Ещё

Оплот христианской культуры 

Фото: АиФ-Новосибирск
Воскресенский собор стал первым каменным зданием города, построенным на месте обветшавшей деревянной церкви. Его возведением руководили тобольские ямщики братья и Козьма Черепановы — личности поистине легендарные.
Воскресенский собор возводили в составе Омской крепости. Это был военный храм. Величественный собор призван был обозначить освоенность территории Сибири христианской цивилизацией. Факт заложения церкви в день Воскресения Христова в 1769 году, ставший престольным праздником собора, определил важность Омской крепости как оплота христианской культуры. Историю Воскресенского собора по крупицам собрали участники общественного проекта «Омская земля» под руководством .
Здесь были и 
Изначально Воскресенский собор в Омске имел вид башни с куполами, рядом с которой была выстроена достаточно высокая колокольня. Соборная колокольня использовалась в военных целях как наблюдательная вышка.
Строительство собора было завершено в 1773 году. В 1832 году Воскресенский собор в Омске перешёл в собственность Военно-инженерного ведомства.
В период отбытия сибиркой каторги храм посещал писатель Фёдор Достоевский. Здесь же крестили великого русского художника Михаила Врубеля.
16 января 1895 года Воскресенская церковь была переименована в Омский кафедральный собор.
С середины XIX века при Воскресенском соборе существовала одна из лучших в Сибири духовных библиотек, которой могли пользоваться представители всех чинов и сословий. В 1908 году библиотека насчитывала 1875 томов. Здесь же хранились древние казачьи знамёна 1711 года и реликвии, подаренные Омску императрицей Екатериной II.
Восстановление храма
В 1927 году Воскресенский собор прекратил функционировать как храм. Большевики намеревались устроить здесь музей атеизма.
Верхняя часть и колокольня были разобраны, иконостас сломали, каменную ограду с чугунными решётками снесли. Иконами, ликами кверху, большевики застелили пол. В числе церковных реликвий, погибших под подошвами красноармейских сапог, была суворовская икона, принадлежавшая отцу великого полководца, а также уникальные иконы кисти художников Черепановых, на которых были изображены архангелы с типом лиц сибирских казаков и в казачьих папахах.
Храм снесли во время строительства дома по ул. Спартаковской, в 1950-е годы.
Собор восстановили в 2016 году, приурочив это событие к 300-летию Омска. В день первой литургии один из членов Омского землячества в Москве подарил храму родного города старинный список Тихвинской иконы Божией матери.
По преданию, образ Пресвятой Богородицы явился жителям Тихвина в 1383 году. Первыми чудо увидели рыбаки, когда икона плыла над Ладогой. Верующие со священником вышли на берег для того, чтобы с молитвой обратиться к святому образу. На месте, которое выбрала сама Богородица, вскоре возвели деревянную церковь Успения.
Летопись ямщика Черепанова
Семья тобольских ямщиков Черепановых сыграла заметную роль в культурной и градостроительной жизни Сибири. Посетивший в 1773 году Тобольск академик Фальк писал: «В Тобольске познакомился с учёным ямщицким семейством. Ямщик Косьма Черепанов зажиточный и умный человек, приобретший познания в науках собственным домыслом, и особенно искусный резчик и зодчий, имеет хорошие сведения в математике, механике, истории и точных науках». Именно Кузьма Черепанов спроектировал Воскресенский собор в Омске. Отделкой и росписью занимался его сын Александр. Он живописец-самоучка, расписывал церкви, писал портреты.
Брат Кузьмы Черепанова Иван занимался составлением летописи, не бросая в то же время своего ямщицкого ремесла. Черепановы были владельцами обширной библиотеки, состоявшей из 400 книг.
Сибирская летопись Ильи Черепанова написана обыкновенным книжным языком XVIII столетия и начинается рассказом о родословии Ермака. По этому рассказу дед Ермака Афанасий Григорьевич Аленин был посадский человек города Суздаля, а отец его Тимофей переехал жить в вотчины Строгоновых и слыл Повольским; сам же Василий Тимофеевич получил прозвание Ермак, что значит таган, от своих товарищей судовых рабочих, с которыми работал на реке Чусовой, среди которых он был постоянно артельным кашеваром. Рассказ этот, заимствованный, по собственному признанию автора, из «некоторой Сибирской истории» и составленный «якобы по собственному объявлению Ермака», не вошёл ни в одну из более старых летописей.
Списки Черепановской летописи хранятся в Императорской публичной библиотеке, в библиотеке Тобольской духовной семинарии, в библиотеке Московского общества истории и древностей российских, в главном Московском архиве . Местонахождение подлинника неизвестно.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров