Страшная тайна Гайдара
«Р.В.С.», «Военная тайна», «Тимур и его команда», «Судьба барабанщика», «Чук и Гек», «Голубая чашка» вдохновляли юных граждан СССР на труд и подвиг, закладывали в их сознание мировоззренческие и поведенческие матрицы нового советского человека. О зверствах и болезненных психических (в сторону садизма) отклонениях юного командира роты карателей в Сибири Аркадия Голикова писатель Владимир Солоухин написал в девяностых годах документальную книгу под названием «Солёное озеро». Примерно в это же время были опубликованы дневники Гайдара двадцатых-тридцатых годов, свидетельствовавшие о его глубоком душевном нездоровье. Чего стоитодна лишь фраза, что ему часто снятся погубленные им люди. Другие, близко знавшие в то время Гайдара люди поведали миру, что, раскаиваясь и страдая, он себя резал в ванной комнате опасной бритвой. Исполненные романтики и гражданского пафоса книги Гайдара были чем-то вроде психологической терапии, компенсацией за не отпускающее писателя прошлое. Создавая образы идеальных молодых героев, наполняя их нужным для советской власти содержанием (любить Родину, ненавидеть и разоблачать явных и скрытых врагов, помогать ближним, хорошо учиться, в том числе военному делу, и так далее), он как бы убеждал себя в горькой необходимости революционного насилия, заставлял себя верить в неотвратимое счастливое будущее, ради которого ему и многим другим его современникам приходилось (вспомним «Конармию» Бабеля, или «Россию, кровью умытую» Артёма Весёлого) преступать божеские и человеческие законы. Книги Гайдара были талантливы, искренни и понятны детям, а потому держали в поле своего притяжения не одно поколение советских людей. Определения «тимуровец», «мальчиш-кибальчиш», «мальчиш-плохиш» вошли в русский язык, как нарицательные символы. Никому из живших в СССР, не надо объяснять, что подразумеваетсяпод каждым из них. Гайдар дал Родине гораздо больше, чем просто талантливый детский писатель. Живущая в нём боль очищала и нравственно возвышала каждую его строчку, заставляла юных читателей безоглядно верить в то, что он написал. И не просто верить, а примерять созданные им идеальные образы на себя, следовать им в реальной жизни. Не случайно во время Великой Отечественной войны в СССР было столько пионеров-героев. Думается самым задушевным, если это слово здесь уместно, в творчестве Гайдара стала «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». Это он, Гайдар, носил в сердце и не выдавал врагам страшную тайну революции, описанную Солоухиным в «Солёном озере». Он был готов мучиться всю жизнь и унести её в могилу, чтобы в далёком счастливом будущем пароходы, самолёты и люди гудели, качали крыльями, склоняли головы передизбравшим смерть, а не предательствоМальчишем-Кибальчишем. Гайдар последовал за своим героем, сложив голову в бою под Киевом в октябре 1941 года. И не его вина, что через полвека, сделавшись всеобщим достоянием, страшная тайна погубила любимую им страну.