Искусство в блокаде: как ленинградцы слушали стихи, ходили в театры и спасали шедевры 

Искусство в блокаде: как ленинградцы слушали стихи, ходили в театры и спасали шедевры
Фото: Мир24
8 сентября 1941 года началось одно из страшнейших событий в истории человечества — Блокада Ленинграда. Она закончилась 27 января 1944 года, за время блокады только от голода погибло более 600 тысяч человек. Трудно представить, но в условиях голода, холода, смерти и постоянных бомбежек люди продолжали работать, учиться и ценить искусство. Смотрите в программе «Секретные материалы» — как  спасал экспонаты во время Великой Отечественной войны, почему не эвакуировали Медного всадника и куда делось церковное серебро из Тихвина.
Шел 42-й день блокады. Норма хлеба для детей и иждивенцев составляла уже 200 граммов на день. И в это страшное время вдруг раздались стихи: «Пусть справедливость верх берет, пускай восторжествует щедрость, добросердечных слава ждет». Эти строки прозвучали в Эрмитаже 19 октября 1941 года на торжественном заседании по случаю 800-летия со дня рождения великого азербайджанского поэта . Была организована выставка «Эпоха Низами». А в декабре 1941 года ленинградцы шли к Эрмитажу на собрание, посвященное другому великому поэту Востока — Алишеру Новаи. Блокадники отметили 500-летие со дня рождения великого узбекского поэта. Дело в том, что директором музея в то время был востоковед Иосиф Абгарович Орбели.
«В таких условиях человек может себя сохранить только благодаря тому, что он остается человеком. И поэтому, когда вокруг уже начался ужас, страшные смерти, холод, снаряды, ученые все равно продолжали заниматься своим делом. Мне кажется, благодаря этому многие из них смогли выжить», — говорит заместитель заведующего отделом рукописей Государственного Эрмитажа Елена Соломаха.
Есть выражение: «когда гремят пушки, музы молчат». Но в блокадном Ленинграде музы не молчали. По воспоминаниям ленинградцев, искусство давало им второе дыхание. Всю блокаду городе работал Театр музыкальной комедии, и зал всегда был полон. Единственной причиной, когда артист не выходил на сцену, была его смерть. «К августу 1941 года в Ленинграде было два действующих театрально-музыкальных коллектива, — рассказывает доктор исторических наук Владимир Фортунатов. — Это Театр музыкальной комедии, который отработал всю блокаду, и Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета. А с октября 42-го года, как только стало полегче, возник городской театр, который сейчас всем известен как Театр имени В. Ф. Комиссаржевской».
Под непрестанными бомбежками ленинградцы пытались сберечь красоту города. Статуи и памятники закапывали в землю, но памятники великим полководцам Барклаю-де-Толли и Кутузову у Казанского собора, а также памятник Суворову на Марсовом поле простояли всю блокаду. Полководцы как бы провожали войска на битву. Главный символ Ленинграда Медный всадник вначале хотели эвакуировать, но, видимо, вспомнив старинное предание о войне 1812 года, когда его тоже хотели вывезти из столицы, оставили на месте и только обложили мешками с землей, которые защищали скульптуру от повреждений.
«На стрелке Каменного острова находится дворец Александра I, — рассказывает историю о Медном всаднике писатель . — По легенде как-то раз ночью туда прискакал Медный всадник и сказал: «Пока я стою на этом месте, никакой враг в город не войдет». И Александр I отказался от идеи увезти памятник».
Когда началась война, было принято решение об эвакуации коллекции Эрмитажа и других музеев. Подготовка к перемещению бесценных сокровищ началась еще в 1938 году. Почти полтора миллиона экспонатов вывезли в Свердловск, ныне Екатеринбург. С этим переездом связано мистическое совпадение. Дело в том, что ящики для экспонатов собирали в Сампсониевском соборе, том самом, где основательница Эрмитажа Екатерина II венчалась с князем Потемкиным. А эвакуировали экспонаты в Дом Ипатьева, место расстрела последнего из владельцев Эрмитажа .
После эвакуации коллекции Эрмитажа залы музея зияли пустыми рамами, их специально оставили на местах, чтобы после войны проще было вернуть картины на место. «История с оставленными рамами началась намного раньше, еще в 1917 году, — отмечает Елена Соломаха. — В августе того года немцы уже приблизились к Петрограду, и было принято решение о вывозе художественных собраний. Как тогда говорили — о разгрузке Петрограда. Именно тогда придумали вынимать картины из рам и оставлять рамы на стенах для того, чтобы потом можно было быстро восстановить экспозицию».
Но не всегда экспонаты удавалось спасти. Удивительная история произошла с церковными ценностями города Тихвина, сыгравшего важнейшую роль в обороне Ленинграда. Гитлер принял решение создать второе кольцо блокады, для этого немецким войскам необходимо было соединиться с финнами, которые в сентябре 1941 года форсировали реку Свирь. В ночь на 8 ноября 1941-го немецкие части взяли Тихвин, перерезав единственную железную дорогу, по которой подвозились оружие и продовольствие для осажденного Ленинграда.
До революции Тихвин называли православным Ватиканом, так как там было очень много священнослужителей, храмов и монастырей. После революции в Тихвине организовали краеведческий музей, куда свозили церковную утварь со всего северо-запада страны с тем, чтобы на базе Тихвинского историко-культурного музея сделать музей церковного быта. Наиболее ценные предметы — золотые оклады, камни прочее — отправляли в Алмазный фонд.
Перед самым захватом Тихвина немцами директор музея обратился к командованию воинской части, чтобы солдаты помогли спрятать тонны серебряных изделий, хранившихся в музее. «Ему дают взвод из 10 человек и три подводы, чтобы они все упаковали. Документы о том, что все упаковано, есть, а дальше происходит такая вещь, — рассказывает Александр Мясников. — Как правило, когда рассказывают историю этого музея, говорят, что „все погибло“. На самом деле, солдаты все вывезли и закопали где-то в лесах под Тихвином. 8 ноября в город входят немцы, берут бедного директора музея, у него инсульт, после которого директор так и не приходит в себя. Поэтому, где находятся эти ценности, до сих пор не известно».
В Тихвине говорят, что сокровища укрыла чудотворная икона Тихвинской богоматери, по преданию написанная самим евангелистом Лукой. Сокровища так и остались закопаны где-то в лесах, а вот в блокадном Ленинграде при эвакуации почти двух миллионов бесценных экспонатов из Эрмитажа пропала только одна картина, что обнаружилось только после возвращения коллекции из Свердловска.
«Пропала картина Антониса ван Дейка «Святой Себастьян», и тогда М. Я. Варшавская, которая была хранителем коллекции фламандской живописи, сообщила об этом Орбели. Начались поиски, которые продолжались несколько лет. Искали в подвалах, на чердаках, но обнаружена картина так и не была. Часть картин в свое время находилась в Гербовом зале Эрмитажа, когда туда попала бомба, и работы были уничтожены. Находился среди них «Святой Себастьян» или нет, неизвестно», — отмечает Соломаха.
Еще одна интересная история об искусстве в блокадном Ленинграде связана со знаменитой седьмой симфонией Шостаковича, которую не зря называют «Ленинградской». Композитор начал сочинять ее в блокадном городе, где он, как и все, дежурил в подъезде — тушил «зажигалки». Премьера симфонии состоялась в блокадном городе 9 августа 1942 года, ровно через год после планируемой Гитлером даты взятия Ленинграда. Дело в том, что Гитлер еще 2 июля 1941 года заявил, что взятие города — вопрос нескольких недель. На 9 августа 1941-го гитлеровцы запланировали банкет в «Астории» и даже напечатали пригласительные билеты, однако празднику не суждено было состояться.
Видео дня. Оптическая иллюзия с крутящимся домом попала на видео
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео