Ехали греки через Москву-реку: Потомки эллинов приобщают жителей столицы к разным видам искусства
В Москве гораздо больше греческого, чем мы думаем. О местах, связанных с греками в столице, и пойдет речь на этот раз. Прямое отношение к Московскому Кремлю имеют два знаменитых грека, работавших в Средние века в России, — Феофан Грек и Максим Грек. Феофан, автор монументальных фресок, прибыл в Москву из Византии в конце XIV века. В Московском Кремле он расписал церковь Рождества Богородицы на Сенях (вместе с Симеоном Черным) и Архангельский собор. Спустя век с лишним тот же путь «из греков в Москву» совершил монах Максим (в миру Михаил Триволис). Его пригласили как переводчика и толкователя греческих православных текстов и определили в Чудов монастырь, который располагался в Кремле. В XX веке монастырь был разрушен. На его месте открыты лишь археологические окна с частями монастырского фундамента. Когда у Максима Грека возникли трения с властями — его поместили для строгости в Симонов монастырь, который дожил до наших дней в большей сохранности (Восточная ул., 4). Прожив в России около полувека, монах стал выдающимся православным публицистом и философом, а посмертно был канонизирован. Произведения еще одного великого грека, но уже российского происхождения, подданного Российской империи из Мариуполя, — знаменитого живописца XIX–XX веков Архипа Куинджи — широко экспонируются в Государственной Третьяковской галерее. В своих работах он продемонстрировал самостоятельно выработанный подход к живописи и новые краски, которые он разрабатывал вместе с русскими учеными. Московский журналист, земляк Куинджи, этнический грек по происхождению Леонид Арих рассказал: — Греки вообще отличаются крепостью семьи (у нас считается зазорной измена в браке) и хозяйственностью. В конце дня, несмотря на усталость, часто собираются на кухне, чтобы попеть задушевные греческие песни, а то и потанцевать.