История России: почему её немцы писали

Среди поклонников «фолк-истори» распространена теория, что немецкие академики в XVIII веке по заказу Романовых сфальсифицировали историю России. В частности, приписав Рюрику скандинавское происхождение. Правда, они так и не ответили на вопрос – а зачем это было нужно, если иноземная династия в европейских странах совсем не является чем-то необычным, да и зачем Романовым придумывать что-то про предыдущую династию, чья история никак не подрывает легитимность Дома Романовых?[С-BLOCK]

История России: почему её немцы писали
© Русская семерка

В чём корень проблемы

Видео дня

К слову, в последнем российском императоре, , было всего 1/124 русской крови, что не мешало ему быть русским самодержцем и стать православным страстотерпцем.

Впрочем, вернёмся к временам создания Петербургской Петром I в 1724 году. Тогда просто неоткуда было взять национальные научные кадры в нужном количестве, и император призвал иностранцев. Впрочем, для Петра I это был привычный образ действий. Например, русскую армию нового образца во многом создавали иностранные офицеры, наиболее известны из которых шотландец и швейцарец . К слову, российскую физику развивал немец Георг Вильгельм Рихман, друг Ломоносова, но никто что-то не кричит о фальсификации физики при Романовых. Впрочем, историю России немцы начали писать уже после смерти Петра I.

Первым, кто начал исследовать русские летописи в подлиннике, стал Август Людвиг Шлёцер. Александр Пушкин писал о нём в превосходных тонах, в частности: «Мы и потомство наше будем за Вас Бога молить, как за Шлёцера и Ломоносова», обращаясь к помогавшему ему историку . Шлёцер в числе первых безоговорочно признал подлинность «Слова о полку Игореве». В Россию Август Людвиг прибыл в 1761 году, по приглашению. Ему было 26 лет, он закончил два университета: Виттенбергский и Геттингенский, защитил диссертацию на тему: «О жизни Бога». Русский язык Шлёцер выучил за 2 месяца и спустя это время уже участвовал в создании «Русского исторического сборника». В 1762 году становится адъюнктом при Академии наук, изучает древнерусские летописи, предварительно «подтянув матчасть» в древнерусском и старославянском.

Старший современник, Готлиб Зигфрид Байер, выпускник Кенигсбергского университета, имеет защищённую диссертацию на стыке лингвистики и богословия, а также магистерскую степень. С 1725 года руководит кафедрой древностей и восточных языков в Петербургской академии наук. Пишет работы по-латыни - по ориенталистике, филологии, исторической географии, они выходят в специальных изданиях Академии наук. Изучает, в том числе, Скифию, Кавказ. Байер получает годовой оклад в 600 рублей, с казенною квартирою, отоплением и освещением. Долгий период – он единственный в российской Академии наук представитель историко-филологической науки, что привело его к занятиям русской историей. По этой теме он выпустил множество статей и книг.

И это – два самых выдающихся представителей немецкой науки на российской службе, были и другие, менее именитые.

Норманнский вопрос

Байер и Шлёцер, опираясь на данные «Повести временных лет» и иных древнерусских источников, выдвигают версию о скандинавском происхождении Рюрика, к тому времени многие века считавшегося основателем первой русской правящей династии. Кстати, Рюриковичи не могли похвастаться чистотой крови – тут были половецкие, английские, скандинавские, литовские предки.

Екатерина I, сама немка по происхождению, не поддержала учёных по политическим соображениям, связанным не столько с внутренней, сколько с внешней обстановкой. В частности, именно так трактует ситуацию историк , научный секретарь семинара военной археологии при Институте истории материальной культуры РАН.

тоже выступает против норманнского происхождения Рюрика, но выводит его генеалогию не к русским, а к прусским корням. Впрочем, вопрос о происхождении Рюрика был далеко не самым актуальным и острым. Важнее было провести непрерывную историческую линию от древней Руси к современной на то время России, что имело и политическое измерение. А вот это как раз было сделано немецкими историками Петербургской академии наук. Правда, мы ныне помним, скорее, Ключевского или Татищева в качестве создателей фундаментальной истории российского государства и русского народа. А был ещё Иловайский. Пару лет назад на этом поприще отметился писатель (Чхартишвили).