Какой праздник отмечают православные 1 сентября и как правильно молиться в этот день
1 сентября православные будут отмечать праздник Донской иконы Божией Матери. Священное изображение, датируемое концом 14 века, каждый год в этот день покидает Третьяковскую галерею и предстает перед верующими в Московском Донском монастыре. «Вечерняя Москва» обратилась к священнику РПЦ, проректору Православного Свято-Тихоновского Государственного Университета, кандидату исторических наук Филиппу Ильяшенко, который рассказал, чем особенна эта икона, и как правильно отмечать праздник в ее память. — Донская икона Божией Матери — это особо почитаемое изображение Пресвятой Богородицы с Богом-младенцем на руках, но одно из наиболее почитаемых именно в России. Почитание этой иконы не означает почитания доски, краски и изображения как такового. Но как фотография помогает нам лучше представить и почувствовать рядом дорого человека, так и иконографическое изображение помогает обратиться к первообразу — то есть самой Пресвятой Богородице и ее сыну. По преданию, эта икона явлена была в России перед Куликовской битвой, подарена князю Дмитрию Донскому некими казаками из города Сиротина, о чем есть запись во Вкладной книге Донского монастыря — в этой книге отражены подарки, вклады, в том числе и история появления этой иконы в монастыре. Эта икона увязывается в нашем представлении с воинской славой и прежде всего с началом избавления нашего отечества от монголо-татарского ига. То есть с особым отношением Пресвятой Богородицы к Русской земле, — объяснил священник. Празднуя память этой иконы в наши дни, каждый верующий 1 сентября имеет возможность увидеть этот образ, молиться, благоговейно прикладываться к этому образу в Московском Донском монастыре, куда икона прибывает в этот день из Государственной Третьяковской галереи, где она и находится все остальное время. Эта икона двусторонняя, на обороте написана икона Успения Пресвятой Богородицы. Это значит, что икона была выносной. По всей видимости, она вставлялась в оклад с ручкой, который выносили на крестный ход. И когда эта икона несется или выставляется в храме, к ней можно подойти и с двух сторон увидеть изображение. Это дает возможность утверждать, что ее предполагалось использовать во время крестных ходов, отмечает Ильяшенко. Есть дискуссия об авторстве. Наиболее распространенное мнение состоит в том, что по крайней мере лицевая сторона иконы принадлежит кисти Феофана Грека или кого-то из мастеров его круга. Ильяшенко также оговорил, что какие-либо приметы, поверья, связанные с этой или какой-либо другой иконой или иным каким-либо изображением для православного человека будут неправильны. — Мы исповедуем православную — то есть правильно славимую веру, а не какие-либо поверья, от коих недалеко до суеверия, то есть суетной, ложной веры. По этой причине говорить о каких-либо специальных поверьях не стоит. Людям, в особенности современным, свойственно искать некую «волшебную кнопку» — простое действие, которое может решить наши проблемы — если уж не всю совокупность, то хотя бы какие-то из них. И в связи с этим нам хотелось бы чтобы для каждой жизненной трудности была своя «кнопка» — от головной боли молиться этому, от больных коленей вот этому. Но правильнее будет сказать, что во всякой печали нам можно и должно обращаться к скорой заступнице нашей Божией матери. Я знаю многих и могу засвидетельствовать личным опытом, что искреннее обращение не остается без ответа. Читайте также: Всеволод Чаплин: Монастыри застрахованы от пожаров гораздо меньше, чем здания богатых контор