Войти в почту

Корпорация «Золотая Орда»-2

Начало читайте здесь — Корпорация «Золотая Орда» Семь столетий назад Золотая Орда, отнюдь не являвшаяся сборищем диких кочевников, контролировала основные торговые трассы той эпохи. Более века ордынский «северный поток» – пролегавший в Поволжье участок знаменитого Шелкового пути – играл ведущую роль в трансконтинентальной коммерции Востока и Запада. Конечно, мы не знаем и уже никогда не узнаем всю статистику ордынской торговли. Но отдельные цифры и детали сохранились до наших дней, и они впечатляют. Ордынский хлеб Прежде всего на Западе были востребованы ценившиеся буквально на вес золота главные товары Великого шелкового пути – собственно шелк и специи. Именно они давали главную сверхприбыль «северного потока» по-золотоордынски. В 1395 г. венецианские галеры привезли по Черному морю в Италию 22,6 т шелка и 8,7 т перца. В 1396 г. две галеры по тому же маршруту везли 14,5 т шелка и 7,5 т индиго, драгоценного и востребованного в ту эпоху красителя. В 1404 г. на двух галерах в Венецию доставили из черноморских портов Орды 28 т шелка, 20 т перца, столько же индиго, 7 т корицы и 4 т имбиря… И это цифры тех лет, когда экспорт Орды упал из-за внутренних междоусобиц и антимонгольского восстания в Китае, а Венеция проигрывала конкуренцию Генуе, резко сократив свою коммерцию в Черноморском регионе. Европа очень активно торговала с Ордой – в Неаполь поступало зерно…PRISMA ARCHIVO/Alamy Stock Photo/Vostock Photo Но помимо транзитных товаров, поистине драгоценных, у Орды было немало продукции собственного производства, пользовавшейся высоким спросом на Востоке и Западе. Сквозь века чудом дошел архив документов за 1289–1290 гг., принадлежавший Ламберто ди Самбучето, генуэзскому нотариусу Кафы, как тогда называлась Феодосия, главный торговый порт Крыма в ту эпоху. Только по одному контракту, заключенному 729 лет назад, капитан навы (крупного грузового судна) «Сан Маттео» обязался доставить из Крыма в Средиземное море почти 620 т зерна. Здесь речь уже не о транзитных товарах Дальнего Востока, а о том, что производилось на территории Орды. Трехмачтовый «Сан Маттео» вез хлеб причерноморских степей в Пизу, Геную и испанскую Малагу. Число мачт нам известно потому, что от их количества зависела портовая пошлина, взимаемая ордынскими чиновниками в гаванях Черного моря. …а в Вену – осетрина и даже сольVostock Photo В ту эпоху на юге Европы лучшей считалась пшеница итальянской Падуи и острова Родос. Следом за ними шло зерно из «портов Газарии», как итальянские торговцы именовали Приазовье. Продажа в Италии ордынского зерна давала до 50% прибыли. По оценкам историков, в отдельные годы XIV в. до трети потреблявшегося в Генуе зерна составляла продукция Орды. Здесь стоит пояснить, что это именно хлеб не лесной Руси, а южных степей, где крупные сельскохозяйственные анклавы XIV в., отмечают и современные археологи. Благодаря жесткой вертикали власти в эпоху расцвета Орды кочевники там мирно уживались с хлебопашцами. Венецианский дипломат Иосафат Барбаро описывает в Северном Приазовье у Дона чуть ли не колхозы под управлением ханских чиновников с коллективной пахотой и жатвой. Составленный в 1303 г. в Венеции «куманский кодекс» – словарь наиболее распространенного тюркского наречия Золотой Орды – содержит не только ордынские аналоги специализированной финансовой лексики типа «ломбард», но и развитую терминологию, относящуюся к земледелию. При этом для XIV в. известны факты экспорта ордынского зерна не только на Запад, в Средиземноморье, но и на Восток, в Хорезм, где цены на пшеницу были гораздо выше, чем в Придонье и Поволжье. Шкурный бизнес степняков Помимо впечатляющего экспорта зерна архив генуэзского нотариуса Феодосии за 1290 г. фиксирует вывоз из Орды 6,5 тыс. т соли, 2078 т воска и почти 4 тыс. т осетрины. Соль тогда была дорогим товаром, ее добыча в Крыму и низовьях Волги давала ханам Орды немалую прибыль, а донская и волжская осетрина, как и черная икра, уже в ту эпоху была востребованным деликатесом городских верхов Италии. Воск активно использовался не только на свечи, но был критически важен для итальянских мануфактур при производстве лучших сортов бумаги. Обширные зеленые степи от Дуная до Кубани и Волги, конечно же, давали и богатую продукцию скотоводства. В Орде установили строгий порядок кочевого землепользования и налогообложения степняков – ежегодно хану причиталась сотая часть приплода всех животных. Показательно, что, по данным археологов, средний рост крупного рогатого скота в цветущих южных степях Золотой Орды был почти на 10 см выше, чем скота, который разводили тогда на территории лесной Руси. Венецианский дипломат Барбаро пишет о степных стадах почти восторженно: «Прекрасные крупные быки, причем в таком количестве, что их хватает даже на итальянские бойни. Их гонят в Польшу, а некоторую часть направляют через Валахию в Трансильванию, кроме того, в Германию, а оттуда уже ведут в Италию…» Но, конечно, главным богатством степей были кони – основная «военная техника» той эпохи. Их экспорт приносил Орде, ханам и их купцам-уртакчи впечатляющую прибыль. По свидетельствам арабских документов, средний конь у Волги стоил 5–6 динаров, а в Индии продавался минимум в 30 раз дороже! Хотя логистика такой торговли через Иран и Афганистан была крайне сложна, но очевидцы описывают табуны до 4 тыс. лошадей, разом уходившие из ордынских степей на юг. Любопытно, что тем же путем в Индию купцы Орды везли и русские льняные ткани, пользовавшиеся высоким спросом, – в афганском Герате, «воротах Индии», семь веков назад владимирский и ростовский лен продавался с прибылью 300%. Еще больший барыш давала торговля мехами, ведь Орда в эпоху расцвета контролировала все пути, связывавшие основные торговые города с бескрайними лесами по обе стороны Урала. Средневековые арабские купцы, частые гости в ордынских мегаполисах на Волге, с восторгом описывают «буртасских» (мордовских) рыжих и чернобурых лис, медвежьи и волчьи шкуры от черемисов, бобровые и куньи меха от коми-пермяков. Из зауральской Югры по Каме в ордынское Поволжье поступали самые ценные меха той эпохи – горностаи и соболя. Путешественник XIV в. Ибн Батута описывает, как в ордынском городе Маджаре (ныне север Пензенской области) встретил купца из испанской Андалусии. Там же, в городе посреди мордовских лесов, который несколько лет был столицей Золотой Орды, марокканец Батута наблюдал, как местные купцы готовились к поездке в «страны мрака», к полярному Уралу, чтобы вести «немой торг» с аборигенами северной тайги и тундры, меняя горностаев и соболей на стеклянные бусы. «Горностай – лучший сорт мехов, он чрезвычайно бел. В Индийских землях шуба из него стоит 1000 золотых динаров. Соболь ниже его; шуба из него стоит 400 динаров. Одна из особенностей этих шкур та, что в них не забираются вши», – пишет Ибн Батута и подчеркивает, что на Крайнем Севере ордынские купцы приобретают меха, достаточные для такой шубы, меняя их на цветное стекло ценой в Поволжье не более 1 динара. Пушнина из Орды шла и в западном направлении. Объемы экспорта беличьих шкурок, самого ходового меха той эпохи, поражают и в наши дни. Например, только в 1392 г. в Генуэзскую республику привезли 1,2 млн беличьих шкурок! В 1394 г. Венеция купила в Орде 480 тыс. шкурок. Этот мех не был элитным товаром, стоил недорого, но его вывоз из Орды давал в Италии не менее 100% прибыли. Небольшие партии ордынской белки в ту эпоху продавались даже в Египте и Южном Йемене. Ассортимент работорговли Рассказывая об ассортименте международной торговли Средних веков, нельзя обойти и такой специфический товар, как живые люди. Экспорт рабов был важной составляющей ордынской коммерции. Воображение нашего современника сразу нарисует страшные картины, как злые кочевники массово торгуют несчастными покоренными русичами. Но экономическая реальность эпохи расцвета Золотой Орды была иной. Русские отнюдь не доминировали в качестве живого товара – основную массу экспортных невольников из Золотой Орды составляли кочевые тюрки, семь веков назад столь же чуждые господствующей монгольской верхушке, как и лесные народы. Русские жили куда дальше от основных центров работорговли, к тому же княжества северо-востока Руси пользовались сравнительно высокой автономией. Карательные походы ордынцев на Русь случались не каждое десятилетие, тогда как работорговля шла ежегодно, а многочисленные роды тюрок, кочевавших в степях от Дуная до Урала, напрямую подчинялись монгольской элите – были банально ближе и доступнее для властей и работоргового бизнеса. При этом в степях у кочевников куда больше была развита продажа в рабство собственных детей и родичей – в условиях нередкого падежа скота при особенностях полукочевого образа жизни, где не требовалось слишком много рабочих рук, постоянно возникал избыток лишних ртов. Тогда как у землепашцев, наоборот, в силу трудоемкости их хозяйства переизбытка рабочих рук не было, поэтому своих продавали куда меньше даже в голодные годы. Упрощенно говоря, пастухов для воспроизводства кочевой и полукочевой экономики требовалось меньше, чем пахарей и жниц в оседлом хозяйстве. Значительная часть рабов мужского пола, шедших на экспорт из Золотой Орды эпохи ее расцвета, продавалась целевым назначением в Египет и Сирию. Туда рабы поставлялись крупными оптовыми партиями – минимум несколько тысяч человек ежегодно (такие объемы уже давали очень весомую выручку в серебре и золоте). Продавались эти рабы в мамлюки, конные воины. И подросток из кочевых или полукочевых тюрков уже был удобной «заготовкой» кавалериста. Ребенок же русских и прочих оседлых народов в этом плане был менее удобен, а значит, как живой товар более дешев – а ведь и в ту эпоху работали неумолимые законы рынка: чем меньше спрос, тем меньше предложение… То есть работорговцам эпохи расцвета Золотой Орды русичи в виде рабов были куда менее интересны и выгодны, чем тюрки. Так, в Каире XIV в., где были самые высокие расценки на невольников, по данным генуэзских и венецианских купцов, молодой раб из кочевых тюрков стоил 130–140 дукатов, а такой же славянин – всего 70–80. Поэтому неудивительно, что в дошедшей до нас статистике крымской Кафы XIV в. почти 80% проданных рабов составляют различные «татары»–тюрки. Ситуация кардинально изменится лишь после распада Золотой Орды, когда Крымское ханство, где потомки Чингисхана уже окончательно ассимилируются с тюрками, сделает источником прибыли набеги на украинские и русские земли. Экзотические товары Орды Семь столетий назад из Орды на внешние рынки поставлялось и немало специфического товара. С Крайнего Севера вместе с мехами привозили моржовые клыки и даже мамонтовые бивни, ценившиеся наравне с драгоценной слоновьей костью. Известно, что ордынские купцы ездили к берегам Белого моря для добычи кречетов, из которых получались лучшие ловчие птицы – уникальный, штучный товар, ценившийся в ту эпоху дороже элитных коней и девственных красавиц. Встречаются упоминания о продажах из Орды в Египет даже экзотических шкур белых медведей. Если с Востока в ордынские города Поволжья, на Русь и в Европу шел китайский фарфор и фаянс, то в обратном направлении поставлялся балтийский янтарь, экзотический товар для Поднебесной. Известен целый клад, обнаруженный в подвалах Благовещенского собора Московского Кремля, – несколько чаш, блюдо и осколки сосудов из самого дорогого и качественного китайского фарфора, датируемого XIII–XIV вв., эпохой расцвета Орды. При раскопках ордынских городов обнаружены даже раковины-каури с Мальдивских островов, игравшие роль разменных монет на берегах Индийского океана и в Южном Китае. В Донбассе, у современной Горловки, в эпоху Золотой Орды работали рудники, поставлявшие на западноевропейские рынки «киноварь», сульфат ртути, – в Средние века самый ходовой ингредиент для производства красителей, придававших тканям красный цвет. Из лесного Великого княжества Владимирского ордынские купцы активно вывозили в Европу ныне прочно забытый товар – дубовую кошениль, или «русский кермес», как его именовали в средневековой Италии. Это сушеные насекомые, добывавшиеся из коры отдельных пород дуба, дававшие самый яркий оттенок алого, – особая ценность в Средние века, лучший источник такой расцветки. По документам XV в. известен венецианский купец Джакомо Бадоэр, вывозивший из Орды сушеных жучков многими центнерами, в поистине промышленных масштабах для той эпохи. Великий шелковый путь был самым масштабным логистическим проектом Средневековья, который соединял Европу с Азией и развивал их экономикуNorth Wind Picture Archives/Alamy Stock Photo /Vostock photo Великий шелковый путь, оживленный в эпоху расцвета Орды, способствовал и транзиту нематериальных ценностей. Все мы знаем о берестяных грамотах Древнего Новгорода, а среди археологических находок в окрестностях ордынского города Укека, располагавшегося у южной окраины современного Саратова, найдена берестяная рукопись XIV в. – некто семь веков назад на берегу Волги переводил на монгольский уйгурскими буквами китайские стихи… Сам же город Укек в ту эпоху был хорошо известен даже в Испании. На атласе 1339 г., изготовленном (кстати, при помощи донецкой киновари из Орды) на острове Мальорка картографом Анджелино Дальорте, родственником одного из генуэзских послов к ордынскому хану Узебку, предшественник Саратова обозначен как производитель «сахарного корня». Это изначально китайское растение, известное ныне как поручейник сахарный, в Средние века, до распространения настоящего сахара, высоко ценилось за сладковатый вкус длинных корней. Орда – Золотая, деньги – бумажные Золотая Орда обладала и всем экономическим инструментарием, необходимым для успешной работы трансконтинентальных торговых путей. Достаточно напомнить, что именно Орда впервые познакомила Западную Европу с бумажными деньгами. Сами монголы впервые встретились с купюрами еще при Чингисхане в Китае, а первый дошедший до нас подробный рассказ об операциях европейских коммерсантов с ордынской бумажной наличностью относится к 1357 г. Тогда в крымской Кафе представители флорентийских банкиров Барди, направляясь за шелком в Китай, по требованию монгольских властей обменяли свою серебряную монету на непонятные им «желтые кусочки бумаги», изготовленной из коры шелковицы. Эту финансовую операцию европейцы провели не без сомнений и тревоги, но в 9‑месячном пути на Дальний Восток бумажный груз оказался удобнее металлического, а в далеком Пекине итальянцы без труда купили за ордынские «бумажки» вожделенный шелк. Бумажные купюры Золотой Орды не дошли до наших дней. Возможно, их просто не было и власти Орды использовали ассигнации, массово выпускавшиеся монгольской династией Юань в Пекине, – первые в истории человечества полноценные банкноты. Они обладали всеми реквизитами современных купюр, вплоть до надписи, предупреждающей об ответственности за подделку. Только звучала она абсолютно в духе наследников Чингисхана: «За изготовление фальшивых денег даже глава многодетной семьи будет казнен». В отличие от купюр, до наших дней сохранилось огромное количество серебряной и медной монеты Золотой Орды, археологи вообще отмечают крайне высокую монетизацию экономики и жизни в городах этого государства. Ордынские ханы несколько раз проводили унификацию денежной системы, добиваясь, чтобы в огромной державе обращались монеты одинакового веса и стоимости, а первая известная нам медная мелочь русских княжеств возникает в XIV в. именно под влиянием ордынского опыта. Помимо финансов Золотая Орда создала и выдающуюся для той эпохи транспортную инфраструктуру. Еще в годы Батыя западноевропейские очевидцы описывают целые поселки, созданные на Волге «из русских и сарацин», освобожденных от любых налогов и занимавшихся исключительно переправой людей и грузов через великую реку. Наверное, многие слышали про впечатляющую систему «ямов», почтовых эстафет Монгольской империи, пролегавших через весь континент. Московская Русь свою стратегическую систему «ямской гоньбы» наследовала именно оттуда, и не только саму организацию, но, как видим, даже терминологию. В Золотой Орде подобная система работала и для грузовых коммуникаций. Почти марсианская по пустынности и рельефу местность, расположенная между Каспием и Аралом (плато Устюрт), в наше время привлекает любителей экстремального туризма. Но в эпоху расцвета Золотой Орды это плато с северо-запада на юго-восток пересекала почти прямая линия из десятков обустроенных караван-сараев, главный путь из Поволжья к центру Азии. Дорога через пустыню, от города Сарайчика на реке Урал до Хорезма на реке Амударье, занимала четко отмеренное время – 20 суток на верблюдах или 40 суток на воловьих упряжках. Это не скорость гонца с письмом, а именно скорость обремененного поклажей торгового каравана. Ордынский мост через Урал Путь груженой телеги из среднеазиатского Хорезма до южного берега Крыма в эпоху расцвета Золотой Орды занимал ровно три месяца, а путь торгового каравана от устья Дона до центра современного Китая – 274 дня. Тогда как во времена расцвета Римской империи, по свидетельствам античных историков, путь грузов на этом участке занимал до четырех лет! Не обремененная грузами почтовая эстафета от Волги до Монголии по ордынским станциям – «ямам» шла всего 120 дней. Четкие, почти бухгалтерские описания торговых трасс Золотой Орды нам оставили сторонние, непредвзятые наблюдатели – коммерсанты Венеции, Генуи и прочих торговых республик Италии, вроде флорентийца Франческо Пеголотти. «Путь из Таны (Азова) в Китай безопасен и днем, и ночью…», – писал он в 1340 г. По законам Золотой Орды каравансалар, начальник каравана, обладал той же властью, что и капитан судна в открытом море. Для удобства Великого шелкового пути у города Сарайчика, крупного ордынского поселения в низовьях реки Урал, в XIV в. ежегодно после ледохода строился наплавной мост – первый постоянный мост через большую реку на границе Европы и Азии. Вся развитая для той эпохи инфраструктура, все великолепие Орды создавалось и процветало целое столетие после Батыя. Затем настало два века деградации и распада. Ровно 660 лет назад в Золотой Орде началась, говоря словами русских летописей, «великая замятня» – внутренняя усобица, сменившая на ханском троне за два десятилетия три десятка претендентов. «Великая замятня» совпала с резкими переменами на стартовом участке Великого шелкового пути – пока московский князь Дмитрий готовился к Куликовской битве, далеко на Востоке грандиозное восстание китайцев смело монгольскую династию. Ордынский «северный поток» сразу перестал быть самым выгодным и удобным транзитом. Внутреннюю стабильность Орды на короткое время восстановил хан Тохтамыш. Последний успешный захват ордынской кавалерией Москвы он начал с задержания всех русских купцов в Поволжье, хорошо понимая, что коммерция – это передача не только товаров, но и информации… Взлет Тохтамыша прервала грандиозная война с Тамерланом, самым могущественным и самым жестоким полководцем той эпохи. Многодневные битвы на Терке и Кондурче (современная Самарская область), в которых участвовали и русские вассалы Орды, по числу войск значительно превосходили Мамаево побоище. Нашим современникам они почти неизвестны, хотя именно там защитили Русь от характерных для Тамерлана башен из черепов. «Железному хромцу» хватило сил уничтожить лишь Елец, но почти все поволжские города Орды в 1391–1395 гг. он выжег напрочь – вспомним, что, созданные на пике могущества монголов, они не имели крепостных стен. Победы и расправы Тамерлана окончательно сместили транзитные потоки товаров на юг, к Персии и морским трассам Индийского океана. «Северный поток» по-золотоордынски захирел. Следующие полтора столетия поволжские города, основанные еще Батыем, деградировали вместе с распадающейся Ордой. Когда при Иване Грозном сюда пришли русские, то застали лишь осколки и развалины былого величия. 430 лет назад, в 1589 г., по указу царя Федора Иоанновича, на остатках Хаджитархана начали «ломать мизгити и полаты в Орде и тем делати» астраханский Кремль. Качественный «мамайский» кирпич из развалин ордынских городов в Нижнем Поволжье добывали еще в конце XVIII в. – Россия утилизировала наследие Золотой Орды не только в политическом смысле.

Корпорация «Золотая Орда»-2
© Профиль