Красавица и чудовище. Что связывало Гитлера и племянницу Чехова
Татьяна Бронзова всю жизнь прослужила во МХАТе, а затем в МХТ. Долгое время она была правой рукой Олега Ефремова, а пару лет назад написала книгу «Две Ольги Чеховы. Две судьбы». Красавица для сопровождения Этот снимок был сделан накануне Второй мировой войны – 22 мая 1939 года. – Это был торжественный прием у Риббентропа, министра иностранных дел Германии. В его огромное поместье были приглашены все послы, которые в это время были в Германии. Гитлер уже вовсю готовился к войне, и поэтому ему было важно встретиться и переговорить с ними в неформальной обстановке. И хотя никто еще не знал о том, что вот-вот будет развязана мировая война, в саду у Риббентропа, а снимок сделан именно в саду, ощущалось напряжение и атмосфера грозы, хотя погода была прекрасная, – рассказала нам Татьяна Васильевна. – Там были расставлены кресла, для гостей выступал симфонический оркестр, исполняли Вагнера, особенно любимого Гитлером. И в первом ряду, естественно, сидел Адольф Гитлер, выбравший себе в пару русскую красавицу Ольгу Чехову. Гитлер, который никогда не был женат, приехал на этот вечер один. Чехова тоже приехала одна, она недавно развелась со своим швейцарским мужем-миллионером, о чем Гитлер, конечно, знал. Фюрер очень уважал и любил Ольгу, ее приглашали на все вечера и приемы самого высокого уровня. Она общалась и с Гитлером, и с Гиммлером, и с Герингом, и с Геббельсом – со всей германской верхушкой того времени. Татьяна Васильевна изучила тонну документов и точно знает, что тогда происходило: – Надо сказать, они все ее обожали. Вот и в этот вечер ей с утра привезли приглашение, а вечером за ней был отправлен шикарный автомобиль от Риббентропа. И Гитлер попросил ее составить ему пару, посадив, естественно, рядом с собой. После концерта он пригласил ее за свой стол – столы были накрыты также в саду. Советская шпионка В тот день Гитлер за ужином разговаривал с разными важными людьми – и все это в присутствии Ольги. У нее был особый интерес к таким приемам. Некоторые исследователи считают, что племянница знаменитого русского писателя была советской шпионкой. Судоплатов, во всяком случае, не отрицает факт того, что Ольга Чехова работала на наши органы. Но как и почему она это делала? Да, она любила Германию. Да, она мило общалась с Гитлером. Но при этом развязанный им геноцид евреев она, конечно, не могла принять. – У нее было очень много друзей-евреев. С одним из них был серьезный роман. И этот человек тоже был убит в гитлеровской Германии. Ольга очень тяжело переживала его смерть. Чехова не была официальным агентом советской разведки, а вот ее другой близкий приятель, настоящий польский граф, плотно работал на наши службы. И Ольга помогала ему – рассказывала, кто, что и с кем. Историю с вербовкой Чеховой связывают с приездом в Германию ее младшего брата Льва Книппера. – Лёвушка был композитором и при этом профессиональным советским разведчиком. Это он ее приобщил, – рассказывает Татьяна Бронзова. – Дело в том, что Ольга хотела перевезти в Европу родителей и дочь Аду от Михаила Чехова. Ну а условием того, чтобы их выпустили, было сотрудничество, ее помощь советской разведке. Вот так она и стала помогать. Сводила кого скажут с сильными мира сего, так как со всеми была знакома. Народная артистка Германии Фюрер не догадывался, что Ольга помогает разведке СССР, и благоволил ей, потому что преклонялся перед красивыми женщинами. Ну а если красавица еще и талантливая актриса – то это беспроигрышный вариант. В кино у нее в то время были роли любовниц и роковых женщин. Гитлер ради нее создал звание «Национальная актриса» (что-то вроде нашего народного артиста). Во всяком случае, Ольга Чехова была первой, кто получил это звание. Геббельс, в ведении которого была вся культура, будучи, так сказать, начальником Чеховой, пытался за ней ухаживать. А Чехова при этом дружила с женой министра Магдой. Во второй половине вой-ны, когда перспективы поражения Германии стали отчетливы, Геббельс услал Магду с детьми подальше. – В общем, приставать к Чеховой ему уже ничто не мешало. Но она его корректно отшивала. Из-за этой ее недоступности он Ольгу недолюбливал, – резюмирует Татьяна Бронзова. Во время войны Чехова очень мало общалась с Гитлером, поскольку он почти все время находился в своем замке в Альпах вместе с Евой Браун. Но Ольга много снималась, и Адольф у себя в горах смотрел все фильмы, где она играла. В Берлине фюрер бывал крайне редко и тайно, поскольку боялся покушений. Но театральных премьер своей любимой актрисы он не пропускал. – Нашей разведкой даже было организовано покушение на него именно на премьере у Ольги, – говорит Татьяна. – Все было готово, но план провалился. Точнее, его отменил сам Сталин сразу после Сталинградской битвы. Он вдруг испугался, что если убьют Гитлера, то наши союзники второй фронт так и не откроют. Предполагал, что Британия может заключить мир с тем, кто придет вместо Гитлера. В конце войны ее вывезли в СССР, но это было не арестом, а личным желанием Сталина. Дело в том, что советского вождя очень интересовала личность Гитлера, а так как Чехова была хорошо знакома с фюрером, Сталин хотел узнать, что такого магнетического было в нем, что за ним пошла целая нация, как на дудку Крысолова. И Чехова рассказала, конечно. И не только про Гитлера, но и обо всех высших чинах рейха, с которыми общалась. Какие-то ее показания потом пригодились на Нюрнбергском процессе. В Москве ее поселили комфортно – в квартире с прислугой. За ней, разумеется, присматривали. Она почти и не выходила сама из этой квартиры. К ней в основном приезжали с расспросами, докладывая потом Сталину. Ну а потом ее вернули в Берлин. Авантюристка – Ольга очень много врала в жизни, – утверждает Татьяна Бронзова. – Да, она жила в Москве у тети Оли, которой было доверено ее воспитание. Ольгу определили учиться ваянию, и тетя Оля, Книппер-Чехова, звезда МХАТа, не пускала ее поступать «в актрисы», пока племянница не окончит учебу в художественном училище. То есть она никогда (!) не училась в студии при МХАТе и никогда не играла на сцене МХАТа. Все это красивая легенда, которую Ольга сама о себе распространяла. Но все же она с утра до ночи вращалась в театральной мхатовской сфере и видела, что делает Станиславский. Ну а поскольку была умна и талантлива, то быстро все схватывала. Приехав в Берлин, она объявила себя ученицей Станиславского, игравшей в пьесах своего дяди Чехова. Это давало ей сияние избранности и открывало дорогу в искусство. Ольга была, конечно, первостатейной авантюристкой. Ей хорошо удавалось изображать из себя великую русскую актрису. И ее сразу приняли в высших кругах Берлина. Она была почти нищей в то время, но, страшно экономя на еде, ухитрялась покупать наряды и нанимать шикарное авто, если надо было красиво подъехать в гости к очередному немецкому барону. – И там она блистала и врала. Врала и блистала. А в истории осталась родной племянницей Антон Палыча и ученицей Станиславского. Повороты судьбы Чеховой Ольга Чехова была дочерью обрусевшего немца, инженера Книппера, семья которого осела в России еще в начале ХIX века. В 16 лет ее отправили из Петербурга в Москву – к родной тете, актрисе Ольге Книппер-Чеховой, жене Антона Павловича Чехова. Чуть погодя вышла замуж за его родного племянника, актера Михаила Чехова, став таким образом дважды племянницей писателя. Уехала в Германию в 1920 году. Для эмиграции фиктивно вышла замуж за австрийца. Они вместе доехали до Берлина, где Ольга осталась, а «муж» поехал дальше – в Вену. Возвращаться в СССР больше не собиралась. В 1949 году переехала из восточной советской оккупационной зоны Берлина в Западный Берлин. В 1950-е активно снималась в кино. Скончалась в 1980 году в Мюнхене. * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №33-2019 под заголовком «Красавица и чудовище».