Какой римский патриций стал русским святым
Есть личности в истории появление, которых ломает всякое представление о постепенном, последовательном ходе истории. К примеру, трудно предположить, что корсиканский поручик, станет императором Франции, а солдат из Беарна королем Швеции. К таким личностям в истории Руси относится без сомнения Антоний Римлянин, римский патриций, ставший русским святым. Многие исследователи не хотели видеть ничего интересного в житии святого Антония, указывая на то, что в русской церкви почитают и римского папу Климента. Однако это сравнение не корректно: папа Климент жил в I в. н.э. и был раннехристианским святым, а святой Антоний жил после разделения церквей, в то время, когда для римских пап любой православный схизматик был хуже мусульманина. Кроме того, Антоний основал монастырь в Новгороде, где построил каменную церковь, украшенную фресками, возможно, критской школы. Как такое мог сделать католик в самом центре русского православия, с трудом поддается пониманию. Деяния Антония, которые оставили свой след в русской письменной культуре и средневековом монументальном зодчестве, заставляют историков биться над разрешением вопроса: «Кто ты Антоний Римлянин?» Житие Антония главный источник о его жизни сообщает нам следующее: Антоний родился в 1067 году в семье знатных и состоятельных родителей в городе Риме. С детства он был воспитан в благочестии и преданности Святой Церкви; с юности Антоний изучил богословие и творения святых отцов. Лишившись родителей в 1084 году, Антоний решает покинуть Рим и принять монашество. Семнадцатилетний юноша раздает часть богатого наследства нищим, а другую, закупорив в бочку, выбрасывает в море. Антоний находит пустынный скит и живет там 20 лет. Гонения заставляют его покинуть обитель, и отшельник год живет на камне. Во время бури 5 сентября 1105 года камень отторгается от берега и через три дня оказывается в трех верстах от Новгорода. Два года Антоний жил своим трудом, но смог основать монастырь по благословлению епископа Никиты, на деньги, которые выбросил в море в бочке еще в Италии. В 1117 году заложил каменную церковь Рождества Богородицы. Преставился в 1141 году, оставив после себя «Духовную» Если мы словно кальку, наложим данные в Житии на исторические события в католическом мире, мы получим следующее. Антоний первую часть своей жизни прожил во время борьбы между папами Александром II и антипапой Гонорием II, и папой Григорием VII и антипапой Климентом III, что являлось продолжением борьбы между Гвельфами и Гибелинами. Скорее всего, Антоний был гвельфом, и принадлежал к бенедиктинцам, как и папа Григорий VII, именно поэтому он был вынужден уйти из Италии, где победили гибеллины. Ушел Антоний из Италии так, как уходили кельтские монахи,- на камне. «Хождение на камнях» — это исключительная прерогатива ирландских монахов. Так получается, что согласно письменным, нематериальным источникам, Антоний бенедиктинец, основавший в Новгороде Великом Бенедиктинский монастырь. Материальные источники по истории жизни Антония Римлянина добавляют следующее: при строительстве каменного собора в Новгороде был использован английский фут. При соборе была сооружена первая колокольня на Руси. Колокола это так же прерогатива ирландских монахов, поэтому звоны Антониева монастыря совпадают с английскими. Так же совпадает деление часа на пять частей, это деление аналогично делению часа Симеоном доместиком английского бенедиктинского аббатства св. Кутберта в Дареме . Вот теперь учитывая все перечисленные сведения, мы можем представить себе портрет Антония, родившегося в Риме и канонизированного в далекой России. Антоний, монах бенедиктинец, принадлежавший к ирландской ветви этого ордена. Вот именно последнее, принадлежность к ирландской церкви, хорошо известной в Новгороде? позволило ему основать монастырь и построить каменную церковь с первой колокольней на Руси в Новгороде. Потому, что Григорий VII сам бенедиктинец из Клюни, предал анафеме своих братьев ирландских монахов, за то что те не признавали авторитета римских пап. Русские люди прекрасно все это знали, ориентируясь во всех перипетиях борьбы в Европе, и помогали всем тем, кто был достоин их помощи. Так, во время устроения монастыря Антонием в Новгороде на деньги киевских князей в Регенсбурге был создан ирландский монастырь святого Якова.