Первые святые Руси. Почему православные почитают братьев Бориса и Глеба
Младшие сыновья князя Владимира Борис и Глеб – это русские князья, младшие сыновья киевского великого князя Владимира Святославича. Их единокровными братьями были Святополк Окаянный и Ярослав Мудрый. Матерью братьев, согласно летописным сборникам, считается византийская царевна Анна из Македонской династии, а по мнению ряда историков – неизвестная «болгарыня», возможно, из волжских болгар. Родившиеся незадолго до Крещения Руси братья воспитывались в христианской вере. Имена Борис и Глеб, полученные при рождении, в ту пору считались языческими, поэтому при крещении их нарекли Роман и Давид. Около 987–989 годов, ещё при жизни отца, Борис получил в управление удел Ростов, а Глеб – Муром. Оба брата, согласно общепринятой версии, были убиты Святополком Окаянным во время борьбы за власть. Существует также версия, согласно которой в смерти Бориса на самом деле виноват «хороший» брат Ярослав Мудрый, позже замаскировавший своё участие. Смерть Владимира Киевского Как известно из многочисленных источников, в 1015 году, великий князь Владимир направил Бориса с его войском против печенегов. Никаких врагов тот не встретил – вероятно ушли в степи, испугавшись неминуемого отпора. Печальная весть дошла до Бориса, когда он возвращался обратно и остановился на реке Альте. Именно здесь ему сообщили о смерти больного отца. Также стало известно, что Святополк, находящийся в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Узнав об этом, дружина стала уговаривать князя пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но тот, не желая междоусобной распри, по одним источникам – распустил войско, по другим – дружинники ушли сами, и князь Ростовский остался «с одними своими отроками». На словах Святополк предлагал Борису мир и увеличение его удела. На самом же деле хотел устранить потенциального соперника. К тому же родство с братьями у него возможно было не кровным. Известно, что его мать была беременна в тот момент, когда Владимир отнял ее у брата Ярополка. Поэтому Святополка считают то сыном Владимира, то племянником. Гибель Бориса Как бы там ни было, симпатии народа и дружины к Борису делали его опасным соперником. Святополк решид убить брата и отправил к нему вышегородских бояр во главе с неким Путшей. Палачи пришли на Альту в ночь на 6 августа (24 июля по старому стилю). Из шатра Бориса доносилось пение псалмов. Как только молитвы окончились, убийцы ворвались в шатёр и копьями закололи Бориса и его слугу венгра Георгия, который пытался защитить господина собственным телом. Ещё дышавшего князя завернули в шатёрное полотно и повезли. Святополк, узнав, что брат жив, послал двух варягов прикончить его. Бориса умертвили мечом в сердце. Перед смертью он сказал убийцам: «Братья, приступивши, заканчивайте порученное вам. И да будет мир брату моему и вам, братья!» Тело Бориса было привезено в Вышгород тайно, его предали земле у церкви Святого Василия. По мнению историков, Борису было около 25 лет. Убийство Глеба Позже Святополк также вероломно умертвил князя Глеба. Он опасался, что тот, будучи полнородным (не только единокровным, но и единоутробным) братом убитого Бориса, может начать мстить и вызвал Глеба из его удела – Мурома – ложным известием о болезни уже скончавшегося к тому времени отца. Глеб к тому времени уже получил от брата Ярослава известие о смерти отца, занятии Киева Святополком, казни Бориса и о намерении убить и его – Глеба. При этом Ярослав советовал ему не ездить в Киев, но Глеб предпочел смерть. Развязка произошла в устье реки Смядыни. Недалеко от Смоленска убийцы настигли ладью Глеба, который не оказал сопротивления. Как гласит житие, когда юный князь со слезами молился об отце и брате, явились убийцы. Сопровождавшие Глеба отроки впали в уныние, по известиям летописей, запрещено было употреблять в защиту князя оружие. Горясер, стоявший во главе посланных Святополком, приказал повару Глеба зарезать князя – ему перерезали горло. Произошло это 18 сентября 1015 года. Тело Глеба убийцы погребли «на пусте месте, на брези межи двемя колодами» - в простом гробу, состоящем из двух выдолбленных брёвен. Первые святые Руси В 1019 году, когда Ярослав занял Киев, тело Глеба, оказавшееся нетленным, было отыскано, перенесено в Вышгород Киевский и погребено в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы. Как свидетельствуют древние книги, скоро над могилами святых князей начали являться знамения и чудеса: то видны были огненные столбы и горящие свечи, то слышно было ангельское пение. Мощи святых были извлечены из земли и положены в специально построенной часовне. В июле 1026 года князем Ярославом в честь святых мучеников был построен пятиглавый храм. Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, в 1072 году их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав покровителями земли Русской и «небесными помощниками» русских князей. Истории Бориса и Глеба посвящены одни из первых памятников древнерусской литературы: «Сказание» Иакова Черноризца и «Чтение» Нестора Летописца, многочисленные списки житий, сказаний о мощах, чудесах и похвальных слов. В честь братьев было построено множество храмов и монастырей.