Какое оружие было самым эффективным у русских воинов
«Добро должно быть с кулаками». А иногда и с кистенем, бердашем и рогатиной. Проводим ревизию арсенала русского ратника. «Меч-сто-голов-с-плеч» Правда или сказка, но русские богатыри могли мечом разрубить напополам врага вместе с лошадью. Неудивительно, что за русскими мечами велась настоящая «охота». Однако в отличие от меча, добытого у врага в бою, изъятый клинок из кургана никогда не приносил удачи своему хозяину. Выковать же меч могли себе позволить только состоятельные воины. Самым известным, например, в IX веке считался кузнец Лютода. Мастер ковал высококлассные булатные уникальные мечи. Но преимущественно все же мечи делали заграничные мастера, и самыми популярными были каролингские мечи, клинок которых преимущественно представлял собой стальные лезвия, наваренные на металлическую основу. Ратники скромного достатка вооружались более дешевыми цельножелезными мечами. По лезвию оружия пускали долы, которые облегчали его вес и повышали прочность. Со временем мечи стали короче (до 86 см) и чуть легче (до килограмма), что не удивительно: попробуй-ка порубись минут 30 полуторакилограммовым метровым мечом. Правда, встречались особенно выносливые дружинники, которые орудовали двухкилограммовым мечом длиной 120 см. Оружие вкладывали в обитые кожей или бархатом ножны, которые декорировались золотыми или серебряными насечками. Каждый меч получал при «рождении» имя: Василиск, Горыня, Китоврас и др. «Сабля острее, так и дело спорее» С IX-X века русские войны, преимущественно конные, начинают применять более легкую и «проворную» саблю, которая приходит к нашим предкам от кочевников. К XIII веку сабля «покоряет» не только юг и юго-восток Руси, но и ее северные пределы. Сабли знатных воинов украшались золотом, чернью, серебром. Первые сабли русских ратников достигали метровой длины, их кривизна доходила до 4,5 см. К XIII веку сабля вытягивается на 10-17 см, а кривизна порой доходит до 7 см. Эта кривизна позволяла наносить скользящий удар, от которого оставались более длинные и глубокие раны. Чаще сабли были цельностальными, их выковывали из заготовок науглероженного железа, после чего подвергали многократному закаливанию по очень сложной технологии. Иногда делали немонолитные клинки – сваривали две полосы или вваривали одну полосу в другую. К XVII веку в ходу были сабли как отечественного, так и импортного производства. Однако наши мастера равнялись на иностранцев, в первую очередь, на турок. «Ошеломляющий удар» Кистень появился на Руси в X веке и прочно удерживал свои позиции вплоть до XVII века. Чаще оружие представляло собой короткий ременной кнут с закрепленным на конце шаром. Иногда шар «украшали» шипами. Австрийский дипломат Герберштейн вот как описывал кистень великого князя Василия III: «на спине за поясом князь имел особое оружие – палку чуть длиннее локтя, к которой прибит кожаный ремень, на его краю находится булава в виде какого-то обрубка, украшенного со всех сторон золотом». Кистень при своей массе в 250 грамм был отличным легким оружием, которое оказывалось очень кстати в самой гуще схватки. Ловкий и внезапный удар по шелому (шлему) противника, и дорога свободна. Отсюда и берет свои истоки глагол «ошеломить». В общем, умели наши воины внезапно «изумлять» врага. «Секир башка, мотай кишка» На Руси секира использовалась в первую очередь пешими ратниками. На обухе секиры располагали прочный и длинный шип, часто загнутый вниз, при помощи которого воин легко стаскивал противника с лошади. Вообще, секиру можно считать одной из разновидностей топоров – очень распространенного рубящего оружия. Топорами владели все: и князья, и княжеские дружинники, и ополченцы, как пешие, так и конные. Разница заключалось только в том, что пешие воины отдавали предпочтение тяжелым топорам, а конные – топорикам. Еще одной разновидностью топора является бердыш, которыми вооружалась пехота. Это оружие представляло собой длинное лезвие, насаженное на длинное же топорище. Так, в XVI веке стрельцы бунтовали именно с таким оружием в руках. «Была бы булава, будет и голова» Родительницей и булав, и палиц можно считать дубину – древнерусское оружие «массового поражения». Дубину предпочитали ополченцы и бунтующий люд. Например, в войске Пугачева были люди, вооруженные только дубинами, которыми они с легкостью крошили черепушки врагов. Лучшие дубины изготавливались не абы из какого дерева, а из дуба, на худой конец – из вяза или березы, при этом брали самое прочное место, где ствол переходил в корни. Для усиления разрушающей силы дубины ее «декорировали» гвоздями. Такая дубина уж не соскользнет! Булава же представляла собой следующую «эволюционную ступень» дубины, наконечник (навершие) которой делали из медных сплавов, а внутрь заливали свинец. Отличается палица от булавы геометрией наверший: грушевидное шипованное оружие в руках богатырей – это палица, а оружие с кубическим навершием, «украшенное» крупными треугольными шипами – это булава. «Рука бойцов колоть устала» Копье – оружие универсальное, военно-охотничье. Копье представляло собой насаженный на прочное древко стальной (булатный) или железный наконечник. В длину копье достигало 3 метров. Иногда часть древка заковывалась в металл, чтобы враг не смог перерубить копье. Интересно, что наконечник мог достигать в длину полуметра, были случаи и применения целого «меча» на палке, при помощи которого не только кололи, но и рубили. Любили копья и всадники, но они использовали другой способ ведения боя, нежели средневековые рыцари. Следует заметить, что таранный удар появился на Руси только в XII веке, что было вызвано утяжелением доспехов. До этого момента всадники наносили удар сверху, предварительно сильно замахнувшись рукой. Для метания воины использовали сулицы – легкие копья длиной до полутора метров. Сулица по своему поражающему эффекту была чем-то средним между копьем и стрелой, выпущенной из лука. «Тугой лук – то сердечный друг» Владение луком требовало особой виртуозности. Недаром стрелецкие дети изо дня в день тренировались, стреляя из лука по пням. Нередко лучники обматывали руку сыромятным ремнем, что позволяло избежать значительных травм – неловко выпущенная стрела забирала с собой внушительный кусок кожи с мясом. В среднем лучники стреляли на 100-150 метров, при великом старании стрела улетала в два раза дальше. В середине XIX века при раскопках кургана в Бронницком уезде нашли захоронение воина, в правом виске которого крепко засел железный наконечник стрелы. Ученые предположили, что ратник был убит лучником из засады. В летописях описывается поразительная скорость, с которой лучники выпускали стрелы. Существовала даже такая присказка «Стрелять, как прядь делать» — стрелы летели с такой частотой, что образовывали сплошную линию. Лук и стрелы были неотъемлемой частью иносказательности речи: «Как стрела с лука спрянула», значит, «быстро ушла», когда говорили «как из лука стрела», имели в виду «прямо». А вот «поющая стрела» — это не метафора, а реальность: на наконечниках стрел делали отверстия, которые в полете издавали определенные звуки. https://cyrillitsa.ru/past/33404-7-predskazanykh-pokusheniy-na-aleksandr-3.html 7 предсказанных покушений на Александра II text/html Sat, 06 Jul 2019 20:00:57 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/55192-kakie-ludi-mogli-stat-oprichnikomi.html Какие люди могли быть опричниками text/html Sat, 06 Jul 2019 20:00:57 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/51850-kak-izmenenie-simvoliki-pomoglo-petr.html Как изменение символики помогло Петру I text/html Sat, 06 Jul 2019 20:00:57 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=95352 Северные крестьяне: как они выглядели в начале XX века Sat, 06 Jul 2019 19:00:53 +0000 Фотохудожник - исследователь Мезенского края. Народы Это был малоизвестный, но очень талантливый, к сожалению, рано ушедший художник и фотограф, который много занимался этнографией своей родной Мезенской земли и соседних уездов. Мы публикуем подборку его фотографий начала XX века. Николай Авенирович Шабунин (6.04.1866 – 27.02.1907), сын священника из Мезенского уезда, профессиональным фотографом не был, как художник он был целиком увлечен живописью и к концу своей короткой жизни уже был почти сложившимся мастером. Он учился в Академии Художеств в Санкт-Петербурге: сначала вольным слушателем, потом учеником в мастерской Репина, звание художника получил в 1898 году и всю свою работу с того момента посвящал Северу. В родные края он ездил каждое лето, добираясь туда ранней весной на санях, чтобы добраться до тундры, а затем уже жил в своей деревне, изучая окрестности с фотоаппаратом. Он планировал издать описание Мезенского края, но во время последней поездки, зимой 1907 года, он простудился и умер в возрасте 40 лет. Однако много фотографий к докладу «Северный край и его жизнь», который был сделан художником на заседании Общества архитекторов, были впоследствии напечатаны. https://cyrillitsa.ru/narody/53815-kogda-poyavilis-ukraincy.html Когда появились украинцы text/html Sat, 06 Jul 2019 19:00:53 +0300 https://cyrillitsa.ru/narody/56953-pochemu-salo-ne-ukrainskoe-izobreteni.html Почему сало не украинское изобретение на самом деле text/html Sat, 06 Jul 2019 19:00:53 +0300 https://cyrillitsa.ru/narody/85539-kakie-kazaki-zhili-na-territorii-ukrai.html Какие казаки жили на территории Украины text/html Sat, 06 Jul 2019 19:00:53 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=95350 Северные лабиринты: для чего они были нужны Sat, 06 Jul 2019 18:35:45 +0000 Россия – это лабиринт, состоящий из множества лабиринтов, помещенных внутрь лабиринта. И в каждом лабиринте вас поджидают собственные «минотавры». История Настоящее Россия – это лабиринт, состоящий из множества лабиринтов, помещенных внутрь лабиринта. И в каждом лабиринте вас поджидают собственные «минотавры». (далее…) https://cyrillitsa.ru/history/70528-chto-oznachaet-slovo-rus.html Что означает слово «Русь» text/html Sat, 06 Jul 2019 18:35:45 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/49757-11-faktov-o-ekaterine-velikoy.html 11 фактов о Екатерине Великой text/html Sat, 06 Jul 2019 18:35:45 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/77784-kak-anglichane-s-gollandcami-borolis.html Как англичане с голландцами боролись за Русское царство text/html Sat, 06 Jul 2019 18:35:45 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=95348 Что оставили американцы в оккупированной России в 1919 году Sat, 06 Jul 2019 18:00:39 +0000 В мае 1918 года американский крейсер «Олимпия» вошел в Кольский залив и бросил якорь на мурманском рейде. Через несколько недель на берег высадилось 150 американских морских пехотинцев. Так началась американская интервенция на севере России. 6 июля 1918 года представители Антанты и США подписали вместе с Мурманским крайсоветом «Временное по особым обстоятельствам соглашение», передававшее всю полноту […] Прошлое В мае 1918 года американский крейсер «Олимпия» вошел в Кольский залив и бросил якорь на мурманском рейде. Через несколько недель на берег высадилось 150 американских морских пехотинцев. Так началась американская интервенция на севере России. 6 июля 1918 года представители Антанты и США подписали вместе с Мурманским крайсоветом «Временное по особым обстоятельствам соглашение», передававшее всю полноту власти в Мурманском крае, включая командование русскими вооруженными силами в регионе в руки интервентов. В сентябре около 5200 американцев, главным образом уроженцев Висконсина и Мичигана, были размещены на севере России с задачей охраны портов и грузов, а также обеспечить эвакуацию из России оказавшихся там американских подданных, прежде всего сотрудников посольства США, к тому времени эвакуированного в Вологду. После окончания Первой мировой войны в ноябре 1918 года, командование и солдаты американского экспедиционного корпуса начало роптать по поводу продолжения своего присутствия в России и из-за своего подчинения британскому командованию. Летом 1919 года они были выведены из России, получив в Америке прозвище «белые медведи» (Polar Bears), оставив на память удивительные фотографии своего пребывания на Русском Севере. https://cyrillitsa.ru/past/25867-dlya-chego-na-samom-dele-delali-fevrals.html Для чего на самом деле делали Февральскую революцию? text/html Sat, 06 Jul 2019 18:00:39 +0300 https://cyrillitsa.ru/past/805-bova-korolevich.html Как французский рыцарь русским богатырем обернулся text/html Sat, 06 Jul 2019 18:00:39 +0300 https://cyrillitsa.ru/past/74293-staroobryadcy-samye-radikalnye-teche.html Старообрядцы: самые радикальные течения text/html Sat, 06 Jul 2019 18:00:39 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=95346 Почему русские до Петра I не ставили зверей на свои знамена Sat, 06 Jul 2019 16:00:30 +0000 Вспоминаем старинные русские знамена, под которыми русские воины совершали свои ратные подвиги. В отличие от нынешних стягов, здесь вы не найдете «фирменного», «аутентичного», государственного стиля. Вместо эмблем и грозных тотемов мы видим Спасителя, Богородицу, ангелов и апостолов. Скажем, ратники, покорявшие Прибалтику в Ливонскую войну, никогда бы не рискнули пойти на штурм Нарвы под знаменами с […] История Прошлое Вспоминаем старинные русские знамена, под которыми русские воины совершали свои ратные подвиги. В отличие от нынешних стягов, здесь вы не найдете «фирменного», «аутентичного», государственного стиля. Вместо эмблем и грозных тотемов мы видим Спасителя, Богородицу, ангелов и апостолов. Скажем, ратники, покорявшие Прибалтику в Ливонскую войну, никогда бы не рискнули пойти на штурм Нарвы под знаменами с изображением «бестии». Они бы посчитали бы это совершенно бессмысленным актом: как твари Божии (львы, орлы и прочие хищники) могут тебе даровать победу над врагом? С приходом Петра I все поменялось: святых на знаменах заменили «звери» или абстрактные геометрические знаки. Правда, русские вместе с тем не стали меньше побеждать. Видимо, мы все же избранный народ. https://cyrillitsa.ru/history/63828-kak-izdevalis-drug-nad-drugom-blagor.html Как издевались друг над другом благородные девицы text/html Sat, 06 Jul 2019 16:00:30 +0300 https://cyrillitsa.ru/past/38221-samye-rokovye-amnistii-russkoy-istor.html Самые роковые амнистии русской истории text/html Sat, 06 Jul 2019 16:00:30 +0300 https://cyrillitsa.ru/past/30603-glavnye-pobedy-v-russkoy-istorii-2.html Главные победы в русской истории text/html Sat, 06 Jul 2019 16:00:30 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=95344 Как православному правильно выбрать духовного отца Sat, 06 Jul 2019 15:15:27 +0000 О современных духовниках. Традиция Феофан Затворник: «Вы предлагаете взять вас под свое руководство? Не могу. И не понимаю этого дела. Оттого никогда не берусь руководить. Настоящих руководителей, как вы его определяете, не найдете». Святитель Феофан Затворник говорил так в XIX веке неким мирским людям, которые приехали, чтобы стать его духовными чадами, совершая одну из главных ошибок современных православных – вместо того, чтобы найти человека, который мог бы помочь в сложнейшем духовном пути к спасению, стать рабом признанного авторитета, чтобы не думать, не читать, не размышлять, не заботиться о правильности решений, если батюшка благословил. Духовник в наше время Не мудрствуя лукаво, скажем, что для мирянина – это священник храма, прихожанином которого он является. Этот человек не просто совершает таинства в силу своего сана, но и помогает духовному чаду советами, проповедями, наставлениями так, чтобы приблизить его к истинно православной жизни. Сейчас почти не бывает тех духовных отцов, какие существовали в золотой век православия, когда дух Святой открывает духовнику то, как именно вести своего послушника по пути к спасению. Конечно, найти такого духовника во все века было великим благом. Что нам дает духовник? Даже для того, чтобы научиться молитве, нужно упражняться и понуждать себя к этому, понимая, как это надо делать, и лучше всего заниматься этим под руководством наставника. По словам профессора Московской духовной академии Алексея Осипова, таким наставником должен быть тот, кто знает святых отцов, ведет духовную жизнь. Современный духовник должен демонстрировать опыт духовный жизни. Сейчас немало людей, которые легко готовы дать ответы на все вопросы, как написал Петр Дамаскин: «Много вреда потерпел я от неопытности наставников». Часто отношения духовного чада с наставником становятся очень тоталитарными. По словам протоиерея Владислава Свешникова, «тот опыт, когда есть автоматическое требование абсолютного послушания, совершенно не ведет к исполнению главной задачи, которая состоит в воспитании в человеке, который приходит к священнику, подлинной духовной свободы. Он пришел из одного вида рабства — попадает в другой вид рабства. И он никогда не узнает, что такое духовная свобода». Благословение У священников есть анекдот. Одна прихожанка подходит за благословением, говорит: «Батюшка, у меня много во рту скопилось слюны. Благословите сплюнуть». А другая: «Батюшка, у меня во рту скопилось много слюны, куда благословите – направо или налево сплюнуть?» Желание получить благословение на то, что вообще этого не требует – массовое карикатурное явление. По-настоящему благословение требуется только для сложных духовных решений, и тогда оно становится не просто осенением крестом, но советом-рассуждением. Отношения мирян с духовным отцом У нас часто представление о духовных отцах искажено естественным для православного человека стремлением к святости. Но таких людей, о которых мы читаем в житиях, найти очень сложно, и с каждым годом все сложнее. Нил Сорский, когда искал духовника на Афоне, говорил, что у каждого старца на послушании было не больше двух-трех монахов, которые беспрекословно подчинялись наставнику. Мирскому человеку не доступно такое послушание, поэтому правильно отношение к духовному отцу – жить по его совету. Осторожность в выборе Не один святой отец указывал на необходимость очень внимательного выбора духовника. Особенно в наше время есть большая опасность принять бездуховного бородатого старого человека за духовного отца. Преподобный Кассиан Римлянин писал: «Полезно открывать свои помыслы отцам, но не каким попало, а старцам духовным, имеющим рассуждение, старцам не по телесному возрасту и сединам. Многие, увлекшись наружным видом старости и высказав свои помышления, вместо врачества получили вред от неопытности слышащих». В наше время ничуть не меньше и в священнической среде людей, впадающих в ересь и страдающих от грехов. Для этого очень важно сохранять ясность критической мысли при общении с духовником. Пимен Великий велел немедленно разлучаться со старцем, проживание с которым становится душевредным. Духовная литература Многие пожилые современные верующие помнят время, когда и евангелие могли отнять, а сейчас так много православной литературы. По мнению профессора Осипова, надо обязательно иметь и читать православные толкования Евангелия, читать тех святых, которые открывают нам сокровища духовной жизни и путь. https://cyrillitsa.ru/tradition/90961-pochemu-pravoslavnym-nelzya-nosit-br.html Почему православным нельзя носить браслеты с крестом text/html Sat, 06 Jul 2019 15:15:27 +0300 https://cyrillitsa.ru/tradition/93237-chto-budet-s-obychnym-chelovekom-kotoryy.html Что будет с обычным человеком, который проведет обряд экзорцизма text/html Sat, 06 Jul 2019 15:15:27 +0300 https://cyrillitsa.ru/posts/275-vstrechaem.html Встречаем по одежке text/html Sat, 06 Jul 2019 15:15:27 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=95342 Почему девушек с родинками не брали замуж на Руси Sat, 06 Jul 2019 14:30:18 +0000 Размер приданого, иными словами, имущества, выдаваемого родителями дочери при ее замужестве, был весьма заманчивым стимулом для женихов обратить внимание на незавидных невест. Не отвечавшие старинным канонам русской красоты барышни имели шанс на создание собственной семьи лишь в том случае, если предлагаемое за них материальное вознаграждение было заманчиво большое, за которое можно было закрыть глаза на некоторые несовершенства суженой. К несомненным изъянам девицы на выданье относились […] Традиция Размер приданого, иными словами, имущества, выдаваемого родителями дочери при ее замужестве, был весьма заманчивым стимулом для женихов обратить внимание на незавидных невест. Не отвечавшие старинным канонам русской красоты барышни имели шанс на создание собственной семьи лишь в том случае, если предлагаемое за них материальное вознаграждение было заманчиво большое, за которое можно было закрыть глаза на некоторые несовершенства суженой. К несомненным изъянам девицы на выданье относились ее физические особенности, внешние формы и возраст. Родинки Существенно увеличивать расходы на приданое приходилось тем родителям, у чьих дочерей на лице или на теле обнаруживались нестандартные родинки или, еще хуже, родимое пятно. По заверению эзотерика Павла Глобы, эти пигментные образование в стародавние времена считались отметинами дьявола, а девушка, имевшая их, автоматически расценивалась как «порченая нечистой силой». Аналогичным смыслом наделялись различного рода папилломы, бородавки, прыщи и шрамы. Брать в жены наместницу ведьмы на земле, которая водила дружбу с домовым, считалось опасной затеей, но некоторые смельчаки все же решались на этот шаг. Худоба По заверениям основательницы исторической феминологии Натальи Пушкаревой, антирекламой девице служила ее стройность и бледнолицость. Отсутствие пухлых щечек, здорового румянца и дородного тела расценивалось на Руси как недостаток, поскольку жена обязана была заниматься тяжелой крестьянской работой. Худосочной барышне было не под силу справляться со всеми тяготами быта: следить за домом, возиться в поле, ткать, шить, прясть, ухаживать за мужем и детьми. Кроме того, худоба могла быть внешним признаком протекающей в организме девушки болезни, чаще всего чахотки (туберкулеза), поэтому, чтобы обезопасить себя от рисков, женихи требовали за такой «подарочек судьбы» приданое побогаче. Узкий таз Михаил Краснощеков в книге «Энциклопедия толстяка» отмечал, что на Руси неприглядно выглядела невеста, имевшая узкий таз. Поскольку в старину основным предназначением семьи было продолжение рода, свахи не рекомендовали молодцам посматривать в сторону узкобедрых девчин, способность которых к воспроизводству потомству ставилась под огромное сомнение. Поэтому родителям подобной девицы на выданье стоило затратить немало материальных ресурсов, чтобы убедить потенциального жениха в том, что она способна выносить и родить здоровых детишек. Физические особенности Иным препятствием для безоблачного заключения брака были физические особенности барышни — например, хромота, косоглазие, глухота, немота. Компенсировать эти недостатки могли увесистые сундуки с приданым. Перестарок Раскошелиться на свадебное вознаграждение за дочь должны были и те отцы, чьи чада засиделись в девицах. Называемые обидным словом «перестарок» невесты, которые к 18 годам так и не приглянулись ни одному молодцу, рисковали навсегда остаться старыми девами. В книге «Национальная идея России» под редакцией Степана Сулакшина отражено, что в прошлом идеальным женским возрастом для вступления в брак считался промежуток от 12 до 18 лет. Если девушка засиживалась дома, а видимых изъянов у нее не наблюдалось, то все полагали, что причиной ее одиночества мог быть слишком острый язык или несговорчивый характер. https://cyrillitsa.ru/tradition/68786-sorok-sorokov-chto-znachit-yeto-vyrazheni.html Сорок сороков: что значит это выражение text/html Sat, 06 Jul 2019 14:30:18 +0300 https://cyrillitsa.ru/tradition/60890-v-chyom-opasnost-strasti.html В чём опасность страсти text/html Sat, 06 Jul 2019 14:30:18 +0300 https://cyrillitsa.ru/tradition/71462-pochemu-kupola-v-rossii-kroyut-zolotom.html Почему купола в России кроют золотом? text/html Sat, 06 Jul 2019 14:30:18 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=95340 Поморские кресты: для чего они ставились Sat, 06 Jul 2019 14:02:22 +0000 Как поморы представляли себе политическую карту мира. Народы Картина мира у русских поморов была необычная, но даже в наше время не лишенная смысла. Они жили наверху, торговать ходили в шведскую землю – вниз. Там живет всякая нехристь – французы, немцы, англичане: о них, не имеющих истиной веры, и прояснять нюансы не стоит. А на востоке – они, православные, южнее живут вроде тоже относительные братья, но поскольку они не поморы, то о них тоже говорить не стоит. Уже позже, в конце XVIII – начале XIX века связь поморов с внутренней Россией, отчасти насильственно, укрепилась, и тогда у них даже появилась серия судов со славянскими именами. Колдуны Что касается остального мира, то дальше на юго-востоке жили арабы, а еще восточнее – карлики, одноногие, одноглазые и песьеголовые. При этом все, кто находился на этнической периферии русского Севера, считались колдунами. Колдовскими чарами обладали, например, самоеды-ненцы, которые напускали на «Русь» порчу-икоту. Есть записи о том, что крестьяне Пинежского и Мезенского уездов заразились икотой от своих соседей-самоедов. (Н.М. Теребихин, «Метафизика севера», Архангельск, 2004) Зырянский край, иначе говоря, земля народа коми, также считался темной страной чародеев и кудесниц. Своих ближайших соседей – карел, поморы уважали и боялись. Считалось, если какая напасть – карелы наслали по ветру. «Всякую они тяготу с Карелы своей на наше Поморье пущают» – говорили поморы. Карелы их не разубеждали, сами уверенные в том (причем до сих пор), что обладают магическими способностями. Правда, поморы считали, что если лихой человек из Карелии наслал болезнь, то и излечить могут только его соотечественники, поэтому частенько звали карельских колдунов к своим больным, чтобы они прочитали лечебный заговор «на ветры и на четыре стороны». Карел часто звали и на похороны, и на свадьбы – для того, чтоб все было отмечено и магической печатью. Могущественнее карелов считались только лапландцы. Возможно, потому что именно они были первыми в освоении северных земель. Широко известна история, как царь Иван Грозный выписал из Лапландии 60 колдунов, чтобы те объяснили ему, что означает комета, которую мнительный царь посчитал предвестницей скорой смерти. Лопарские ведуны объявили – именно так, царь скончается 18 марта. Иван Грозный, не поверив, что жить ему осталось так мало, велел 18 марта сжечь всех колдунов. Но не успел, вечером этого дня Иван Грозный внезапно упал в обморок и к ночи скончался. Опять вспомнили у нас о лопарских волшебниках, когда был убит самозванец Григорий Отрепьев. Его тело с множеством ран несколько дней лежало на Красной площади, выставленное на всеобщее обозрение. Пошел слух, что «Гришка был колдун, научившийся колдовству у лопарей: когда они дадут себя убить, могут и воскрешать себя». Об этом можно прочитать у историка Н. М. Карамзина. В «Истории государства Российского» он приводит отрывок из «Московской хроники»: «Вокруг Лжедмитриева тела, лежащего на площади, ночью сиял свет: когда часовые приближались к нему, свет исчезал и снова являлся, как скоро они удалялись. Когда его тело повезли в убогий дом, сделалась ужасная буря, сорвало кровлю башни на Кулишке и повалило деревянную стену у Калужских ворот. В убогом доме сие тело невидимою силою переносилось с места на место, и видели сидящего на нем голубя. Произошла великая тревога. Одни считали Лжедмитрия необыкновенным человеком, другие — дьяволом, по крайней мере, ведуном, наученным сему адскому искусству лапландскими волшебниками, которые велят убивать себя и после оживляют». Батюшка море и Ветер-полуношник Таинственнее чужеродных земель, населенных карелами и лапландцами, для помора – только море. Царство смерти. И путешествие по нему – испытание смертью на «судах» – семантически напрямую связанных со страшным судом. Человек вступает в поединок со стихией, показывая, на что способен. Настоящие герои-мореплаватели возвращаются домой «преображенными», а самозванцы погибают в морской пучине. При этом поморы относились к морю с большим уважением. Они никогда не говорили «погиб» или «утонул», а «море взяло», и осуждать его не людское дело. Море справедливо и его решение следует принимать – взяло, значит, так надо было. Души взятых морем людей уходят в царство поморского бога северного ветра Борея. Поморы знали, что неприятностей можно ждать не только от моря, но и от ветра. И больше других следует опасаться северо-восточного ветра – полуношника. «Смертоносного, шалого, темного, ярого, буйного». (Н.М. Теребихин, «Метафизика севера», Архангельск, 2004). Такими эпитетами его награждают поморы в народном творчестве. Усмирить его может только крест. Всегда после того как его вкапывали в землю – ветер стихал. Поморские кресты – это всегда дань Богу за то, что сохранил после выхода в море. Николай – скорый помощник Никола — Морской бог. Так называли и называют поморы св. Николая Чудотворца, которого во всем мире признают покровителем мореплавателей. О том, на сколько был почитаем этот святой, свидетельствуют записи французского врача и путешественника де Ламартиньера, который в 1653 году посетил Русскую Лапландию. Жителей Колы он назвал «николаистами», поскольку «в каждом жилище видел икону Николая Угодника». «От Холмогор до Колы – тридцать три Николы», — поморская пословица. Что не удивительно – Николая считали скорым помощником. Оказывается, когда молишься Богоматери и разным святым, они твою молитву понесут Богу, и уже от Бога получишь милость. Но Николе «вперед милость дана». Так что если дело срочное – лучше просить у Николая. Однако хоть святой исцелитель и освободитель, однако в поморском представлении он мстителен и обидчив будто языческий бог. Николай Теребихин: «На Северной Двине, немного ниже Березника, «есть тоже прославленное чудесами резное изображение св. Николая. Все суда, благополучно прошедшие порог, жертвуют «на масло» угоднику… Нам рассказывали несколько случаев неминуемой мести святого не желавшим жертвовать». В почитании резного образа св. Николая — «хозяина» порогов отчетливо прослеживаются реликты язычества. Прежде всего это относится к мести святого, в которой нельзя не усмотреть архаичные идеи договора человека с Богом, основанного на обмене ценностями («на дар ждут ответа»). Подобный же архаичный пласт представлений был связан с другим резным деревянным образом св. Николая Чудотворца, находившимся у истоков реки Пинеги: «Несколько тамошних жителей рассказывали нам предание, что в старые времена Святой изнашивал пару сапог в год, но с тех пор как один священник, поскупившись на новые сапоги, подшил только подошвы к старым — чудо перестало совершаться». Никола — «хозяин» реки Пинеги, совершавший ежегодные обходы своих владений, исцелявший людей, усмирявший врагов, отказался творить чудеса, после того как люди обманули его, подсунув старую обувь». https://cyrillitsa.ru/narody/81319-kakikh-devushek-na-rusi-schitali-boy-baba.html Каких девушек на Руси считали бой-бабами text/html Sat, 06 Jul 2019 14:02:22 +0300 https://cyrillitsa.ru/narody/76553-kak-v-chechne-obrazovalis-ordena.html Как в Чечне образовались ордена text/html Sat, 06 Jul 2019 14:02:22 +0300 https://cyrillitsa.ru/narody/74747-gde-na-ukraine-lyubili-russkikh.html Где на Украине любили русских text/html Sat, 06 Jul 2019 14:02:22 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=95338 21 июля 1918 года: чем знаменателен этот день Гражданской войны Sat, 06 Jul 2019 12:35:09 +0000 На самом деле все дни были страшными, и выбрать какой-то один очень трудно. Точного количества жертв по дням, тем более – в сумме по всем фронтам, никто не подсчитывал и уже никогда не подсчитает. Автор выбрал день 21 июля 1918 года, примечательный тем, что тогда было завершено подавление, само по себе исключительно жестокое, восстания в […] История На самом деле все дни были страшными, и выбрать какой-то один очень трудно. Точного количества жертв по дням, тем более – в сумме по всем фронтам, никто не подсчитывал и уже никогда не подсчитает. Автор выбрал день 21 июля 1918 года, примечательный тем, что тогда было завершено подавление, само по себе исключительно жестокое, восстания в Ярославле против советской власти, и началась кровавая расправа большевистских отрядов с пленными и населением. В этот же день происходили ожесточенные бои и на других театрах гражданской войны. Кубань: бой за Кисляковскую В начале июня 1918 года белогвардейская Добровольческая армия генерала Антона Деникина выступила с Дона во Второй Кубанский поход. 21 июля разгорелся упорный бой за станцию Кисляковская на участке железной дороги Сосыка—Кущевка. Вот как описывал этот бой сам Деникин: «Под утро 8-го [Деникин давал даты по старому стилю] вновь начался тяжелый бой дивизии Кутепова при подходе к станции Кисляковской. Обе стороны проявляли высокое напряжение и незаурядное мужество. Не раз то большевики, то добровольцы начинали отступление. Только пополудни, когда Покровский овладел станицей Кисляковской, угрожая тылу большевиков, занимавших станцию, в рядах их началось замешательство. Войска Кутепова стремительно двинулись в атаку, опрокинули противника, заняли станцию и преследовали большевиков на расстоянии трех верст». Убитых никто тогда не считал. Поволжье: взятие белыми Симбирска В начале июня 1918 года, опираясь на мятежный Чехословацкий корпус, в Самаре начала создаваться антибольшевистская Народная армия. Ее фактическим организатором, руководителем и вдохновителем стал подполковник российского Генерального штаба Оскар Каппель. 17 июля сводный русско-чешский отряд Народной армии под личным командованием Каппеля начал операцию по овладению Симбирском. В отряде насчитывалось всего два пехотных батальона, конный эскадрон и казачья сотня – менее тысячи бойцов – при шести артиллерийских орудиях. Симбирск оборонял двухтысячный гарнизон красных. Город Симбирск еще не отошел от шока после событий 10 июля, когда командующий советским Восточным фронтом, левый эсер Михаил Муравьев, отказался подчиняться Совету народных комиссаров и был застрелен. Подавление мятежа сопровождалось обычными в таких случаях уличной стрельбой и насилиями над населением. Отряд Каппеля за три дня совершил 150-километровый марш-бросок и 20 июля подступил к Симбирску. Несмотря на более чем двукратное превосходство в силах, красные на следующий день бежали из города. 21 июля Симбирск был взят. Учитывая небольшое количество войск с обеих сторон, потери тоже были небольшими. Однако бегство из Симбирска положило начало первым крупномасштабным репрессиям в Красной Армии. Прибывший из Москвы нарком по военным и морским делам Лев Троцкий применил в красноармейских частях на этом участке фронта первые децимации – расстрелы по жребию каждого десятого за оставление родного города «самого Ленина». Уничтожение красными Ярославля 6 июля 1918 года в Ярославле началось вооруженное восстание против советской власти, организованное офицерской организацией «Союза защиты Родины и свободы» во главе с эсером Борисом Савинковым. Восстание вспыхнуло преждевременно, так как органы ВЧК уже вышли на след заговорщиков и начали аресты. Поэтому восстание оказалось недостаточно подготовленным и совсем нескоординированным с действиями белых войск на внешних фронтах. Тем не менее оно приняло упорный и затяжной характер, так как было сразу поддержано значительной частью гражданского населения. Ограниченность восстания одним городом позволила большевикам быстро сосредоточить крупные силы для его подавления. Костяк красноармейских сил составили формирования из бывших венгерских военнопленных, латышские стрелки и добровольцы китайской национальности. Красные повели ожесточенные артиллерийские обстрелы Ярославля, методично разрушая квартал за кварталом и занимая опустевшие руины. Более 80% зданий в центре города было разрушено и сожжено. «Пришлите 500 химических снарядов» Вечером 16 июля командующий советскими отрядами начдив Юрий Гузарский телеграфировал в наркомат по военным и морским делам просьбу прислать дополнительное вооружение, в том числе «пятьсот зажигательных и пятьсот химических снарядов». На бланке телеграммы главный комиссар Северных железных дорог Руцкой приписал: «Просьба сделать распоряжение о срочном исполнении». В секретно-оперативном отделении наркомата было отмечено, что просьба, содержавшаяся в телеграмме, была исполнена. Правда, свидетельств применения большевиками химического оружия в Ярославле пока не найдено. По одной версии, химические боеприпасы так и не прибыли (или не успели прибыть), а отметка «Исполнено» относилась к части просьбы командующего (он много чего просил). По другой, большевики побоялись, что отравляющие вещества могли задеть их собственные войска. В два часа ночи 21 июля, когда сопротивление восставших уже было практически сломлено, Гузарский, тем не менее, снова повторяет свою просьбу в военный наркомат о присылке химических боеприпасов (помимо прочего вооружения), на сей раз – двух вагонов. «Расстреливайте всех на месте, не разбираясь» Вечером 20 июля красноармейцы уже начали занимать центр города. Об их поведении помощник Гузарского Константин Нейман на следующий день красноречиво сообщал: «Наши красноармейцы страшно и доблестно грабят город, не удерживаемы начальниками». Помимо мародерства, в тот же день, 21 июля, начались массовые расстрелы пленных. Дежурный оперативного отдела Московского окружного военного комиссариата передал Гузарскому по прямому проводу приказ, чье авторство в разговоре не упоминалось (очевидно, очень высокий начальник, так как вопрос о правомочности приказа не возник): «Не присылайте пленных в Москву, так как это загромождает путь. Расстреливайте всех на месте, не разбираясь, кто он. В плен берите только для того, чтобы узнать об их силах и организациях». Последовал ответ: «Захваченных с оружием расстреливаем на месте, а остальных забирает Чрезвычайная следственная комиссия из Москвы». В 4 часа утра 22 июля Гузарский телеграфировал в наркомат: «Сведения [на] 21 час. В Ярославле все спокойно, расстреляно 41 чел., штаб белогвардейцев… Опустошения произведены в городе средние». Военные силы восставших исчислялись примерно в 2000 «штыков». Около 600 из них было убито еще в ходе боев. О количестве расстрелянных после подавления восстания имеются разногласия у историков, но в любом случае речь идет о нескольких тысячах. https://cyrillitsa.ru/history/79727-slovar-dalya-samye-strashnye-lyapy.html Словарь Даля: самые страшные ляпы text/html Sat, 06 Jul 2019 12:35:09 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/78070-pochemu-na-rusi-schitali-unizitelnym-b.html Почему на Руси считали унизительным быть незаконнорожденным text/html Sat, 06 Jul 2019 12:35:09 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/69121-obshhie-bani-na-rusi-kakimi-oni-byli.html Общие бани на Руси: «там ходят женщины и шутят над своей нескромностью» text/html Sat, 06 Jul 2019 12:35:09 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=95336 Какие народы в Советском Союзе жили лучше всего Sat, 06 Jul 2019 12:05:06 +0000 Вероятно, многие, кто еще застал СССР и успел побывать в разных его республиках, помнят бросавшуюся в глаза разницу в жизненном уровне населения большинства областей России, особенно центральных, и некоторых республик. На фоне хронической бедности и тотального товарного дефицита в регионах российского Нечерноземья (где относительным изобилием выделялась Москва) магазины, а особенно рынки в некоторых местностях Закавказья […] История Вероятно, многие, кто еще застал СССР и успел побывать в разных его республиках, помнят бросавшуюся в глаза разницу в жизненном уровне населения большинства областей России, особенно центральных, и некоторых республик. На фоне хронической бедности и тотального товарного дефицита в регионах российского Нечерноземья (где относительным изобилием выделялась Москва) магазины, а особенно рынки в некоторых местностях Закавказья и Средней Азии, смотрелись продовольственной мечтой среднего российского обывателя. Городское население большинства союзных республик выглядело зажиточнее обитателей многих российских провинциальных городов. Да и между сельским населением союзных республик и России была ощутима эта разница, причем русское население союзных республик также зачастую жило явно лучше, чем в России. Например, у некоторых было по автомобилю, в то время как для семьи московского профессора в позднем СССР это казалось совершенно недостижимым жизненным уровнем. Заниженные цены для друзей На самом деле директивная финансовая и торговая политика, при которой энергоносители и другая продукция Российской Федерации «продавались» союзным республикам по заниженным ценам, а их продукция «покупалась» по завышенным, а также приоритетное инвестирование средств в производство на «национальных окраинах», обкрадывали российского производителя и потребителя. Жители большинства республик больше получали, чем отдавали. Согласно советским ценам, к 1989 году только у Азербайджана и Белоруссии было положительное сальдо во внешней торговле Советского Союза. У Российской Федерации импорт превышал экспорт. Это происходило потому, что и «братским социалистическим странам» советские энергоносители и некоторая продукция машиностроения продавались по заниженным ценам. При пересчете же на мировые рыночные цены вырисовывается совсем другая картина. РСФСР имела положительный баланс во внешней торговле 32,6 млрд рублей (по тогдашнему инвалютному курсу), другой такой республикой был Азербайджан (550 млн руб.). У остальных республик было отрицательное сальдо, причем наибольшее оно было у Казахстана (7 млрд руб.), Украины (6,5 млрд) и Узбекистана (4 млрд). Во внутрисоюзной межреспубликанской торговле была примерно такая же картина. Лидер положительного баланса по-прежнему Россия, за ней шла Туркмения как еще одна нефтегазовая «житница» страны. В «лидерах» отрицательного баланса находилась та же тройка, что и во внешней торговле. При такой финансово-экономической политике КПСС Российская Федерация становилась общесоюзным донором. При межреспубликанской торговле, в пересчете на душу населения, в 1989 году каждый россиянин «инвестировал» в другие республики ежегодно по 209 рублей. Другой республикой-донором, меньшего масштаба, была Туркмения – по 11 рублей с человека в год. Остальные республики получали, причем в наибольшем выигрыше находились: Литва (997 рублей), Эстония (812 рублей), Молдавия (612 рублей), Латвия (485 рублей), Армения (415 рублей). Дотации Но, помимо межреспубликанской торговли, существовало еще и дотирование из общесоюзного бюджета, когда собранные средства перераспределялись по республикам. Поэтому для представления о жизненном уровне более наглядны расчеты для позднего СССР по среднедушевому производству и потреблению в пересчете на рыночные цены в долларах. Любопытно, что во время перестройки дисбаланс здесь рос все менее выгодно для жителей РСФСР и все более выгодно для некоторых союзных республик. Так, если в 1985 году в РСФСР было произведено продукции на $14,8 тыс. на человека, а потреблено на $12,5 тыс. на человека, то в 1990 году эти цифры составили соответственно $17,5 тыс. и $11,8 тыс. В то же время Грузия в 1985 году произвела на душу населения $12,8 тыс., а потребила на $31,5 тыс.; в 1990 году соответственно на $10,6 тыс. и $41,9 тыс. Популярный анекдот, когда Рейган и Горбачев хвалятся друг перед другом уровнем жизни в своих странах, причем первый говорит о белых, а второй – о грузинах, содержит, как и любой анекдот, только долю шутки. Почти столь же значительной была разница в уровне потребления и производства на человека в пользу первого: в Узбекистане, Таджикистане и Армении (почти втрое), в Эстонии (более чем вдвое), в Азербайджане и Туркмении (вдвое). Единственной, кроме РСФСР, союзной республикой, где среднедушевое производство по мировым рыночным ценам превышало потребление, была Белоруссия (в 1990 году $15,6 тыс. и $12 тыс. соответственно). Не только поздний СССР был «империей наоборот»: так называемые «колонии» богатели за счет щедрости «метрополии». Поэтому неудивительно, что когда Ельцин в 1990 году заявил, что пусть союзные республики отделяются от СССР, если хотят, и сам повел дело к отделению РСФСР (случай, когда «имперский центр» сам решил выйти из состава «империи»), то его курс встретил поначалу бурное одобрение большинства россиян. https://cyrillitsa.ru/history/50580-russkie-predpriyatiya-s-vekovoy-istori.html Русские предприятия с вековой историей text/html Sat, 06 Jul 2019 12:05:06 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/49871-zachem-kazaki-krestili-zhenshhin-kochevni.html Зачем казаки крестили женщин кочевников text/html Sat, 06 Jul 2019 12:05:06 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/48586-chto-sdelal-ermak-dlya-rossii.html Что сделал Ермак для России text/html Sat, 06 Jul 2019 12:05:06 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=95334 Зачем СССР хотел заменить кириллицу на латиницу Sat, 06 Jul 2019 11:36:17 +0000 Кириллическое письмо, которое используют все народы России, стало частью нашего культурного сознания. Но были периоды, когда власти всерьез рассматривали вопросы перехода на латиницу. «Алфавит революции» Первые попытки использования букв латинского алфавита в русской письменной речи обнаруживаются во второй половине XVII столетия, что, в первую очередь, было вызвано влиянием польской орфографии. Позднее Петр I, затеяв реформу […] Традиция Кириллическое письмо, которое используют все народы России, стало частью нашего культурного сознания. Но были периоды, когда власти всерьез рассматривали вопросы перехода на латиницу. «Алфавит революции» Первые попытки использования букв латинского алфавита в русской письменной речи обнаруживаются во второй половине XVII столетия, что, в первую очередь, было вызвано влиянием польской орфографии. Позднее Петр I, затеяв реформу гражданского алфавита, пытался приблизить кириллическую письменность к латинице. Так исчезли привычные для русского алфавита греческие буквы «кси», «пси», «омега», а «и» и «з», пусть и ненадолго, были заменены на «i» и «s». В XIX столетии дискуссии о приближении кириллицы к латинице продолжились. И здесь не обошлось без Польши, которая вошла в состав России в 1815 году. Сторонники латинского алфавита уверяли, что кириллица некрасива и неудобна для фиксации на письме русского языка. В ответ на это у Николая I возникло обратное желание перевести на кириллицу польский язык. Тем не менее отдельные работы, пропагандирующие латиницу, в российской печати все же появлялись. В одной из них, которая называлась «Орыt wedenія novыh russkih liter», автор предлагал свой вариант русского алфавита, где из традиционно кириллических букв оставлял лишь «ч», «ш», «ы», «ю» и «я». А в 1857 году некий Кондинский пошел еще дальше и предложил для «упрощения русского правописания» использовать помесь румынской, венгерской и французской латиницы. Более обстоятельно к переходу на латиницу подошли большевики вскоре после победы революции. Комиссия под руководством языковеда Николая Яковлева разработала целых три варианта «русской латиницы». В одном из них Яковлев предлагал адаптировать латиницу к особенностям кириллического алфавита, отменив некоторые диграфы, например, «sh» и «ch», предназначенные для передачи одного звука. А вот диграф «sc», обозначающий «щ», ученый решил оставить — по его мнению, здесь мы имеем дело с двумя звуками. В новой системе исчезли бы кириллические буквы «ы» и «й», на смену которым пришли бы соответственно «y» и «j». Последняя также заменяла мягкий знак, идущий после согласного. Так, слово «вьюга» в варианте Яковлева выглядело бы как «vjuga». Зачем же советской власти понадобилось менять уже давно закрепившуюся систему кириллического письма? Главная причина кроется в идеологии. Со слов директора Института языкознания РАН Владимира Алпатова, это происходило в русле политики большевиков, где латинизация противопоставлялась русификации, проводимой царским правительством. Молодая советская власть еще верила в победу мировой революции, которая неизбежно приведет к рождению единого языка для всех пролетариев планеты. По мнению советских ученых, более универсальная латиница подходила для этих целей куда лучше, чем кириллица. Кроме того, свою письменность должны были обрести десятки малых этносов РСФСР, до революции ее не имевшие или пользовавшиеся другой письменной системой, например, арабской вязью, как мусульманские народы. И здесь латинский алфавит подходил как нельзя лучше. Еще один аргумент. В 1928 году латиницу начала использовать вставшая на европейский путь Турция, ведомая другом Советского Союза Мустафой Ататюрком. Турецкий опыт весьма мог бы пригодиться для латинизации языков народов Кавказа. Подходит не всем План Яковлева был на какое-то время подхвачен высшим партийным руководством, ему всячески содействовал нарком просвещения Луначарский. Однако, как только свет увидели первые газеты с использованием латинского шрифта, стало ясно, что эксперимент обречен на провал. Граждане жаловались, что перевод кириллицы на латиницу вызывает лишь смех. По инициативе Сталина все программы по замене кириллического шрифта на латинский были свернуты. Чуть дольше латинизация задержалась в некоторых тюркоязычных регионах СССР. Например, в Татарстане (Avtonomia Tatarstan Soviet Socialistiq Respublikasy) латинизированный алфавит использовали в течение 12 лет, он был отменен лишь накануне войны с Германией, когда возникла необходимость консолидации всех национальностей, проживавших в СССР. К идее латинизации алфавита в Татарстане вернулись сразу после распада СССР. Инициатором решения выступил Всемирный конгресс татар, позднее его утвердил президент Республики. Сторонники алфавита на основе латинской графики выделяли ряд положительных сторон нововведения: во-первых, кириллический алфавит плохо приспособлен для передачи фонетических особенностей татарского языка; во-вторых, латиница сможет создать единое алфавитное пространство с другими тюркоязычными народами, которые ее используют; в-третьих, это поможет Татарстану быстрее интегрироваться в мировое информационное поле. Идея снова не прижилась. В тот непростой для России период ее сочли актом сепаратизма. Впрочем, в официальных документах Республики Татарстан латиницу решили все же допустить, как дублирование текстов, написанных на кириллице. Но если тюркские языки относительно безболезненно можно адаптировать к латинской графике, то с русским, основным языком Российской Федерации, все гораздо сложнее. Главная проблема в том, что латинским шрифтом не всегда можно передать тонкости звукового строя русского языка. Ведь в латинском алфавите 26 знаков, а в кириллице — 33. Взять хотя бы родственный русскому польский язык, в котором для передачи фонетических особенностей речи приходится пользоваться уточняющими звучание диакритическими знаками и двойными буквами. Использование сдвоенных букв для передачи гласных звуков «е», «ё», «ы», «ю», «я» сделает правописание и прочтение слов в русском языке крайне неудобным. Мы уже сталкиваемся с подобным, когда читаем, к примеру, транслитерацию названий станций Московского метрополитена. Более того, не существует унифицированного способа передачи звуков русского языка латинскими символами. Мы в этом убеждаемся, когда видим различные варианты написания наших фамилий латиницей — в загранпаспортах и водительских удостоверениях. По словам лингвиста Владимира Пахомова, альтернатива кириллице всегда существует, ведь письменность по отношению к языку вторична, так как представляет собой результат общественного договора. Что же будет, если мы решим перейти на латиницу? Возможно, это усилит нашу интеграцию в западное сообщество и улучшит коммуникацию российских туристов за рубежом. Наверное, русский язык станет легче осваивать людям, чей родной язык записывается на латинице. Однако в этом случае нам придется столкнуться с одной труднопреодолимой проблемой. Кириллица давно стала частью нашей культурной и исторической идентичности. В случае замены алфавита нам придется переписывать все памятники русской литературы и вводить специальное образование для тех, кто захочет прочитать Пушкина или Толстого в оригинале. А это на сегодняшний день выглядит как утопия. https://cyrillitsa.ru/tradition/79626-chto-v-russkoy-bane-mozhno-bylo-delat-to.html Что в русской бане можно было делать только мужчинам text/html Sat, 06 Jul 2019 11:36:17 +0300 https://cyrillitsa.ru/tradition/62464-kto-dyshal-na-ladan-na-samom-dele.html Кто «дышал на ладан» на самом деле text/html Sat, 06 Jul 2019 11:36:17 +0300 https://cyrillitsa.ru/tradition/71804-kakoy-podvig-sovershili-40-muchenikov-na-s.html Какой подвиг совершили 40 мучеников на Севастийском озере text/html Sat, 06 Jul 2019 11:36:17 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=95332 Поморы: являются ли они на самом деле русскими Sat, 06 Jul 2019 10:50:50 +0000 До недавнего времени про поморов, жителей беломорского Севера России, почти не вспоминали, однако сейчас интерес к ним значительно подрос. Особенно он заметен у жителей когда-то поморских земель, которые стали позиционировать себя как поморы. При этом некоторые из них даже не считают себя русскими, а настаивают на причислении себя к малочисленным народам России. Официально поморы считаются […] Народы До недавнего времени про поморов, жителей беломорского Севера России, почти не вспоминали, однако сейчас интерес к ним значительно подрос. Особенно он заметен у жителей когда-то поморских земель, которые стали позиционировать себя как поморы. При этом некоторые из них даже не считают себя русскими, а настаивают на причислении себя к малочисленным народам России. Официально поморы считаются субэтносом русского народа — то есть компактно проживающим сообществом людей, которые отличаются особенностями своей культуры и осознают эти отличия. Тем не менее не так давно возникла и другая точка зрения. На главной странице сайта общины поморов можно увидеть такой текст за подписью Павла Есипова, председателя Совета областной автономии поморов: «Со временем, я стал задумываться над тем, что образ моих земляков несколько не вяжется с тем, что я привык понимать под русским народом. Поморы, к коим я себя отношу, на исторических фотографиях запечатлены в виде зверобоев, укутанных в совики и долгоухие шапки-цебаки, с гарпунами-кутилами в руке и шагающими в кожаных бахилах наперекор обжигающему ветру по ледяному насту. Что поделать, коль не колосится в наших краях рожь, в рубахе и летом не шибко разгуляешься, а в лаптях у нас только по дому ходили… Я знаю — чем жили и чем живут поморы, какие обряды справляли, какие песни пели, во что рядились. История народа русского для меня — это история всего государства российского. Многое из того, что преподавали мне в школе как историю русского народа, сильно разнилось с историей края Поморского. Ведь не было у нас ига татаро-монгольского, крепостного права поморы не знали, у нас был разработан свой «Поморский Судебник», в котором особое место уделялось «Статьям о бесчестии». Может, это и есть те особенности культуры, которые позволяют поморам называться субэтносом русского народа? Однако Есипов так не считает: «На вопрос «Почему я не считаю себя русским?» обычно отвечаю: «Я россиянин. Но мой народ называл себя поморами и, у меня нет оснований предавать предков и отказываться от привычного самоназвания моего народа. И в России, и за рубежом, услышав, что я помор знающие историю люди начинают одобрительно кивать головой. Значит нужно гордиться своими корнями». Еще одного поморского активиста Ивана Мосеева гордость за свои корни довела до резких, даже непростительно грубых и уничижительных высказываний в адрес русских. Точнее, с высказываниями все не так просто. Возможно, они стали провокацией и поводом для обвинения лидера организации «Поморское возрождение» в разжигании межнациональной розни. Но причина, конечно, как обычно шире: Мосеев продвигал свое движение с явно обособленческим, если не сказать, сепаратистским подтекстом. Например, в интервью норвежскому изданию он рассказывал про организацию съездов и форумов, поддерживающих международные культурные и экономические связи Архангельской, Мурманской областей, республики Карелия, Ненецкого автономного округа с северными губерниями Норвегии, норвежские официальные лица становились почетными поморами. При этом Мосеев настаивал, что поморы являются коренным малым народом России, и что конструктивный диалог с властью, которая этого не признает, невозможен. Карельский писатель, историк Константин Васильевич Гнетнев, давно занимающийся историей поморов, придерживается абсолютно другой точки зрения: «Это может только разобщить, рассорить, и ничего больше», — говорит он про потенциальное включение поморов в список малочисленных народов России. «Я езжу по Карельскому и Поморскому берегам Белого моря (чаще по Поморскому) почти 40 лет и ни разу (ни одного разу!) не слыхал даже нотки сомнения в поморской русскости, — поясняет писатель. Они были русскими, когда ходили торговать с норвегами, строили и осваивали торговые пути в Мангазею, сотрудничали с другими представителями Северной Европы при освоении Приарктических территорий и во все другие периоды истории. История эта очень богата. И всегда поморы были русскими. Русские они и сегодня». Писатель, к.и.н., доцент Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, главный редактор историко-краеведческого альманаха «Соловецкое море» Матонин Василий Николаевич также настаивает на том, что поморы – это часть русского народа: Можно ли назвать старообрядцев «малым народом»? Или казаков? В Соловецком монастыре казаками именовали вольнонаемных работников. В Койде и Долгощелье есть «мезенские поморы», возле Колы были «кольские поморы», в Кушереке, Ворзогорах, Унежме, Малошуйке – «онежские поморы». В них много похожего, но есть и существенные различия. В их речи до недавнего времени были очевидны диалектные особенности. И это все «малые народы»? Для самоопределения человека важнейшее значение имеет его вера, а не национальная принадлежность. Поморы были православными, а значит – русскими. Когда во время всероссийской переписи часть северян определяла национальную принадлежность словом помор, это косвенным образом указывало на осознание ими своей не национальной, а качественной принадлежности. Поморы создавали свою локальную культуру, но культуру именно православную. Поморам принадлежит неоспоримое первенство в освоении Арктики и Северного Морского пути восточнее Новой Земли. Еще в дохристианские времена на Востоке знали, что человек есть то, во что он верит. Поэтому поморы, по моему разумению, это маленькая часть большого русского народа. При такой разнице взглядов на принадлежность поморов к большому или малому народам сразу встает вопрос: нет ли опасности сепартизма? Гнетнев отвечает: Если ничего не делать, пустив Поморье и дальше по воле волн, то есть. В Архангельской области поморское движение уже заметно и набирает силу. В Карелии его почти нет. Про Мурманскую область не скажу, не знаю. Но если постараться, то «поморский сепаратизм» можно разогреть. Власти в центре и на местах уже создали для этого хорошую возможность. Однако писатель видит предпосылки к такому разобщению народов не столько в разнице культур, сколько в экономических и политических проблемах страны: Сегодня поморы брошены. Несколько лет назад Институт экономики Карельского научного центра РАН проводил исследования и сделал совершенно однозначный вывод: современные поморы вернулись к натуральному хозяйству и уже ничего от государства не ждут… Вот в чём корень вопроса, а не в перечне коренных народов РФ. К сожалению, пребывая в таком положении, поморы становятся лёгкой добычей для разного рода политических игр. Обычные жители поморских сёл и деревень в этом «перечне…» видят некий спасательный круг, но это обман, это только «блазнит», кажется, по-поморски». Про экономические проблемы говорит и Матонин: «Деревня умирает, и не только на Поморском берегу Белого моря или в низовьях Мезени. Люди, которые веками, промышляли рыбу для своих нужд, вынуждены по московским ценам покупать лицензии на свои ничтожно маленькие пенсии, пособия по безработице, случайные заработки. Разве это справедливо!? А назовись мы «малым народом», государство даст копейку и разрешит рыбу ловить» https://cyrillitsa.ru/narody/52206-pochemu-chukcham-ne-pomogayut-vo-vremya-rod.html Почему чукчам не помогают во время родов text/html Sat, 06 Jul 2019 10:50:50 +0300 https://cyrillitsa.ru/narody/76795-pochemu-poddannye-rossiyskoy-imperii.html Почему подданные Российской империи не понимали русского языка text/html Sat, 06 Jul 2019 10:50:50 +0300 https://cyrillitsa.ru/narody/75250-kak-deti-chingiskhana-v-borbe-za-vlast.html Как дети Чингисхана в борьбе за власть использовали ислам text/html Sat, 06 Jul 2019 10:50:50 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=95330 Почему народ считал Алексея Тишайшего Антихристом Sat, 06 Jul 2019 10:20:46 +0000 Русский царь – это «вещь в себе». Познать ход царской мысли дано было не каждому. Отсюда обвинения в паранойе Ивана Васильевича, в слабоумии Федора Ивановича, в шизофрении Петра Алексеевича. Однако, пожалуй, самым загадочным монархом Руси являлся Алексей Михайлович. С одной стороны, он был прозван Тишайшим и предпочитал соколиную охоту государственному правлению. С другой – именно […] История Русский царь – это «вещь в себе». Познать ход царской мысли дано было не каждому. Отсюда обвинения в паранойе Ивана Васильевича, в слабоумии Федора Ивановича, в шизофрении Петра Алексеевича. Однако, пожалуй, самым загадочным монархом Руси являлся Алексей Михайлович. С одной стороны, он был прозван Тишайшим и предпочитал соколиную охоту государственному правлению. С другой – именно в его царствование произошел Раскол, а народ «признал» в нем Антихриста. Именно с правления Алексея Михайловича начался разворот в сторону Запада, который окончательно завершит его сын, Петр I. Постигнуть царскую природу Алексея сегодня уже невозможно. Мы можем только фантазировать, вдохновляясь спорными версиями историков и скудными воспоминаниями современников. Однако лучше всего о том, каким был этот человек, могут рассказать его вещи. https://cyrillitsa.ru/history/88495-pochemu-na-samom-dele-raspalas-yugosla.html Почему на самом деле распалась Югославия text/html Sat, 06 Jul 2019 10:20:46 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/50933-kak-yazychniki-vliyali-na-politiku-posle.html Как язычники влияли на политику после Крещения Руси text/html Sat, 06 Jul 2019 10:20:46 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/64113-iz-kakikh-gorodov-na-rus-prishli-vse-ere.html Из каких городов на Русь пришли все ереси text/html Sat, 06 Jul 2019 10:20:46 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=95328 Сколько денег украл Чехословацкий корпус из российской казны Sat, 06 Jul 2019 09:45:40 +0000 Чехословацкий корпус в Гражданской войне пытался зарекомендовать себя как самостоятельная боевая структура. В результате он вступил в принципиально неразрешимые противоречия как с большевиками, так и с Белым движением. До сих пор обсуждается версия, что чехи даже умыкнули золотой запас России. Как они появились в нашей стране Российский историк Дмитрий Салдугеев, описывая историю роли Чехословацкого корпуса […] История Чехословацкий корпус в Гражданской войне пытался зарекомендовать себя как самостоятельная боевая структура. В результате он вступил в принципиально неразрешимые противоречия как с большевиками, так и с Белым движением. До сих пор обсуждается версия, что чехи даже умыкнули золотой запас России. Как они появились в нашей стране Российский историк Дмитрий Салдугеев, описывая историю роли Чехословацкого корпуса (ранее, при Николае II, Чешской дружины) в событиях Гражданской войны в России, отмечает, что представители этих наций в составе российской армии появились еще с Первой мировой, их лояльность к нашей стране, в частности, была связана с неприятием австро-венгерской политики, связанной с занятием исконно славянских территорий Австро-Венгрией. Чехи-колонисты создали свой комитет в России в начале Первой мировой войны, он преследовал именно эти, патриотические, цели, и его официальное обращение на имя Николая II было, по сути, присягой на верность русскому царю, выражением готовности сражаться за независимость своей Родины. Чехословацкое соединение было активным боевым подразделением на стороне царской России в Первой мировой войне, оно впоследствии признавалось Временным правительством. Кандидат социологических наук Светлана Солнцева в своей исследовательской работе сообщает, что к моменту Октябрьского переворота 1917 года в России в составе Чехословацкого корпуса было почти 40 тыс. бойцов (Салдугеев говорит о 45 тыс.). Как проявил себя корпус в Гражданской войне По данным на январь 1918 года, Чехословацкий корпус де-юре входил во французские вооруженные силы (в так называемую Антанту, союзнический конгломерат государств в Первой мировой войне в борьбе против Германии и Австро-Венгрии, входили, помимо России, Франция, Великобритания и Италия). Заключение Брестского мира молодым советским правительством, по сути, лишало целесообразности пребывания Чехословацкого корпуса на территории как военного соединения союзников. Они должны были проследовать во Францию. Историк Дмитрий Салдугеев писал, что Советы были весьма обеспокоены боеспособностью корпуса чехословаков: по соображениям большевиков, он должен был при эвакуации из России «затеряться в Сибири». В конце концов Сталин приказал разоружать чехов и отпускать их «малыми группами», по численности при этом группирование по ротам и тем более полкам строжайше запрещалось. В мае 1918 года на ж/д станции Челябинск произошел инцидент с гибелью одного из австрийских военнопленных, в которой были повинны чехи. Большевики арестовали группу чехословаков, заподозренных в убийстве. Этот прецедент катализировал и без того напряженную ситуацию, связанную с «экстрадицией» вооруженных чехов. Несмотря на то, что задержанных впоследствии отпустили, 23 мая заведующий оперотделом наркомата по военным делам Семен Аралов озвучил свое предложение с требованием «срочно разоружить чехословацкий корпус». Через 2 дня это мнение в категоричной форме поддержал Лев Троцкий. Единичных вооруженных чехов, встреченных на железной дороге, он вообще предложил расстреливать, без суда и следствия, просто на основе своего приказа. Чехи и Красная Армия впервые в Гражданской войне встретились в боях 25 мая 1918 года под Омском. Затем произошли сражения в Иркутске и Златоусте. Общей целью чехословаков было «оседлать Транссиб». 27 мая чехи заняли Челябинск, а затем и еще несколько городов. 8 июня корпус взял Омск, и к девятому числу Транссибирская магистраль оказалась полностью под контролем Чехословацкого корпуса. Однако в занятых чехами городах началась бойня с массовыми убийствами большевиков и сочувствующих им – об этом, в частности, упоминал очевидец событий Семен Моравский, утверждавший, что в одном только Челябинске «белочехи» таким образом замучили не менее тысячи человек. К осени 1918 года Сибирь и Дальний Восток были полностью подконтрольны Чехословацкому корпусу. Как писал публицист Дмитрий Лысков, успех чехов был обусловлен тем, что части Красной Армии были плохо вооружены и отмобилизованы. К началу осени Австро-Венгрия распалась и образовалась независимая Чехословацкая республика. К тому же к этому времени в Сибири колчаковцы вытеснили чехов и укрепили свои позиции на этой территории. Влияние Чехословацкого корпуса среди белогвардейского движения заметно ослабло. В итоге в 1920 году из Владивостока домой отправились остатки Чехословацкого корпуса (по оценкам историков, в Гражданскую волну он потерял четверть своего состава). Украли ли они золотой запас Достоверных данных на этот счет нет: различные источники публикуют противоречивые сведения. Публицист Олег Будницкий, ссылаясь на эмигрантскую прессу, писал, что «чехами [было] присвоено 63 миллиона рублей [из «золотого запаса»]». Открытые данные парламента Чехословакии говорят о том, что порядка $170 млн чехи потратили на обустройство в своей стране российских эмигрантов за 6 лет с 1921 года – это гораздо больше любой суммы, которую приписывают Чехословацкому корпусу, якобы позарившемуся на российский «золотой запас». https://cyrillitsa.ru/history/67377-orlovskiy-rysak-velikaya-loshad-ross.html Орловский рысак: «Великая лошадь России» text/html Sat, 06 Jul 2019 09:45:40 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/76515-za-chto-na-zapade-cenilsya-russkiy-zhemchu.html За что на западе ценился русский жемчуг text/html Sat, 06 Jul 2019 09:45:40 +0300 https://cyrillitsa.ru/history/88769-zachem-russkie-brali-obidnye-familii-2.html Кто из русских людей носил "обидные" фамилии text/html Sat, 06 Jul 2019 09:45:40 +0300 https://cyrillitsa.ru/?p=95326 Какие драгоценные камни лечили болезни у русских Sat, 06 Jul 2019 09:05:32 +0000 Знания о силе «драгих камней» на Руси были не в пример выше, чем современные, ограничивающиеся зодиакальным гороскопом. За каждым камнем стоял определенный код, который помогал нашим предкам противостоять губительным внешним силам, будь то болезнь или человеческая враждебность. Не только во времена язычества – и при христианстве, в основном с XI по XVIII вв, люди использовали […] Традиция история Знания о силе «драгих камней» на Руси были не в пример выше, чем современные, ограничивающиеся зодиакальным гороскопом. За каждым камнем стоял определенный код, который помогал нашим предкам противостоять губительным внешним силам, будь то болезнь или человеческая враждебность. Не только во времена язычества – и при христианстве, в основном с XI по XVIII вв, люди использовали целебные и обережные свойства минералов и драгоценных камней, а многие ученые посвящали свои труды этой теме. При этом зачастую присутствовали отсылки к Библии как к основному источнику символики камней для христиан. И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; 3и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. (прим.: яспис – яшма; сардис – красный камень; смарагд –изумруд).Откровение Иоанна Богослова Царь Иоанн IV, по свидетельствам современников, внимательно изучил лечебные силы драгоценных камней. Иностранных путешественников, которым удавалось увидеть царское убранство, поражало не только количество и разнообразие сверкавших ювелирных украшений, но и увлеченность монарха «наукой» о камнях. В сказаниях англичанина Горсея так описывается свидание с Иваном Грозным незадолго до его смерти: «Посмотрите на этот чудесный коралл и бирюзу, возьмите их: они сохраняют природную яркость своего цвета; положите их теперь ко мне на руку, я заражен болезнию; смотрите, как они тускнеют; это предвещание моей смерти. Принесите мой царский посох; это рог единорога, оправленный весьма красивыми алмазами, рубинами, сапфирами, изумрудами и другими драгоценными камнями. Поздно, этому посоху уже не спасти меня. Смотрите на эти драгоценные камни. Вот алмаз, блеском дороже и ценнее всех прочих. Никогда я не любил его, он укрощает сластолюбие, дает воздержание и целомудрие. Лошадь не то, что человек, умрет от малейшей частицы его, истертой в порошок и данной в питье. Вот рубин; он врачует сердце, мозг, силу и память человека». Этот отрывок ярко передает отношение к драгоценным камням в то время. На Руси эти знания были почерпнуты не только из трудов европейских ученых. К одним из самых ранних источников сведений о способах применения камней относится «Физиолог», памятник древней переводной литературы александрийского происхождения. Собрание описаний фантастических и реальных животных и камней послужило основой для начальных геммологических знаний. Среди прочих там упоминаются индийский камень, лечащий от водянки; скорородящий камень, помогающий в родах, и более знакомый нам адамант (алмаз), которому приписывают защитную силу от злых духов. Древнейшим документом на Руси, дающим подробное описание только драгоценных камней, стало известное по Изборнику 1073 года «Сказание о 12 драгоценных камнях» Епифания Кипрского, одного из Отцов Церкви. Оттуда узнали наши предки, что рубин помогает от язв, причиненных железом, сапфир лечит опухоли, а топаз – водянку. Также каждому камню приписывают связь с определенными человеческими качествами. В лечебнике XVI века сведения более систематизированы, они представляют собой как врачующие свойства камней, так и защитные, в том числе от различных бытовых ситуаций, таких как, например, падение с коня («расшибление», согласно лечебнику, предотвращает бирюза). В камнях люди видели и способ уберечься от грешных помыслов, опору для сохранения духовной и телесной чистоты. Ношение с собой алмаза и яхонта лазоревого как раз помогало предотвратить возникновение дурных мыслей и поступков. Конечно, прямого влияния на сознание камни оказывать не могли, но обладатель подобного талисмана вряд ли уже позволял себе нарушить очищающее влияние драгоценности, которой он доверился. В своей работе «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа» Даль критически отзывается о подобных методах лечения болезней. Подобная точка зрения вполне справедливо разделялась уже и его современниками. В то же время он на рациональном уровне подчеркивает, что благодаря многочисленным описаниям полумифических свойств камней наши предки также обращались и к физическим свойствам минералов. Они рассматривали их цвет, твердость, способность противостоять различным орудиям. Также благодаря интересу, спровоцированному лапидариями – сборниками о примечательных камнях – развивалась торговля самоцветами с иностранными государствами, просыпалось желание найти те же богатства и в России. Стимулировалось и развитие русского ювелирного дела, ведь многие предпочитали иметь достойную оправу для своих камней. Из «Лечебника» XVIвека: Алмаз— кто смертельную отраву выдаст, если к камню приблизится, потеть начнет; спасет от лунатизма и успокоит беснующихся Яхонт черный — кто тот яхонт носит при себе в перстне, будет честен в людях Лал — похоти телесные лишние унимает Яхонт лазоревый — тело умножает и благолепие лицу подает, пот лишний унимает, измены открывает, чирьи уздравляет Изумруд — толчен в питии положишь, уймет смертоносную ядость Бирюза — кто его носит при себе, не может быть убит, понеже никогда не видали его на убитом человеке Аметист — пьянство отгоняет, к ловлению зверей диких и птиц помогает Топаз — коли в кипящую воду положишь, и вода кипеть не начнет и перестанет, назад его можешь голой рукой вынуть, и то дело испытано неким мудрецом во фряжской земле, во граде Париже Малариуз — промеж мужа и жены любовь умножает Гранат — кто его носит во рту, у того речь и смысл к судебным делам направляет Агат — положи в воду и дай умокнуть три дня, жене роды облегчит, девицу в распутстве уличит Аспид — от потопа на воде спасет, от соблазнов сохраняет https://cyrillitsa.ru/tradition/84065-kakuyu-smert-pravoslavnye-schitayut-ne.html Какую смерть православные считают "непостыдной" text/html Sat, 06 Jul 2019 09:05:32 +0300 https://cyrillitsa.ru/tradition/77865-dlya-chego-pravoslavnye-zhenshhiny-v-khrame.html Для чего православные женщины в храме надевают платок text/html Sat, 06 Jul 2019 09:05:32 +0300 https://cyrillitsa.ru/tradition/82978-kakie-predaniya-na-rusi-byli-svyazany-s-p.html Какие предания на Руси были связаны с пророком Илией text/html Sat, 06 Jul 2019 09:05:32 +0300