«Щи в Наурской хлебал?»: кому из татар задавали этот вопрос

Во время русско-турецкой войны 1768-1774 года основные боевые действия происходили на Дунае, Запорожье, в Крыму, Черном и Эгейском море. Противостояние проходило и на Северном Кавказе, где турки направляли против России местные горские народы. Летом 1774 года 8-тысячное войско татар, кабардинцев и турок напали на большую казацкую станицу Наурскую. Налетчики знали, что большинство взрослых казаков, способных носить оружие, ушли на войну, а в поселении остались немногочисленные мужчины и женщины, дети и старики. Противник рассчитывал быстро взять станицу и продолжить свой поход на русские земли, однако их планы сорвали полторы сотни одетых в красные сарафаны казачек, решивших до конца защищать свои дома. Это был первый эпизод, когда кавказским женщинам пришлось вооружиться и самим давать отпор противнику. Впоследствии оружие в руках гребенских казачек перестало кого-либо удивлять и стало традицией. Штурм станицы В XVIII веке Наурскую населяли казаки, переселенные с Волги, а сама станица являлась важной частью Моздокской оборонительной линии. 10 июня 1774 года к Наурской подошло 8-тысячная армия под предводительством Шахбаза Герая, носившего титул калги (второе после хана звание) Крымского ханства. Основу войска составляли татары, регулярные подразделения турецкой армии и многочисленные отряды кабардинских князей. Казачья станица на Кавказе – это маленькая крепость, окруженная валом, рогатками, стеной и кустами колючего терновника. Дома станичников невысокие, а в стенах, обращенных к «полю», вместо окон бойницы для стрельбы. 11 июня горцы, татары и турки, рассчитывая взять станицу наскоком, пошли на приступ. Строевые казаки ушли на войну и отпор захватчикам могли дать только инвалиды, старики, казачата и немногочисленные мужчины под предводительством атамана Савельева. Казаки вышли на валы и встретили наступающего противника огнем из ружей и чугунных пушек. Пока мужья, братья и отцы сражались, казачки разогревали смолу, перевязывали раненных воинов, подносили боеприпасы. У наурцев была легенда, что даже приготовленные к обеду щи выливались на головы карабкающихся по стенам врагов. В критический момент обороны, когда противник всеми силами пошел на штурм и бойцов для бороны не хватало, женщины решили подержать сражающихся мужчин. По традиции перед решающим боем казаки одевались в свои лучшие чистые одежды, тем самым демонстрируя готовность умереть и отправиться на суд божий в пристойном виде. Нарядившись в красные наурские сарафаны, полторы сотни женщин вышли на вал с отчаянной готовностью погибнуть, но не пустить врага в станицу. Казачки, вооруженные серпами, под пулями и пролетающими стрелами смело резали штурмующих стены врагов. Такого горцы не ожидали и, не выдержав потерь, отступили от стен. Первый день штурма обошелся войску Шахбаз Герая в 800 человек убитыми, большинство из которых были кабардинцами, отличающимися особой смелостью. В числе погибших оказался и влиятельный князь Кабарды Кагока Татарханов. Станица Червленная, в которой стоял армейский пехотный полк, находилась всего в 40 верстах от Наурской, но помощь из нее осажденным так и не пришла. До самой Червленной доносились звуки пушечных выстрелов, но командир полка посчитал, что это отголоски не боев, а учебных стрельб, часто проводимых атаманом Савельевым. Неожиданное отступление Утром 11 июня казацкие пушки возобновили обстрел и к общему удивлению станичников, после первых залпов противник собрал свой лагерь и ушел от стен Наурской. Причиной поспешного отступления стала гибель любимого племянника Шахбаз Герая, которого убил выстрелом наурский казак по прозвищу Перепорха. Крымский калга посчитал смерть своего родича плохим знаком и решил отступить, тем более что время для неожиданного нападения на казацкие земли было потеряно. Спустя почти 100 лет станичники раскопали курган, на котором стоял шатер Шахбаза и обнаружили в земле человеческие кости, рядом с котором положили серебряный кувшин, золотые украшения и конскую сбрую. Возможно, это и был племянник военачальника. Но многие казаки верили в другую версию чудесного спасения Наурской. На рассвете 11 июня в день памяти Варфоломея и Варнавы на поле брани появились облаченные в белые одежды всадники, скачущие на белоснежных конях. Это святые апостолы спустились с небес для защиты православных людей и прогнали врага. В последующей истории Моздокского полка день апостолов Варфоломея и Варнавы особенно почитался, а 11 июня называли не иначе как «Бабий праздник». Кабардинцы долго не могли отойти от позора своего поражения и даже в мирное время старались не встречаться с наурскими станичниками. Казаки, сталкиваясь с горцами, всегда напоминали о том, «как Кабарда пошла воевать, да не управилась с казацкими женами». А если встречался джигит с обожженным лицом, то его спрашивали: «Что, приятель, не щи ли в Наурской хлебал?».

«Щи в Наурской хлебал?»: кому из татар задавали этот вопрос
© Кириллица