«Ленин-тигр» и «Ленин-уточка»: необычные образы вождя в живописи и скульптуре
В лондонском отделении аукционного дома Phillips на этой неделе представили девять работ Энди Уорхола. Вождь мирового пролетариата у американского художника – то бесцветный, то кровавый. На создание серии из шелкографии и акрила Уорхола натолкнула фотография молодого Ильича, уже уверенного в себе политика. Писать Ленина до сих пор любят многие художники. И что интересно – у всех он получается разным: то более раскосым, то с длинной бородой. О нестандартных образах вождя мирового пролетариата в живописи и скульптуре расскажет корреспондент «МИР 24» Екатерина Макарова. «Ленин-тигр» или «Шесть явлений Ленина на рояле» – эксцентричный Сальвадор Дали изобразил Владимира Ильича в присущей себе иносказательной манере. Спустя полвека свою трактовку образа вождя представил миру Энди Уорхол. Но эти картины, кажется, меркнут на фоне работ новосибирской художницы Маяны Насыбулловой. В ее проекте «Ленин для души» российский революционер может принять любой образ. Хоть Микки Мауса, хоть Фантомаса. Раскрашивать бюсты вождя мирового пролетариата Маяна стала случайно, и очень быстро на них сделала себе имя и заработала. «Ленина-уточку» художница продала за 4,2 тысячи евро. По-своему Ленина «лепят» и за рубежом. Мадагаскарский, китайский, японский – в каждой стране образ Владимира Ильича приближают к своему, национальному облику. На вьетнамской марке, например, он похож на местного революционера Хо Ши Мина. А монголы наделили его своими высокими скулами. Искусствоведы говорят – таким разным Ленин получается потому, что писали его не с натуры. «Живого Ленина практически никто из художников, даже советских, не рисовал с натуры. Был Николай Андреев – главный автор ленинианы, он сделал очень много рисунков непосредственно самого Ильича с натуры, и на основе этих рисунков все позднейшие художники и при жизни Ленина, и после его смерти изображали. Ранние рисунки очень интересные. Там действительно живой человек. Не было попытки сделать из него каменного монстра, как это происходило впоследствии, а было желание попытаться что-то уловить», – рассказал искусствовед Валентин Дьяконов. А уловить все старались тот самый ленинский прищур или выразительный высокий лоб. Отойти от такого хрестоматийного образа решил и петербургский художник Олег Хвостов. Своего живописного Ильича он создал в стиле примитивизм – Ленин получился, скорее, ироничным, чем великим. «Он более прикольный: карикатурный, маленький, картавый, шустрый. В фильмах про Ленина, даже официальных старых, которые до войны еще сняли, он смешной интересный типаж. Несмотря на то, что картины рассказывают некую историю, они не являются в прямом смысле иллюстрациями. Это фигуративная абстракция», – отметил художник Олег Хвостов. Необычную творческую манеру Олега Хвостова приметили в петербургском музее Ленина в Разливе. Картины приобрели для выставки к 100-летию революции. Сотрудники музея говорят, что серия работ написана с большим уважением к истории. Впрочем, чем дальше мы от исторических событий, тем проще иронизировать над Лениным. Сделали бы из него уточку в 1917-м? Конечно, нет.