Почему пастухи считались изгоями на Руси
Дудочка на Руси всегда была непременным атрибутом пастуха, сколько бы лет тому не было – восемь, восемнадцать или сорок восемь. Впрочем, в Древней Руси пастух не мог быть молоденьким парнем или мальчиком, такому доверили бы разве что пасти семейный скот или сделали бы помощником пастуха, потому что пастух должен быть опытным. Он должен был знать, в какой местности растет хорошая трава, а где – крайне вредный для коров клевер, от которого они могут за десять минут «полечь»; каким путем гнать скот, чтобы стадо не зашло на клеверные поля; где коровам удобнее спускаться на водопой; как отбить овцу от волков, как вытащить теленка из болота и что делать, если корова начала телиться. Поскольку от здоровья скотины часто зависела жизнь целых поселений, пастуха выбирали придирчиво, а профессия эта была на Руси ответственной. При этом эти серьезные и ответственные люди всегда носили с собой дудочку. Дудочка – сигнал для стада Свободного времени у пастуха было много, нужно было чем-то занять руки и разум. При этом серьезными занятиями следовало пренебречь в угоду основному – необходимо было внимательно следить за стадом, буквально не сводя с него глаз. Простую дудочку можно было сделать довольно быстро из подручных средств, а рожок – из бересты, а чтобы научиться сносно играть, времени было предостаточно – с апреля, когда скот начинали выгонять на выпас, и до поздней осени. Не стоит забывать, что звуки дудочки или рожка для скотины звучали как сигналы, по которым она привыкала собираться в стадо, идти на водопой или тянуться ближе к дому. С помощью дудочки можно было в поле подавать сигналы и пастушьим собакам, которые помогали собирать стадо. Звук рожка – предупреждение Услышав звуки пастушьей дудочки, хозяева знали, где находится их скот, а дикие звери получали сигнал, что стадо находится под бдительной охраной. Можно подумать, что, например, волки могли даже не брать в расчет одного человека, однако на самом деле они прекрасно знали – звуки дудочки несут с собой смерть или увечье, ведь умелый пастух мог одним ударом бича перебить волку хребет. Скорее всего, дудочка так же, как и бич, могла стать оружием самообороны при нападении разбойников, желающих угнать стадо. Магический предмет Но главной функцией, которую нес этот несложный музыкальный инструмент в языческой Руси, была сакральная – с помощью пастушьей дудочки пастух якобы «договаривался» с лесными духами, чтобы дикие звери не трогали стадо, и заговаривал скот, чтобы тот был здоров, набирал вес и не терялся. Суеверные люди думали, что если в пастушью дудку вложить клок шерсти скотины, то стадо обязательно будет слушаться пастуха и по его сигналу придет домой. Разумеется, чтобы дудка продолжала звучать, шерсть приклеивали к ней кусочком воска снаружи или закладывали за внешние декоративные элементы (А. А. Плотникова «Магия звука в славянской скотоводческой обрядности). После принятия православия суеверия никуда не делись, а просто изменились – даже в советские времена архангельские крестьяне считали, что дудочка, к которой прилеплен кусочек от красной пасхальной свечи, быстрее соберет скот домой. Дудочке приписывали магические свойства – в некоторых местах Великороссии считалось, что на каждый сезон пастух должен делать новую дудку и пасти стадо с ней, а осенью инструмент следовало уничтожить, сжечь. На Русском Севере были чрезвычайно распространены заговоры скота – от заговора «на первый выгон» до заговоров на то, чтобы скотина возвращалась домой по первому зову пастушьей дудочки. Договор с лешим — стаду прибыток Надо принимать во внимание, что пастухами часто становились калеки, которые не могли наравне с остальными мужчинами трудиться в поле, имели изъяны от рождения – например, были горбаты или одноруки, или получили увечья в течение жизни. Также в пастухи шли немощные, убеленные сединами старики – все это придавало им еще больше таинственности, и в глазах неграмотных крестьян делало пастухов близким к лесным страшилищам – лешему и кикиморе. Скорее всего, крестьяне считали, что человеку, который и так «одной ногой в могиле», легче договориться с нечистой силой. Изгоем пастуха делало и его знание трав – такие сведения считались в языческой среде сакральными, их могли знать лишь волхвы. Так что кому еще договариваться с нечистой силой и лесными зверями, как не колдуну? Несмотря на некоторую отверженность, пастух в течение срока выпаса скота имел право не только на оплату труда, но и на ночлег в селе, на еду и на теплую одежду в случае непогоды. Чужое не трогай Брать в руки дудочку пастуха или просить его продать ее считалось недопустимым и могло повлечь за собой даже смерть, но иногда пастухи могли сделать дудочку для ребятишек – просто для игры. В Карпатских селениях дудочке или рожку (свистку) пастуха придавали очень много значения — считалось, что днем пастух с помощью звуков повелевает лесными чертями и заставляет их себе помогать. Но ни в коем разе нельзя было дудеть в нее ночью, поскольку ночью пастух уже не был властен над нечистой силой, она могла слететься на звуки пастушьего рожка или на скот могли напасть дикие звери – об этом суеверии писал советский языковед Иосиф Алексеевич Дзендзелевский. Оружие против чертей По суевериям крестьян, у пастушьей дудочки было еще одно важное свойство: она якобы могла отгонять злых демонов и так защищать скот. В некоторых селах перед первым выпасом пастухи обходили село, изо всех сил играя на специальных дудках – так они отгоняли от скотины болезни, беду и чертей. Иногда такие обходы продолжались каждый день вплоть до середины августа. А на западе Белоруссии с помощью огромных еловых труб расчищали дорогу для скота перед первым выпасом: пастухи, собравшись вместе, проходили путь первыми и изо всех силы дули в трубы, чтобы отогнать нечисть подальше. Любопытно, что некоторые пастухи не расставались со своими дудочками и рожками даже зимой – в Рождественские колядки они обходили крестьянские дворы и у каждого двора трубили, словно бы отгоняя от скотины чертей; за это хозяева им выносили угощение.