За что художник Левитан хотел убить Антона Чехова на дуэли
Общепринятое представление о Чехове как о невысоком, болезненном человеке, в корне неверно. Юрий Яковлев, рост которого 187 сантиметров, играл Чехова в театре и ему представилась возможность примерить пиджак Антона Павловича. Актер был удивлен, что пиджак ему впору. Рост Чехова был 2 аршина и 9 вершков, что соответствует 182-м сантиметрам. Из всех современников-литераторов выше всех Чехов ставил Льва Толстого. Относился к нему с огромным уважением. Говорил про него: «Это, по нынешним временам, не человек, а человечище, Юпитер!». Толстой серьезно повлиял на мировоззрение писателя, но в плане литературного мастерства Чехов равнялся на Лермонтова, не раз говорил, что именно у Лермонтова он учился писать. Иван Бунин вспоминал, как Чехов отзывался о «Тамани»: «Не могу понять, как мог он, будучи мальчиком, сделать это! Вот бы написать такую вещь, да ещё водевиль хороший, тогда бы и умереть можно!» Ещё одним человеком, которого очень высоко ценил Чехов, был Петр Ильич Чайковский. У его крыльца, по уверению Чехова, он мог стоять целые ночи почетным караулом. Чехов с Чайковским даже хотели совместно писать оперу по лермонтовской «Бэле». К сожалению, замыслу не суждено было сбыться. Этому помешал скорый отъезд Чехова на Сахалин, а позже — скоропостижно скончался Чайковский. Одним из ближайших друзей Чехова был художник Исаак Левитан. В одно время они оба были увлечены московской актрисой Софьей Кувшинниковой. Левитан даже имел с этой актрисой длительный роман. Обычно проявляющий деликатность, на этот раз Чехов в 1892 году написал рассказ «Попрыгунья». В его главной героине многие сразу же узнали Кувшинникову, а в её возлюбленном — Левитана. Художник страшно обиделся на Чехова и даже хотел вызвать на дуэль. Чехов мог повторить судьбу своего кумира Михаила Лермонтова. Популярность Чехова имела свои минусы. По воспоминаниям современников, за писателем постоянно и неотступно следовала целая армия его горячих поклонниц. Особенно ситуация с ними обострилась в 1898 году, когда Чехов был вынужден перебраться в Ялту. Поклонницы восторженно бегали за писателем по набережным Ялты, изучали походку, старались привлечь к себе его внимание. Про этих поклонниц, которых окрестили «антоновками», даже писала местная пресса. Общеизвестно, что Чехов подписывал свои ранние произведения «Антоша Чехонте», но не все знают, что у писателя было больше пятидесяти различных псевдонимов. Среди них такие псевдонимы как Человек без селезенки, Шампанский, Крапива, Лаэрт, Гайка № 6, Гайка №9, Шиллер Шекспирович Гете, Юный старец, Брат моего брата и другие. Парадоксально, что несмотря на огромное количество псевдонимов, в историю литературы Чехов вошел под своей настоящей фамилией, которая, к слову, происходила от нецерковного имени Чох или Чих. Чох — то же, что чихание. Так называли детей, чтобы уберечь их от чихания и других болезней. https://cyrillitsa.ru/past/34952-kak-nayti-obshhiy-yazyk-s-aborigenami-rus.html Как найти общий язык с аборигенами Русского Севера text/html Sat, 08 Jun 2019 06:45:05 +0300 https://cyrillitsa.ru/past/47060-15-atamanov-kotorye-povliyali-na-khod-ist.html 15 атаманов, которые повлияли на ход истории text/html Sat, 08 Jun 2019 06:45:05 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/89704-khadzhi-murat-pochemu-geroy-kavkaza-sdals.html Хаджи-Мурaт: почему герой Кавказа сдался русским text/html Sat, 08 Jun 2019 06:45:05 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=92846 Запад против Ивана Грозного: первая информационная война против России Sat, 08 Jun 2019 06:10:58 +0000 Сегодня информационная война стала едва ли не самым главным средством борьбы Запада с Россией. Это не новый метод, им эффективно пользовались наши соседи более четырех столетий назад, создавая выгодный им отталкивающий образ Московского государства. Варварская страна Зачинателем информационных войн против России можно считать польского историка Мацея Меховского, который в своем трактате «О двух Сарматиях» (1517 […] История Сегодня информационная война стала едва ли не самым главным средством борьбы Запада с Россией. Это не новый метод, им эффективно пользовались наши соседи более четырех столетий назад, создавая выгодный им отталкивающий образ Московского государства. Варварская страна Зачинателем информационных войн против России можно считать польского историка Мацея Меховского, который в своем трактате «О двух Сарматиях» (1517 год),пользуясь изрядным воображением, описывал земли Московии, открытые, с его слов, «войсками польского короляи теперь известные всему миру». В своем труде Меховский нарочито создавал образ России, как «враждебного варварского государства», которое поляки намерены окультуривать. Однако развернутая информационная кампания против нашей страны началась с момента вступления Московского государства в Ливонскую войну в 1558 году, когда западные типографии стали тиражировать листовки о зверствах русских войск, подкрепляя текст соответствующими картинками: «Весьма мерзкие, ужасные, доселе неслыханные, истинные новые известия, какие зверства совершают московиты с пленными христианами из Лифляндии, мужчинами и женщинами, девственницами и детьми, и какой вред ежедневно причиняют им в их стране. Попутно показано, в чем заключается большая опасность и нужда лифляндцев. Всем христианам в предостережение и улучшение их греховной жизни писано из Лифляндии и напечатано. Нюрнберг 1561», – сообщалось в одной из листовок. Австрийский историк Андреас Каппелер обнаружил в архивах 62 «летучих листка» различных по содержанию, относящихся ко времени Ливонской войны. Царь Иван IV, как и все русское общество в них представлены в весьма негативном свете – это варвары, несущие угрозу просвещенной Европе. Как установил Каппелер, такая информационная продукция отпечатывалась в походных армейских типографиях, которыми заправлял польский дворянин Лапчинский. Царь-злодей В брошюрах антимосковской направленности особенно доставалось Ивану Грозному. Русский царь в них изображался пьяницей, развратником, деспотом и убийцей. Освобождение Ливонии там сравнивалось с избавлением израильтян от египетского плена, а сам Иван Васильевич представал в виде мстительного фараона, иногда его сравнивали с воинственным Навуходоносором или жестоким Иродом. Слово тиран на Западе стало ассоциироваться исключительно с образом правления Ивана Грозного. Курфюрст Саксонский Август I, чьи сведения о России заслуживали на Западе доверия, сравнивал опасность, исходящую от Ивана Грозного с угрозой турецкого нашествия на Европу. В своих очерках он проводил недвусмысленные параллели между Оттоманской Портой и Московской Русью. В иллюстрациях, сопровождавших тексты курфюрста, Грозный изображался в платье турецкого султана в окружении нескольких десятков наложниц, причем, подчеркивалось, что как только одна из них ему наскучивала, он ее убивал. Как известно в 1569 году Иван Грозный организовал военный поход на Великий Новгород для усмирения мятежных горожан. На Западе не преминули воспользоваться случаем, чтобы в очередной раз выставить русского царя тираном. В частности, английский дипломат Джером Горсей в «Записках о России» указывает, что опричники вырезали до 700 тысяч новгородцев, при том, что в Новгороде того времени проживало не более 400 тысяч жителей. В синодиках говориться только о 2800 умерших, большинство из которых, скорее всего, стали жертвами бушевавшей в Новгороде эпидемии чумы. Среди обвинений, основанных лишь на слухах и рассказах, не внушающих доверия лиц, есть и полная домыслов история смерти старшего сына царя — царевича Ивана Ивановича, и загадочная кончина святителя Филиппа Московского. Эти и многие другие популярные суждения уже давно вызывают осторожное отношение у специалистов, но, к великому сожалению, благодаря информационной пропаганде широко распространились в общественном сознании. Любопытно, что в наставлениях иностранным послам, прибывавшим в Московское государство, русского царя описывали совершенно иначе – как чрезвычайно умного и прозорливого политика. Грозный в них – убежденный трезвенник, категорически не выносящий пьяниц. Отмечалось, что царь даже запрещал распитие спиртных напитков в Москве, отводя место для любителей пирушек за пределами столицы. Устранить конкурента Во времена Ивана Грозного мы можем обнаружить и первые дошедшие до нас планы подчинения России Западу. Так в 1578 году с подачи авантюриста Генриха Штадена, служившего у Ивана Грозного, в кругу эльзасских аристократов возникает проект превращения России в провинцию Священной Римской империи. К проекту пытались приобщить Прусского герцога, польского и шведского короля. Идеи захвата Московии посещали и английского капитана Томаса Чемберлена, чем он поделился со своим королем Яковом I. Пути реализации данной программы были самые разные. Например, Штаден предлагал искоренить в Московии Православие, причем мирным путем. «По всей стране должны строиться каменные немецкие церкви, а московитам разрешить строить деревянные. Они скоро сгниют и в России останутся только германские каменные. Так безболезненно и естественно произойдет для московитов смена религии», – пишет авантюрист. Активизация информационных войн в период царствования Ивана Грозного неслучайна. Именно при Иване IV происходит активное расширение границ Русского государства, а русская армия, разгромившая Крымское, Казанское и Астраханское ханства становится одной из наиболее боеспособных сил в Европе. В лице набирающей мощь России на Западе видели опасного политического конкурента, которого требовалось устранить любым возможным способом. Все познается в сравнении Информационная атака на Ивана Грозного, конечно, не была лишена поводов. Вторая половина царствования Ивана IV была омрачена многочисленными репрессиями и казнями, в чем государь видел попытку предупредить назревающую, по его мнению, измену. Среди последствий этого террора было большое количество безвинных жертв. Например, ничем нельзя оправдать убийство игумена Корнилия в Псково-Печерском монастыре, совершенное лично Иваном Грозным. Однако жестокие поступки Грозного были во многом созвучны тому страшному времени. Русский царь – кроткое дитя в сравнении с его современниками – Генрихом VIII, Марией Кровавой, Филиппом II, герцогом Альбой, Екатериной Медичи и Карлом IX. Так, в разгар опричнины европейская инквизиция осудила на смерть всех жителей Нидерландов как еретиков. Несмотря на то, что этот план воплотить в жизнь не удалось, Филипп II только в одном Харлеме уничтожил около 20 тысяч человек, по всей Голландии число жертв превысило 100 тысяч. Только за несколько лет Крестьянской войны в Германии при Карле V было уничтожено 150 тысяч человек, а жертвами правления английского короля Генриха VIII стало не менее 70 тысяч человек. Во время печально известной Варфоломеевской ночи, устроенной Екатериной Медичи и Карлом IX, в результате кровавой резни погибло до 30 тысяч французских гугенотов. Совершенно не в духе тирана-царя Иван Грозный скорбел о том, «что учинилось у французского короля в его королевстве, несколько тысяч и до сущих младенцев избито, и о том крестьянским государем пригоже скорбети, что такое безчеловечество французский король над толиким народом учинил и кровь толикую без ума пролил». А что же было в это время в России? Согласно подсчетам профессора Руслана Скрынникова, жертвами репрессий Ивана Грозного стало около 4 тысяч человек. Общее число казненных, включая преступников, значительно выше, однако и оно не идет ни в какое сравнение с масштабом политических и социальных катаклизмов в современной Грозному Европе и Азии, жертвы которых исчисляются сотнями тысяч. Тем не менее, Европе второй половины XVI столетия был нужен образ враждебной, агрессивной и отталкивающей России. Отчасти и затем, чтобы отвлечь внимание от бесчинств, творившихся в «цивилизованных» европейских странах. Учитывая, что дискредитация России в различных письменных источниках продолжилась и позднее, первый опыт информационной войны Запад удовлетворил. https://cyrillitsa.ru/history/68837-7-samykh-shhedrykh-mecenatov-v-istorii-ross.html 7 самых щедрых меценатов в истории России text/html Sat, 08 Jun 2019 06:10:58 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/50147-kogda-nachalis-pervye-pokhody-na-kavka.html Когда начались первые походы на Кавказ text/html Sat, 08 Jun 2019 06:10:58 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/67082-kak-chay-stal-lyubimym-napitkom-u-russki.html Как чай стал любимым напитком у русских text/html Sat, 08 Jun 2019 06:10:58 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=92843 Самые плохие персонажы русской литературы. Рейтинг Sat, 08 Jun 2019 05:36:07 +0000 Русская литература дала нам кавалькаду как положительных, так и отрицательных персонажей. Мы решили вспомнить вторую группу. Искусство Русская литература дала нам кавалькаду как положительных, так и отрицательных персонажей. Мы решили вспомнить вторую группу. (далее…) https://cyrillitsa.ru/art/16078-russkaya-kultura-chaepitiya.html Русская культура чаепития text/html Sat, 08 Jun 2019 05:36:07 +0300 https://cyrillitsa.ru/art/78319-kak-ukrasheniya-na-rusi-zashhishhali-ot-vrag.html Как украшения на Руси защищали от врагов и болезней text/html Sat, 08 Jun 2019 05:36:07 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/5955-matvej-fedorovich-kazakov-pervyj-iz-dostojnejshix-i-vremenno-zabytyj.html Матвей Федорович Казаков - первый из достойнейших и временно забытый text/html Sat, 08 Jun 2019 05:36:07 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=92743 Чем моряки окропляли корабль до появления шампанского Fri, 07 Jun 2019 20:00:06 +0000 Люди трудной, но интересной и необычной судьбы — моряки. Их не пугает шторм и не сводит с ума штиль. Это смельчаки, каких поискать! Прошлое Суеверия Люди трудной, но интересной и необычной судьбы — моряки. Их не пугает шторм и не сводит с ума штиль. Это смельчаки, каких поискать! (далее…) https://cyrillitsa.ru/past/27074-russkaya-religioznaya-yemigraciya-kto-ue.html Русская религиозная эмиграция: кто уезжал за веру text/html Fri, 07 Jun 2019 20:00:06 +0300 https://cyrillitsa.ru/past/32901-kakie-znameniya-byli-na-rusi-pered-smut-3.html Какие знамения были на Руси перед Смутным временем? text/html Fri, 07 Jun 2019 20:00:06 +0300 https://cyrillitsa.ru/past/39217-sergey-prokudin-gorskiy-luchshiy-fotog.html Сергей Прокудин-Горский: лучший фотограф Российской империи text/html Fri, 07 Jun 2019 20:00:06 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=92741 Гипноз и травы: как Распутин «исцелял» царевича Алексея Fri, 07 Jun 2019 18:00:50 +0000 Наследник русского престола царевич Алексей с рождения страдал гемофилией – болезнью, при которой кровь не свертывается, а любая царапина может стать смертельной. Ведущие медицинские светила Европы оказались бессильны перед этим наследственным заболеванием. Помочь сыну царя удавалось лишь единственному человеку во всей империи – простому крестьянину Григорию Распутину. Каким же образом загадочный «старец» лечил Алексея? Как […] История Наследник русского престола царевич Алексей с рождения страдал гемофилией – болезнью, при которой кровь не свертывается, а любая царапина может стать смертельной. Ведущие медицинские светила Европы оказались бессильны перед этим наследственным заболеванием. Помочь сыну царя удавалось лишь единственному человеку во всей империи – простому крестьянину Григорию Распутину. Каким же образом загадочный «старец» лечил Алексея? Как проходило лечение Дочь Распутина Матрёна в своих воспоминаниях рассказывает, что позвать её отца во дворец во время одного из тяжёлых приступов гемофилии предложила царице великая княгиня Анастасия Черногорская (при дворе она была известна под сербским именем Стана). Во время первой встречи с царской семьёй в 1905 году Распутин, опустившись на колени перед постелью годовалого мальчика, молился в течение 10 минут. Император и императрица сначала молча стояли, а затем тоже встали на колени. Окончив молитву, Распутин сказал Алексею: «Открой глаза, сын мой! Открой глаза и посмотри на меня». Ребёнок тут же открыл глаза и улыбнулся. Помимо молитвы Распутин применял лекарственные средства. Например, когда у наследника в очередной раз началось кровотечение, он достал из кармана дубовую кору, разварил её в кипящей воде, а потом покрыл этой массой лицо царевича, оставив открытыми глаза и рот. Впоследствии Распутин объяснял, что кора дуба может останавливать кровотечение. Есть также свидетельства, что «старец» давал наследнику снадобья из трав, полученные от доктора Петра Бадмаева, специалиста по традиционной тибетской медицине. Иногда, чтобы помочь царевичу, Распутину не требовалось даже находиться рядом с ним – он просто разговаривал с Алексеем по телефону. Что говорили современники Современники удивлялись тем невероятным медицинским эффектам, которые имели, казалось бы, простые действия сибирского мужика. Что касается дочери Матрены, то она верила в «святость» своего отца и говорила о его усердных занятиях Иисусовой молитвой (т. е. православной практикой исихазма), хотя и признавала, что в жизни Распутина сочетались периоды «молитвенного экстаза» с временами крайнего разгула. По словам Матрены, Распутин «стремился к святости» и «приближался» к ней в те моменты, когда он исцелял людей. Секретарь Распутина Аарон Симанович утверждал, что у «старца» была некая «сила», о которой он иногда рассказывал окружающим. Симанович лично видел проявления этой силы, но не готов был отождествить ее с «гипнозом или магнетизмом». Другие современники, впрочем, именно гипнотическое воздействие и считали причиной успеха лечения Алексея Николаевича. — Этот мужик был, действительно, целителем, и он, действительно, поддерживал своим гипнозом жизнь наследника, — считал известный эмигрантский публицист Иван Солоневич. Оценки сегодняшних исследователей Некоторые современные исследователи полагают, что «старец» не останавливал кровотечение у ребенка, а лишь снимал у него боль с помощью гипноза, одновременно успокоительно воздействуя на мать – царицу Александру Федоровну. Такого мнения придерживается, например, кандидат медицинских наук Михаил Давыдов. Он ссылается на сегодняшних гипнотерапевтов, которым удается добиться сужения сосудов у больных гемофилией. «Гипнотическое» объяснение тайны «знахарства» Распутина, по-видимому, поддерживают и представители Русской Православной Церкви. Например, митрополит Ювеналий, комментируя предложение канонизировать друга царской семьи, отмечал, что «старец» совершенствовал свои гипнотические способности у профессионального гипнотизера. Применение Распутиным лекарственных трав тоже вполне оправданно с медицинской точки зрения. Тот же Михаил Давыдов объясняет, что фитотерапевтические средства, которые получал наследник, содержали рутин, витамины К и С, а также, возможно, другие компоненты, укрепляющие стенки сосудов. Отметим, что кора дуба наряду, например, с корнем аира и цветками бессмертника, упоминается в современных источниках как народное средство для лечения гемофилии. https://cyrillitsa.ru/history/81563-kakie-strannye-kulty-do-sikh-por-sushhes.html Какие странные культы до сих пор существуют на Урале text/html Fri, 07 Jun 2019 18:00:50 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/59297-pochemu-malyuta-skuratov-ne-tak-odnozna.html Почему Малюта Скуратов не так однозначен text/html Fri, 07 Jun 2019 18:00:50 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/47993-kakuyu-muzyku-sochinyal-ivan-groznyy-2.html Какую музыку сочинял Иван Грозный text/html Fri, 07 Jun 2019 18:00:50 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=92745 «Rex Russiae»: кто был единственным королем на Руси Fri, 07 Jun 2019 16:00:54 +0000 Испокон веков так повелось: у нас цари, у них — короли. Но почему русских правителей называли царями? Кто был первым и последним царем-батюшкой? И правда ли, что русскими все-таки правили короли? Приятно познакомиться! Царь! В этимологическом словаре Макса Фасмера указано, что «царь» восходит к древнерусскому «цѣсарь» (от латинского cаеsаr). Нетрудно догадаться, что слово является аналогией […] История Испокон веков так повелось: у нас цари, у них — короли. Но почему русских правителей называли царями? Кто был первым и последним царем-батюшкой? И правда ли, что русскими все-таки правили короли? Приятно познакомиться! Царь! В этимологическом словаре Макса Фасмера указано, что «царь» восходит к древнерусскому «цѣсарь» (от латинского cаеsаr). Нетрудно догадаться, что слово является аналогией имени первого римского монарха — Гая Юлия Цезаря. А вот семантика титула «короля» связана с именем другого правителя — короля франков Карла Великого. Такую версию происхождения приводит и Г. Крылов, и Н. Шанский в своих этимологических словарях. Макс Фасмер не исключает, но считает менее вероятными другие варианты происхождения «короля» — от славянского «карати» (наказывать) или прагерманского «karlja, karlaz» (свободный человек). Хотя «царь» имеет западные корни, употребляется слово исключительно в качестве титула славянских монархов. Интересно, что к латинскому «cаеsаr» этимологически близко и «кайзер» (титул немецких правителей), и русский «князь» (от германоязычного konungr — вождь, которое, в свою очередь, восходит к «королю»). Получается, что русские князья должны были именоваться королями. Но как же получилось, что правители Руси стали называть себя царями? От Грозного до Петра Те, кто внимательно слушал на школьных уроках истории, знают, что первым русским царем стал Иван Грозный. Такие авторитетные историки, как Н. Костомаров, Р. Скрынников и В. Кобрин полагают, что инициатива называться царем не могла исходить от 16-летнего Ивана. Вероятнее всего, идею подсказал ему могущественный митрополит Макарий. В. Ключевский не согласен: Иван Васильевич вполне мог самостоятельно «додуматься до царства», что стало полной неожиданностью для боярства. Но почему Грозный выбрал титул царя, а не короля или кайзера, которые по семантике были ближе к княжескому титулу русского правителя? Дело в том, что для православных образцом всегда была Византия с ее «боговенчанными правителями-царями». Грозный лишь желал подкрепить авторитет Москвы как наследницы царь-града Константинополя — колыбели православия. Как наследник Восточной Римской империи, Грозный взял традиционный византийский титул «царь», да и само венчание на царство было максимально приближено к византийской традиции. Справедливости ради скажем, что обряд венчания на царство появился еще в 1498 году, когда Иван III венчал своего внука и наследника Дмитрия Ивановича. Но вплоть до Ивана Грозного использовался титул «государь и великий князь всея Руси», а не царь. Последним русским царем стал Петр Первый. Чтобы дополнительно подкрепить свой авторитет в Европе, он решил в 1721 году именоваться Императором Всероссийским. Императорами изначально называли себя начальники римских легионов, и только со времен правления Августа (27—14 гг. до н. э.) титул императора, исторически связанный с Римом, стал употребляться в монархическом значении. Но петровская смена монархического титула не помешала народу и в дальнейшем называть всех правителей царями, тем более что до 1917 года и «царь», и «князь» входили в большой титул Всероссийских императоров. Первый из царей — не русский Первым славянским царем стал не русский правитель, а болгарский. Таким титулом наградил себя Симеон Великий. Его правление называли Золотым веком болгарского государства. Именно Симеон превратил Болгарию в самую могущественную державу на Балканах и во всей Восточной Европе. В августе 913 года Симеон заменил титул «князь» на «царь», а затем вынудил Византию признать «новоиспеченный» царский титул. Единственный русский король По традиции европейских королей, начиная с Карла Великого, короновали Папы Римские, но за всю многовековую историю Руси лишь один правитель получил титул короля из рук верховного правителя Католической Церкви. В 1253 году Папа Римский Иннокентий IV в обмен на католизацию наделил титулом «король Руси» правителя Галицко-Волынского княжества Даниила Романовича Галицкого. Внук Даниила Романовича Юрий Львович также оставил «короля» в своем титуле, что подтверждает его печать с оттиском на аверсе «Rex Russiae» (праиндоевропейское — король Руси). https://cyrillitsa.ru/history/78578-pidzhiny-kakie-yazyki-voznikli-na-osnov.html Пиджины: какие языки возникли на основе русского text/html Fri, 07 Jun 2019 16:00:54 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/79193-kakie-strany-razbilis-ob-rossiyu.html Какие страны «разбились» об Россию text/html Fri, 07 Jun 2019 16:00:54 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/57839-skolko-bylo-krestovykh-pokhodov.html Сколько было Крестовых походов text/html Fri, 07 Jun 2019 16:00:54 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=92761 «Признак иномирности»: как христиане воспринимали обнаженных женщин Fri, 07 Jun 2019 15:15:25 +0000 Если вспомнить Русь дохристианских времен, в это будет довольно сложно поверить, поскольку многие славянские ритуалы той эпохи были связаны с обнажением — полным или частичным. Нагое женское тело ассоциировалось с красотой, плодородностью и благополучием, поэтому выступало отдельным символом при проведении различных обрядов и любовных гаданий. Но после принятия христианства на женскую наготу был наложен запрет, […] Прошлое Если вспомнить Русь дохристианских времен, в это будет довольно сложно поверить, поскольку многие славянские ритуалы той эпохи были связаны с обнажением — полным или частичным. Нагое женское тело ассоциировалось с красотой, плодородностью и благополучием, поэтому выступало отдельным символом при проведении различных обрядов и любовных гаданий. Но после принятия христианства на женскую наготу был наложен запрет, в связи с чем в обнаженном виде даже спать русской женщине действительно не разрешалось. Нагота как путь к греху Не секрет, что с христианизацией Руси подверглись сильным изменениям все моральные устои общества. Естественно, это коснулось и вопроса половой близости. Если во времена язычества женское тело вызывало восхищение, половой акт в целом воспринимался как обычная физиологическая потребность, а многие ритуалы носили почти эротический характер, то теперь сексуальная близость не должна была выступать способом получения удовольствия. В борьбе с «животными инстинктами» попросту забывалась естественная природа человека, а секс становился чем-то грязным и постыдным и приравнивался к греху, если при этом мужчина и женщина не преследовали цель продолжения рода. В этом контексте женская нагота стала ассоциироваться преимущественно с соблазном согрешить, то есть женщина, ложащаяся спать голой, как бы склоняла спящего рядом мужчину к греху. Примечательно, что это относилось также к супружеским парам. Жена не только не могла ложиться в постель обнаженной, но и не должна была переодеваться при муже. Сегодня странно представить, что некогда существовал также запрет на половой акт без одежды: женщине следовало заниматься любовью с мужем (даже для зачатия ребенка) исключительно в белье. К тому же для этого церковь определила конкретные дни календаря, когда супруги имели право на физическую близость. Предполагалось, что подобные запреты отучат людей от мыслей о плотских утехах и заставят их чаще молиться и больше думать о духовности. Нагота как отголосок язычества Поскольку многие языческие обряды и ритуалы были связаны с обнажением женщин, в эпоху христианизации полный запрет на женскую наготу можно объяснить также как один из методов искоренения язычества. Известно, что различные народные праздники, включая Ивана Купала, раньше непременно проходили с разнообразными игрищами и ритуалами, сопровождающимися обнажением. Нагишом женщины ходили также в период посевов: считалось, что это принесет хороший урожай. Оголение входило в различные магические обряды и гадания, поэтому опять-таки стало связываться с грехом. Чтобы быстрее искоренить язычество на Руси, церковь запретила обнажение не только прилюдно, но и во время сна. Нагота как приближение к нечистой силе Надо признать, что в народной культуре нагота во время сна могла иметь негативное значение и при язычестве. Это обусловлено тем, что обнажение долгое время воспринималось также как «признак иномирности». В этнолингвистическом словаре «Славянские древности» об этом состоянии сказано: «когда голый человек — уже не человек или не совсем человек». Поэтому считалось, что нагота способствует установлению контактов с иным миром, с демонами или же используется для приобретения какой-либо сверхъестественной силы. Не зря нагота приписывалась различным «представительницам» нечистой силы, включая русалку, банницу, шутовку. Голыми у славян представлялись также ведьмы, которые, согласно различным преданиям, летали над полями и катались по росе. На Руси верили, что во время сна человек более уязвим и беззащитен перед нечистой силой, а женская нагота тем более привлекает демонов. Этим можно объяснить то, что в древние времена женщинам запрещали спать обнаженными. Также считалось, что злые демоны, которые возжелают голую женщину, овладеют ею и вселятся в ее тело. Кроме того, у славян некогда существовало поверье, что спящего нагишом человека во сне задушит дьявол. https://cyrillitsa.ru/past/72585-pochemu-russkie-pisateli-opasalis-26-le.html Почему русские писатели опасались 26-летнего возраста text/html Fri, 07 Jun 2019 15:15:25 +0300 https://cyrillitsa.ru/past/18144-i-sim-grozit-my-budem-shvedu.html "И сим грозить мы будем Шведу…" text/html Fri, 07 Jun 2019 15:15:25 +0300 https://cyrillitsa.ru/past/48510-pochemu-primore-nazyvali-vtoroy-ukra.html Почему Приморье называли второй Украиной text/html Fri, 07 Jun 2019 15:15:25 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=92763 Во время каких заболеваний опасно париться в бане Fri, 07 Jun 2019 14:30:19 +0000 Русская баня для многих – это не только гигиеническая процедура, но и возможность отдохнуть душой, снять стресс, взбодриться и словно скинуть несколько лет, которые грузом ложатся на наши плечи в ежедневной житейской суете. А сколько недугов можно вылечить с помощью горячего пара знаменитой русской бани! Например, при высокой температуре и влажности парилки снижается мучительный зуд, […] Традиция Русская баня для многих – это не только гигиеническая процедура, но и возможность отдохнуть душой, снять стресс, взбодриться и словно скинуть несколько лет, которые грузом ложатся на наши плечи в ежедневной житейской суете. А сколько недугов можно вылечить с помощью горячего пара знаменитой русской бани! Например, при высокой температуре и влажности парилки снижается мучительный зуд, сопутствующий кожным заболеваниям, облегчается состояние астматиков, минимизируются проявления болезней нервной системы, улучшается состояние сосудов и кожи, оказывается благотворное влияние на работы почек и всей мочеполовой системы, удается справиться с последствиями легочных заболеваний. Некоторые онкологи, в частности нейроонколог, специалист по лечению инсульта, болезни Паркинсона и эпилепсии из израильской клиники «Ассута» профессор Офер Спилберг отмечает в числе эффективных терапевтических методов лечения некоторых видов онкологии и эпилепсии именно посещение русской бани. Кажется, что раз от бани только плюсы, нет ничего страшного, чтобы пользоваться этим инструментом оздоровления как можно чаще, да хоть каждый день! Тем не менее врачи предупреждают: это заблуждение, и оно может пагубно отразиться на состоянии здоровья вместо ожидаемой пользы. Высокая температура – это в любом случае стресс для организма, особенно неподготовленного и ослабленного разными болезнями и их последствиями. Периодическое посещение парной помогает выводить токсины из организма, открывает поры, через которые выходит лишняя влага. Но при ежедневности такой процедуры неизбежно нарушение естественной терморегуляции, обезвоживание, сухость кожи, выпадение волос и разрушение их структуры, нарушение состояния слизистой рта и многие другие неблагоприятные последствия. Особую угрозу представляет ежедневная парилка для сердечно-сосудистой системы человека – при разумном закаливании, где происходит чередование горячего пара и холодной воды в течение короткого промежутка времени, улучшается эластичность сосудов. Более частое и неизбежно длительное воздействие жара и холода нарушает состояние сосудистой системы. Это особенно опасно при заболевании диабетом, ишемической болезни сердца, после перенесенных инфарктов и инсультов, при нарушении мозгового кровообращения и ряда других серьезных болезней. Баня – это не только польза, но и определенный стресс для организма, и все, что в разумных дозах является лекарством, при передозировке несет губительные последствия. Об этом предупреждал и знаменитый исследователь воздействия банных процедур на состояние человека, медик Абрам Залманов. Он составил большой труд по влиянию бани на ток крови, привнес в медицинскую науку метод капилляротерапии. Абрам Залманов утверждал, что усиление кровотока может способствовать излечению почти 80% болезней человека, и как раз жар русской бани лучше всего разгоняет кровоток, очищает сосуды и вымывает холестериновые соединения. Но только при условии периодичности таких процедур, чтобы организм успевал «прийти в себя» после мощного воздействия жаркого и влажного воздуха парилки. Доктор Залманов предостерегал от злоупотребления банными процедурами людей с гипертоническими заболеваниями, открытыми раневыми поверхностями, кровотечениями, при том что еженедельные умеренные банные нагрузки могут стабилизировать давление, снизить частоту мигреней и даже избавить от похмелья. Оптимальное посещение русской бани составляет не чаще одного-двух раз в неделю. И в этом мнении сходятся практически все врачи. И непременно нужно помнить: даже еженедельное посещение бани нужно согласовывать с вашим лечащим врачом, который предупредит после соответствующих исследований обо всех рисках и возможных неприятных последствиях таких процедур. https://cyrillitsa.ru/tradition/79775-pochitanie-svyatykh-v-pravoslavii-kogda.html Почитание святых в православии: когда возникла эта христианская традиция text/html Fri, 07 Jun 2019 14:30:19 +0300 https://cyrillitsa.ru/tradition/56319-na-kakom-palce-vdovy-nosyat-obruchaln.html На каком пальце вдовы носят обручальные кольца text/html Fri, 07 Jun 2019 14:30:19 +0300 https://cyrillitsa.ru/tradition/53174-7-isklyuchitelnykh-ikon-andreya-rublyova.html 7 исключительных икон Андрея Рублёва text/html Fri, 07 Jun 2019 14:30:19 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=92811 Почему с XVIII века в России женились без помолвки Fri, 07 Jun 2019 13:45:29 +0000 Эта предсвадебная традиция укрепилась в христианстве в IV веке и символизировала готовность будущих молодоженов вступить в брак. На Руси ее еще называли рукобитием – две семьи «били по рукам», договариваясь тем самым поженить (выдать замуж) своих детей. Необходимое условие брака Как пишет Большая российская энциклопедия, помолвка на Руси представляла собой множество обрядов, предваряющих свадьбу. Чаще […] Традиция Эта предсвадебная традиция укрепилась в христианстве в IV веке и символизировала готовность будущих молодоженов вступить в брак. На Руси ее еще называли рукобитием – две семьи «били по рукам», договариваясь тем самым поженить (выдать замуж) своих детей. Необходимое условие брака Как пишет Большая российская энциклопедия, помолвка на Руси представляла собой множество обрядов, предваряющих свадьбу. Чаще всего в нее входило сватовство, в котором принимали участие либо родственники (как правило, будущего жениха), либо профессиональные свахи или сваты. В процессе сватовства определялся размер приданого (брачного выкупа), обговаривались траты на торжество. Помолвка проходила с использованием различных ритуальных традиций и чаще всего невеста в ней участия не принимала, за исключением процедуры смотрин. У восточных славян практиковался так называемый колыбельный сговор – когда помолвка совершалась между малолетними детьми. На этапе сговора (обручения, рукобития) помолвки считалось, что молодые люди уже считаются женихом и невестой. Если сватам отказывали, это воспринималось как позор для обеих семейств. Ее юридическая легитимность По сообщению российского юриста В. М. Нечаева, правовое определение помолвке дал еще римский юрист Флорентин. Нечаев писал, что древнее германское право считало помолвку обязательным ритуалом, предваряющим бракосочетание. У различных народов помолвка сопровождалась «материальным обеспечением» ритуала – на Руси это был выкуп (приданое) или обмен кольцами. Сам термин «обручение», считают лингвисты, произошел от слова «обручи» (кольца). Симеон Солунский писал, что жениху надевался железный перстень, символизировавший мужество, а невесте – золотой, как свидетельство ее нежности и непорочности. С этого момента договор о будущем бракосочетании считался утвержденным. Расторжение помолвки, в свою очередь, являлось причиной для уплаты штрафа и повсеместно осуждалось. В христианской церковной традиции помолвка как обязательный ритуал, предваряющий бракосочетание, утвердилась в IV веке. Самым древним письменным подтверждением церковного обручения как непременного условия бракосочетания являются материалы Константинопольского собора (1066 – 1067 годы) – в них церковное обручение приравнивается к гражданскому браку. В западноевропейских странах помолвка была обязательной традицией главным образом у народов, исповедующих протестантизм. В России в XVIII веке помолвку как ритуал церковь назвала актом принуждения молодоженов и Священный Синод в 1775 году приказал обручаться одновременно с венчанием. Профессор гомилетики Петербургской духовной академии, церковный писатель Н. И. Барсов уточнял, что исключение в процедуре помолвки (обручения) делалось для особ Императорской фамилии, которые намеревались вступить в брак с иностранным подданным (подданной) – в данном случае между помолвкой и непосредственно венчанием могло пройти длительное время. Традиции помолвки у разных народов У итальянцев помолвленным принято общаться только в родительском доме невесты, причем ее отец и мать должны находиться рядом с молодыми. Швейцарцев перед заключением брака «экзаменует» священнослужитель, чтобы проверить, действительно ли жених и невеста подходят друг другу. Обязательно обсуждается вопрос приданного невесты. Немцы подходят к процедуре помолвки с присущей этой нации скрупулезностью – от собственно обручения до бракосочетания может пройти от нескольких месяцев до нескольких лет, поскольку в Германии считается, что молодые должны жить в собственном доме и иметь достаточно средств для самостоятельного существования. В средневековой Англии при помолвке невеста должна была одно рукой приподнять крышку большого церковного сундука – если ей это удавалось, считалось, что девушка может стать хорошей хозяйкой в доме. Пожалуй, самые экзотичные традиции помолвки существуют в африканских странах, в частности, у бушменов и у племени макуа. Бушмены сватаются довольно жестоким способом – для этого специальной заостренной костью («стрелой любви») они должны попасть пониже спины своей избраннице. Если ритуал прошел удачно, девушка в обязательном порядке становится женой «стрелка», в противном случае претендент на руку и сердце перестает быть женихом. Аборигены макуа несут своим невестам красивые камешки. При согласии на брак девушка при поцелуе принимает камешек изо рта своего жениха. https://cyrillitsa.ru/tradition/78455-kak-v-cerkvi-pravilno-pisat-zapiski.html Как в церкви правильно писать записки text/html Fri, 07 Jun 2019 13:45:29 +0300 https://cyrillitsa.ru/tradition/81479-o-chem-govorit-kolichestvo-busin-na-chetk.html О чем говорит количество бусин на четках text/html Fri, 07 Jun 2019 13:45:29 +0300 https://cyrillitsa.ru/tradition/79964-kakie-molitvy-russkie-chitali-na-son-gr.html Какие молитвы русские читали на сон грядущий text/html Fri, 07 Jun 2019 13:45:29 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=92755 «Какие ямы?»: что чукчи не понимали в анекдотах про свой народ Fri, 07 Jun 2019 10:50:48 +0000 Ceйчac cлoжнo cкaзaть, oткyдa вoзник oбpaз чyкчи кaк нaивнoгo и нeдaлекoгo чeлoвeкa; был ли этo coбиpaтeльный oбpaз житeля ceвepa, кoтopый oкaзaлcя кyльтypнo чyжд pyccким и бecкoнeчнo yдивлял иx cвoими тpaдициями, или тoлчкoм к пoявлeнию aнeкдoтoв cтaли coвeтcкиe фильмы, в кoтopыx кopeнныe нapoды Ceвepa вceгдa были пpocтoдyшны, гoвopили «oднaкo» и иcкpeннe paдoвaлиcь пpoгpeccy, кoтopый неc c coбoй […] Народы Ceйчac cлoжнo cкaзaть, oткyдa вoзник oбpaз чyкчи кaк нaивнoгo и нeдaлекoгo чeлoвeкa; был ли этo coбиpaтeльный oбpaз житeля ceвepa, кoтopый oкaзaлcя кyльтypнo чyжд pyccким и бecкoнeчнo yдивлял иx cвoими тpaдициями, или тoлчкoм к пoявлeнию aнeкдoтoв cтaли coвeтcкиe фильмы, в кoтopыx кopeнныe нapoды Ceвepa вceгдa были пpocтoдyшны, гoвopили «oднaкo» и иcкpeннe paдoвaлиcь пpoгpeccy, кoтopый неc c coбoй в тyндpy «бeлый чeлoвeк». Зaтo извecтнo, чтo дaжe в XIX вeкe чyкчи cчитaлиcь лишь чacтичнo пoкopенными и плaтили яcaк пo cвoeмy ycмoтpeнию — cкoлькo xoтeли. Дaжe coвeтcкaя влacть нa тeppитopияx Чyкoтки былa ycтaнoвлeнa тoлькo в пятидecятыx гoдax XX вeкa, a oтдeльныe oлeнeвoды cкpывaлиcь oт кoллeктивизaции вплoть дo ceмидecятыx гoдoв. Те, кто долго жил рядом с ними, характеризуют чукчей как весьма сообразительных и смекалистых людей, которых трудно обмануть. Boзникнoвeниe aнeкдoтoв пpo чyкчy лингвиcты oтнocят к вocьмидecятым гoдaм пpoшлoгo вeкa, пpaвдa, oни yвepяют, чтo изнaчaльнo пoявилиcь aнeкдoты пpo якyтoв, нo пoтoм вce пoчeмy-тo мaccoвo cтaли тpaвить бaйки пpo чyкчy – дoлжнo быть, пoнpaвилocь caмo нaзвaниe нapoдa. Kcтaти, caми чyкчи ceбя тaк нe нaзывaют, oни имeнyют ceбя oбщим нaзвaниeм «лыгъopaвeтлян», чтo знaчит «нacтoящий чeлoвeк», a вooбщe Чyкoтcкий пoлyocтpoв нaceлен paзными нapoдaми: нaпpимep, нa пoбepeжьe живyт бepeгoвыe чyкчи «нъкaлын», чтo знaчит «мopcкoй житeль», a тyндpoвыe чyкчи нaзывaют ceбя «чayчy», и видимo, oт этoгo «чayчy» и пpoизoшлo нaзвaниe «чyкчи». Aнeкдoт пpo чyкчy? «Этo нeвoзмoжнo!» Eще извecтнo, чтo дoлгoe вpeмя чyкчи нe мoгли пoнять aнeкдoты пpo ниx caмиx, кoтopыe им тo и дeлo paccкaзывaли pyccкиe дpyзья — cкaзывaлacь paзницa мeнтaлитeтoв, нeoдинaкoвoe чyвcтвo юмopa и coвepшeннo paзный жизнeнный oпыт. Ecли coвeтcкий чeлoвeк вocпpинимaл фильм «Haчaльник Чyкoтки» кaк cкaзкy-быль, тo caми чyкчи нeмaлo этoмy фильмy yдивлялиcь и дaжe cмeялиcь нaд ним, пoнимaя, чтo oн нe cooтвeтcтвyeт peaльнocти, и нpaвы ceвepныx нapoдoв мoгyт быть вecьмa cypoвыми — в cooтвeтcтвии c климaтoм, в кoтopoм oни живyт. Чeбoкcapcкий пoэт и литepaтop Игopь Эпaнaeв пo вocпoминaниям знaкoмыx пишeт o cлyчae, кoгдa в экcпeдиции нa Чyкoткe y кocтpa cидят pyccкиe и чyкчи, и ктo-тo (oчeвиднo, из pyccкиx) paccкaзывaeт aнeкдoт o тoм, кaк чyкчa фoтoгpaфиpoвaлcя нa пacпopт, и вмecтo тoгo, чтoбы пoднять фoтoaппapaт нa нyжнyю выcoтy, выpыл ямy, чтoбы быть пoнижe. Pyccкиe вocпpинимaли aнeкдoт кaк зaбaвнyю иcтopию и cмeялиcь нaд ним, a чyкчи пpocтo eгo нe пoняли: «Kaкиe ямы? У нac жe вeчнaя мepзлoтa! Этo нeвoзмoжнo!» – и oни были пo-cвoeмy пpaвы. «Taщи eгo caм дo яpaнги!» Филoлoг и языкoвeд, cпeциaлиcт пo тyнгyc-мaнчьжypcким языкaм Aлeкceй Бypыкин в cтaтьe «Aнeкдoты o чyкчax кaк coциoкyльтypнoe явлeниe» зaмeчaeт, чтo зa пocлeдниe дecятилeтия мeнтaлитeт двyx нapoдoв cблизилcя, и чyкчи cтaли paccкaзывaть aнeкдoты o чyкчax, тo ecть o ceбe, и o pyccкиx, кoтopыe нe знaют, кaк ceбя вecти в тyндpe. Кoнeчнo, в этиx aнeкдoтax чyкчa — этo нe пpocтoдyшный житeль ceвepный oкpaины, кoтopый любoй тeкcт пoнимaeт бyквaльнo, a нaxoдчивый, лoвкий oxoтник, кoтopый нacтoлькo xopoшo знaeт ceвep, чтo мoжeт знaчитeльнo oблeгчить жизнь и ceбe и дpyгим. Haпpимep, этo извecтный aнeкдoт пpo чyкчy, кoтopый пpиглaшaeт нeпyтевoгo нoвичкa-pyccкoгo нa мeдвeжью oxoтy, пpичем зapaнee пpocит тoгo нe cтpeлять бeз кoмaнды. Чyкчa бyдит мeдвeдя, кoтopый cпит в бepлoгe, a пoтoм, yбeгaя oт нeгo, пpoнocитcя мимo pyccкoгo. Toт c пepeпyгy cтpeляeт и yбивaeт мeдвeдя, чeм вызывaeт пpaвeдный гнeв чyкчи. «Зaчeм ты eгo yбил? – yкopяeт дpyгa житeль Ceвepa, – тeпepь тaщи eгo caм дo яpaнги!». Сюжeт этoгo aнeкдoтa имeeт пpoдoлжeниe в чyкoтcкoй литepaтype, гдe oн пepepaбoтaн мaгaдaнcким пиcaтeлeм и фoльклopиcтoм Bлaдилeнoм Лeoнтьeвым в paccкaз (cбopник «Cтapики-чyдaки»), в кoтopoм двa oxoтникa дyмaют o тoм, кaк бы дoбыть в мope мopжeй. Зacтpeлить иx нecлoжнo, cлoжнo дocтaть из вoды и oттpaнcпopтиpoвaть нa cyшy, a cтapый мyдpый oxoтник-чyкчa вымaнивaeт мopжeй нa бepeг ocoбым кpикoм и тaм иx yбивaeт. Или дpyгoй, нe мeнee pacпpocтpaненный анекдот пpo чyкчy и coвeтcкoгo гeoлoгa, кoтopыe вcтpeчaют в тyндpe гoлoднoгo бeлoгo мeдвeдя, и чyкчa, чтoбы yбeжaть oт нeгo, быcтpo нaдeвaeт лыжи. — Бecпoлeзнo, – кoммeнтиpyeт гeoлoг, – ты нe cмoжeшь бeжaть быcтpee мeдвeдя, дoгoнит. — Mнe нe нaдo бeжaть быcтpee мeдвeдя, – oтвeчaeт ocтpoyмный чyкчa. – Mнe вceгo лишь нaдo бeжaть быcтpee тeбя! Hoвыe peaлии – нoвыe aнeкдoты Инoгдa aнeкдoты yдaчнo пepeдeлывaют, дoбaвляя к ним мecтный кoлopит, нaпpимep: «Kyпил чyкчa «Зaпopoжeц», oбoшeл кpyгoм, пoтpoгaл глyшитeль и гoвopит: «Tыpкыльын!» («oлeнь-пpoизвoдитeль»)». Чacтo пoявляютcя aнeкдoты, cвязaнныe c нoвoй peaльнocтью жизни, c дeпyтaтaми или чинoвникaми: «Cидят тpoe чyкчeй и тpaвят oxoтничьи бaйки, oдин paccкaзывaeт, кaк oн дoбыл лocя, y кoтopoгo poгa тpи мeтpa и кoтopoгo вceй бpигaдoй нe мoгли cъecть нeдeлю, и вce coглaшaютcя — дa, тaкoe мoжeт быть! Bтopoй paccкaзывaeт, кaк oн дoбыл мopжa paзмepoм c oгpoмнoгo китa, и вce cнoвa coглaшaютcя, чтo и тaкoe мoжeт быть, a тpeтий paccкaзывaeт, кaк oн вcтpeтил в Mocквe в мeтpo дeпyтaтa Гocдyмы oт Чyкoтcкoгo округа, и вce нaчинaют мaxaть pyкaми – вoт тaкoгo тoчнo нe мoжeт быть, чтoбы дeпyтaт в мeтpo eздил!». Или вoт тaкoй aнeкдoт c нoвыми peaлиями жизни — пpишел oднaжды к чyкчaм китaeц и гoвopит: — Хoтим зaxвaтить вaшy Чyкoткy! Вac тaм cкoлькo вceгo? — Чeлoвeк пятьcoт бyдeт. А вac? — А нac — миллиapд! — Tц-тц-тц, oднaкo, гдe ж мы вac вcex xopoнить бyдeм? Cпeциaлиcты cчитaют, чтo aнeкдoты чyкчeй пpo caмиx чyкчeй cкopo нe иcчeзнyт, вeдь этa гpyппa иcтopий мoжeт eще дoлгo пoпoлнятьcя paзными cюжeтaми c yчacтиeм чyкчeй-дeпyтaтoв, чyкчeй-чинoвникoв и чyкчeй-пoлитикoв, a pyccкие и люди дpyгиx нaциoнaльнocтeй пo-пpeжнeмy в ниx ocтaнyтcя людьми, coвepшeннo нe пpиcпocoблeнными к жизни в тyндpe. https://cyrillitsa.ru/narody/53996-glaza-kakogo-cveta-chashhe-vsego-vstrecha.html Глаза какого цвета чаще всего встречаются в России text/html Fri, 07 Jun 2019 10:50:48 +0300 https://cyrillitsa.ru/narody/82160-kakie-stereotipy-u-russkikh-slozhilis.html Какие стереотипы у русских сложились об украинках text/html Fri, 07 Jun 2019 10:50:48 +0300 https://cyrillitsa.ru/past/85073-russkie-ne-merznut-pochemu-yeto-ne-tak.html Русские не мерзнут: почему это не так text/html Fri, 07 Jun 2019 10:50:48 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=92739 Кавказские готы: откуда действительно пришло древнее крымское племя Fri, 07 Jun 2019 09:45:07 +0000 У ученых нет точных сведений о времени появления готов в Крыму. Скорее всего, это был многолетний процесс, в течение которого племена готского союза в ходе набегов постепенно оседали в Таврике. Тем не менее мы точно знаем, что в III-IV веках н. э. готы и другие пришлые германцы расселились по территории юго-западного и юго-восточного Крыма от […] История У ученых нет точных сведений о времени появления готов в Крыму. Скорее всего, это был многолетний процесс, в течение которого племена готского союза в ходе набегов постепенно оседали в Таврике. Тем не менее мы точно знаем, что в III-IV веках н. э. готы и другие пришлые германцы расселились по территории юго-западного и юго-восточного Крыма от Боспора до Херсонеса (современные Керчь и Севастополь). Большой интерес вызывает также проблема истории исхода готов в Европу и далее в Крым. Прародина и маршрут следования готов по данным Иордана Откуда же пришли готы в Европу? По сведениям Иордана, готского историка VI века, готы сформировались как этнос на острове Скандза, откуда они под предводительством короля Берига переселились на трех кораблях через море в местность, которую они назвали «Готискандза». Посмотрим, как выглядит рассказ этого готского автора: С этого самого острова Скандзы, как бы из мастерской, [изготовляющей] племена, или, вернее, как бы из утробы, [порождающей] племена, по преданию вышли некогда готы с королем своим по имени Бериг. Лишь только, сойдя с кораблей, они ступили на землю, как сразу же дали прозвание тому месту. Говорят, что до сего дня оно так и называется Готискандза. Попытаемся разобраться с географической номенклатурой Иордана. «Скандза» – это, скорее всего, южная часть Скандинавии, откуда начали свое эпическое переселение готы и другие германские племена. Иордан метафорически называет Скандзу «мастерская племен» или, более грубо, vagina nationum («утроба племен»), откуда, «подобно пчелиному рою», готы врываются в Европу. Под географическим понятием «Готискандза», куда высаживаются готские племена, Иордан, очевидно, имел в виду побережье близ дельты реки Вислы в современной Польше. Исследователями этот топоним объясняется либо как Godaniska (Коданский залив у географа Помпония Мелы; ср. название города Гданьска), либо как Gutisk-andja, т. е. «готский берег». Правление короля Берига и, соответственно, переселение готов в северную Польшу датируются приблизительно серединой I века н. э. Другие гипотезы: иранцы с Кавказа и торговцы в Индии Тем не менее далеко не все исследователи соглашаются с традиционной точкой зрения о том, что начальной точкой исхода готов была Скандинавия. Некоторые авторы XIX века, к примеру, полагали, что готы пришли в Европу, равно как и другие кочевые народы – скифы, сарматы, аланы, гунны и пр. – из Азии. Не менее парадоксальная теория о происхождении готов была выдвинута украинским историком М. Ю. Брайчевским. Согласно этой теории, готы на деле были ираноязычными скифами и аланами, и в Крым они попали вовсе не из Скандинавии, а с Кавказа. «Огерманились» же они, лишь попав в Среднее Подунавье, где встретились с настоящими германскими племенами. Наряду с версией об азиатско-иранском происхождении готов были и другие. К примеру, Г. Вернадский выдвинул достаточно неожиданное предположение о том, что уже к середине II века н. э. готы осели на берегах Черного моря, откуда их купцы через земли аланов и Кавказ везли на продажу янтарь в далекие восточные страны, включая Индию. Ученый основывал свою гипотезу на том факте, что в буддистском святилище Яннар недалеко от Бомбея были найдены две надписи с именами Эрила и Цитта-ямана из Гатана. Имена Эрил и Цитта, как предположил Вернадский, принадлежали готским купцам, в то время как топоним Гатана обозначал Готию. Все эти теории звучат достаточно любопытно, однако, увы, едва ли основываются на объективной интерпретации доступных на настоящий момент письменных и археологических источников. Теория Рольфа Хахманна: насельники центральной Польши В 1970-е большой шум наделала книга Рольфа Хахманна «Готы и Скандинавия» (Берлин, 1970), в которой автор попытался доказать, что готы изначально жили не в Скандинавии, а в Мазовии (центральная Польша), откуда они частично мигрировали в Скандинавию. Археологически, согласно Хахманну, готы соответствовали мазовской группе пшеворской археологической культуры. По его мнению, рассказ Иордана о переселении на трех кораблях носил отчетливо легендарный характер, не имевший отношения к реальному ходу событий. К тому же, по мнению Хахманна, толчком для вынужденной эмиграции готов должен был стать демографический взрыв и перенаселенность – а этого в Скандинавии на рубеже I века до н. э. – I века н. э. попросту не было. Теория консенсуса: Швеция как прародина готов Несмотря на то, что у теории, сформулированной Хахманном, по-прежнему есть свои приверженцы, в настоящий момент большинство ученых все же считает, что приведенная Иорданом легенда отражает реальный факт переселения готов из южной Швеции на территорию северной Польши. Рассказ Иордана подтверждается, в значительной степени, данными археологии. Действительно, в I веке н. э. в низовьях Вислы отмечается появление большой группы нового населения, обладавшего многими чертами материальной и духовной культуры, характерной для Скандинавии. В легендарном рассказе Иордана можно увидеть отголосок исторических сведений о разделении готов на три основных группы: гепидов, визиготов и остроготов. Причиной для переселения мог стать не демографический взрыв, а, скажем, недостаток хороших земельных угодий или голод, вызванный серией неурожаев. Тем не менее по-прежнему ведется дискуссия относительно того, из какой же именно части Швеции начали переселяться готы – с острова Готланд, из восточной Швеции (Остергеталанд) или из западной (Вестергеталанд)? Бóльшая часть ученых предполагает, что исходной зоной эмиграции готов была западная Швеция. Сведения Иордана: дальнейшая миграция готов Проследим, что же, согласно Иордану, случилось с готами далее. Во времена короля Филимера, сына Гадарига, правившего, предположительно, во второй половине II века н. э., готы начинают двигаться из Готискандзы (т. е. северной Польши) на юг. Готы продолжали движения до местности, названной Иорданом «желанной землей Ойум». Далее, восхитившись великим обилием этой земли, Филимер «перекинул туда половину войска, после чего, как рассказывают, мост, переброшенный через реку, непоправимо сломался, так что никому больше не осталось возможности ни прийти, ни вернуться». Само название этой земли происходит, по всей видимости, от готского Aujom, что значит «страна, изобилующая водой». Под землей Ойум исследователи понимали и правобережную Украину, и Приазовье, и левый берег Днепра, и область так называемого Великого Луга, и другие местности. Однозначного ответа, ввиду неясности географических реалий источника, вряд ли можно ожидать. Важно, что при пересечении этой не названной Иорданом реки после поломки моста часть готов остается за рекой, а другая, ведомая королем Филимером, движется далее к крайней части Скифии, соседствующей с Понтийским (т. е. Черным) морем. Можно предположить, что переселившиеся из южной Скандинавии в северную Польшу готы в течение нескольких десятилетий мигрировали через территории современных Польши и Украины к северному Причерноморью и Приазовью. Несколько ниже Иордан уточняет, что конечным местом проживания готов становится местность «около Мэотийского болота». Учитывая, что так античные авторы называли Азовское море, место конечного переселения готов при Филимере можно локализовать в районе северо-западного Приазовья. Вторжение готов в Крым По-видимому, именно оттуда, т. е. из северо-западного Приазовья, в III-IV веках н. э. готы вторгаются на территорию Крыма, в Боспор (античный Пантикапей, современная Керчь) и округу Херсонеса, разрушив позднескифские поселения Усть-Альма, Альма-Кермен и Неаполь. В 60-е и 70-е годы III века ими были оставлены могильники с погребениями, совершенными по характерному для германцев обряду трупосожжения, у подножья горы Чатыр-Даг и на южном берегу Крыма, на мысе Ай-Тодор и в Партените. Так этот древнегерманский народ появился и осел на территории Крымского полуострова. Именно Крым стал местом, где готы сохранились как этнос дольше всего – как минимум, до второй половины XVI века. https://cyrillitsa.ru/history/63175-kak-na-rusi-nakazyvali-za-iznasilovan.html Как на Руси наказывали за изнасилование text/html Fri, 07 Jun 2019 09:45:07 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/51741-kto-vospityval-russkikh-monarkhov.html Кто воспитывал русских монархов text/html Fri, 07 Jun 2019 09:45:07 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/67877-kakie-politicheskie-prichiny-povliyali.html Какие политические причины повлияли на раскол католиков и православных text/html Fri, 07 Jun 2019 09:45:07 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=92788 Соляные воды и заброшенные месторождения: что уничтожает Соликамск Fri, 07 Jun 2019 09:05:04 +0000 Вся страна в 2014 году ужаснулась от того, что в Соликамске произошел обвал грунта, и на поверхности появилась воронка размером примерно 30 на 40 метров. Первый провал был официально зарегистрирован в 1986-м, об этом писала еще областная газета “Звезда”. С тех пор на территории двух крупных городов Пермского края Соликамске и Березниках регулярно происходят обвалы […] Современность Вся страна в 2014 году ужаснулась от того, что в Соликамске произошел обвал грунта, и на поверхности появилась воронка размером примерно 30 на 40 метров. Первый провал был официально зарегистрирован в 1986-м, об этом писала еще областная газета “Звезда”. С тех пор на территории двух крупных городов Пермского края Соликамске и Березниках регулярно происходят обвалы грунта, некоторые из которых образовываются непосредственно в зоне жилых домов и промышленных объектов, большинство из них описано в статье Б. В. Лаптева “Аварийные ситуации на верхнекамском месторождении калийно-магниевых солей”. С чем связаны провалы? Область под городами богата залежами каменной и калийной солей, которые являются ключевыми компонентами большинства удобрений. Регион является одним из мировых лидеров в выработке этих полезных ископаемых, которые привлекли сюда первых поселенцев еще в 1430 году. Именно в те далекие времена здесь было организовано крупное производство по выварке соли, с тех пор именно работа с солью и является градообразующей отраслью в регионе. При этом следует понимать, что первые жители поселений строили свои дома прямо на месторождениях, чтобы минимизировать затраты на доставку полезных ископаемых к местам переработки. В результате до сих пор большая часть соликамских рудников располагается непосредственно под городом. По данным ОАО “Уралкалий”, более 50% всей жилой застройки Березников располагается над шахтами компании, в некоторых участках расстояния от пустот до поверхности земли достигает всего 250 метров. Техногенные и природные причины Основная причина карстовых провалов (именно так называются воронки, которые образуются в Соликамске и Березниках) – активная выработка солей. Выработанные участки почвы становятся полыми, хотя ранее они были заполнены достаточно твердыми залежами солей, в результате образования подобной пустоты возникает давление нависающих слоев почвы, которые в некоторых случаях могут под тяжестью своего веса просто обвалиться. Вторая причина является скорее природной, хотя триггером для нее все же является деятельность человека. Грунтовые воды располагаются практически во всех участках почвы, если в действующих шахтах за размывами тщательно следят, то вот отработанные участки уже не представляют интереса, в результате движения грунтовых вод происходит размывание солей, которые, как известно, растворимы в воде. Полученный рассол нередко подтопляет образовавшиеся пустоты, что ослабляет их стенки, как следствие, увеличивая вероятность обрушения. Подробное техническое описание данных процессов вы можете увидеть в вышеупомянутой статье Б. В. Лаптева. Отсутствие надлежащей защиты Предупреждения ученых, многочисленные факты обвалов – ничего из этого серьезно не поменяло ситуацию в Соликамске и Березниках, информация о подтоплениях рассолами и увеличению площади потенциальных обрушений поступает до сих пор вплоть до 2018 года (данных по 2019 году пока нет, однако, очевидно, что само по себе ничего измениться не могло). Несмотря на это, о надлежащих условиях расселения жителей и введению дополнительных средств безопасности на шахтах речь пока не идет, так как переселить такое количество людей слишком дорого, а вот подвергать опасности целые города ради максимизации прибыли соледобывающих компаний экономически выгодно. https://cyrillitsa.ru/sovremennost/65014-5-grandioznykh-stroek-kotorye-izmenyat-r.html 5 грандиозных строек, которые изменят Россию text/html Fri, 07 Jun 2019 09:05:04 +0300 https://cyrillitsa.ru/sovremennost/88704-chto-mogut-gotovit-kitay-i-ssha-protiv-r-2.html Кимерика: чем образование этой державы опасно для России text/html Fri, 07 Jun 2019 09:05:04 +0300 https://cyrillitsa.ru/sovremennost/63761-kakie-rusofobskie-citaty-na-samom-del.html Какие русофобские цитаты на самом деле подделаны text/html Fri, 07 Jun 2019 09:05:04 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=92786 Почему на кладбище русские всегда сажали березы Fri, 07 Jun 2019 08:40:06 +0000 На Руси никогда не встретить березу возле жилого дома. Это дерево могло расти только за оградой, а то и вовсе как можно дальше от дома. И это не случайность, береза носила определенный смысл. Ведьмино дерево В славянской языческой традиции практически все явления и объекты живой природы наделялись антропоморфными — человекоподобными — свойствами. Красавицу-березку древние славяне […] Суеверия На Руси никогда не встретить березу возле жилого дома. Это дерево могло расти только за оградой, а то и вовсе как можно дальше от дома. И это не случайность, береза носила определенный смысл. Ведьмино дерево В славянской языческой традиции практически все явления и объекты живой природы наделялись антропоморфными — человекоподобными — свойствами. Красавицу-березку древние славяне считали одним из воплощений богини-матери Берегини. Считалось, что это дерево благоволит юным девицам, которые хотят выйти замуж. Березку связывали с руной судьбы. В связи с этим у славянок была популярна традиция: незамужние девушки ходили в березовые рощи, украшали веточки деревьев лентами и просили подарить им суженых. Существовало много примет и обычаев, связанных с березками. Однако древние славяне никогда не сажали эти красивые деревья рядом со своими жилищами. И на то было много причин. В сборнике «Народная демонология Полесья», составленном фольклористами Людмилой Виноградовой и Еленой Левкиевской, зафиксированы любопытные поверья, связанные с березой. Восточные славяне твердо верили, что это дерево обладает как положительной, так и отрицательной энергетикой. С его помощью ведьмы могли добывать для своих нечистых целей молоко. Колдунье достаточно было воткнуть в ствол самой обычной березки острый нож и произнести тайное заклятье. После этого из древесины по ножу начинало стекать молоко. Славяне-язычники были убеждены, что ведьмы таким образом «доят березу». Также считалось, что на свои шабаши поборницы нечистой силы летают не только на помеле, но и на обычной березовой палке. Ведьмы вообще питали особую слабость к березке. В части этого дерева они могли превращать разные предметы и свои подарки обычным людям. Место, где прячутся духи Жители Древней Руси никогда не высаживали березу возле дома не только из-за нежелания приманивать в свой двор ведьму. Они также верили, что береза — дерево и само по себе магическое. В ее кудрявой кроне живут лесные духи, а также души умерших предков. Они потихоньку переговариваются между собою, когда зеленые березовые листочки шелестят и трепещут на ветру. Считалось, что особенно любят прятаться в ветвях березы русалки, девушки-утопленницы. По ночам они выходят из озер и рек, в которых утонули, и гуляют по берегу. Если вблизи оказывается живой человек, русалки скрываются от него в густой листве березки. Иногда эти неприкаянные души могут выглядывать и показываться припозднившимся странникам. Однако это зрелище ничего хорошего живым людям не сулит. Если уж русалка решила показаться, то может затащить человека в пруд. По этой причине славяне старались не гулять поздней ночью возле берез, которые росли недалеко от водоемов. Защитное средство Название березы происходит от того же корня, что и слова «берегиня», «беречь». В далеком прошлом это дерево считали мощным оберегом от злых сил. Когда женщина рожала, возле ее кровати ставили березовую метлу. По народному поверью, такой амулет защищал мать и дитя от болезни или гибели во время родов. Считалось, что березовые веники обладают силой отгонять неприкаянные души ходячих мертвецов. Когда в доме кто-то умирал, на дно гроба стелили березовые листья. Из них же покойнику делали «подушку». После захоронения на могиле высаживали березку. Это дерево считалось своеобразным проводником в мир духов. Из-за всего этого славяне не сажали березки у себя во дворах, возле домов. Всё это — места для живых, а не для мертвых. Но можно было высадить березу за воротами дома, где-нибудь возле калитки. Тут магическое дерево защищало вход в жилище от злых духов. Также существовало поверье, согласно которому в березу никогда не бьет молния. Если дерево растет рядом с домом, то в грозу молния обязательно ударит в его крышу. Березка как будто отводит от себя электрические разряды, «перекидывает» их на расположенные по соседству предметы. Сажать такое коварное дерево у себя во дворе никто не решался. https://cyrillitsa.ru/sueverija/78983-za-chto-v-rossii-mogut-naznachit-shaman.html За что в России могут "назначить" шаманом text/html Fri, 07 Jun 2019 08:40:06 +0300 https://cyrillitsa.ru/sueverija/92176-samyy-strashnyy-russkiy-bog-kto-takoy.html "Самый страшный русский бог": кто такой Троян, которому поклонялись скоморохи text/html Fri, 07 Jun 2019 08:40:06 +0300 https://cyrillitsa.ru/sueverija/59295-kakie-zhivotnye-prinosili-russkim-den.html Какие животные приносили русским деньги text/html Fri, 07 Jun 2019 08:40:06 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=92753 Приветствие айну: почему оно длилось полчаса Fri, 07 Jun 2019 06:15:11 +0000 Об айнах известно многое и при этом – почти ничего. Еще два века назад они привольно жили на побережье Охотского и Желтого морей, на Курилах, Сахалине, Хонсю, Хоккайдо и на юге Камчатского полуострова. Они резко отличались внешностью от живущих рядом с ними японцев и нивхов: у них абсолютно белая кожа, европейские черты лица, у мужчин […] Народы Об айнах известно многое и при этом – почти ничего. Еще два века назад они привольно жили на побережье Охотского и Желтого морей, на Курилах, Сахалине, Хонсю, Хоккайдо и на юге Камчатского полуострова. Они резко отличались внешностью от живущих рядом с ними японцев и нивхов: у них абсолютно белая кожа, европейские черты лица, у мужчин тело и лицо покрыто густыми волосами. Женщины айну в национальных халатах и шапочках больше похожи на женщин с Кавказа или с Ближнего Востока, чем на представителей монголоидной расы. Возможно, они европейцы, неведомым образом оказавшиеся на краю мира? Монголоиды или австронезийцы Исследования антропологов выявили, что целый ряд мелких признаков роднит айнов с монголоидами. Французский географ XIX века де Сен-Мартэн считал, что айны пришли на Дальний Восток из Океании, а их родственники – это австралийские аборигены или полинезийцы. Эту теорию поддерживал русский антрополог Дмитрий Николаевич Анучин, а современный российский ученый Александр Борисович Спеваковский предполагает, что айны могут быть древней вариацией монголоидной расы, и что народ этот сформировался во внутренних областях Азии, где протоайны жили рядом с будущими австронезийцами. Их язык не похож ни на один из языков: одни ученые считают, что он имеет отношение к протоалтайскому, другие это яростно отрицают. Своеобразие айнов настолько велико, что ученые выделяют их в отдельную курильскую расу. Они считали двадцадками Сбивает с толку ученых уникальная система счета: айну считали двадцадками, причем к двадцадкам нельзя было прибавлять, но можно было отнимать. Если айну хотел назвать число 110, он говорил, что это шесть двадцаток без десяти – такого счета нет больше ни у одного народа. Лыжи и охота Айну всегда жили в деревянных домах, занимались охотой, рыбалкой и собирательством. На охоту ходили с луком и стрелами и рогатиной; использовали ловушки; морскую рыбу били острогами, приманивая ее факелами; охотились на морского зверя, используя гарпуны с крючьями и отравленные аконитом стрелы, занимались подледным ловом. Зимой айны использовали лыжи и снегоступы, ездили на собаках, которых могли также съесть или принести в жертву. В древние времена одежду айну делали из луба и крапивы, а позже шили из покупных тканей. Национальным видом одежды была набедренная повязка и халат, расшитый родовыми орнаментами. Зимой носили меховую одежду, шапки и своеобразные венки из меха. Усы — только после замужества Женщины после замужества делали себе татуировку в виде усов, наносили линии на лоб и руки. Жениха выбирали сами, и после бракосочетания муж переселялся в дом к жене. Детям имена давали не сразу, а спустя несколько лет, и часто именем становилась основная черта ребенка – Терпеливый, Красавица, Неумеха, Неуклюжий. Этикет айну Не менее замысловатым были у айну нормы этикета. Нельзя было просто так придти в гости, нужно было заранее предупредить о визите вежливым трехкратным покашливанием. Затем, если вы знали хозяина, можно было зайти внутрь дома (тисе), если же гость был незнакомцем, он должен был оставаться на крыльце, пока хозяин не вводит его в дом. Громко звать хозяина по имени было невежливым, очевидно, из-за суеверий. Центром сакрального пространства тисе был очаг (камуй ундзи), самое почетное место находилось за очагом напротив двери, за ним в стене было священное окно камуй пуйяра, ориентированное на гору (дверь была обращена к реке или морю), окно было ритуальным — через него подавали оружие, затаскивали в дом добычу и выносили убитого медведя. Владельцы дома предпочитали не подходить к окну, а заглянуть через окно в дом считалось оскорблением. Справа от очага были места хозяев, мужчины имели право сидеть слева от очага, а девушки – у дверей. Общение между гостем и хозяином было долгим и замысловатым. Войдя в дом, гость был обязан обойти очаг справа и сесть напротив хозяина. Затем следовало несколько раз вежливо кашлянуть, сложить руки перед собой и не спеша потереть пальцами правой руки левую ладонь, затем – наоборот. Если хозяин был расположен, он повторял действия гостя. Потирания рук и пожелания здоровья длились до получаса: гость желал здоровья и благ владельцу жилья, его супруге, потомкам, родителям, родственникам, соседям, селу и роду. Если пожелания гостя были рады слышать, то хозяин дома начинал поглаживать бороду, и гостю следовало повторять его движения. Только после соблюдения такого длительного ритуала вежливости можно было изложить причину визита. Женское приветствие было еще более странным – женщина потирала за ухом прядь волос, затем проводила ими у себя под носом, а затем гладила левую руку от плеча до кончиков пальцев. Судьба айну После того, как Курилы в 1875 году отошли к Японии, судьба курильских айнов была печальна: в 1884 году японцы выселили их на бесплодный остров Шикотан, где айну вымерли. Последний курильский айну умер в 1941 году. Айну, жившие на Сахалине, в начале XX века были свезены японцами в специальное гетто. После окончания Второй мировой войны вместе с японским населением они выехали с острова; сейчас на Сахалине живет всего 109 айнов. В Японии, которая на протяжении всего XX века вела политику ассимиляции айнов, их осталось 24 000 человек. https://cyrillitsa.ru/narody/69533-skolko-kazakov-bylo-musulmanami.html Сколько казаков было мусульманами text/html Fri, 07 Jun 2019 06:15:11 +0300 https://cyrillitsa.ru/narody/62641-kogda-evrei-okazalis-na-rusi.html Когда евреи оказались на Руси text/html Fri, 07 Jun 2019 06:15:11 +0300 https://cyrillitsa.ru/narody/74099-kak-pomenyalis-russkie-za-100-let.html Как поменялись русские за 100 лет text/html Fri, 07 Jun 2019 06:15:11 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=92777 Преступления графини Батори: могли ли они быть вымыслом Fri, 07 Jun 2019 05:48:35 +0000 Эта женщина стала символом ужаса и жестокости. Но действительно ли «кровавая графиня» была повинна в тех преступлениях, которые ей приписывали? Жуткие забавы Елизавета (Эржебет) Батори родилась 7 августа 1560 года в Ньирбаторе (Королевство Венгрия). Красивую знатную даму, жену графа Ференца Надашди, мать четверых детей больше всего беспокоила проблема сохранения молодости. Несмотря на использование чудодейственных трав […] Прошлое Эта женщина стала символом ужаса и жестокости. Но действительно ли «кровавая графиня» была повинна в тех преступлениях, которые ей приписывали? Жуткие забавы Елизавета (Эржебет) Батори родилась 7 августа 1560 года в Ньирбаторе (Королевство Венгрия). Красивую знатную даму, жену графа Ференца Надашди, мать четверых детей больше всего беспокоила проблема сохранения молодости. Несмотря на использование чудодейственных трав и настоев, с годами ее тело старело, кожа увядала, а ей хотелось вечно оставаться молодой и красивой. Знакомые колдуньи объявили, что Эржебет сохранит молодость и красоту, если будет купаться в крови юных девушек. Пока ее супруг находился в отлучках (он служил при дворе и редко появлялся дома), она развлекалась тем, что приказывала приводить к ней молоденьких служанок и сама пытала, а затем убивала их. Трупы прятали несколько доверенных женщин. Графиня загоняла своим жертвам под ногти иголки, щипала, кусала и царапала их кожу, прижигала тело свечами и при этом дьявольски хохотала. Когда прислужницы в замке Чейте одна за другой начали «умирать от неизвестной болезни», причем их трупы хоронили тайком от родных, по округе поползли страшные слухи. Находить прислугу для графини среди окрестных крестьянок становилось все труднее — никто не соглашался работать в этом ужасном месте. Тогда помощницы Эржебет принялись обманом завлекать в Чейте девушек из дальних краев, куда молва о жутких деяниях «кровавой графини» еще не докатилась. Многие из девушек пропали бесследно. Со временем графиня «переключилась» на девиц из знатных семей. Она посчитала, что их кровь благороднее крови простых служанок и больше подходит для ее целей. Рассказывают, что однажды на пиру Эржебет заперла двери и перебила всех своих фрейлин — более 60 человек — а затем разделась и выкупалась в ванне, наполненной их кровью. Но здесь она проявляла осторожность и выбирала только бедных девушек, хоть и дворянского рода, брала к себе в дом, обещая дать им приданое. Истинные причины их смерти тщательно замаскировывались. Возмездие Между тем слухи о том, что графиня Надашди принимает ванны из человеческой крови, дошли до короля. Тот приказал допросить управляющего замком Чейте и других его обитателей. Все открылось. В замке обнаружили комнату для пыток, орудия истязаний, чаны с кровью, тела умерших и умирающих жертв. Злодейку-графиню заточили в ее замке. Всех ее помощников приговорили к сожжению, перед этим им отрубили пальцы на руках, так как «с их помощью они совершали преступления». Эржебет так и не казнили — за нее вступились влиятельные родственники. В своей темнице она находилась совершенно одна, еду и питье ей передавали через отверстие в стене — окна и дверь в ее комнате замуровали. «Кровавая графиня» умерла спустя два с половиной года после суда, 21 августа 1614 года. Графиня не виновата? Такова официальная версия истории Эржебет Батори. Но есть и неофициальная. В частности, венгерские исследователи Ласло Надь и Ирма Садецки-Кардош утверждают, что «кровавая графиня» на самом деле могла стать жертвой заговора. Политическая обстановка в Венгрии в то время была непростой: шла война с Османской империей, широкое распространение получил протестантизм, а также происходило расширение власти Габсбургов над страной. Эржебет Батори была кальвинисткой. А католикам Габсбургам на руку была «показательная порка»: выставление одной из приверженок кальвинизма злодейкой и извращенкой делало черный пиар всему движению. Исследователи указывают на явные процессуальные нарушения и нестыковки, допущенные в ходе судебного процесса над предполагаемыми соучастниками графини Батори. Понятно, что всех их подвергли жестоким пыткам, а затем очень быстро казнили. Под пыткой, как известно, можно признаться в чем угодно. Правда, есть и некоторые контраргументы против версии, обеляющей личность Эржебет. Дело в том, что толчком к расследованию послужила жалоба, поданная лютеранским священнослужителем Иштваном Мадьяри. Хотя лютеране и кальвинисты — это разные конфессии. А вот как насчет многочисленных найденных в замке мертвых тел, принадлежавших жертвам графини? Увы, по прошествии нескольких столетий мы не можем достоверно судить, что было правдой, а что мифом. https://cyrillitsa.ru/past/46766-kem-byli-predki-russkikh-ukraincev-i-be.html Кем были предки русских, украинцев и белорусов text/html Fri, 07 Jun 2019 05:48:35 +0300 https://cyrillitsa.ru/past/37207-glavnye-fakty-o-prisoedinenii-maloro.html Главные факты о присоединении Малороссии к России text/html Fri, 07 Jun 2019 05:48:35 +0300 https://cyrillitsa.ru/past/39557-pochemu-schitayut-chto-mamay-ukrainec.html Почему считают, что Мамай украинец text/html Fri, 07 Jun 2019 05:48:35 +0300