Граф Певцов и Сталин. У Захарова в "Ленкоме" вырастают свои тираны?
Актер Дмитрий Певцов на открытии сезона в родном Ленкоме признался, что «Иосиф Виссарионович – один из величайших людей в истории России». Любовь такую объяснил тем, что «при Сталине началось строительство сильного государства», и подкрепил цитатой Черчилля: «Сталин принял страну с сохой, а оставил – с ядерной бомбой». Цитата эта фейковая, но не в этом дело. И даже не в том, что очередной деятель присягнул на верность авторитаризму. Интереснее всего контекст. Певцов готовится к роли Сталина у Марка Захарова, который снова ставит в Ленкоме Владимира Сорокина. Судя по краткому описанию, в основу постановки ляжет скандальное «Голубое сало», в котором в числе прочего описан секс Сталина и «графа Хрущева». Как Захаров обойдет эти сцены и являются ли для него подобные эпизоды вообще важными, пока неизвестно: сам худрук Ленкома в больнице, свое заявление Певцов сделал в его отсутствие. Этот месседж – логичное и лучшее продолжение сорокинской фантасмагории. Спектакль и жизнь перемешиваются, Певцов начинает играть роль до выхода на сцену. Причем задолго – месяца за три: премьера намечена на декабрь. Что и как делал Хрущев со Сталиным в «Голубом сале», лучше не вспоминать. Но Певцов невольно напомнил и поддержал своего героя – попавшего в непростое положение старика генералиссимуса. Впрочем, авторитарные деятели в нашей стране должны излучать свое величие в любом положении. Другое дело, порадует ли Марка Захарова такое откровение. Интерес худрука Ленкома к Сорокину объясняется тем, что писатель неравнодушен к авторитаризму и мстит ему. Три года назад Захаров поставил по Сорокину «День опричника». «Фантасмагорические видения, которые могут материализоваться в нашем Отечестве, если мы разучимся отличать болезненный садизм от светлых сторон русской души; если мы будем воспевать тиранов и ставить им памятники» – так Марк Анатольевич описал «День опричника» и «Теллурию», назвав автора выдающимся русским писателем. Теперь у Захарова вырастают свои тираны. Некоторые, конечно, стали ворчать, что Певцов таким образом просит у Путина себе театр (добавим: может, даже замахивается и на Ленком), обозначая, что скрепы будут в надежных руках. Но такая картина мира мелочна и неэлегантна. А вот если представить, что актер погрузился в воображаемом батискафе в сорокинский сюрреализм и ощутил потребность его усилить, это уже мощнейший ментальный прорыв. Интересно, поверит ли ленкомовская публика в глубину Певцова – Сталина? * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №34-2019 под заголовком «Граф Певцов и Сталин». читайте также: Певцов против певцов Актер обратился к Владимиру Путину с просьбой отдать здание ДК Горбунова под его театр