Почему на Руси презирали бобылей
Фраза «жить бобылем» сегодня используется для обозначения холостых мужчин, которые не стремятся к женитьбе и созданию семью. А кто есть этот самый бобыль? Этимология С XV до XVIII века бобылями в Русском государстве называли конкретное сословие. В него входили одинокие крестьяне без земельного участка. Таких людей еще именовали «нетяглые» — они освобождались от налога на землю. По мнение летописцев, слово «бобыль» — это адаптированная версия шведского термина boabyle, обозначающего наемного рабочего. Это не единственная трактовка исторического явления. Есть также латышские и румынские версии со значением «лентяй» и «батрак». Кому на Руси жить хорошо? С середины XV столетия на русских землях появились бобыли — люди, подписавшие «бобыльскую оброчную запись». Этот документ лишал написавшего человека прав и вверял ему массу обязанностей, выполняя которые он получал еду и хоть какую-то одежду. Следовательно, бобылями являлись очень бедные люди, которые практически нанимались в рабство. Бобыли обитали как в сельской местности, так и в городах. Представители этого сословия занимались земельными работами по найму, не брезгуя мелкой торговлей и ремеслом. Бобыли часто жили при монастырях, где обрабатывали церковные наделы. Чтобы пользоваться чужой землей в своих целях, им приходилось платить владельцу надела специальный налог — бобыльщину. Хронология событий Первое летописное упоминание бобылей датируется 1500 года. Основное рабочее население русских земель относилось к ним с презрением — их считали тунеядцами и гуляками. Такое мнение было вызвано в первую очередь тем, что бобылям делали налоговую «скидку». До 1679 года они отрабатывали только половину стандартного набора повинностей (тягла). В конце XVII века бобылей и бобылок (бедных вдов), у которых в собственности имелся личный двор, приравняли по размеру тягла к обычным крестьянам. Данная мера оказалась действенной: в 1718 году сословие бобылей стало полноценной часть крестьянской общины. Бобыли в искусстве и литературе Феномен «бобылей» привлекал и по-прежнему привлекает художников, писателей и поэтов. Самым характерным примером «бобыльского» творчества служит картина В. Г. Перова «Гитарист-бобыль». На ней изображен убогий человек в старом кожухе и поношенных сапогах, играющий на гитаре. Рядом с ним на столе красуется бутыль алкоголя и полупустой стакан. Не менее жалостливую картину словом описал Сергей Есенин в рассказе «Бобыль и Дружок».