с виноградом Sat, 01 Jun 2019 12:05:29 +0000 Наверняка многие замечали на внутренних стенах храмов, а также на иконостасах и киотах изображения виноградной лозы. Возможно, некоторые решили, что это обычный элемент декора. Однако на самом деле это далеко не так. Всякая деталь в церкви и религиозной атрибутике имеет свой тайный смысл. Христос — лоза Во время знаменитой тайной вечери Иисус, назвав своего Отца […] Традиция Наверняка многие замечали на внутренних стенах храмов, а также на иконостасах и киотах изображения виноградной лозы. Возможно, некоторые решили, что это обычный элемент декора. Однако на самом деле это далеко не так. Всякая деталь в церкви и религиозной атрибутике имеет свой тайный смысл. Христос — лоза Во время знаменитой тайной вечери Иисус, назвав своего Отца «Виноградарем», а себя самого «лозой», обратился к апостолам с такими словами: «… вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода» (Ин 15:1, 5). Подобное сравнение в речи Христа и стало основой для многочисленных изображений этого растения на стенах церквей, атрибутике и иконах. Художники и иконописцы нередко рисовали Спасителя, окруженного ветвями винограда, в обрамлении же побегов – его учеников, нередко Богородицу и Иоанна Предтечу. Кроме того, на некоторых работах Христос предстает с лозой, вырастающей из его бока. Спелую гроздь винограда он держит в руках, выжимая из ягод сок в чашу. Как известно, вино тоже изготавливают похожим способом. А ведь именно данный напиток является одним из главнейших элементов церковного таинства под названием евхаристия, когда вино превращается в кровь Иисуса. Поэтому там, где присутствует изображение лозы, можно увидеть и птиц, клюющих виноград. Это обряд Причащения и христиане, принимающие Тело и Кровь Христа. Упоминается виноградная лоза и в других религиозных текстах. В Новом Завете это растение предстает в качестве символа рая, в Ветхом — земли обетованной. Ведь именно обильный урожай в то время считался наиглавнейшим признаком богатства или, по крайней мере, достатка. «… Господь ведет тебя в землю добрую, в землю, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор, в землю, где пшеница, ячмень, виноградные лозы…» (Книга Второзаконие 8:7-9). Когда после потопа Ной принялся обживать новые территории, первым делом, согласно Библии, он посадил виноград. По преданию, виноградная лоза была принесена водами из самого райского сада, Эдема. Кстати, в данном сюжете впервые упоминается и вино, которое изобрел Ной и, опьянев, предстал перед своими сыновьями не в самом лучшем свете (Быт. 9:20-27) . «Содомский» виноград Виноград – довольно распространенный символ в религии. Не единожды он предстает перед читателями Библии и в других эпизодах церковной литературы. Например, виночерпий, поведавший Иосифу о своем сновидении, рассказал именно про виноградную лозу (Быт. 40:9). Да и в пророчестве про Иуду также присутствует это растение, которое вновь трактуется как знак богатства и процветания (Быт. 49:11). Однако упоминается в Священном Писании и ядовитый виноград, который назван в тексте Второзакония «содомским» (Втор.32:32). Содомский виноград, по мнению преподобного Максима Исповедника, олицетворяет собой неразумие, от которого строит воздерживаться. Впрочем, также необходимо избегать и сушеного винограда (изюма), то есть застарелого гнева. https://cyrillitsa.ru/tradition/57459-pochemu-pravoslavnye-pochitayut-svyatykh.html Почему православные почитают святых text/html Sat, 01 Jun 2019 12:05:29 +0300 https://cyrillitsa.ru/tradition/80016-chto-nelzya-delat-s-veshhami-umershikh.html Что нельзя делать с вещами умерших text/html Sat, 01 Jun 2019 12:05:29 +0300 https://cyrillitsa.ru/tradition/52395-chto-nuzhno-znat-o-khudozhnikakh-peredvizh.html Что нужно знать о художниках-передвижниках text/html Sat, 01 Jun 2019 12:05:29 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=91995 Что буряты делали с собаками, которые лаяли на север Sat, 01 Jun 2019 11:30:17 +0000 В мифологической философии бурятских племен огромная сибирская река Лена представлялась рекой мертвых – страшной ледяной пустыней, обиталищем злобных духов, всегда была связана с черным цветом и считалась местом пребывания грешных человеческих душ. Река эта по представлениям бурят находилась необыкновенно далеко, на краю света – там, где заканчивался мир живых. Казалось бы, кочевой образ жизни бурят […] История В мифологической философии бурятских племен огромная сибирская река Лена представлялась рекой мертвых – страшной ледяной пустыней, обиталищем злобных духов, всегда была связана с черным цветом и считалась местом пребывания грешных человеческих душ. Река эта по представлениям бурят находилась необыкновенно далеко, на краю света – там, где заканчивался мир живых. Казалось бы, кочевой образ жизни бурят должен распахивать перед представителями народа весь мир, но на самом деле мир бурят до революции был узок и ограничивался кругом зимне-летних кочевий, дальше которых многие буряты заходить не осмеливалась. Среди южных бурятских племен даже побывавшие на берегах Байкала считались храбрецами, осмелившимися достичь края земли, и получали, по поверью, дар лечить болезни. Река, с которой приходит зима Северная сторона, в которой находилась огромная Лена в представлении бурят-шаманистов была всегда связана со смертью, а северная сторона неба была обиталищем демонических сущностей, которые желали человеку зла. В этой же стороне находился и мир мертвых, в котором обретались души грешных людей – убийц, предателей и преступников. «У черного моря черная туманная дорога, на черной стороне темнота», – так пели шаманы о берегах Лены – царстве божества мертвых Эрлен-хана. Среди бурят было распространено множество негативных поверий, связанных с севером – например, собаку, которая лаяла, глядя на север, не возбранялось убить – считалось, что своим лаем она приглашает с севера злых демонов. Охотники никогда не убивали зверя, который стоял головой на север – буряты верили, что убивший такого зверя охотник скоро умрет. С северо-востоком буряты связывали место обитания страшного черного чудовища. Иркутский этнограф Василий Иннокентьевич Подгорбунский записал рассказ шамана Пиноса, который уверял, что на северо-востоке в огромной черной дыре живет чудовище. Оно годами ничего не ест, а затем выходит из логова и проглатывает луну или солнце, а потом возвращается обратно в землю. Снег, холод, смерть С северным землями, по которым течет Лена, у бурят связаны холодный ветер, снег и лёд, которые доставляли немало хлопот кочевникам и были источником смерти. Снег был порождением мира мертвых – его связывали с ним благодаря его холоду и белому цвету. Сам процесс замерзания воды, ручьев и рек связывался с миром мертвых. Смотреть на замерзание воды было нельзя – это вызывало болезни и дурные сны. Наоборот, смотреть, как тает лед, у бурят считалось хорошим делом и сулило жизнь и здоровье – об этом пишет историк Марина Михайловна Содномпилова в статье «Образы севера в представлениях бурят: контаминации мифологического и реального». Считается, что название «Лена» – не бурятское, а эвенкийское. Буряты же называли Лену Хара Зүлхэ, что значило «Черная Зүлхэ» или «Черная полноводная (большая) река». Скорее всего, эпитет «черная» был тоже связан с подземным царством – миром мертвых, откуда вытекала Лена. В страну мертвых попасть просто Мифология бурят конкретизировала расположение страны мертвых на северо-восточном берегу Лены. Туда буряты поместили всех отрицательных персонажей эпоса о герое Абае Гэсэре, который сражался с темными силами. Там же жили и страшные существа – мангадхаи – многоголовые чудовща, похищающие женщин, детей и скот. С берегами Лены связывали и существование страны снов, причем в Забайкалье – стране, где властвовали буддийские ламы, сны не снились, а духи, навевающие их, оставались на этой стороне озера. Поверье живо до сих пор Поверье о Лене, как о реке мертвых, и об их царстве, которое расположено на северо-восточном берегу живо до сих пор. По рассказам историка Содномпиловой, одна местная женщина поведала ей, как она ездила за Лену с сыном; сын хотел поохотиться, а она собирала лечебные травы. Сама рассказчица вернулась обратно до заката, а сын остался на том берегу на ночь. Именно с этим происшествием – с пребыванием ночью в «ином» мире, мире мертвых, бурятка связывала скорую смерть сына. Лена – обиталище черного Ажарая Впрочем, не у всех бурят Лена является рубежом между миром мертвых и миром живых. У эхиритов и хоринцев на Лене обитает особо почитаемое божество, хозяин реки Ажарай-бухэ – покровитель воинов. Ученые связывают появление такого божества с влиянием якутских верований. Однако у бурят Ажарай тоже часто называется черным, изображается в виде черного всадника и частенько является помощником Эрлен-хана —хозяина загробного мира. «Река мертвых» – место обитания врагов Этнографы считают, что на восприятие бурятами севера и реки Лены, как места пребывания злобы и агрессии, оказали влияние пришествие с севера враждебных народов – якутов, воинственных лесных эвенков и агрессивных соседских бурятских племен – эхиритов и сэгэнутов. А в древние времена – возможно, на бурятов и монгол нападали еще и таинственные курыкане – загорелые, черные воины-всадники, древние крепости которых то и дело находят на Байкале. https://cyrillitsa.ru/history/81316-shestokryl-chto-bylo-napisano-v-samoy-za.html Шестокрыл: что было написано в самой запретной книге в истории России text/html Sat, 01 Jun 2019 11:30:17 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/53760-kakoe-znachenie-u-slova-chereschur-na-s.html Какое значение у слова «чересчур» на самом деле text/html Sat, 01 Jun 2019 11:30:17 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/51447-pochemu-katoliki-otsoedinilis-ot-pra.html Почему католики отсоединились от православия на самом деле text/html Sat, 01 Jun 2019 11:30:17 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=92005 «Польские уланы»: почему на самом деле их придумали монголо-татары Sat, 01 Jun 2019 10:50:08 +0000 Уланы известны гораздо меньше, чем гусары. В этом есть некоторая несправедливость. Ведь большая часть населения нашей страны о гусарах знает по кинокомедии «Гусарская баллада». А фильм это основан на реальной истории про отважную девушку, которая под видом мужчины служила в действующей армии как раз в войну 1812 года. Но дело все в том, что эта […] История Прошлое Уланы известны гораздо меньше, чем гусары. В этом есть некоторая несправедливость. Ведь большая часть населения нашей страны о гусарах знает по кинокомедии «Гусарская баллада». А фильм это основан на реальной истории про отважную девушку, которая под видом мужчины служила в действующей армии как раз в войну 1812 года. Но дело все в том, что эта девушка служила не в гусарском полку, а в уланском. Конечно, у гусар форма была самая красивая, но и уланы тоже носили яркие мундиры темно-синего цвета с ярко-красной или малиновой отделкой. Уланы, как вид кавалерии, пришли в другие страны из Польши и считались национальным видом польской конницы. Хотя там были и гусары, и конные стрелки (их обычно переводили как конных егерей), но в первую очередь — это уланы. Если не вдаваться в тонкости военного дела, то уланы — это кавалерия с пиками. Форма имела характерный для всех полков фасон с лацканами на всю грудь, лампасами и своеобразным головным убором с четырехугольным верхом. Характерная форма головной убора улан легко узнается в знаменитой польской конфедератке. В польской армии уланы носили мундиры синего цвета с красной отделкой, хотя позже детали мундира могли встречаться и других цветов: синего, желтого, розового. От поляков этот вид кавалерии переняли и другие страны, в первую очередь их соседи. То есть Россия, Пруссия и Австрия, которые, собственно, Польшу между собой и поделили. В прусской армии уланские полки сохранили свой изначальный вид, хотя мундиры стали не такие яркие. Но это характерно для пруссаков. В австрийской армии основной цвет мундира изменили с темно-синего на зеленый. Лацканы, лампасы воротники мундиров остались красными, а вот цвет головных уборов отличался по полкам. Появились аналогичные полки и в других европейских армиях, но там слово улан не прижилось и аналогичные полки обычно назывались «шевольежеры» (Chevaux-legers), или просто легкая кавалерия. Еще использовалось слово Lancers, что часто переводят как «уланы», хотя правильнее их называть «пикинеры», ведь слово lance означает «пика». Фасон мундиров в большинстве европейских армий сохранили как у поляков, а вот головные уборы характерной формы встречались редко. При этом основной цвет мундиров мог быть как синий, так и зеленый, белый, красный и даже желтый. В упомянутом уже фильме «Гусарская баллада» во многих эпизодах можно увидеть наполеоновских солдат в форме 2 полка легкой конницы Императорской гвардии, комплектовавшегося уроженцами Голландии. У них мундиры точно такие, как у польских улан, только «перевернутые»: если у поляков основной цвет синий, а отделка красная, то у голландцев основной цвет красный, а отделка синяя. Хотя такой полк был всего один в наполеоновской армии, но благодаря своим ярким мундирам он из числа самых известных. Что касается России, то в ней еще до появления улан существовал очень похожий вид кавалерии. Назывались такие кавалерийские полки пикинерными. Правда, это была не регулярная кавалерия, все полки были поселенными, то есть что-то вроде казаков. Они получали землю, на которой жили и растили хлеб, и должны были в первую очередь охранять границы. Форма у них по фасону немного напоминала уланскую, но мундиры были белого цвета. В каждом полку отделка мундиров отличалась. Что интересно, головные уборы тоже имели характерный четырехугольный верх. Причем ничего общего их шапки с польскими уланами не имели, а происхождение имели совсем иное. В пикинерных полках начинали службу многие известные люди — например, Луганским пикинерным полком командовал М. И. Кутузов. Впрочем, просуществовали пикинеры в русской армии всего два десятка лет. В России уланские полки начали формироваться в 1803 году. В числе первых были Польский, Литовский и Татарский полки. Про Польский и Литовский вопросов нет — Польша и Литва к тому времени были в составе России и у них тоже появились уланы. Тем более форма русских улан от польских практически не отличалась. Но причем тут татары? И вот тут самое интересное. Слово «улан» только кажется, что звучит созвучно для польского языка. На самом деле оно имеет тюркское происхождение и переводится как «знатный» или «юноша». Был в Золотой Орде хан Тохтамыш, про которого писали во всех наших учебниках истории, поскольку он после Куликовской битвы сжег Москву. Из-за междоусобной борьбы среди ханов он с большим числом своих татар переселился в Литву. Татары там осели на территории нынешней Белоруссии, их местное белорусское название — липки. Они и составили основу литовской легкой конницы, сохранив свое вооружение и тактику. Отличились татары в знаменитой Грюнвальдской битве. И вот именно эта татарская конница постепенно и превратились в улан Речи Посполитой. А шапки характерной формы — это как раз национальный убор многих тюркских народов. Например, наши калмыки в таких и поныне ходят. И упомянутые выше русские пикинеры свои шапки с четырехугольным верхом тоже у татар переняли. И мало кто сегодня из поляков, которые так всегда гордятся своей «европейскостью», вспомнит, что их национальная фуражка-конфедератка имеет тюркские корни и пришла с ним из далеких монгольских степей. https://cyrillitsa.ru/history/83193-yekonomist-filipp-semenov-byl-li-on-spa.html Экономист Филипп Семенов: был ли он спасшимся царевичем Алексеем Романовым text/html Sat, 01 Jun 2019 10:50:08 +0300 https://cyrillitsa.ru/past/32780-kakie-sokrovishha-kommunisty-prodali-n-4.html Какие сокровища коммунисты продали на Запад за копейки? text/html Sat, 01 Jun 2019 10:50:08 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/62312-kakaya-ikona-bozhiey-materi-spasla-novg.html Какая икона Божией Матери спасла Новгород text/html Sat, 01 Jun 2019 10:50:08 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=91985 Как с помощью шнурков раньше определяли дату Sat, 01 Jun 2019 10:20:57 +0000 Для нас уже стало привычным ежедневно пользоваться всевозможными календарями. Они сейчас есть в телефонах, на компьютерах и даже в часах. Но так было не всегда. Древним народам приходилось ориентироваться во времени без календарей, которых тогда еще не существовало. Подробно этот вопрос изучила Брагинская Н. В., которая написала книгу «Календарь. Мифы народов мира». Когда первые представители […] История Для нас уже стало привычным ежедневно пользоваться всевозможными календарями. Они сейчас есть в телефонах, на компьютерах и даже в часах. Но так было не всегда. Древним народам приходилось ориентироваться во времени без календарей, которых тогда еще не существовало. Подробно этот вопрос изучила Брагинская Н. В., которая написала книгу «Календарь. Мифы народов мира». Когда первые представители человечества не умели писать, они просто делали зарубки на палке или другом материале. Со временем они начали замечать аналогию, которая происходит периодически между временами года. Люди могли просто завязывать в узлы шнурки по окончанию дня. Они их потом развязывали, когда понимали равенство времен года. Еще можно было определять текущие даты и месяца по Луне. Для этого были специально обученные люди, с деятельностью которых можно ознакомиться в книге Кудера П. «Календарь». У народов севера отвечали за определение начала месяца шаманы, а в Древнем Риме — жрецы. Именно разнообразие состояний Луны и дало возможность разделить месяц на дни. Вавилоняне смогли разработать неделю из семи дней, но связано это не с фазами Луны, а с самими астрологическими правилами. Каждым днем управляла конкретная планета. У многих народов месяц начинался именно с новой Луны, день с восхода солнца, а ночь с появлением звезд на небе. Мусульмане до сих пор пользуются лунным календарем, который не является точным. Когда не было календарей, людям приходилось пользоваться звездами, по которым занимались сельским хозяйством. В лунном календаре отмечали религиозные праздники. Точное количество дней могли высчитывать по планете Сириус. Наблюдая долгое время за ним, люди установили времена года, что существенно облегчило исчисление дней. Египтяне придумали первые солнечные часы, с помощью которых день делился на 24 часа. Количество дней, недель, месяцев у каждого народа было разное. Часто началом года считалось мартовское новолуние, от которого отсчитывались дни. Обычный современный человек уже не сможет определить точную дату без календаря, поскольку такие знания утрачены. https://cyrillitsa.ru/history/86674-kak-russkie-pridumali-nemeckie-kaski.html Как русские придумали немецкие каски с наконечником text/html Sat, 01 Jun 2019 10:20:57 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/58128-o-chyom-plakali-russkie-muzhiki.html О чём плакали русские мужики text/html Sat, 01 Jun 2019 10:20:57 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/71078-kakie-pesni-peli-russkie.html Какие песни пели русские text/html Sat, 01 Jun 2019 10:20:57 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=91996 Дом Ротшильдов: сколько денег он дал России на борьбу с Наполеоном Sat, 01 Jun 2019 09:45:48 +0000 Конспирологи приписывают Ротшильдам ключевую роль в падении Наполеона, называя этих банкиров едва ли не инициаторами борьбы с Бонапартом. Это не так. У каждой из стран антинаполеоновской коалиции — Англии, Австрии, Пруссии, России — были свои причины. Но Ротшильды сделали немало для обеспечения союзников деньгами, без которых, как известно, войны не ведутся. Россия – Франция: вынужденные […] История Прошлое Конспирологи приписывают Ротшильдам ключевую роль в падении Наполеона, называя этих банкиров едва ли не инициаторами борьбы с Бонапартом. Это не так. У каждой из стран антинаполеоновской коалиции — Англии, Австрии, Пруссии, России — были свои причины. Но Ротшильды сделали немало для обеспечения союзников деньгами, без которых, как известно, войны не ведутся. Россия – Франция: вынужденные союзники Ещё при императоре Павле I Россия активно противостояла Франции. В 1801 году Россия и Англия заключили антифранцузскую конвенцию «О взаимной дружбе», три года спустя Россия присоединилась к третьей антифранцузской коалиции. Тяжелое поражение при Аустерлице заставило нового императора, Александра I, заключить Тильзитский мир. По его условиям Россия присоединялась к континентальной блокаде Англии, что нанесло нашей стране серьезный экономический урон: объем внешней торговли России с 1808 по 1812 год уменьшился на 43%. Франция не могла компенсировать этот ущерб – слишком незначительными были ее экономические связи с Россией, с Англией же мы активно торговали ещё со времён Ивана Грозного! В упадок пришли российские финансы: в 1809 году дефицит бюджета к уровню 1801 года увеличился в 12,9 раза, до 157,5 млн рублей. За рубль бумажными ассигнациями давали не больше 25 копеек серебром. Александр I тяготился миром с Францией и наращивал армию, для чего прибег к внешним заимствованиям, в том числе у Ротшильдов. В 1815 году лично Натан Ротшильд выдал континентальным союзникам Англии, включая Россию, 9,8 млн фунтов стерлингов. Отказ России от поддержки континентальной блокады стал одной из причин наполеоновского вторжения в 1812 году. Наполеон ущемляет интересы Ротшильдов Еще был жив основатель династии, Майер Амшель Ротшильд, когда Наполеон отказался от услуг этой финансовой империи. В феврале 1800 года Бонапарт создает Банк Франции, независимый от Ротшильда. А в апреле 1803 года проводит денежную реформу, вводя серебряные и золотые франки, исключительные права на чеканку монеты получает Банк Франции. Наполеоновские завоевания в Европе вредят деловым интересам Ротшильдов. В частности, их главный клиент, герцог Вильгельм Гессенский, вынужден бежать, а Гессен оккупирован французской армией. Проводивший операции в Лондоне один из пяти братьев, Натан Ротшильд, из-за континентальной блокады оказался отрезан от европейских финансов. Ротшильды начали бороться с Наполеоном. Они стали укрывать от него золото своих клиентов, используя для контрабандной перевозки двойное дно карет собственной курьерской службы. Потом они начали снабжать деньгами стороны, воюющие с Наполеоном, в частности, герцога Веллингтона. И, конечно, Россию (до, во время и после наполеоновского вторжения). При этом Ротшильдам изрядно повезло — от войны им достался приличный куш — самые крупные деньги они заработали на операции Натана на Лондонской бирже, благодаря тому, что он на сутки раньше всех узнал о разгроме Наполеона при Ватерлоо. Подробности финансовых операций Ротшильдов неоднократно описаны, в частности, в книгах: Игнация Баллы «Романтика Ротшильдов» и Фредерика Мортона «Ротшильды. История династии могущественных финансистов». Ротшильды и Россия Россия занимала центральное место в планах антинаполеоновской борьбы Ротшильдов как страна, несущая на себе основную тяжесть войны 1812-1815 годов. Кроме денег, Ротшильды поставляли в Россию продовольствие. После победы над Наполеоном Ротшильды стали ключевыми фигурами в движении европейских финансовых потоков, через них шли выплаты репараций и финансовой помощи британского правительства Вене. В 1817 году австрийский двор пожаловал Ротшильдам дворянство, теперь они получили право на приставку «фон» перед фамилией. А сотрудничество с Россией развивалось весь XIX и начало XX века. Вплоть до прихода к власти большевиков Ротшильды были финансистами дома Романовых. В 50-е годы XX века Ротшильды получили право на операции с золотом СССР. https://cyrillitsa.ru/history/56761-gde-zhenshhinam-zapreshhalos-razgovariv.html Где женщинам запрещалось разговаривать text/html Sat, 01 Jun 2019 09:45:48 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/83396-kakie-delikatesy-tataro-mongolov-mog.html Какие "деликатесы" татаро-монголов могут шокировать text/html Sat, 01 Jun 2019 09:45:48 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/12294-grigorij-skovoroda.html Григорий Сковорода text/html Sat, 01 Jun 2019 09:45:48 +0300

Что предсказали Санкт-Петербургу чухонские волхвы
© Кириллица