Войти в почту

Мастер художественного свиста: кем был Соловей-разбойник

Средневековый русский эпос хранит много загадок. Но самый непонятный персонаж наших былин — это, конечно, Соловей-разбойник. Все, что говорят о нем легенды, не стыкуется между собой. С одной стороны, это сугубо сказочный персонаж: «он сидит на тридевяти дубах, / сидит тридцать лет». Он обладает сверх-мощным оружием массового поражения — его свист вызывает землетрясения, ломает деревья и убивает целые армии. С другой стороны, у этого чудища есть добротный деревянный дом и нормальная семья, состоящая из обычных людей. Несмотря на свое птичье имя, Соловей-разбойник не умеет летать. Он ездит на коне и бьется с богатырями, как человек. Само имя его — оксюморон. «Соловей» в русском фольклоре — это метафора гениального поэта, певца. Его талант утешает людей, он переносит весточки от влюбленных, поет о счастье. Ну, а «разбойник» — это, понятное дело, жестокий душегуб. Сочетание выходит просто немыслимое. Имя-отчество Имя Соловья изучают уже около двух столетий. Каждый ученый увязывал его с той литературной традицией, которая была ему близка. Филолог Игнатий Ягич считал, что Соловей — искаженное «Соломон» и происходит от популярных средневековых легенд о царе Соломоне. Фольклорист Всеволод Миллер выводил Соловья от птицы Симург — героини иранского фольклора. Историк литературы Михаил Халанский связывал былины о Соловье с легендами о Сигурде — этот скандинавский эпос могли занести на Русь викинги. И только в XX веке восторжествовала более реалистическая версия имени Соловья. В конце концов, «птичьи» прозвища всегда были популярны на Руси. В документах XVII века нам встречаются дворянин Соловей Борщов и стрелецкий десятник Матюша Соловей. Были такие прозвища и у разбойников. В окрестностях Киева промышлял разбойник по кличке Голубь, а сподвижниками Ермака Тимофеевича были атаман Сокол и атаман Петух. С отчеством Соловья-разбойника все еще интереснее. До нас дошло более ста версий былин о нем с самыми разными отчествами. Чаще всего встречается «Одихмантьев сын». По одной версии, Одихмантий — искаженное Едимант. А Едимантом звали в русских летописях князя Литовского Гедимина. По другой, Одихмантий отсылает к норвежскому конунгу Эймунду, завоевывавшему в XI веке киевский стол для Ярослава Мудрого. Но в других версиях былин Соловей становится сыном татарина. Его зовут то Ахматович, то Рахматович, то Рахматов. Историки предположили, что с каждым новым военным противостоянием русских с иноземцами Соловей-разбойник принимал на себя черты нового врага. С этим согласуется история образа Соловья-разбойника в русских лубках. В XVII веке его изображают бравым рыцарем на коне в костюме польского шляхтича. А на рисунках XVIII века он уже одет как швед и сражается с русским богатырем, одетым в форму петровского времени. То есть с каждой новой эпохой Соловей-разбойник мимкрирует под очередного иностранного завоевателя — то литовца, то татарина, то шведа, то поляка. Если бы легенда жила дальше, то в XIX веке Соловей щеголял бы во французском мундире, а в XX — в немецком. Партизан из Брянского леса Для разбойника Соловей ведет себя как-то странно. Он никого не грабит, предпочитая просто убивать путников, не пуская их через Брынские леса. Давайте посмотрим на карту средневековой Руси и попытаемся понять, что действительно творилось в этих Брынских лесах, когда через них ехал Илья Муромец. По сюжету, богатырь отправился из Мурома в Киев. Сначала он следовал вдоль Оки, потом повернул на запад к Десне и пересек сначала Брынские, а затем и Брянские леса. Сегодня в окрестностях Брянска сохранились практически все места, упомянутые в былине. Недалеко от города Карачева протекает речка Смородина, где Илья-Муромец повстречал Соловья-разбойника. (Кстати, название реки означает отнюдь не ягоду, а грязный, болотистый поток). В 13 километрах от Карачева лежит село с названием Девять Дубов — как мы помним, именно на девяти дубах и свил свое гнездо Соловей-разбойник. В Брянских лесах в то время жило племя вятичей. Несмотря на то, что здесь пролегал самый короткий путь из Киева в северо-восточные княжества, князья им не пользовались. Историк Василий Ключевский писал: «До половины XII в. не заметно прямого сообщения Киевской Руси с отдалённым Ростово-Суздальским краем. (…) Когда ростовскому или муромскому князю приходилось ездить на юг в Киев, он ехал не прямой дорогой, а делал длинный объезд в сторону». Именно это и советуют Илье Муромцу спасенные им жители Чернигова — не ездить «дорогою прямоезжею», взять в обход. При этом торговые караваны через Брянский лес проходили спокойно. Значит, дело было не в лесных разбойниках. А в чем же? Дело в том, что племя вятичей долгое время не хотело признавать вассалитет по отношению к киевскому князю. Вятичи партизанили в Брянских лесах и нападали на посольства и официальные делегации. Они не хотели, чтобы их исконная территория превращалась в транспортную артерию Киевской Руси и не собирались платиь дань киевским князьям. Возглавлял этих сепаратистов отважный военный лидер. Он-то и мог войти в фольклор как Соловей-разбойник. Сражаясь с ним, Илья-Муромец расчищает дорогу с северо-востка древней Руси к Киеву. Соответственнно, и победа над ним — это победа не над обычным грабителем, а над целым враждебным племенем. Тогда получается, что молодость Ильи Муромца приходится на середину XII века. В это же время жил и доблестно погиб в плену вождь вятичских сепаратистов Соловей-Разбойник. Неудивительно, что военная дружина Соловья жила на деревьях. В словаре Владимира Даля мы встречаем старое значение слова «кровать» — это «охотничьи полати, помост на дереве, для стрельбы медведя». На таких полатях можно было спать по ночам, спасаться от волков, использовались они и при обороне от врага. Нет ничего более естественного, чем устроить засаду на такой «кровати». Так, вероятно, и объясняется привычка Соловья-разбойника сидеть на девяти дубах. Тема свиста Но если с подвигами Соловья-разбойника историки разобрались, то вот природу его загадочного свиста объяснить они так и не смогли. В былине этот свист валит деревья, срывает крыши с домов, сотрясает землю, оглушает людей и способен погубить целую армию. Илья Муромец, взяв Соловья в плен, привозит его в Киев и велит показать свое умение киевскому князю. Дело едва не заканчивается массовым смертоубийством. Князь Владимир прячется под своей «куньей шубой», а его приближенные замертво падают от свиста Соловья на землю. Свист Соловья-разбойника пытались вывести от свиста атакующей татарской конницы, который вгонял в панику непривычных к этому русских. Сравнивали его с «свистом звериным» загадочного Дива из «Слова о полку Игореве», который, по мнению некоторых комментаторов, был ни чем иным, как свистом сусликов в степи. Но все это не объясняло мощное поражающее действие супер-оружия Соловья. Свою разгадку предложили советские фантасты Алексей Казанцев и Кир Булычев. Они почти одновременно предположили, что свист Соловья — это мощный направленный ультразвук. Казанцев перенес действие своего рассказа про Соловья на планету Венеру, а Булычев просто придумал, что Соловей был инопланетянином, который привез с собой на Землю ультразвуковую установку. Как ни странно, в чем-то фантасты были правы. Только они перепутали ультразвук (звук с частотой выше, чем та, что способен услышать человек) с инфразвуком (его частота ниже, чем та, что слышит человек). Инфразвук действительно нарушает чувство равновесия у людей и они падают на землю. Он может привести человека в состояние паники, довести до обморока, парализовать и даже убить. Все прочие эффекты — разрушения, падающие крыши, вырванные деревья, трясущиеся столы и посуда на них — тоже могут быть вызваны инфразвуковым излучением. Сегодня инфразвуковое излучение вовсю изучается в военных лабораториях всего мира и обещает стать передовым оружием массового поражения. Вопрос только в том, как оно могло попасть в XII век к вождю вятичей. А может быть, Соловей-разбойник был попаданцем?