Вышивающее Средневековье. Пять экспонатов новой выставки в «Коломенском»

В музее-заповеднике «Коломенское», в подклете дворца Алексея Михайловича, открылась выставка «История русской вышивки XVI — начала XX века». Экспозиция объединяет церковные, народные и светские работы русских вышивальщиц. Музей впервые открывает для зрителя обширную коллекцию русской вышивки из своих фондов. О самых интересных экспонатах — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур». Подвесная пелена «Зачатие святой Анны» Один из главных экспонатов выставки, который задает тон всей экспозиции, — подвесная пелена под икону «Зачатие святой Анны» из Зачатьевского ставропигиального женского монастыря на Остоженке. Эта вышивка относит нас во времена правления сына Ивана Грозного — Федора Иоанновича — последнего русского правителя династии Рюриковичей. Государь и его жена Ирина Федоровна Годунова долгое время не могли завести детей. С молитвами о рождении наследника строились раки для мощей святых, возводились храмы и церкви, вышивались покровы. Пелена, представленная на выставке, — одна из них. В Зачатьевский монастырь ее вложил Григорий Годунов, аристократ XVI века, бывший на службе еще у Ивана Грозного. На пелене изображен сюжет из жития святых Анны и Иоакима, родителей Богородицы. Согласно апокрифам, в браке они прожили 50 лет, но не имели детей. Однажды первосвященник обвинил Иоакима в том, что он «не создал потомства Израилю» и не позволил ему принести жертву в честь Бога. Такого унижения старец стерпеть не смог и отправился в пустыню. Когда Анна и Иоаким были в разлуке, им явился ангел и сообщил, что вскоре у них родится дочь, которая спасет род человеческий. Посланник небес сказал супругам отправляться в Иерусалим, где вскоре они и встретились. Момент их воссоединения изображен на пелене. Надгробный покров Средневековый человек рассматривал земную жизнь лишь как подготовку к загробной. К смерти отношение было соответствующее, к ней серьезно готовились. На Руси в Средние века существовала традиция к сороковому дню после смерти человека вышивать надгробный покров. Для того, чтобы ускорить процесс создания такого полотна, вышивальщицы работали в относительно быстрой технике аппликации. На полотне вышит главный христианский символ бессмертия души — распятие. Под ним расположена Адамова голова. В Ветхом Завете говорится, что прах Адама — первого человека на земле — покоился на горе Голгофе, на которой был распят Иисус Христос. После распятия Сына Божьего его кровь омыла череп Адама и тем самым очистила человечество от греха. Для средневекового человека каждый элемент вышивки был понятен и близок с детства. Интересно, что в Европе главными вышивальщиками были мужчины, а на Руси этим трудом занимались женщины. Церковная вышивка рассматривалась как рукотворная молитва, приближающая к Богу. Женская праздничная рубаха Русская народная вышивка — хранительница дохристианских традиций. Практически все ее элементы имеют языческие корни. Главным кладезем сюжетов для русских вышивальщиц был окружающий мир. Одним из первых элементов, появившихся на вышивке, было мировое дерево — символ природы, плодородия. Нередко на предметах изображались и животные — петухи, олени, кони и лягушки. В качестве элементов вышивки использовались и цветы, но мастерицы не стремились к ботанической точности изображаемых растений, давая волю фантазии. Исключение составляли цветы мака, розы, тюльпана и гвоздики, которые изображались реалистично. Излюбленные геометрические элементы народной вышивки — ромб и квадрат. В творчестве русских мастериц эти фигуры имели несколько значений. Прежде всего, символизировали жилище, а также использовались для обозначения четырех частей света и единства четырех природных стихий. Современному человеку узоры русской народной вышивки кажутся лишь красивыми рисунками, но в древние времена они выполняли, помимо декоративной, еще несколько функций. Для крестьян вышивка выступала средством коммуникации. Полоска определенного цвета или другой элемент могли сказать, откуда родом хозяин вещи, каковы его положение в обществе и происхождение. Вышивка на одежде служила и оберегом: узоры располагали на разрезах, открытых местах, наиболее уязвимых для проникновения злых духов, — на манжетах, вороте, подоле. Картина «Под бурею судьбы жестокой…» В Средние Века на Руси процветала добыча жемчуга. В северных реках было так много моллюсков-жемчужниц, что промысел не требовал особых приспособлений. Заниматься им мог даже ребенок. Жемчуг пользовался огромной популярностью — его приравнивали к драгоценному камню. Многие годы им украшали иконы, кокошники, платья. Но в начале XVIII века его место стал занимать привезенный из-за границы бисер. Кстати, по одной из этимологических теорий, само слово «бисер» произошло от арабского «бусра» или «бусер» — фальшивый жемчуг. На Русь бисер в XVII веке завезли приехавшие в страну венецианские купцы. Первое время он не пользовался популярностью — потребовалось около 80 лет, чтобы в Российской империи появилась первая фабрика цветного стекла. Пионером его производства стал Михаил Васильевич Ломоносов. В своей усадьбе в Усть-Рудице российский академик проводил опыты с цветным стеклом, а в 1754 году его предприятие выпустило первую партию продукции. К сожалению, вскоре после смерти Ломоносова в 1765 году его фабрика закрылась. Бисер завоевал популярность у русских мастериц — в России его золотым веком стало XIX столетие. «Фальшивым жемчугом» вышивали не только узоры и орнаменты, но и полноценные сюжетные произведения. К их числу относится картина «Под бурею судьбы жестокой…» 1820-х годов. Под изображением женщины вышивальщица разместила отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Я пережил свои желанья…» в вольном изложении: Под бурею судьбы жестокой Увял цветущий мой венец — Живу печальна, одинока, И жду: придет ли мой конец? Рядом с вышивкой авторы экспозиции расположили издание «Кавказского пленника», выпущенное еще при жизни Пушкина в 1828 году. Оно находится здесь не случайно: элегию «Я пережил свои желанья…» поэт планировал включить в состав поэмы. Двухсторонняя хоругвь Это двустороннее знамя, использовавшееся во время крестных ходов, переносит нас не в Средневековье, а в начало ХХ века. В фонды музея-заповедника «Коломенское» оно попало из старообрядческой Овражной моленной, которая открылась в Коломенском в 1908 году. В давние времена село Коломенское было одним из центров старообрядчества в Московском уезде. По сохранившимся записям из книги «Список раскольников, приписанных к церкви Иоанна Предтечи, 1766 года» можно судить, что первые старообрядцы поселились там еще в конце XVII века. К концу XIX столетия на территории Коломенского проживало около 80 процентов от всех старообрядцев Московского уезда. Моленная, в которой хранилась эта хоругвь, была построена на средства, собранные самими старообрядцами. Активное участие в сборе принимала семья Перетряхиных, из-за чего моленный дом иногда называли «перетряхинским». Его прихожанами были около 500 человек. Овражная моленная существовала в Коломенском чуть больше 30 лет и была закрыта в 1939 году. Многие предметы оттуда сегодня хранятся в фондах музея. Помимо хоругви, на выставке представлены и несколько молитвенных книг, хранившихся у коломенских старообрядцев. Хоругвь интересна не только историей, но и техникой исполнения. Изображения архангела Михаила и великомучеников Власия, Георгия Победоносца, Пантелеимона вышиты золотыми нитями в технике объемного настила, а лики святых, как на иконах, написаны маслом. Увидеть эти и другие экспонаты можно на выставке «История русской вышивки XVI — начала XX века», которая открыта в музее-заповеднике «Коломенское» до 23 февраля 2020 года.

Вышивающее Средневековье. Пять экспонатов новой выставки в «Коломенском»
© Mos.ru