Зачем якуты подвешивали мертвецов на деревья
Огонь, воздух, вода и земля – это не только основные стихии нашего мира. Навсегда простившись с покойным, можно оставить его тело ветру, кремировать, закопать или сбросить с корабля в море. Все эти способы захоронения хорошо известны человечеству с языческих времен. И хотя сейчас останки умерших чаще всего предают земле, многие народы России издревле не зарывали покойников в могилы, следуя самым разным традициям и обрядам. Воздушное погребение Язычники верили, что человеческой душе проще попасть в загробный мир по воздуху. Поэтому мертвецов либо подвешивали на деревьях, либо оставляли лежать вдали от проезжих дорог. При этом иногда сооружалось некое подобие склепов или помостов, куда укладывали трупы людей. Старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Георгий Юрьевич Ситнянский подробно исследовал данную тему в своей научной статье «О происхождении древнего киргизского погребального обряда», которая была опубликована в «Среднеазиатском этнографическом сборнике» (выпуск IV, Москва, 2001 год издания). По утверждению ученого, обряд воздушного погребения практиковался жителями Пиренейского полуострова, Кавказа, Урала, Сибири, Алтая, Тянь-Шаня, арктического побережья Евразии, а также некоторыми индейскими племенами Северной и Южной Америки. Среди этнографов бытует мнение, что примерно 25-26 тысяч лет назад на территории Сибири сформировалась некая общность людей, которые являются предками многих современных народов. Затем небольшие группы представителей этого древнего племени уходили в поисках лучшей жизни. Одни отправились на запад, достигнув Кавказа и даже Пиренеев, а другие пошли на восток, чтобы покинуть Евразию и достичь Аляски по замерзшему льду Берингова пролива. «В дальнейшем представители этой общности расселились по обширным территориям Евразии и Северной Америки, а еще позже были ассимилированы представителями других языковых общностей, передав им, в свою очередь, среди других этнокультурных особенностей и необычный погребальный обряд, сохранившийся во многих районах до нового времени, а кое-где – практически до наших дней», – написал Г.Ю. Ситнянский. Не удивительно, что племя, долгое время обитавшее на территории Сибири, хоронило своих покойников, подвешивая их останки на деревьях. Все-таки этих людей окружала почти непроходимая тайга. Представители многих народов считают воздушное погребение единственно верным. Интересная легенда на этот счет есть у кетов. Согласно преданию, некий посланец верховного бога Еся (его сын или его собака – существуют разные варианты мифа) явился на землю и научил людей закапывать мертвецов в землю. И человеческие души, вернувшись с того света, не смогли найти свои тела. Так люди навсегда утратили былое бессмертие. Кто так хоронил Если оставить в стороне погребальные традиции басков, монголов и ирокезов, а сосредоточиться на народах России, практиковавших воздушное погребение, то список получится внушительным. В него входят: алтайцы, барабинские татары, буряты, ительмены, кеты, нганасаны, ненцы, селькупы, тувинцы, хакасы, шорцы, эвенки, якуты и представители некоторых других коренных народов Сибири. Кроме того, своих покойников вверяют стихии воздуха жители Кавказа: адыгейцы, кабардинцы, черкесы, шапсуги, абазины. Итальянский миссионер Арканджело Ламберти (Arcangelo Lamberti) провел среди горцев 18 лет – с 1635 по 1653 годы. В своей книге «Описание Колхиды и Мингрелии» (Неаполь, 1654 год издания) путешественник изобразил удивительный для него обряд похорон. «Между прочими обычаями этого народа замечательно то, что они не погребают, ни жгут тела покойника, а кладут труп в выдолбленный ствол дерева, который служит гробом. Последний с молитвой привязывают виноградной лозой к высочайшей ветви какого-нибудь большего дерева. Они привешивают также оружие и одежду усопшего», – сообщил своим читателям Арканджело Ламберти. Сходное описание содержится и в книге «Путешествия Иоганна Шильтбергера по Европе, Азии и Африке с 1394 по 1427 годы» (Майнц, 1475 год издания). Немецкий воин Johannes Schiltberger, попавший в плен к туркам, долгое время скитался по разным странам – от Греции до Средней Азии – пока не вернулся на родину. Рассказывая о традициях черкесов, автор написал: «У них есть обычай класть убитых молнией в гроб, который потом вешают на высокое дерево. После того приходят соседи, принося с собою кушанья и напитки, и начинают плясать и веселиться, режут быков и баранов и раздают большую часть мяса бедным. Это они делают в течение трех дней, и повторяют то же самое каждый год, пока трупы совершенно не истлеют, воображая, что человек, пораженный молнией, должно быть, святой». Если говорить о финно-угорских народах, то этнографы отметили обряд воздушного погребения у манси, хантов и мокшан, которые являются представителями одной из этнических групп мордвы. В древние времена эти люди тоже подвешивали тела покойников на деревьях. Данные захоронения назывались «Уркспря» (или «Урля»). Затем мертвецов мокшане стали хоронить иначе: из стволов сооружались срубы, которые устанавливались на высокие пни. В таких деревянных склепах, имеющих крыши, покоились предки мордвы. Эти сооружения обустраивались в лесу, их именовали «Калмакужа» («Калмакужат»). Лишь после принятия христианства мокшане стали зарывать своих покойников в землю. Вплоть до ХХ века среди калмыков сохранялся древний кочевой обычай: тела покойников просто оставляли в степи, подальше от проезжих дорог. Жители Древней Руси не допускали на кладбища преступников, самоубийц, утопленников, скоморохов и людей, умерших насильственной смертью. Славяне издревле поклонялись не только богам-воителям, но и женской плодородной силе природы, которую называли «Мать Сыра Земля». Русские не хотели осквернять эту стихию «нечистыми» трупами. Таких мертвецов обычно оставляли в лесной чаще или в развалинах домов, заложив камнями. Примечательно, что легендарный богатырь Добрыня Никитич, согласно былине, повесил поверженного им Змея Горыныча «на осине на проклятыя». Это не удивительно, ведь злодей-антагонист не достоин иного обращения даже после смерти. Кого так хоронили Воздушное погребение применялось далеко не ко всем покойникам. Но если русские не предавали земле преступников, то представители других народов придерживались противоположных взглядов на похоронный обряд. Коренные жители Сибири, например, считали, что люди, как-то запятнавшие свою честь, не достойны воздушной стихии. Г.Ю. Ситнянский в своей научной работе указал, что алтайцы хоронили на деревьях людей, погибших в результате удара молнии, а также представительниц прекрасного пола, не доживших до свадьбы по тем или иным причинам. А вот телеуты и шорцы подвешивали на деревьях тела умерших детей. Порой младенческий труп клали в дупло, прикрывая снаружи корой, так что никто не мог увидеть такую могилу. Также поступали хакасы, барабинские татары, ненцы, эвенки, ительмены, селькупы. Разумеется, захоронение зависело от возраста умершего ребенка. Подростков обычно помещали в деревянные гробы или заворачивали в бересту, а затем привязывали к дереву. Еще одной категорией покойников, к которым применялось воздушное погребение, были шаманы северных народов. В частности, такой традиции вплоть до ХХ века придерживались якуты и тувинцы. Трупы служителей культа предков оставляли на специальных помостах, сооруженных высоко на деревьях. Буряты также укладывали покойных шаманов на деревянные настилы, которые устанавливались в ветвях кедра, лиственницы или сосны. Большинство исследователей полагают, что изначально обряд воздушного погребения применялся по отношению ко всем умершим представителям коренных народов Сибири, а затем так хоронить стали лишь детей, шаманов и уважаемых стариков. Представители абхазо-адыгских народов тоже удостаивали воздушного погребения только почтенных покойников, знатных людей, а также тех, кто погиб в результате удара молнии. Кремация Предание трупа огню – еще один древний вид погребального обряда, который был распространен у представителей многих народов мира. До сих пор в некоторых странах большинство покойных подвергаются кремации. А затем прах либо хоронят в специальных урнах, либо развеивают по ветру. Доктор исторических наук Мария Всеволодовна Добровольская написала научную статью «К методике изучения материалов кремации», которая была опубликована в сборнике «Краткие сообщения института археологии» (выпуск 224, 2010 год издания). Автор объяснила повсеместную распространенность данного похоронного обряда архетипическим отношением людей к очистительной силе огня. Многие язычники верили, что душа человека, освобожденная от земных тягот и грехов, поднимается в небо с дымом погребального костра. Если говорить о народах России, то такой способ похорон издревле использовали славяне. Например, известный публицист и писатель Владислав Владимирович Артемов в своей книге «Славянская энциклопедия» (Москва, 2011 год издания) указал, что жители Древней Руси верили в то, что души их предков находятся на небе вместе с верховными божествами. Такие уважаемые покойные деды и прадеды могли содействовать своим потомкам с погодой. Люди не сомневались в том, что души предков способны, например, рассеять туман, вызвать дождь или снегопад. Водное погребение Еще один издревле известный способ погребения связан с водной стихией. В основном, его использовали народы, живущие у крупных водоемов – морей и океанов. Например, викинги отправляли своих боевых товарищей в последний путь на небольших ладьях, снабдив покойных всем необходимым в загробном мире. Жители Древней Руси верили, что души покойных должны пересечь реку Смородину, отделяющую наш мир от обители мертвых. Поэтому гробы славян часто напоминали лодки. Как написал в своей книге В.В. Артемов, некоторые племена русов пускали трупы по реке на специальных плотиках, предварительно их поджигая. Такой похоронный обряд совмещал в себе традиции огненного и водного погребения. Подобные обряды в языческие времена практиковали потомки викингов, поселившиеся на побережье Белого моря. Впоследствии они смешались с жителями Русского Севера и постепенно утратили свои исконные традиции.