Поручик Голицын: кто мог быть его прототипом

Кто же был прототипом несчастного поручика, да и был ли он? Не является ли поручик Голицин не более чем фольклорной обработкой некоего литературного штампа, каким стал, например, другой поручик, по фамилии Ржевский? У всех на устах Нет, наверное, ни одного человека, который хотя бы раз не слышал или даже не пел сам песню с душераздирающими словами: Четвертые сутки пылают станицы. Потеет дождями донская весна. Не падайте духом, поручик Голицын, Корнет Оболенский, налейте вина… Поручик Голицин благодаря этому романсу стал в массовом сознании едва ли не символом Белого движения. Оказывается, прототип у героя песни был. Но прежде чем ответить на вопрос, кем именно он был, стоит начать с автора песни. Это произведение – отнюдь не народное творчество, как считают иные. Песня приобрела широкую популярность в конце 70-х – начале 80-х годов прошлого века, как раз тогда, когда в интеллигентской среде окончательно исчерпался пиетет перед советской властью. Произведения апологетов Красной армии, таких как Фурманов, Островский, Серафимович стремительно выходили из круга чтения, фигуры красных командиров в фильмах и спектаклях становились все более и более шаблонными, схематичными и неинтересными. Зато Белое движение предлагало столько типажей и интереснейших характеров! От лощеных и набриолиненых мерзавцев до лириков, поющих: «Я в весеннем лесу пил березовый сок», от авантюристов и лихачей, которым кому бы ни служить, лишь бы не служить, до ироничных умников, сознательно переходящих на сторону советской власти. Неудивительно, что в такой атмосфере «Поручика Глицина» запели все и сразу. Авторство этого романса приписывали Звездинскому, Дольскому и даже Марине Цветаевой. Но на самом деле автор первоначального текста песни про поручика Голицина – Георгий Гончаренко, получивший позднее известность как Юрий Галич. Русский офицер, поэт и публицист. Генерал Гончаренко В годы гражданской войны генерал Гончаренко оказался в Киеве, и, конечно же, служил при гетмане Скоропадском. С будущим героем своей песни поручиком Голициным он познакомился при следующих обстоятельствах. Когда Скоропадский бежал из Киева вместе с немцами, бросившими город на растерзание Петлюре, генерал Гончаренко тоже пытался уехать, но был снят с поезда петлюровцами под Одессой, поскольку был опознан как офицер гетмана. Его доставили в Киев и поместили в кутузку. Вскоре сюда же посадили и молоденького поручика Голицина. Константин Голицин был арестован по недоразумению: его перепутали с дядей, князем Голицыным, возглавлявшим «Протофис» – организацию, сделавшую в свое время Скоропадского гетманом. Вместе с ними на нарах оказался и главбух Киевского Нового банка по фамилии Беленький. За решеткой находиться нерадостно в любом случае, а этим троим еще и грозил вполне вероятный расстрел. Тем не менее, эти господа одного круга и одного образа мыслей скрасили друг другу заключение и недурно поладили. К тому же к Беленькому приходила жена, а к Голицину невеста, они баловали узников домашней стряпней и приносили новости. Примерно через неделю арестантов решили, Бог знает зачем, перевести в другую тюрьму. Конвоировать их приставили старичка, который для надежности взялся нести вещи заключенных, рассудив, видимо, что без вещей они не сбегут. Оказавшись на Крещатике, генерал и поручик переглянулись и мгновенно поняли друг друга. Генерал Гончаренко присел, чтобы завязать шнурок, который у него якобы развязался, а Голицин и Беленький, тем временем, припустили, что есть духу прочь. Старичок бросился было за ними, но вспомнил, что без присмотра остался генерал, и потрусил назад. Но Гончаренко к этому моменту уже и след простыл. Как видим, знакомство поэта и прототипа его героя было кратким, но богатым на события. Больше Гончаренко и Голицин не встречались. Но разговоры с молодым человеком, видимо, остались у генерала в Гончаренко в памяти и навеяли ему строки «Не падайте духом, поручик Голицин!». Закат Голицина Дальнейшая жизнь Константина Голицина сложилась таким образом. Он поступил в Добровольческую армию, получил чин штабс-капитана и командовал ротой. В августе 1919 года рота Голицина одной из первых ворвалась в Киев, который тогда был занят большевиками. Однако, как известно, белые тогда были отброшены. В 1920 году Голицин попал в плен под Одессой и вновь оказался в Киеве в качестве арестанта. В тот период Рабоче-крестьянс кая Красная армия отчаянно нуждалась в военных специалистах, поскольку шла война с Польшей. И Константин Голицин сделал свой выбор – воевать на стороне РККА против Польши. После окончания Гражданской войны Голицин вернулся в Киев, женился и поступил на советскую службу. Он устроился управделами Киевглавпроекта. Впрочем, в мире и спокойствии скромный советский служащий Голицин прожил недолго. Он был арестован в январе 1931 года. В апреле его расстреляли. Это было известное дело «Весна», по которому под репрессии и расстрелы попали многие видные деятели Белого движения. Супруга Голицина уехала из Киева в Россию, и дала сыну от брака с Голицыным свою девичью фамилию – Свечин. Впоследствии она вышла замуж за советского ученого Глебова и взяла го фамилию. Она дожила до глубокой старости. Судьба автора песни про поручика Голицина сложилась тоже очень причудливо. Он был в числе тех, кто эмигрировал в Константинополь. Затем оттуда Гончаренко добрался аж до Владивостока, где был зачислен в резерв сухопутных и морских сил Временного правительства Приамурской земской управы. Когда на Дальнем Востоке установилась Советская власть, Гончаренко через Китай добрался до Прибалтики. В Риге он писал в газету, работал судьей на ипподроме, кавалерийским инструктором. 12 декабря 1940 года, когда Латвия вошла в состав СССР, он покончил собой, получив вызов в НКВД. https://cyrillitsa.ru/past/34335-lev-gumilev-vnebrachnyy-syn-nikolaya-ii-k.html Лев Гумилев - внебрачный сын Николая II: как возник слух text/html Mon, 17 Jun 2019 08:40:21 +0300 https://cyrillitsa.ru/past/31786-ubiystvo-knyazya-andreya-bogolyubskogo-d-2.html Убийство князя Андрея Боголюбского: древнерусский триллер text/html Mon, 17 Jun 2019 08:40:21 +0300 https://cyrillitsa.ru/past/26727-zhemchuzhnoe-ozero-stroganovykh.html «Жемчужное» озеро Строгановых text/html Mon, 17 Jun 2019 08:40:21 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=93604 «Выжившие Романовы»: сколько их было Mon, 17 Jun 2019 06:55:20 +0000 17 июля 1918 года была расстреляна царская семья. Недостаток сведений о случившемся породил мифы и «выживших Романовых». Самозванцев насчитывалось около 230 человек. Прошлое 17 июля 1918 года была расстреляна царская семья. Недостаток сведений о случившемся породил мифы и «выживших Романовых». Самозванцев насчитывалось около 230 человек. (далее…) https://cyrillitsa.ru/past/32109-7-kholmov-na-kotorykh-stoit-moskva-3.html 7 холмов, на которых стоит Москва text/html Mon, 17 Jun 2019 06:55:20 +0300 https://cyrillitsa.ru/past/32486-kakikh-zhenshhin-mozhno-nazyvat-babami-2.html Каких женщин можно называть «бабами»? text/html Mon, 17 Jun 2019 06:55:20 +0300 https://cyrillitsa.ru/past/68414-ofeni-zakadochnye-russkie.html Офени: загадочные русские text/html Mon, 17 Jun 2019 06:55:20 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=93599 Где может находиться подлинная Янтарная комната Mon, 17 Jun 2019 06:15:17 +0000 Тайну исчезновения Янтарной комнаты пытались разгадать многие. Тот, кто приближался к разгадке слишком близко – трагически погибал. Прошлое Тайну исчезновения Янтарной комнаты пытались разгадать многие. Тот, кто приближался к разгадке слишком близко – трагически погибал. (далее…) https://cyrillitsa.ru/past/33768-glavnye-legendy-nikolaevskoy-zhelezn.html Главные легенды Николаевской железной дороги text/html Mon, 17 Jun 2019 06:15:17 +0300 https://cyrillitsa.ru/past/39919-soloveckiy-myatezh-kak-monakhi-vosstali.html Соловецкий мятеж: как монахи восстали против царя text/html Mon, 17 Jun 2019 06:15:17 +0300 https://cyrillitsa.ru/past/35871-ilya-baykov-kucher-vliyatelnee-genera.html Илья Байков: кучер влиятельнее генерала text/html Mon, 17 Jun 2019 06:15:17 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=93596 Сколько общих слов в русском и украинском языках Mon, 17 Jun 2019 05:36:16 +0000 Имеющие общие корни русский и украинский языки на первый взгляд кажутся очень похожими. Но это не так. В действительности у них больше отличий, чем сходств. Настоящее Имеющие общие корни русский и украинский языки на первый взгляд кажутся очень похожими. Но это не так. В действительности у них больше отличий, чем сходств. (далее…) https://cyrillitsa.ru/past/19387-oblast-tovarishhejj.html Область товарищей text/html Mon, 17 Jun 2019 05:36:16 +0300 https://cyrillitsa.ru/actual/36336-populyarnye-sobachi-klichki-glavnye-se.html Популярные собачьи клички: главные секреты text/html Mon, 17 Jun 2019 05:36:16 +0300 https://cyrillitsa.ru/actual/600-bogomole-v-buenos-ayrese.html Русское в Буэнос-Айросе text/html Mon, 17 Jun 2019 05:36:16 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=93563 Правда ли, что Черное море раньше было пресным Mon, 17 Jun 2019 05:00:15 +0000 Крым всегда был котлом народов, где решались судьбы народов и целых государств. Древняя и современная история полуострова хранит много загадок, некоторые из которых нам еще предстоит разгадать. История Крым всегда был котлом народов, где решались судьбы народов и целых государств. Древняя и современная история полуострова хранит много загадок, некоторые из которых нам еще предстоит разгадать. (далее…) https://cyrillitsa.ru/history/68105-zachem-russkie-knyagini-chasto-ukhodili-v.html Зачем русские княгини часто уходили в монастырь text/html Mon, 17 Jun 2019 05:00:15 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/49386-kuda-ischezla-krymskaya-vizantiya.html Куда исчезла Крымская Византия text/html Mon, 17 Jun 2019 05:00:15 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/63130-chto-v-rossii-delal-baron-myunkhauzen.html Что в России делал барон Мюнхаузен text/html Mon, 17 Jun 2019 05:00:15 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=93559 Зачем целовать руку священника при благословении Sun, 16 Jun 2019 19:00:14 +0000 Многие верующие люди обязательно стремятся при встрече со священником получить у него пастырское благословение, но делают это неверно. Для выражения уважения к батюшке, обладающему священным саном, следует знать соответствующие традиции. Как правильно получать благословение Для верующих людей благословение, полученное от священника, имеет важное значение. В одних случаях оно выражает приветствие, а в других — напутствие, […] История Многие верующие люди обязательно стремятся при встрече со священником получить у него пастырское благословение, но делают это неверно. Для выражения уважения к батюшке, обладающему священным саном, следует знать соответствующие традиции. Как правильно получать благословение Для верующих людей благословение, полученное от священника, имеет важное значение. В одних случаях оно выражает приветствие, а в других — напутствие, дозволение. Это действие позволяет получить частичку благодати от батюшки, который наделён священным саном. Получить благословение можно от батюшки, находящегося в храме, при церковных одеждах и с крестом. Допускается приветствие священника в гражданской одежде и вне храма, но тогда человек, получающий благословение, должен быть знаком с ним. При этом многие бабушки советуют складывать ладони около груди, но такой жест является ошибочным. За получением благословения верующие обращают к священникам как после проведения службы, так и в свободное от литургии время. Для этого желающие обращаются к батюшке, изъявляют свою просьбу, целуют руку и проводят или прикладывают её ко лбу. Таким образом, человек выражает уважение к священнику и его сану. В Библии это подтверждается следующим выражением: «Целование руки священника не обычное целование, но, по слову апостола Павла, целование святое (ср.: 1 Кор. 16: 20). Целуйте же без смущения благословляющую руку и сан, который благословлен Духом Святым» (Миссионерские письма. Письмо 157)». Появление традиции История возникновения традиции целования руки священника при благословении начинается с библейских времён, когда этот жест стал обычным вариантом приветствия и выражения уважения к сану батюшки. В Библии сказано: «Приветствуйте всех братьев лобзанием святым» (1 Фес. 5: 26). Именно поэтому целование руки является нормой и не должно вызывать смущения как у представителя церкви, так и у желающих получить благословение. При выражении уважения людям не стоит волноваться. По этому поводу епископ Сербской православной церкви рассказал одну историю печатнику. В ней говорилось о том, что молодой священник окончив литургию в Крагуевце, где присутствовал князь Милоша. После того как священники вышел из алтаря, к нему подошёл князь с целью поцеловать руку, но обладатель священного сана отдёрнул её. На это князь Милоша сказал: ««Дай мне поцеловать руку, ибо не руку твою целую, а твой сан, который древнее меня и тебя!». Таким образом, личность батюшки имеет малое значение при благословении, чем его сан. https://cyrillitsa.ru/history/63488-zachem-sozdali-sng.html Зачем создали СНГ text/html Sun, 16 Jun 2019 19:00:14 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/49308-sushhestvoval-li-put-iz-varyag-v-greki-na.html Существовал ли путь «из варяг в греки» на самом деле text/html Sun, 16 Jun 2019 19:00:14 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/53424-o-chyom-na-samom-dele-rasskazyvayut-narod.html О чём на самом деле рассказывают народные сказки text/html Sun, 16 Jun 2019 19:00:14 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=93555 Почему чихнувший мусульманин должен вознести хвалу Аллаху Sun, 16 Jun 2019 18:00:04 +0000 В исламской традиции самопроизвольное чихание слывёт хорошим знаком, поскольку считается, что подобным образом Аллах проявляет свою любовь к чихнувшему человеку. Восхваление Аллаха — «Альхамдулиллях» Именно поэтому согласно шариатским нормам поведения и этикета, тот, кто чихнул должен в обязательном порядке обратиться к Всевышнему и восхвалить его за милость. В зависимости от риваята, то есть версии одного […] Традиция В исламской традиции самопроизвольное чихание слывёт хорошим знаком, поскольку считается, что подобным образом Аллах проявляет свою любовь к чихнувшему человеку. Восхваление Аллаха — «Альхамдулиллях» Именно поэтому согласно шариатским нормам поведения и этикета, тот, кто чихнул должен в обязательном порядке обратиться к Всевышнему и восхвалить его за милость. В зависимости от риваята, то есть версии одного и того же хадиса, переданного разными пересказчиками, в качестве слов благодарности могут звучать следующие фразы: — «Альхамдулиллях» — Вся хвала Аллаху; — «Альхамдулилляхи аля кулли халь» — Хвала Аллаху, в любом состоянии; — «Альхамдулилляхи Раббиль-Алямин» — Хвала Аллаху – Господу миров; — «Альхамдулилляхи Раббиль-Алямин аля кулли халин ма кяна» — Хвала Аллаху – Господу миров в любом случившимся состоянии. Кстати, в соответствии с имамом аль Бухари, при произнесении последней фразы чихнувший смеет надеяться, что у него не при каких обстоятельствах не будут болеть живот, язык и уши. Милость для чихнувшего — «Ярхамукаллах» В ответ на одну из этих формул восхваления Аллаха, находящийся рядом с чихнувшей личностью человек обязан попросить для него милость у Всевышнего, произнеся слово «Ярхамукаллах», что означает «Да помилует тебя Аллах». Если магометанин не скажет чихнувшему этого своеобразного аналога выражения «Будь здоров!», то он совершит грех, нарушив одну из пяти обязанностей, возложенных на правоверного Пророком Мухаммадом. В случае если человек чихнул в окружении большого числа людей, то достаточным будет, если на его «Альхамдулиллях» ответит кто-нибудь один из них, если же никто из присутствующих не отреагирует на его восхваление Аллаха, то тяжесть греха ляжет на плечи всех. Но следует учесть, если чихнувший не произнёс «Альхамдулиллях», то и услышавшим его чих людям не надо отвечать «Ярхамукаллах». Об этом правиле повествует исламский учёный Мухаммад аль-Бухари, который приводит в своей работе воспоминания сподвижника Пророка Мухаммада — Анаса бин Малика, ставшего свидетелем, сцены, когда единовременно чихнули двое мужчин, но один из них получил в ответ «Ярхамукаллах», а второй нет. Не удостоившийся отклика Пророка муж спросил: «О, Посланник Аллаха! Тот чихнул, вы ему пожелали милости Аллаха, а мне вы ничего не сказали?», на что получил ответ: «Тот сказал «Альхамдулиллях», а ты ничего не сказал. Вот почему я тебе ничего не пожелал». Ответ на «Ярхамукаллах» К слову, чихнувшемучеловеку не стоит оставлять без внимания тот факт, что для него была выпрошена милость у Аллаха, и на каждое «Ярхамукаллах» он должен откликнуться одной из таких фраз: — «Йархамуна Аллаху ва иййакум ва йагфир лана ва лакум» – Да помилует вас и нас Аллах, да простит Он нас и вас; — «Яхдикум Аллах ва йуслиху баалакум или Йагфир Аллаху лана ва лакум» – Да помилует вас и нас Аллах; — «Аафана Аллах ва иййакум минаннар, йархумукум Аллах» – Да спасет нас и вас от огня ада Аллах. Чихание при намазе и пятничной проповеди По размышлениям Хашияту т-Тахтави, имамов Ахмада, Аш-Шафии и Малика человек, чихнув при совершении намаза, может сказать «Альхамдулиллях» и молитва от этого слова не утратит своей силы. Однако они расходятся во мнении, следует ли произносить «Альхамдулиллях» вслух или мысленно. Так имам Ахмад настаивает, что делать это нужно вслух, но максимально тихо, чтобы никто не услышал этого слова и оно не помешало намазу окружающих. В качестве доказательства правомерности подобного действия, он ссылается на хадис Абу Хурайры, в котором записана фраза: «Если кто-то из вас чихнет, то пусть скажет «Альхамдулиллях»». Согласно Табиинуль Хакаик, будет важнее, если магометанин в течение молитвы не будет произносить лишних слов, а воздаст хвалу Аллаху после намаза. Но в любом случае, молящиеся люди, услышав, что чихнувший сказал «Альхамдулиллях» не должны отвечать ему «Ярхамукаллах» иначе намаз будет признан недействительным. Объясняется этот факт тем, что Аллах завещал Пророку Мухаммаду: «Поистине – это молитва, и в ней не допускаются людские разговоры, напротив, это тасбих, такбир и чтение Корана». Кроме того, не рекомендуется произносить «Альхамдулиллах», при чтении непрерывной молитвы фатихи, а если чихнувший всё же сказал его, то намаз нужно начать заново. Нет однозначного мнения и относительно того, как вести себя при чихании во время пятничной проповеди. По мнению Ибн Дакика Аль-Ида, в таких ситуациях проявляется противоречие между двумя обязанностями правоверных сосредоточенно внимать речи имама и не игнорировать чихнувшего человека. Но в подавляющем большинстве, верующие предпочитают не нарушать ход проповеди, оставив обращение к чихавшему на потом. «Будь здоров» не мусульманину Несколько иначе должен поступить мусульманин, если он услышал, как чихнул человек другого вероисповедания. Можно в подобном случае сказать ему нейтральную фразу: «Будь здоров!», пожелав ему умножения жизненных сил, но лучше последовать Сунне Пророка. Переданная устами Абу Мусы Аль-Ашари она повествует о том, что Мухаммад говорил чихавшим при нём евреям фразу: «Да направит вас Всевышний Аллах на путь истинный и да наставит Он на истину ваш разум». Больше трёх раз Определённый этикет существует в отношении людей, чихающих вследствие простуды. По версии Абу Дауда, если мусульманин чихнет подряд три раза, то на его «Альхамдулиллях» обязательно надо сказать «Ярхамукаллах», но если после этого он продолжит чихать, значить у него насморк и следует попросить Всевышнего даровать ему исцеление. Однако до сих пор не решён вопрос сколько раз возносить милость Аллаху за чихнувшего человека: один раз по окончании серии его чихов или трижды – после каждого чихания отдельно. https://cyrillitsa.ru/tradition/56132-pochemu-khristiankam-mozhno-sledit-za-v.html Почему христианкам можно следить за внешностью text/html Sun, 16 Jun 2019 18:00:04 +0300 https://cyrillitsa.ru/tradition/61046-chego-nelzya-delat-na-kladbishhe.html Чего нельзя делать на кладбище text/html Sun, 16 Jun 2019 18:00:04 +0300 https://cyrillitsa.ru/tradition/4379-russkoe-soznanie-cveta.html Русское сознание цвета text/html Sun, 16 Jun 2019 18:00:04 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=93553 Елизавета Петровна и Екатерина II: почему они считались реинкарнациями буддистской богини Sun, 16 Jun 2019 14:30:37 +0000 По мнению российских буддистов, императрицы Елизавета Петровна и Екатерина Вторая – воплощения богини Белой Тары. И ничего, что жили они практически в одно время (Екатерина была младше Елизаветы на 20 лет) – согласно учению буддизма, реинкарнацией одной души могут быть сразу несколько человек. Чем же православные императрицы, одна из которых от рождения была лютеранкой, удостоились […] История По мнению российских буддистов, императрицы Елизавета Петровна и Екатерина Вторая – воплощения богини Белой Тары. И ничего, что жили они практически в одно время (Екатерина была младше Елизаветы на 20 лет) – согласно учению буддизма, реинкарнацией одной души могут быть сразу несколько человек. Чем же православные императрицы, одна из которых от рождения была лютеранкой, удостоились такого почитания со стороны лам? Кто такая Белая Тара Согласно буддийским религиозным воззрениям, Тара – одна из восьми бодхисаттв. Так в санскритских источниках называются души, достигшие просветления, но отказавшиеся уйти в нирвану ради спасения других заложников сансары. Согласно каноническим текстам, Тара появилась, когда бодхисаттва Авалокитешвара стал оплакивать страдания живых существ. В том месте, куда упала одна из его слез, пророс лотос, из которого вышла Тара. Она стала постоянной спутницей Авалокитешвары. Белая Тара – это иконографический образ Тары с белой кожей и семью глазами – помимо пары обычных, у нее есть глаз на лбу и по одному на каждой руке и ноге. Буддисты в царской России В XVIII веке на территории Российской империи проживали два народа, традиционно исповедующие буддизм. С бурятами русские первопроходцы в Восточной Сибири впервые столкнулись в XVII веке к западу от озера Байкал. К этому времени там насчитывалось около 50 тысяч представителей этого народа. Калмыки же, пришедшие в те же годы в русские степи из Туркестана, стали первым и единственным буддистским народом, компактно проживающим в Европе. В 1655 году они поклялись в верности московскому царю, но фактически оставались независимы и даже нападали на русских до XVIII века. Калмыцкое ханство окончательно было упразднено в 1803 году. Признание Согласно одной из версий, в 1741 году императрица Елизавета Петровна издала именной указ, в соответствии с которым утвердила буддизм в качестве разрешенной в России религии. Буддисты признали этот политический жест признаком мудрости, присущей Белой Таре, и объявили Елизавету воплощением этой богини на земле. На аудиенцию к императрице попал хамбо-лама Дамба-Доржо Заяев – первый лама из Бурятии, получивший религиозное образование в Тибете и приобретший ученую степень. После утверждения штата лам именно императрице Елизавете возносились первые хуралы-молебствия как «перерожденице буддийской богини Сагаан Дара Эхе». Стала объектом восточного культа и Екатерина II. В 1764 году тот же Заяев упал ей в ноги. Очевидно, императрица осталась довольна такими почестями, и Заяев вплоть до 1776 года был официальным главой буддистов Восточной Сибири. Императрица также подарила ему свой портрет. В интерпретации историка Евгения Пчелова, подобным решением Екатерина подтвердила приверженность идеям Просвещения, заботясь о сохранении мира и спокойствия в отдаленных концах страны. Возражения Не все ученые признают данную версию «обожествления» императриц соответствующей действительности. По мнению доктора исторических наук тибетолога Александра Андреева, мнение об особом покровительстве буддизму со стороны Елизаветы и Екатерины – это миф, созданный бурятским ламой Агваном Доржиевым в начале ХХ века. Объявив Россию «Северной Шамбалой», он рассчитывал добиться у России покровительства Тибету – отколовшейся после революции 1911 года провинции китайской империи Цин. Никаких документов об «утверждении» буддизма за подписью императриц в архивах нет, несмотря на то, что в 1991 году буддийская сангха с размахом отметила 250-летие буддизма в России, а существование императорского указа утверждается в книгах бурятских исследователей с учеными степенями. В действительности, по мнению Андреева, существовал лишь распорядительный указ местных властей в Восточной Сибири от лица монарха, который легитимизировал буддийское духовенство, разрешив ему быть подданными империи. В действительности отношения между центральной властью и буддистами оставались сложными, т.к. в царской России православие оставалось государственной религией. Существует мнение, что «признание» буддизма со стороны правительства было направлено на искоренение шаманизма у бурятов, который представлялся более «неудобным» для православных миссионеров верованием. В Восточную Сибирь направлялись духовные миссии Русской православной церкви, а при архиепископе Парфении каждый новокрещеный бурят получал денежный подарок. При императоре Александре I христианизацию Бурятии вели и английские миссионеры, распространявшие здесь переводы Библии на туземные языки. Примечательно, что традиция обожествления российских правителей в Бурятии была возобновлена в 2009 году. Буддисты провозгласили Белой Тарой президента Дмитрия Медведева. Сам он против этого не возражал, но участвовать в религиозной церемонии отказался. https://cyrillitsa.ru/history/69291-chem-russkie-unizili-napoleona-v-molod.html Чем русские унизили Наполеона в молодости text/html Sun, 16 Jun 2019 14:30:37 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/56337-o-chem-govoryat-familii-na-skiy.html О чем говорят фамилии на «-ский» text/html Sun, 16 Jun 2019 14:30:37 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/78678-samye-neobychnye-nakhodki-kotorye-obna.html Самые необычные находки, которые обнаружили при строительстве метро в Санкт-Петербурге text/html Sun, 16 Jun 2019 14:30:37 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=93547 Популярные моря на территории России: в чем их особенности Sun, 16 Jun 2019 12:05:31 +0000 На территории России много озер и морей. Одни из них считаются более безопасным для купания, другие — менее. Определяющими факторами являются соленость воды, наличие опасных течений и рельеф дна. Любимыми местами отдыха россиян являются Черное, Азовское и Каспийское моря. Какое же из них самое безопасное для плавания, а куда точно соваться не стоит? Соленость воды […] Прошлое На территории России много озер и морей. Одни из них считаются более безопасным для купания, другие — менее. Определяющими факторами являются соленость воды, наличие опасных течений и рельеф дна. Любимыми местами отдыха россиян являются Черное, Азовское и Каспийское моря. Какое же из них самое безопасное для плавания, а куда точно соваться не стоит? Соленость воды Удельное содержание соли в морской воде не только определяет вкусовые качества последней, но и напрямую влияет на ее способность выталкивать на поверхность различные предметы. Одним из самых соленых водоемов на нашей планете является Мертвое море, расположенное на границе Израиля, Палестины и Иордании. Соленость этого моря-озера равна 310—350 промилле, что почти в 8 раз больше, чем у Атлантического океана. Утонуть в нем практически невозможно. Вода Мертвого моря настолько насыщена солью, что вытесняет наверх любые погруженные в нее тела. На поверхности водоема можно запросто лежать. Здесь не утонет даже тот, кто вообще не умеет плавать. По сравнению с этим своеобразным эталоном Черное, Азовское и Каспийское моря — полные опасности стихии. Соленость воды Черного моря равна 18, Каспийского — 13, Азовского — 11 промилле. Также нужно учитывать, что в разных районах уровень соли может быть ниже или выше. В Каспии есть участки, где вода практически пресная. Близ устья Волги соленость всего 0,05 промилле. Самым соленым из трех предложенных является именно Черное море. Однако 18 промилле — это не тот показатель, который может существенно повлиять на безопасность купания. Не стоит на него рассчитывать неопытным пловцам. Черное море — не Мертвое. Оно хорошо «держит» на своей поверхности только того, кто и сам умеет на ней держаться. Опасные течения Этот фактор представляет угрозу не только для новичков, но и для опытных пловцов-спортсменов. Наибольшую опасность представляют течения, приближающиеся к береговой линии. Это как раз та область, где купальщики обычно чувствуют себя в безопасности и не ждут коварства от природы. Тем не менее, даже в ласковом и спокойном Азовском море расслабляться не стоит. Оно лишь выглядит безопасным. На этот водоем сильно влияют мощные приливы и отливы, а также ветры, дующие с разных сторон (попеременно то с юго-запада, то с севера и востока). Такие сложные природные условия способствуют образованию многочисленных подводных течений. Те перемещают огромные массивы воды в разных направлениях и нередко затягивают слишком беспечных купальщиков на большую глубину. Схожая картина наблюдается и в Каспийском море. Здесь господствуют сильнейшие приливы и отливы. Уровень воды за год может меняться на 3—4 метра. Образующиеся при этом обратные течения ежегодно уносят до нескольких десятков человек. Черное море на фоне описанных водоемов можно назвать относительно спокойным. При отсутствии штормов здесь довольно слабые колебания уровня воды. Однако есть влияние сильных ветров, как и в соседнем Азовском море. Черное море известно своими двумя мощными кругообразными течениями, названными по фамилии первооткрывателя «очками Книповича». Так что все 3 водоема по фактору опасности течений приблизительно одинаковы. Лишь на черноморских курортах ситуация капельку безопаснее. Рельеф дна Бывавшие на Азовском море знают: чтобы достичь в нем значительной глубины, нужно уйти далеко от береговой линии. Дно вдоль последней очень плоское и мелкое. Средняя глубина Азова — 7,5 м. Чтобы добраться до пятиметровой глубины, придется сначала прошагать, а затем проплыть на мелководье километра 2 от берега. Наибольшей глубины — 13,5 м — Азовское море достигает только на севере. В целом, оно отличается достаточно спокойным рельефом дна и походит на плоскую чашу. Береговая линия равна 1,5 тысячам км. Все это сплошь — широкие песчаные пляжи, великолепно приспособленные для семейного отдыха. Черное море гораздо глубже Азовского. Средняя глубина черноморской впадины равна 1240 м, максимальная — 2210 м. Рельеф дна у него тоже посложнее. На севере прибрежная полоса более пологая. К юго-востоку в Черном море образуются крутые обрывы, уклоны и подводные каньоны, которые часто становятся причиной смерти неопытных ныряльщиков. Прибрежные области Черного моря отличаются также резким увеличением глубины дна. Здесь не нужно долго удаляться от берега, чтобы нормально поплавать. В 2 км от прибрежной полосы дно уже достигает полукилометровой глубины. Специалисты не советуют нырять в этих районах даже со специальным снаряжением. На большой глубине море заражено сероводородом. Легко отравиться и погибнуть. Каспий — нечто среднее между Азовским и Черным морями. Дно в нем достаточно пологое, но поглубже, чем в Азове. Средняя глубина — 208 м, максимальная — 1025 м. Рисунок дна разнится в отдельных районах. На севере Каспий представляет собой мелководную равнину. В центре и на юге он глубокий, с порогами, островами и опасными илистыми участками. Температура воды По всем трем параметрам Каспийское море является наиболее опасным для плавания. Вода в нем по большей части почти пресная, дно — ухабистое и непредсказуемое, да и опасных течений хватает. Несмотря на это, Каспий пользуется большим спросом у отдыхающих. Море это красивое и теплое. Летом температура воды достигает 24—30°C. Приблизительно такие же температурные показатели у Черного и Азовского морей. В России есть и другие прекрасные водоемы, в которых можно купаться в относительной безопасности. Спокойным характером отличается Балтийское море. Здесь почти нет сильных течений, а приливы поднимают уровень воды всего на 20 см. Идеальные условия для того, чтобы учиться плавать. Лучше всего это делать, конечно, летом. Балтика прохладней, чем южные моря. Максимальная температура летом +20°C. А вот с Японским морем, омывающим Дальневосточный регион, нужно быть предельно осторожным. У него очень сложное, рельефное дно, сильные приливы и подводные течения. Характер этого моря формирует Тихий океан, самый мощный фактор влияния. https://cyrillitsa.ru/past/89508-posle-35-let-uzhe-starukha-kakoy-realnyy.html "После 35 лет уже старуха": какой реальный возраст был персонажей русской классики text/html Sun, 16 Jun 2019 12:05:31 +0300 https://cyrillitsa.ru/past/44947-obshhie-bani-na-rusi-kak-yeto-bylo-2.html Общие бани на Руси: как это было? text/html Sun, 16 Jun 2019 12:05:31 +0300 https://cyrillitsa.ru/past/38056-sushhestvovalo-li-gosudarstvo-kievska.html Существовало ли государство Киевская Русь text/html Sun, 16 Jun 2019 12:05:31 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=93545 Кто принес в Россию традицию золочения церковных куполов Sun, 16 Jun 2019 11:30:55 +0000 В Русской православной церкви не существует особого канона, который регулирует, какого именно цвета должны быть купола на храмах, поэтому в современном часто мире исходят из материальных средств, и если их мало, то купол церкви могут сделать из деревянной осиновой черепицы или из железа, покрашенного в зеленый или синий цвет. «Греха в этом нет – говорит […] Традиция В Русской православной церкви не существует особого канона, который регулирует, какого именно цвета должны быть купола на храмах, поэтому в современном часто мире исходят из материальных средств, и если их мало, то купол церкви могут сделать из деревянной осиновой черепицы или из железа, покрашенного в зеленый или синий цвет. https://cyrillitsa.ru/wp-content/uploads/2018/08/1534863692.mp4 «Греха в этом нет – говорит священник из Екатеринбурга Максим Меняйло (Храм-на-Крови), – Бог создал все эти материалы для того, чтобы человек сам решал, как ими воспользоваться». Однако до сих пор сусальное золочение храмовых куполов остается идеалом церковного строительства, так как золото в сознании человека – это символ нетленности, символ вечного Божьего Бытия. Обычай пришел «от ромеев» Обычай покрывать купола золотом пришел на Русь из Византии, и конечно, на первых русских христиан производил огромное впечатление самый большой православный храм Константинополя – собор Святой Софии. На устроение Святой Софии ушло три годовых дохода империи, император Юстиниан считал, что этим он превзошел царя Соломона, возведшего Храм в Иерусалиме, и хотел покрыть золотом не только купола Софии, но и стены от купола до фундамента. От этого его предостерегли константинопольские мудрые мужи, предрекшие, что в «конце времен придут в город беднейшие цари и сроют золотую Софию до основания», поэтому делать этого не надо. Посещавший Византию в XIII веке новгородский епископ Антоний описывал внутренности собора с восхищением. Он писал про золотой иконостас, про серебряный амвон и «столпия алтарныя», упоминал огромный золотой крест с жемчугом и драгоценными камнями в два человеческих роста «за святым престолом» и о золотых лампадах, «учиненных» Юстинианом. Золото и нищета, жизнь и смерть стояли рядом После принятия Русью православия встал вопрос о строительстве православных храмов – ни строителей, ни архитекторов не было, поэтому обновленная Русь была вынуждена приглашать к себе «ромейских» мастеров, которые и принесли с собой традицию золочения куполов. Ни в одной другой христианской конфессии такой традиции не закрепилось. Одной из первых церквей на Руси, имевшей золотой купол, стал храм XII века на Нерле в честь Покрова Богородицы, купол которого был вызолочен по приказанию Св. князя Андрeя Бoгoлюбскoго Разумеется, за сакральным смыслом покрытия купола тончайшим слоем позолоты скрывался и свой практический смысл – кровельное железо в те времена анодировать не умели, а золоченый купол мог без ремонта простоять 100 лет – золото надежно закрывало железо от коррозии и защищало от дождя святая святых – алтарь. Работа мастера-золотильщика была очень вредной, так как купола в Средние века крыли смесью золота и ртути, а затем металл нагревали, чтобы пары ртути испарились, а потом повторяли это снова – поэтому хорошие мастера долго не жили. Известно, что при золочении куполов петербургского Исаакия в XIX веке от отравления умерли 60 золотильщиков, а всего на купола был потрачен центнер золота. Символичность золочения Традиция золочения куполов до сих поражает умы европейцев, которые считают это бесполезной расточительностью. Но недаром волхвы, принесшие дары Божественному младенцу, кроме смирна и ладана преподнесли ему золото – металл, который никогда не меняется. Этот металл в душе православного человека неразрывно связано не с богатством, а с Богом, с вечной жизнью, с небесной славой. Он является знаком бессмертия, величия и пламенеющей в душах русских людей веры. Священник Андрей Чиженко указывает, что золотые купола в форме луковицы символизируют горящую свечу и являются молитвой православных людей к Богу. Этот архитектурный прием раскрывает сыновью любовь созданий к Создателю и является жертвой Господу. Со временем в русском православии сложилась традиция золотить купола храмов, посвященных Христу. Если на храме купола синего цвета со звездами, то храм, скорее всего, посвящен Богородице, а звезды и небесный цвет куполов напоминают о Вифлеемской звезде, возвестившей рождение Спасителя. Зеленые и серебристые купола свидетельствуют о том, что храм воздвигнут в честь Святой Троицы либо какого-нибудь святого, а черные купола говорят о том, что перед вами – монастырское строение. Однако всё это не более чем традиция. Например, храм во имя Святой Троицы, воздвигнутый в самой северной точке планеты – в Антарктиде покрыт деревом. Нитрид титана не заменит золото К покрытию золочению куполов прибегают и сейчас. Делают это как с помощью гальваники, так и с помощью покрытия куполов сусальным золотом, которое клеят на лак, в свою очередь нанесенный на грунтовку. Каждый из этих методов имеет свои достоинства: нанесение сусального золота позволяет сделать купол идеально круглым и позволяет его отреставрировать в случае повреждения. При гальваническом методе золочения купол при повреждении приходится делать заново. В современном мире технологии не стоят на месте, и теперь «золотые» купола делают, покрывая их слоем нитрида титана. Он тоже долговечен и не так дорог, как золото. Нитрид титана был впервые использован в истории современной России при восстановлении московского храма Христа Спасителя. Золочение куполов было тогда признано мэром Юрием Лужковым слишком дорогим, и он приказал остановить свой выбор на нитриде титана. В агрессивной атмосфере мегаполиса фальшивое «золото» покраснело через три года. Однако в скромной провинции титановые купола продолжают пользоваться спросом. Правда, некоторые священнослужители считают, что блеск нового материала лишен того внутреннего достоинства, который присущ настоящему золоту. https://cyrillitsa.ru/tradition/53546-chto-neobkhodimo-znat-o-voskresnoy-slu.html Что необходимо знать о воскресной службе text/html Sun, 16 Jun 2019 11:30:55 +0300 https://cyrillitsa.ru/tradition/72983-foma-neveruyushhiy-kto-on-takoy.html Фома неверующий: кто он такой text/html Sun, 16 Jun 2019 11:30:55 +0300 https://cyrillitsa.ru/tradition/77321-chto-budet-esli-ne-ostavit-na-mogile-ryu.html Что будет, если не оставить на могиле рюмку водки с кусочком хлеба text/html Sun, 16 Jun 2019 11:30:55 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=93543 Что Россия сделала для развития Афона Sun, 16 Jun 2019 10:50:47 +0000 Гора Афон всегда имела особое значение для России. Были периоды в истории, когда наше государство играло определяющую роль в судьбах святогорского монашества, однако стать по-настоящему российским Афон так и не смог. С момента основания Афон всегда жил своей обособленной жизнью. Еще во времена византийского императора Василия I (867-886) Святая гора получила статус самоуправляемой «монашеской республики». […] История Гора Афон всегда имела особое значение для России. Были периоды в истории, когда наше государство играло определяющую роль в судьбах святогорского монашества, однако стать по-настоящему российским Афон так и не смог. С момента основания Афон всегда жил своей обособленной жизнью. Еще во времена византийского императора Василия I (867-886) Святая гора получила статус самоуправляемой «монашеской республики». Таковой она оставалась и в долгий период османской экспансии. Нынешнее положение Афона выделено в административную единицу Греческой Республики как Автономное монашеское государство Святой Горы со столицей в Карье под управлением 20 православных монастырей. С церковной стороны автономия Святой горы ограничивается юрисдикцией Константинопольского Патриархата. Своим становлением Афон во многом обязан России. Уже более тысячи лет, начиная с Антония Печерского – основателя русской обители на Афоне, наше государство поддерживает с монашеской республикой зримые духовные и культурные связи. В самые тяжелые для Афона времена русские правители не оставляли братьев по вере без материальной, дипломатической и военной поддержки. Так, в 1829 году после победы в русско-турецкой войне Николай I обязал Порту очистить Афон от османских войск. Начиная с середины XIX столетия, постепенно усиливается влияние России на Афоне, быстро растет и число русских насельников Святой горы. Члены российского императорского дома, Святейший Синод, русские купцы, промышленники, меценаты в этот период оказывают ощутимую помощь Свято-Пантелеимонову монастырю, который к концу столетия получает официальный статус «русской обители». В 1912 году в ходе Первой балканской войны Афон занимают греческие войска, однако Россия, как и любая другая крупная европейская держава, протекторат Греции над Святой горой не признает. В это время все активнее обсуждается вопрос о возможном управлении Афоном со стороны тех православных держав, чьи народы представлены в монашеской республике. Наиболее активно эту инициативу отстаивал Петербург, а вот Афины ее всячески игнорировали. Примечательно, что к 1914 году наибольшее представительство на Афоне имели именно русские. Их там насчитывалось 4100 человек или 53,6 % от общего числа монахов, греков было заметно меньше – 2700 человек (35,3 %). Однако с началом Первой мировой войны число русских на Святой горе стало неуклонно сокращаться, а греков наоборот расти. Это объяснимо: первые большей частью были мобилизованы на фронт, а вторые под видом афонских монахов пережидали войну. Обыденным явлением на Афоне становятся случаи притеснения русских иноков со стороны греческой части монашества. Подпоручик русской армии Бруно Дитш писал в Петербург: «Образ действий греков по отношению к русским я считаю крайне враждебным. Их политика за последнее время войны всецело состоит в желании изгнать русских с Афона». Представители греческого духовенства даже заявляли, что готовы смириться с зависимостью от немцев или турок, но никак не от русских. И все же Афон оставался в сфере интересов России как форпост, позволявший укрепить ее влияние в Средиземноморском регионе. В связи с этим на русских монахов была возложена не только духовная миссия, но и вполне конкретная политическая задача. И они начали действовать. Представители русских насельников Афона, учитывая изменившуюся международную обстановку и ситуацию на Святой горе, выступили перед Протатом (орган управления афонских монастырей) с целым рядом инициатив. В одной из них предлагалось придать русской монашеской общине на Афоне официальный статус и сделать возможным покровительство над ней российского правительства. Впрочем, создание единой русской монашеской организации так и не было доведено до конца. Игумен Свято-Пантелеимонова монастыря, опасаясь санкций со стороны Протата, отказался подписывать итоговый документ. Более того, Священный Синод, не желая конфликтовать с Греческой церковью, не стал поддерживать политические инициативы русских иноков Афона. Русская община Святой горы надеялась на то, что в развитие событий вмешается Николай II, но император не имел четкой позиции в отношении статуса Афона. Он здесь мыслил скорее не как политик, а как духовное лицо, ограничиваясь пожеланиями Афону мира, благоденствия и процветания. А вот российское правительство имело конкретное видение афонской проблемы. Главной задачей в разгар Первой мировой войны было недопущение единоличного захват Афона какой-либо державой, в первую очередь имелись в виду Греция и Болгария. В этом была заинтересована и Франция. И вот в январе 1917 года на Афон высаживается русско-французский десант, который официально занимается проверками случаев возможного пособничества афонских монахов кайзеровской Германии и создания незаконных вооруженных формирований. Однако к лету во избежание международного скандала российско-французская миссия вынуждена была покинуть Афон. Ситуация с высадкой десанта лишь усилила антироссийские настроения в Греции и ускорила потерю влияния России на Балканах. В начале марта 1918 года пришедшие к власти большевики выводят Россию из войны: теперь уже ничто не мешает Греции захватить Афон и проводить политику вытравливания русского монашества со Святой горы. https://cyrillitsa.ru/history/75765-otchego-plakali-muzhchiny-na-rusi.html Отчего плакали мужчины на Руси text/html Sun, 16 Jun 2019 10:50:47 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/77636-pochemu-tak-malo-zaplatili-za-alyasku.html Почему так мало заплатили за Аляску text/html Sun, 16 Jun 2019 10:50:47 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/51057-kakoe-lechenie-bylo-na-rusi.html Какое лечение было на Руси text/html Sun, 16 Jun 2019 10:50:47 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=93541 Самые известные русские адмиралы: кем они были Sun, 16 Jun 2019 10:20:02 +0000 Российская история знает много примеров беззаветного служения Отечеству. Доблесть и отвагу проявляли наши воины в боях на суше и в море. Сегодня вспоминаем 7 великих русских адмиралов. Федор Апраксин Граф Федор Матвеевич Апраксин был сподвижником Петра Великого, поэтому не удивительно, что будущий адмирал стоял у истоков зарождения русского флота. Он смог выдвинуться, как и два […] Прошлое Российская история знает много примеров беззаветного служения Отечеству. Доблесть и отвагу проявляли наши воины в боях на суше и в море. Сегодня вспоминаем 7 великих русских адмиралов. Федор Апраксин Граф Федор Матвеевич Апраксин был сподвижником Петра Великого, поэтому не удивительно, что будущий адмирал стоял у истоков зарождения русского флота. Он смог выдвинуться, как и два его брата – Петр и Андрей, благодаря замужеству сестры, которая стала второй женой царя Федора Алексеевича. Начинал службу, как и многие любимцы Петра, в Потешных полках. В 1692, будучи архангельским воеводой, построил корабль, который к величайшей радости государя стал торговым судном. Перед заграничным путешествием царя в 1697 году Апраксин руководил судостроением в Воронеже. Через три года сделался главой Адмиралтейского приказа и губернатором Азова. В 1708 году получил титул генерал-адмирала. Под командованием Апраксина русский флот принял участие в Северной войне и в походе на Персию. Впервые в истории русского флота в 1714 году им была одержана победа в морском сражении со шведами у мыса Гангут. Александр Меншиков Правая рука Петра Великого, Алексашка, успевал проявить страстные качества своей кипучей натуры на многих поприщах, в том числе и в морском деле. Почти все инструкции и директивы, которые государь направлял в войска, проходили через руки Александра Даниловича Меншикова. Нередко Петр подавал какую-либо мысль, а Меншиков находил для нее наилучшее воплощение. Он имел много чинов и регалий, в том числе в 1726 году он стал полным адмиралом. В день подписания Ништадтского мира, который завершил многолетнюю войну со шведами, Меншиков получил чин вице-адмирала. После этого он сосредоточился на вопросах внутреннего устройства российского флота, а с 1718 года отвечал за обустройство всех вооруженных сил России. Его правнук Александр Сергеевич Меншиков также был выдающимся адмиралом, командовавшим флотом в Крымской войне. Фердинанд Врангель Потомок балтийских немцев барон Врангель известен обывателю в первую очередь как ярый противник продажи Аляски Соединенным Штатам, что не удивительно – Врангель на протяжении 6 лет являлся правителем Русской Америки. За это время он лично исследовал территорию от Берингова пролива до Калифорнии и основал метеорологическую обсерваторию. Звание контр-адмирала было присвоено Врангелю в 1836 году. За свою жизнь адмирал совершил три кругосветных путешествия, возглавлял экспедицию по северо-восточному побережью Сибири и руководил кругосветным плаванием на «Кротком», активно сотрудничал с Академией наук в Петербурге и Русским географическим обществом. Павел Нахимов Знаменитый русский адмирал, пожалуй, смог впервые проявить свой талант во время Крымской войны, когда Черноморская эскадра под его командованием в штормовую погоду обнаружила и заблокировала главные силы турецкого флота в Синопе. В ходе этого сражение 1853 года турецкий флот был уничтожен за считанные часы. По мнению некоторых историков, это была «лебединая песня» парусного флота. За эту победу Нахимов был дарован Высочайшей грамотой Его Императорского Величества Николая со словами: «Истребление турецкой эскадры вы украсили летопись Русского флота новой победой». Нахимов также руководил обороной Севастополя с 1855 года. После затопления русского флота, он проявил стратегический подход к обороне города. Солдаты и матросы, защищавшие под его руководством южную часть Севастополя, называли адмирала «отцом-благодетелем». Федор Ушаков Адмирал Ушаков командовал Черноморским флотом, участвовал в русско-турецкой войне, в ходе которой внес огромный вклад в развитие тактического ведения войны парусным флотом. Первую награду получил в 1783 году за успешную победу над чумой, свирепствовавшей в Херсоне. Адмирал всегда старался подходить к войне как к творческому процессу. Так, например, он смело командовал перестроение флоту, который уже приблизился к противнику, тем самым не позволяя врагу занять наиболее выигрышные позиции. Его действия отличались необычайной смелостью и решительностью. Он смело выдвигал свой корабль на первые позиции, выбирая одно из опаснейших положений и тем самым показывая превосходный пример мужества своим командирам. Трезвая оценка обстановки, точный расчет с учетом всех факторов успеха и стремительная атака – вот что позволяло адмиралу выходить победителем во многих сражениях. Ушакова также по праву можно назвать основателем русской школы тактического боя в военно-морском искусстве. За ратные подвиги он был причислен Русской православной церковью к лику святых. Владимир Шмидт Предки адмирала Шмидта были выписаны в 17 веке Петром Великим в качестве корабельных мастеров из Франкфурта-на-Майне. Шмидт участвовал в Крымской войны, оборонял Севастополь и руководил морскими операциями в русско-турецкую войну. За проявленную доблесть в боях был награжден золотым палашом «За храбрость» и орденом Святого Георгия IV степени. Только в одном 1855 году был четырежды ранен: в правую часть головы и грудь, осколком бомбы в левую сторону лба, в указательный палец левой руки и в левую ногу. К 1898 году стал полным адмиралом и кавалером всех существовавших на то время в России орденов. Его именем назван Мыс Шмидта на острове Русский. Александр Колчак Кроме того, что адмирал Колчак был вождем Белого движения и Верховным правителем России, он был еще и выдающимся ученым-океанографом, одним из крупнейших полярных исследователей, участником трех полярных экспедиций, а также автором монографии «Какой нужен России флот». Адмирал разработал теоретические основы подготовки и проведения совместных армейских операций на суше и в море. В 1908 году он читал лекции в Морской академии. Участвовал в русско-японской войне, в том числе в самом продолжительном ее сражении – обороне Порт-Артура. В Первую мировую войну командовал дивизией миноносных кораблей Балтийского флота, а с 16-17-х годов – Черноморским флотом. https://cyrillitsa.ru/past/34540-kakikh-velikikh-geniev-vdokhnovlyali-rus.html Каких великих гениев вдохновляли русские женщины text/html Sun, 16 Jun 2019 10:20:02 +0300 https://cyrillitsa.ru/past/41140-slova-kotorye-poymut-tolko-kazak.html Слова, которые поймут только казаки text/html Sun, 16 Jun 2019 10:20:02 +0300 https://cyrillitsa.ru/past/580-nazad-v-detstvo.html Русское детство text/html Sun, 16 Jun 2019 10:20:02 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=93539 Надежда Дурова: за что ее наградили орденом Святого Георгия Российской Империи Sun, 16 Jun 2019 09:45:47 +0000 7 декабря 1769 года Екатериной II был учрежден Военный орден Святого великомученика и Победоносца Георгия, ставший высшей военной наградой Российской империи. Вспомним 7 кавалеров этого славного ордена. Прошлое 7 декабря 1769 года Екатериной II был учрежден Военный орден Святого великомученика и Победоносца Георгия, ставший высшей военной наградой Российской империи. Вспомним 7 кавалеров этого славного ордена. (далее…) https://cyrillitsa.ru/past/42424-grom-kamen-kak-valun-stal-postamento.html Гром-камень: как валун стал постаментом для "Медного всадника" text/html Sun, 16 Jun 2019 09:45:47 +0300 https://cyrillitsa.ru/past/84566-ermak-byl-banditom-i-drugie-shokiruyushhi.html Ермак был бандитом и другие шокирующие факты о завоевателе Сибири text/html Sun, 16 Jun 2019 09:45:47 +0300 https://cyrillitsa.ru/past/34071-velikie-russkie-zhivopiscy.html Великие русские живописцы text/html Sun, 16 Jun 2019 09:45:47 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=93424 Где в России живут люди с самыми пухлыми губами Sun, 16 Jun 2019 09:05:50 +0000 Красивые полные губы притягивают взгляд и считаются одним из главных элементов, придающих лицу человека чувственность, причем речь идет как о женщинах, так и о мужчинах. И если эта черта свойственна целому народу, то соседи считают такой народ физически совершенным, притягательным. На территории Российской Федерации черта эта свойственна как отдельным группам русских, так другим народам, населяющим […] Народы Красивые полные губы притягивают взгляд и считаются одним из главных элементов, придающих лицу человека чувственность, причем речь идет как о женщинах, так и о мужчинах. И если эта черта свойственна целому народу, то соседи считают такой народ физически совершенным, притягательным. На территории Российской Федерации черта эта свойственна как отдельным группам русских, так другим народам, населяющим страну. Чем старше человек – тем уже губы Согласно исследованием советских антропологов (Виктор Валерианович Бунак, «Происхождение и этническая история русского народа»), среди народов Европы наиболее пухлыми губами обладают обитатели Восточной Европы: украинцы, белорусы, русские и латыши. При этом антропологи отмечают, что у всех народов есть общие черты – губы женщин полнее, чем губы мужчин, а губы молодых людей более пухлые, чем губы взрослых или стариков, у которых они становятся узкими. При этом именно русские отличаются стабильными показателями толщины губ, в то время, как у украинцев или латышей толщина губ может довольно сильно варьироваться в зависимости от местности. Чем южнее, тем полнее В 1964 году группа советских антропологов организовала экспедицию, в ходе которой было обследовано почти 20 тыс. жителей центральной части России и русского севера. Экспедиция выявила среди населения несколько групп русских, которые особо отличались полными губами. Как правило они жили вблизи Саратова, возле Ульяновска, в Нижнем Новгороде, Кинешме, в деревнях между Костромой и Ярославлем, Калуге, под Брянском и в отдельных пограничных с Белоруссией районах под Смоленском. При этом на северо-востоке Центральной части России в некоторых сёлах у местных жителей более полной была верхняя губа, а на юго-западе и юго-востоке полными оказались обе губы, но в целом учёные выяснили, что жители севера более тонкогубы, чем южане. Мужчины и женщины Самые толстогубые русские мужчины живут в Александровском, Ельнинском, Алексинском, Тульском, Михайловском, Щигровском, Усманском, Лужском и Даниловском районах, а русские женщины с такими же качествами проживают на территориях Можайского и Тульского районов. Самая полная верхняя губа оказалась у мужчин, которые живут в Дмитровском, Шуйском, Сенгилеевском и Лысьвенском районах, а также в Кире (Омутнинский район) – верхняя губа у здешних жителей достигает толщины в 18 мм. У девушек результаты поскромнее — прелестницы с полной верхней губой встречаются в Холмском, Сокольском и Соликамском районах России. Ширина верхней губы у отдельных представительниц русского народа здесь достигает 16,1 мм. Полные губы – достоинство Востока Однако не только русские могут похвастаться полными губами – ими обладают и жители Кавказа и выходцы с Ближнего Востока. Отдельные современные исследователи отмечают, что полные губы часто встречаются у армян, азербайджанцев, черкесов, адыгов (кроме западных), турков-месхетинцев, кумыков, персов, татов, горских евреев. Особо выделяют так называемый центральный кластер, в котором живут карачаевцы, балкарцы, аварцы и осетины. Краса Якутии Но настоящими обладателями пухлых губ в России считаются монголоидные народы Сибири и Дальнего Востока. Особенно красивыми губами отличаются якутские девушки – у них часто встречаются губы «сердечком», о которых европейские модницы могут только мечтать. Этнограф М.Г. Левин в работе «Антропологический тип якутов» отмечал сходство якутского народа с бурятами, монголами и калмыками, подчеркивал преобладание у группы этих народов центрально-азиатского антропологического типа. Другие антропологи относят якутов к северо-азиатскому типу монголоидной расы, но тоже подчеркивают сходство с ними бурят, которые в юности часто тоже имеют полные, толстые губы, необыкновенного светлого окраса, контрастирующего с загорелой, смуглой кожей. Но отнюдь не все обитатели региона могут похвастаться пухлыми губами: многие народы, обитающие возле Байкала и в Забайкалье относятся к Байкальскому антропологическому типу и отличаются узкими губами. Нивхи – обладатели роскошных бород и полных губ Еще один народ, чьи представители считаются счастливыми обладателями пухлых губ считаются нивхи, живущие в Приамурье. Этот малочисленный народ, по данным переписи 2010 года их в России проживает всего 4 652 человека. Им свойственны смуглая кожа, темные волосы, эпикантус (особенность века, отличающая европейские глаза от азиатских), жесткие, часто волнистые или даже кудрявые волосы, обильно растущая борода, широкое лицо с плоским носом и очень полными губами. Нивхи низкорослы, средний рост мужчин едва достигает 160–161 см. Антропологи считают, что своеобразие облика нивхов объясняется большой примесью крови древней народности айну, которые могут быть древней ветвью монголоидной расы. Еще один народ с полными губами живет на Чукотке – это чукчи и эскимосы, которые относятся к так называемому арктическому типу народов. У них иссиня-черные волосы, темные, более широкие глаза, резко очерченный выступающий нос, и часто встречаются полные губы. https://cyrillitsa.ru/narody/61858-kakie-yetnosy-rossii-samye-schastlivye.html Какие этносы России самые счастливые text/html Sun, 16 Jun 2019 09:05:50 +0300 https://cyrillitsa.ru/narody/57495-gde-v-rossii-spitsya-luchshe-vsego.html Где в России спится лучше всего text/html Sun, 16 Jun 2019 09:05:50 +0300 https://cyrillitsa.ru/narody/51681-kakie-nemcy-zhivut-v-rossii.html Какие немцы живут в России text/html Sun, 16 Jun 2019 09:05:50 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=93422 «Черная Мадонна»: насколько древняя эта икона Sun, 16 Jun 2019 08:40:27 +0000 Ченстоховская икона Божьей Матери является одной из самых почитаемых святынь, причем, как православной, так и католической церквями. За темный цвет лика ее называют также «Черной Мадонной». Однако не только этим знаменита Ченстоховская икона. На правой щеке Богоматери имеются несколько глубоких шрамов, которые остались на прежнем месте даже после реставрации. Евангелист Лука и «Черная Мадонна» По […] История Ченстоховская икона Божьей Матери является одной из самых почитаемых святынь, причем, как православной, так и католической церквями. За темный цвет лика ее называют также «Черной Мадонной». Однако не только этим знаменита Ченстоховская икона. На правой щеке Богоматери имеются несколько глубоких шрамов, которые остались на прежнем месте даже после реставрации. Евангелист Лука и «Черная Мадонна» По разным данным, апостол Лука собственноручно написал около 70-ти икон. И «Черная Мадонна» является одной из них. Согласно легенде, Лука изобразил Божью Матерь, что называется, с натуры прямо на столешнице, изготовленной ее супругом плотником Иосифом. А случилось это в Сионской горнице, то есть именно там, где произошла Тайная Вечеря, где Иисус установил Причащение и где сошел Святой Дух. Об этом можно прочесть в книге святителя Димитрия Ростовского «Жития святых». В связи с тем, что работе евангелиста уже не одна сотня лет, лик Богородицы потемнел. Именно поэтому данную икону иногда еще называют «Черной Мадонной». Ченстоховской же она стала благодаря одноименному польскому городу. Именно там святыня и подверглась нападению. От Иерусалима до Ченстохова Из Иерусалима «Черную Мадонну» вывезла святая Елена, известная своей деятельностью по распространению христианского учения. Она получила эту икону в дар и поместила ее в часовне царского двора в Константинополе. В ХIII веке святыня снова была подарена. На этот раз ее обладателем стал князь Лев I Данилович, который перевез икону в город Белз (ныне Львовская область, Украина). Уже в следующем столетии во время вторжения польского короля Казимира III Великого образ оказался в руках князя Владислава Опольчика, а тот в свою очередь передал его католическим монахам в Ченстохове. Весь путь, который проделала Ченстоховская икона, удалось отследить, благодаря работе, которую проделали Я. Пах, В. Робак и Е. Томзиньски. В 1382 году в городе на Ясной Горе был основан монастырь ордена паулинов, который и стал центром почитания иконы Божьей Матери. Но на этом история не закончилась. Через несколько лет монастырь разграбили чешские гуситы. Они слыли ярыми иконоборцами, а потому порубили образ саблями. Так на правой щеке и шее «Черной Мадонны» навсегда остались глубокие шрамы. Причем, даже после реставрации. Поддельные шрамы и настоящие чудеса По сведениям, упомянутых в путеводителе «Ясна-Гура: святая обитель Божией Матери» (Пах Я., Робак В., Томзиньски Е.), в 1434 году Ченстоховскую икону решили немного восстановить. Однако сверху на восковое покрытие свежая краска не легла. Тогда реставраторы попросту отскоблили ее и нарисовали лик Богородицы заново. Они в точности воссоздали образ и даже с помощью резца сделали точно такие же «шрамы», какие были на прежнем изображении. Тем не менее тот факт, что следы от сабли не возникли на иконе сами собой, вовсе не говорит о том, что это вовсе не чудотворная подделка. Дело в том, что Ченстоховская икона уже не раз являла свои чудеса людям. Так, упомянутый князь Владислав закрепил лик на городской стене Бельца, когда тот осадили татары. Одна из стрел противника угодила в святыню. Из иконы потекла кровь, на землю опустилась темнота, и враги в ужасе бежали. Есть и более поздние свидетельства. Например, Б. Полевой в автобиографической книге «До Берлина – 896 километров», которая посвящена событиям времен Великой Отечественной войны, описал такой случай. Он вместе с товарищами волею случая оказался в монастыре в Ченстохове. Все они наблюдали за потемневшим ликом Богородицы, который буквально на глазах обрел внешность молодой смуглой девушки. https://cyrillitsa.ru/history/85146-kak-korsika-edva-ne-stala-russkoy.html Как Корсика едва не стала русской text/html Sun, 16 Jun 2019 08:40:27 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/51452-kak-rossiya-stala-samoy-moshhnoy-artille.html Как Россия стала самой мощной артиллерийской державой text/html Sun, 16 Jun 2019 08:40:27 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/53794-kogda-aleksey-tishayshiy-borolsya-s-pyan.html Когда Алексей Тишайший боролся с пьянством text/html Sun, 16 Jun 2019 08:40:27 +0300

Поручик Голицын: кто мог быть его прототипом
© Кириллица