Войти в почту

Вся жизнь – одно мгновение. Со дня смерти Рембрандта прошло 350 лет

4 октября исполнилось 350 лет со дня смерти голландского художника Рембрандта. Его полное имя - Рембрандт Харменс Ван Рейн, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. В своих произведениях он сумел воплотить человеческие переживания с такой проникновенностью и выразительностью, которой до него не знало изобразительное искусство. Всего за свою жизнь Рембрандт создал около 350 картин, более 100 рисунков и около 300 офортов. Сегодня работы мастера можно увидеть в разных музеях мира. Одна из наиболее впечатляющих коллекций представлена в Эрмитаже. Это и прекрасное собрание офортов, и более 20 картин, относящихся к разным этапам творчества гения - от раннего «Старика-воина» до итогового «Возвращение блудного сына». Как создавались эти великие полотна? Каким образом они попали в Россию? «Флора» Эту картину Рембрандт написал в 1634 году. В Россию она попала по воле Екатерины II, которая хотела собрать лучшую в мире коллекцию. Как подтверждают историки, шедевр привезли в страну между 1770-м и 1774 годами. «Флора» отражает настроение Рембрандта в самый счастливый период его жизни. Тогда художнику улыбалась удача, его слава росла, он был молод, влюблен и только что отпраздновал свадьбу с Саскией ван Эйленбюрх. Не случайно на его картинах и рисунках той поры появляется образ античной богини весны и цветов Флоры, которую мастер неизменно наделяет обликом своей юной жены. Она как будто немного смущена ролью, которую ей приходится играть по воле супруга, и это придает образу глубокую искренность и задушевность. «Даная» Любовь вдохновила Рембрандта и на создание «Данаи». Сюжетом послужил античный миф об аргосской царевне: отец Данаи, которому предсказали гибель от руки будущего внука, обрек дочь на одиночество, заточив ее в башню. Но Зевс, привлеченный красотой девушки, проник к ней в виде золотого дождя. Несмотря на миф, Рембрандт, прежде всего, показывает земную женщину. Она прекрасна не чувственной красотой, а трепетным ожиданием любви. Отсюда сияние, теплая атмосфера, которая заполняет все вокруг. Необычное для голландской школы крупное полотно с изображением нагой фигуры Рембрандт написал в 1636 году (в Эрмитаж оно поступило в 1772-м из Парижа). Долгое время картина находилась в доме мастера. Затем, как показали исследования, в 1640-х он значительно изменил центральную часть. Как именно - сегодня уже не узнать. В 1985 году вандал изуродовал «Данаю» - придя в Эрмитаж под видом посетителя, плеснул на нее серной кислотой и дважды ударил ножом. Повреждения оказались настолько серьезными, что понадобилось 12 лет кропотливой работы реставраторов, чтобы картина вернулась в экспозицию. «Давид и Ионафан» Это первая работа Рембрандта, привезенная в Россию. Она была приобретена в Амстердаме в 1716 году специально по просьбе Петра I. Сюжет взят из Святого писания. Ионафан, старший сын царя, рассказывает своему сердечному другу Давиду, будущему правителю, о враждебных замыслах отца. То есть, по сути, предает родителя. В те годы Петр как раз заподозрил в предательстве своего сына Алексея, которого позже судил и отправил в тюрьму. Так в библейской истории, написанной Рембрандтом в 1642-м, отразились реальные события, происходившие в России в XVIII веке. Более того, Ионафану художник придал собственные черты. «Святое семейство» В творчестве Рембрандта это один из ключевых сюжетов. Исследователи его таланта считают, что, возможно, так он пытался воплотить мечту об утраченном домашнем очаге. В картине, которую представители царского дома купили для Эрмитажа в 1772 году, художник отразил мир и покой, царящие в скромном жилище плотника. Работает за верстаком Иосиф, шелестят страницы книги на коленях юной Марии. Младенец пошевелился во сне, и она, оторвавшись от чтения, заботливо заглядывает в плетеную колыбель. Почти жанровая сцена, которая могла бы происходить в любом голландском доме. Как это часто встречается у Рембрандта, своим персонажам он придает черты реальных людей. Вот и в лице молодой матери есть сходство с Хендрикье Стоффелс, пришедшей в дом Рембрандта в качестве служанки и ставшей верной спутницей в поздний период его жизни. Осужденная за свое поведение, отвергнутая обществом, эта юная девушка была с ним до самой смерти. Вела хозяйство, служила моделью для многих произведений великого голландца. «Возвращение блудного сына» Полотно написано мастером около 1668 года - за несколько месяцев до смерти. В бледном, исхудавшем, усталом человеке, вернувшемся к отцу, которого он бросил в юности, трудно узнать бесшабашного искателя удовольствий. Игрока и мота, выпросившего свое наследство и спустившего его до последней монеты. Куда девались самоуверенность и богатые одежды? Все бренное спало как пустая шелуха, прозрение пришло ценой потерь и страданий. Войдя в родной дом, больной и обессиленный, он падает на колени перед отцом, который склоняется к нему, полный любви и милосердия. В дымчатом сумраке пространства лицо старика сияет, он утешает сына, а красная накидка на плечах старца словно образует шатер над скитальцем. Рядом молча стоят потрясенные свидетели. Этой работой Рембрандт словно подводит итог своему жизненному и творческому пути, передавая себя на суд высшим силам. В Эрмитаж шедевр поступил в 1776 году и стал украшением собрания Екатерины II. «Портрет старика в красном» В 1650-е годы в творчестве великого голландца важное место занимает портрет. К числу таких работ относится «Портрет старика в красном». Имя человека, изображенного Рембрандтом, неизвестно, но интерес художника к нему был велик: существует еще одно изображение этого героя - «Старик в кресле» (Лондон, Национальная галерея). Сложив на коленях руки, спокойно сидит старик, облаченный в свободные красно-коричневые одежды. На голове - маленькая темная шапочка-кипа, выдающая приверженца иудейской веры. Фигура выступает из мягкой полутьмы, как из прошлого. Светом выделяет Рембрандт и его мудрое лицо, натруженные кисти рук. В одном мгновении художник соединил прошлое, настоящее и будущее. «Старик в красном» - один из немногих образов в мировой живописи, несущих в себе большую внутреннюю силу, достоинство и глубокую печаль многих знаний. В Эрмитаж картина поступила в 1769 году, она была приобретена из частного собрания в Дрездене. «Жертвоприношение Авраама» Картину отличают монументальность, драматизм, активные свет и тень. В Эрмитаж она поступила в 1779 году из Англии. Обреченный Исаак со связанными за спиной руками лежит навзничь на месте, где через минуту должен заполыхать жертвенный костер. Рука отца покрывает запрокинутое лицо сына. Эти жестом Рембрандт передает отчаянную решимость Авраама и его безмерную жалость к сыну, который не должен видеть убийцу. Однако ангел-избавитель останавливает занесенную руку, из которой выпадает кинжал. Удивительно, как Рембрандт передает мерцание драгоценных камней на кинжале и ножнах, свет, выделяющий обнаженное тело Исаака. Все настолько правдиво, что, кажется, сам художник прошел трудный внутренний путь и принял это мучительное решение. Традиционный сюжет становится для Рембрандта испытанием его мастерства, а тема жертвенности - одной из важнейших в творчестве.

Вся жизнь – одно мгновение. Со дня смерти Рембрандта прошло 350 лет
© АиФ Санкт-Петербург