Хранитель наследия. Коренная ленинградка посвятила жизнь святыням Пскова 

Хранитель наследия. Коренная ленинградка посвятила жизнь святыням Пскова
Фото: АиФ Северо-запад
В этом году исполнилось 40 лет, как в музее-заповеднике трудится художник — реставратор . Она не только отреставрировала многие уникальные псковские иконы, но и вернула в город чудотворную икону «Богородица Псково-Покровская»
Во время войны ее вывезли немцы. О том, почему псковская школа иконописи особенная и единственная в своем роде, с какими открытиями столкнулась реставратор за время работы, и почему она, коренная ленинградка, не променяла бы город на Великой ни на какой другой, — рассказала в интервью корреспонденту «АиФ-Псков».
Путин и путь домой
— Наталия Михайловна, за возвращение иконы «Богородица Псково-Покровская» из Германии вы получили Всероссийскую премию «Хранители наследия». Что это за невероятная история, чем так интересна икона?
— В середине 90-х годов в  был создан отдел реституции, который впервые всерьез занялся проблемой перемещённых культурных ценностей. Мне поручили составить список наиболее значимых музейных ценностей, вывезенных из Пскова. Первой в моём списке стояла именно эта икона. Она была вывезена из нашего музея в период оккупации города. Четверть века о её местонахождении ничего не было известно.
В 1970–м году в Мюнхене прошла выставка русских икон, в каталоге этой выставки фигурировала икона «Богородица Псково-Покровская», названная «Осада Пскова». Тогда искусствовед и знаток истории Пскова , будучи знаком с редактором каталога, попросил его начать переговоры с владельцами иконы. Они согласились поменять нашу икону на какую–нибудь другую.
Но потом все заглохло. В середине 90-х годов, когда в Министерстве культуры появился отдел реституции, началась работа по поиску перемещённых культурных ценностей, в которой активно участвовали и немецкие коллеги.
Я в то время руководила работой по подготовке Псковского тома Сводного каталога, где также выступила автором вступительных и части каталожных статей. Работу вела по проекту Минкультуры РФ по изданию Сводного каталога культурных ценностей Российской Федерации, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны.
10 лет составляла различные справки по запросам министерства, писала статьи для СМИ, в то числеГермании, работала с немецкими коллегами, которые вели переговоры с владелицей иконы «Богородица Псково — Покровская», а в Министерстве культуры, в свою очередь, работали по этой проблеме совместно с .
И в итоге владелица иконы, очень старенькая немка, получившая в своё время святыню в подарок от мужа, купившего её у бывшего военного, согласилась передать нашу икону, но не в музей, а в храм. Германское правительство выкупило ее, и во время встречи с канцлером Германии летом 2000 года тот символически передал икону России. Однако еще год она пробыла в Москве, потому что нашу святыню быстро «перехватил» Патриарх . Год она находилась в Храме Христа Спасителя. И только после обращения в Патриархию представителей германских СМИ появилась надежда вернуть икону в Псков.
Наконец, 7 сентября 2001 года ее привезли сюда. Теперь чудотворный Образ Богородицы Псково — Покровской находится в Свято-Троицком соборе.
Срочное спасение
— В чем же состоит ее уникальность, что даже Путин был причастен к ее возвращению?
— Дело в том, что она содержит самое раннее изображение Пскова и является важным источником информации о топографии и архитектуре древнего города. Икона написана на сюжет Сказания о Видении Дорофея и повествует о покровительстве Богородицы во время осады города войсками , написана икона на рубеже XVI-XII вв. В псковской иконе отчетливо просматривается использование так называемого «географического чертежа». Он неоднороден и соединяет в себе планы города («чертежи»), появившиеся в разное время.
Достаточно часто можно видеть на иконах изображение того или иного монастыря или храма, а вот целый город впервые появляется в иконописи Новгорода Великого. Знаменитая икона «Видение пономаря Тарасия» — это первое изображение города на иконе. Но иконография новгородского сюжета не получила развития, известны лишь более поздние списки с древней иконы. А иконография «Богородицы Псково–Покровской» развивалась и в дальнейшем.
В 70 — и 80 годах XVIII века, вероятно по заказу псковской купеческой гильдии, была написана так называемая «Икона Жиглевича», находившаяся в торговых рядах, рядом с лавкой купца Жиглевича. «Икона Жиглевича»— список с центральной части иконы Псково — Печерского монастыря, написанной в XVII в. и представлявшей второй вариант композиции на сюжет Сказания о Видении Дорофея. Икона Псково — Печерского монастыря не сохранилась до наших дней, но известна по фотографии 1920-х гг.
В Пскове иконография изображений на сюжет Сказания о видении Дорофея продолжала развиваться вплоть до конца XVIII века, когда на тот же сюжет была написана огромная икона «Сретение Богородицы», хранящаяся в настоящее время, как и «икона Жиглевича» в нашем музее.
— Какая была самая сложная реставрация в вашей жизни?
— Одна из последних. Археологи сделали уникальное открытие во время раскопок на территории Двора Подзноева. В одном из погребений скандинавского типа Старовознесенского некрополя были обнаружены остатки доски с живописью. Как только специалисты их извлекли истлевший древесный слой, толщина которого не достигала и 2-х мм, начал очень быстро сохнуть, сворачиваться в мелкие корочки. Необходимо было срочно спасать роспись. Мне удалось укрепить слои, лежащие на толще песка, а поверхность изображения расчистить, по возможности, от налипшего песка. Вместе с автором раскопа мы попытались атрибутировать роспись и пришли к выводу, что это, возможно, фрагмент монограммы . Христограмма воспринималась как символ триумфа, победы, а в рамках погребального обряда как символ бессмертия.
В захоронениях Старовознесенского некрополя X века прослеживается сочетание скандинавских и христианских традиций. И очень важно, что нам удалось сохранить этот фрагмент древнехристианской живописи.
О чем говорят иконы?
— Почему псковская иконопись так ценится, что ее отличает?
— Это, конечно, уникальные иконографические варианты некоторых сюжетов, а также и отдельные, всегда узнаваемые иконографические детали. Но самое главное, на мой взгляд, это живописные качества. Псковские иконы всегда узнаешь, их отличает характерная типология изображения ликов и необыкновенно выразительный, звучный, напряженный колорит, внутренняя экспрессия. В искусстве средневековой Руси псковская икона ближе всех к живописи Греции и Балкан.
— Можно ли узнать о быте и прошлом людей по изображениям на иконах?
-Конечно, в иконах содержится огромная масса исторической информации: быт монастырей, строительство храмов, отражение некоторых событий своего времени. Можно узнать, как выглядели одеяния князей и монахов, облачения священнослужителей, как были оформлены книги, какие инструменты и приспособления использовали переписчики книг и иконописцы и многое другое.
Я знаю одного достаточно известного археолога, который занимался историей кораблестроения, большой объём материала он почерпнул именно из иконописи и миниатюр.
— Почему вы, коренная ленинградка, переехали в Псков?
— После получения специальности художника — реставратора темперной живописи, у меня встал выбор между Новгородом и Псковом, и так как псковская живопись меня привлекала больше, я решила приехать работать сюда. Но если бы я могла выбирать, то на первом месте была бы Греция, потом Сербия, Псков и потом Новгород. Другие школы иконописи меня мало привлекают.
— Как вы считаете, много ли еще наших псковских икон осталось в частных коллекциях?
— Этого я не знаю. Но когда из Германии возвращали вывезенные в свое время музейные ценности, некоторая их часть по ошибке осталась в Новгороде, а очень значительную часть новгородских и псковских музейных ценностей присвоила Москва, конкретно — Государственный Исторический музей.
Но если бы не выдающийся новгородский археолог , иконы вообще не вернулись бы на псковскую землю. Во время оккупации, перед вывозом музейных ценностей в Рейх, Пономарёв занимался систематизацией и шифровкой новгородских и псковских икон, а после окончания войны он был привлечён американцами в качестве эксперта, работал на центральном сборном пункте в Мюнхене и занимался идентификацией музейных ценностей в процессе возврата их в СССР. В своё время его обвиняли в сотрудничестве с оккупантами, однако он внес неоценимый вклад в сохранение нашего наследия.
Досье
Наталия Ткачева. Родилась в 1952 в Ленинграде. В 1970 г. окончила Среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Академии Художеств СССР. В 1978 г. * Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина АХ СССР, факультет живописи, отделение реставрации. С 15 февраля 1979 года начала работать в Псковском музее.
Видео дня. Самые большие кладбища списанной техники
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео