"Русский Букер" задвинули на полку
Первая литературная премия страны «Русский Букер» – ровесница новой России – прекратила свое существование. В течение двух лет правление фонда премии не могло найти спонсоров. В литературных кругах считают, что «Букер» задавила более мощная «Большая книга», свою роль сыграло и общее падение интереса к литературе, и отсутствие в последние годы на орбите премии ярких имен. «Русский Букер» периодически сотрясали скандалы. Неоднократно результаты вызывали недоумение в писательской среде, ходили разговоры о том, что в призеры невозможно попасть, не будучи вхожим в «тусовку». При этом до появления «Большой книги» в победителях «Букера» ходили знаковые романы – например «Библиотекарь» Михаила Елизарова или «2017» Ольги Славниковой. Из наиболее громких авторов победителями «Русского Букера» становились Булат Окуджава (1994), Людмила Улицкая (2001) и Василий Аксенов (2004). Роскошная «Большая книга», подобно «Золотому орлу», подвинувшему «Нику» в кино, оказалась не только при более приятных деньгах (призовой фонд 5,5 млн рублей на фоне чуть более 2 млн у «Русского Букера» в 2017 году), но и при более комфортных общественных раскладах. Во-первых, это определенная конгломерация с ведущими издательствами страны. Во-вторых, поддержка со стороны Министерства культуры, несмотря на то, что на «Большой книге» нередко одаривают писателей, которые вряд ли симпатичны лично министру Мединскому. В общем, удается не просто удерживать общественный баланс, но и оставаться на гребне волны. Над «Русским Букером», помимо прочего, довлел и шлейф «неправильных» девяностых. Спонсорами премии были и «Открытая Россия» Ходорковского (правда, еще до опалы олигарха), и British Petroleum. А британская торговая фирма Booker plc, дававшая деньги в первые пять лет, вообще была учредителем (Букеровская премия, как известно, вручается в Англии, и «Русский Букер» был создан, когда к Западу в Москве было совсем другое отношение). Теперь все это – страшная крамола, за которой следует ярлык «иностранный агент» со всеми вытекающими последствиями, и в заявлении фонда премии как раз говорится о том, что предложения от спонсоров из-за рубежа уже не могли быть рассмотрены. Последним спонсором «Русского Букера» был предприниматель и бывший сенатор Глеб Фетисов. В культурных кругах миллиардер известен тем, что вложил 10 млн долларов в фильм Андрея Звягинцева «Нелюбовь» и заявил, что намерен и дальше вкладывать деньги в режиссера. Кроме этого, Фетисов счел важным учредить премию для журналистов-расследователей (с фондом 525 тыс. долларов) и поддержать, помимо Звягинцева, еще несколько кинопостановок в России. Что же касается литературной премии, пресс-секретарь Фетисова Игорь Пылаев сказал: «Этого нам пока достаточно». – Очень печально, что старейшая, первая премия прекращает свое существование, – прокомментировала ситуацию «Собеседнику» главный редактор журнала «Новое литературное обозрение» Ирина Прохорова. – При всех вопросах (а к любой премии всегда возникает много вопросов) «Букер» был флагманом развития постсоветской литературы и литературной критики. Почему они не нашли спонсоров, не знаю, но, боюсь, что во многом это связано с невниманием общества к современной литературе. Конечно, читать книги продолжают, но все-таки статус литературы сейчас не столь велик по сравнению с тем, каким он был раньше. Ирина Прохорова добавила, что в Фонд Михаила Прохорова за спонсорской поддержкой «Русский Букер» не обращался. * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №41-2019 под заголовком «"Русский Букер" задвинули на полку».