Россия безо Льва Толстого и Дмитрия Менделеева

Шведский химик, инженер, предприниматель и филантроп оставил после себя несколько крупных изобретений. Среди них – открытие динамита. Этот факт получил символическое значение.

Россия безо Льва Толстого и Дмитрия Менделеева
© Русская Планета

За год до смерти, в ноябре 1895 года Нобель оставил завещание, согласно которому большая часть его состояния - более 30-ти миллионов шведских марок - пошла на учреждение премий в пяти областях: физике, химии, медицине, литературе и заслуги в области сохранения мира.

Видео дня

Это поощряло заслуги талантливых и деятельных людей и являлось благотворительной акцией. Однако Нобелевская медаль имела и оборотную сторону: едва ли не каждое награждение вызывало горячие споры, порой же оно буквально взрывало общество, превращаясь в политический динамит.

Привычная ситуация возникла и после оглашения лауреатов Нобелевской премии 2018 года. Ими стали польская поэтесса Ольга Токарчук и австрийский писатель Петер Хандтке. Если первая кандидатура не вызвала отторжения, то вторая снова вызвала брожение в обществе. В частности, словенский философ Славой Жижек заявил:

«В 2014 году Хандке призвал отменить Нобелевскую премию, заявив, что это «ложная канонизация» литературы. То, что он ее сейчас получил, доказывает, что он был прав»

Еще одно мнение - президента литературной и правозащитной организации Pen America Дженнифер Иган: «Мы ошеломлены выбором, сделанным в пользу писателя, который использовал свой общественный голос, чтобы подорвать историческую правду, и предложил общественную поддержку преступникам, виновным в совершении геноцида, таким как бывший президент Сербии и лидер боснийских сербов Радован Караджич».

…Оглянемся назад. Вспомним имена победителей и номинантов в области литературы. Именно эта она становится предметом наиболее шумных дискуссий. В науке же разбираются далеко не все. Потому и спорят о ней меньше. Но если копнуть глубже, то и здесь можно нарваться на «мину». Великий русский химик , открывший периодическую системы элементов, трижды номинировался на Нобелевскую премию. Но так и не получил ее. Чего же боле?

Вернемся к литературе. В 1901 году лауреатом Нобелевской премии стал французский поэт и эссеист Сюлли Прюдом. Человек он был не слишком известным - способным, тонким стихотворцем, но не более того.

И несмотря на то, что в числе его конкурентов были писатели с громкими именами - поляк , англичанин , шведка .

Тем не менее, премию присудили французу. Почему? Бог весть. То ли члены жюри совершенно не разбирались в литературе, то ли решили проявить «оригинальность». Впрочем, так бывало еще не раз

Через год в число номинантов попал . Казалось, эта литературная глыба – вне конкуренции. Ан, нет – премию отдали немецкому историку , специалисту по римской истории. Этот человек, возможно, был достоин признательности за свои труды. Но при чем тут Нобелевская премия?

Лев Толстой становился номинантом премии еще четыре раза. Но награду так и не получил. Говорят, что не хотел. Об этом он писал финскому писателю Арвиду Ернефельту: «Во-первых, - это избавило меня от большого затруднения – распорядиться этими деньгами, которые, как и всякие деньги, по моему убеждению, могут приносить только зло; а во-вторых, это доставило мне честь и большое удовольствие получить выражение сочувствия со стороны стольких лиц, хотя и не знакомых мне, но все же мною глубоко уважаемых».

Но сдается, что Лев Николаевич лукавил. И большим деньгам бы мог найти применение – семья-то была большая, расходов много, - и поток поздравлений бы выдержал. Даже от господ не слишком ему приятных.

Дело, вероятно, в другом. Литературный классик не хотел, чтобы его знаменитое имя становилось предметом обсуждения, торга. Участвовать во всей этой суете ему, корифею, да еще на старости лет? Нет уж, увольте!

И в последующие годы лауреатами Нобелевской премии по литературе становились малоизвестные люди: норвежец Бьернстьерне Бьернсон, француз Фредерик Мистраль, испанец Хосе Эчегарай-и-Эйсагирре, итальянец Джозуэ Кардуччи. Однако обрели лавры и ранее отвергнутые Сенкевич, Киплинг, Лагерлеф

Следующим номинантом от России стал в 1914 году . Но награду никому присуждать не стали из-за грянувшей Первой мировой войны. Впрочем, русский писатель имел шансы на премию в последующие годы, но так и остался в списке номинантов.

Ладно, Мережковский – спорная фигура. Но чем не угодил Нобелевскому комитету писатель с мировым именем - ? Его несколько раз включали в список претендентов, но всякий раз этим все и ограничивалось.

Опять – уже по традиции – продолжали награждать отнюдь не знаменитостей: ирландского поэта , его коллегу из Швейцарии Карла Шпиттелера, испанского драматурга , польского писателя Владислава Реймонта.

Случались и просто необъяснимые казусы.

В числе претендентов на премию 1926 года оказался белогвардейский генерал . Что замечательного он создал? Воспоминания «На внутреннем фронте», «Всевеликое войско Донское», несколько романов, рассказы. Литератор не без способностей, однако… В общем, Нобелевскую премию дали – или отдали? – итальянской писательнице Грации Деледде. Кто слышал о ней, поднимите руку!

Справедливости ради, стоит отметить, что Нобелевский комитет порой «прозревал» и вручал награды действительно достойным. Так, в 1920 году лауреатом стал норвежец , спустя пять лет – англичанин , еще через четыре года – представитель Германии . Однако остались без премии такие таланты, как , Федерико Гарсиа Лорка, , Карел Чапек, Марсель Пруст, ,

В начале 30-х годов высоко оценивались шансы русских писателей-эмигрантов и его тезки Шмелева. Однако их кандидатуры были отвергнуты. Тем не менее, Бунин стал лауреатом в 1933 году. Любопытно, что его конкурентами были соотечественники: Горький и Мережковский.

Награждение русского писателя стало эпохальным событием. Впрочем, имело оно и грустно-иронический оттенок. Впервые за тридцать (!) с лишним лет после основания награды был «замечен» представитель столь богатой литературными талантами страны. Могли претендовать на награду , Александр Блок, , (его внесли в число номинантов позже), , , , , , .

Жюри конкурса напрочь забыло завещание Нобели, в котором говорилось, что премия предназначается человеку, «создавшему наиболее значительное литературное произведение, отражающее человеческие идеалы…»

Часто ли претворялся в жизнь завет основателя премии? Впрочем, ответ на этот риторический вопрос и не требуется. К слову, Бунин вряд ли бы стал лауреатом, если бы не эмигрировал, а остался в большевистской России…

А странности с премией все продолжались. В 1938-м награду вручили американке Перл Бак - «за многогранное, поистине эпическое описание жизни китайских крестьян и за биографические шедевры». Спустя год финн Франсу Силланпя был отмечен «за глубокое проникновение в жизнь финских крестьян и превосходное описание их обычаев и связи с природой».

В 1946 году в списках претендентов впервые появился представитель СССР – . Другим номинантом был . И тот, и другой, в конце концов, стали обладателями Нобелевской премии. Но – при разных обстоятельствах…

Одним из претендентов на премию 1955 года был Семен Гузенко. Спешу рассеять недоумение читателей. Он не писатель, а бывший шифровальщик посольства СССР в Канаде, ставший перебежчиком. Поселившись в Торонто, Гузенко написал нескольких мемуарных книг, в том числе «Падение титана». И за это ему хотели дать Нобелевскую премию?!

В 1958 году Нобелевская премия впервые была присуждена представителю СССР. Поэт Пастернак был отмечен «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа». Однако награда принесла ему сплошные неприятности…

В СССР началась компания по дискредитации Пастернака. Его всячески третировали и даже пытались выставить из страны, а роман «Доктор Живаго» был признан антисоветским. В итоге Пастернак был вынужден отказаться от премии.

1965 год стал триумфом Шолохова, получившего премию за роман «Тихий Дон», завершенный еще в 1940 году. Почему так долго «собирались» члены жюри Нобелевского комитета, остается загадкой. Автор эпопеи стал стал единственным писателем, чье чествование было благосклонно воспринято в СССР. Сам Шолохов говорил, что «преобладает чувство радости оттого, что я - хоть в какой-то мере - способствую прославлению своей Родины и партии, в рядах которой я нахожусь больше половины своей жизни, и, конечно, родной советской литературы».

Представители СССР еще дважды становились лауреатами Нобелевской премии. В 1970 году ее присудили яростному противнику советского строя, писателю , автору романов «В круге первом» и «Раковый корпус»

На него обрушивался поток яростной критики – не только властей, но и коллег-писателей. Соженицына обвиняли в предательстве, называли «литературным власовцем». Получить премию он смог лишь в декабре 1974 года, когда его выслали из СССР и лишили советского гражданства.

И снова возникает риторический вопрос: присудили бы премию Солженицыну, если бы он не был диссидентом?

Вряд ли. Так же, как и в случае с Нобелевским лауреатом 1987 года , у которого были, мягко говоря, серьезные разногласия с советской властью. В конце концов, поэт покинул Советский Союз…

С тех пор прошло более тридцати лет. Больше никто из наших соотечественников не становился лауреатом Нобелевской премии по литературе. Но, положа руку на сердце, мог ли кто-нибудь из россиян на нее всерьез претендовать?

Подведем итоги. Они не очень радостные – за почти 120-летнюю историю Нобелевской премии ее получили всего пять представителей России – Бунин, Пастернак, Шолохов, Солженицын, Бродский. Для сравнения: в почетном списке лауреатов - 15 представителей Франции, 11 - Великобритании, 9 - США, 8 – Германии и 7 - Швеции.

Справедливо ли это? Если сравнить с огромным вкладом российских писателей и поэтов в мировую литературу, то, конечно, нет. Но у Нобелевского комитета всегда были свои «своеобразные» правила и пристрастия. Можно негодовать, возмущаться, но ничего не изменится.

Оставим в покое литературную номинацию. Посмотрим, кто претендовал на Нобелевскую премию мира. Список пестрый, а местами удивительный. Так, норвежская социал-демократическая партия выдвигала на соискание премии председателя Совета народных комиссаров СССР Владимира Ленина. Нобелевский комитет отклонил ходатайство, но лишь потому, что бумага опоздала к уставленному сроку.

Среди номинантов 1935 года числится итальянский дуче . Но это еще цветочки! Спустя четыре года в список миротворцев попал Адольф Гитлер! Это было в 1939 году, когда Германия захватила Австрию, Чехословакии и в быстротечной войне разгромила Польшу

В 1945 году на премию номинировался руководитель Советского Союза Иосиф Сталин, затем – бывший чрезвычайный и полномочный посол СССР в Швеции . В 1948 году на премию претендовали министр иностранных дел СССР и снова Сталин.

И только в 1990 году Нобелевскую мира присудили президенту Советского Союза . Больше никто из наших соотечественников в этой номинации не побеждал

Так существует ли в Нобелевском комитете антироссийский заговор? Или мы привычно преувеличиваем, думая, что нашу страну ущемляют и унижают. А, может, просто не стоит такого пристального внимания уделять этой премии. Она, как и другие награды, имеет склонность быть субъективной. Или – более того: необъективной. К тому же, Нобелевская премия давно потеряла свой престиж.