Тайны стальной пары. Непростая судьба "Рабочего и колхозницы"
«Рабочий и колхозница» – такой же символ нашей страны, как «Родина-мать». Прославившая Советский Союз скульптура была создана для Всемирной выставки, проводившейся в Париже в 1937 году. Птичка Гитлера Тогда на берегу Сены возле Эйфелевой башни было возведено несколько павильонов разных стран. Советский Союз на эту выставку позвали впервые. Ну и разумеется, молодой стране хотелось продемонстрировать свою силу и новаторство. Надо сказать, это удалось – советский павильон стал шоком для французов и всех гостей Франции того года. Павильон СССР ничем не напоминал старорусское зодчество, это был чистый новоимперский модерн. Проект павильона начали разрабатывать за два года до выставки, и наши архитекторы, зная, где он будет располагаться, создали проект высокой и очень длинной галереи (34 на 165 м), под которой проходила автострада. Цель была ясна: показать силу и мощь Советского государства, его способность противостоять любой угрозе. До сих пор непонятно, было ли это просто совпадение, но напротив советского павильона возводила свой павильон Германия, и перед немецким архитектором Шпеером стояла точно такая же цель – показать силу и мощь. Шпеер утверждал, что он выкрал и скопировал чертежи советского павильона. Но на самом деле эти чертежи ему передал главный архитектор Парижской выставки, который был фанатом Адольфа Гитлера. И когда Гитлеру доложили, что советская скульптура на павильоне будет выше германского сооружения на длину поднятых рук, он приказал надстроить немецкий павильон и установить сверху орла. Но птица все же оказалась маленькой и выглядела нелепо. Немецкий павильон уступил советскому и по красоте, и по идейному наполнению, и по динамике. Но все же Гран-при Парижской выставки мы поделили с немцами. Все знают, что автором «Рабочего и колхозницы» была Вера Мухина. Но это не совсем так. Автором и павильона, и венчающего его монумента был архитектор Борис Иофан. Именно он придумал двухфигурную идею как выражение совместной победы крестьянства и пролетариата в революции. Прообразом для Иофана послужили античные статуи «Тираноборцы» и «Ника Самофракийская». По проекту Иофана фигуры должны были делать шаг не только вперед, но и вверх, то есть как будто они поднимаются на ступень. Но у Веры Мухиной они делают только шаг вперед. Вера Мухина Ей была поручена практическая доработка идеи Бориса Иофана. Комиссия, возглавляемая Молотовым, выбрала именно ее план пластического воплощения. Надо сказать, он был непревзойденным. Рабочий и колхозница должны были быть молоды, красивы, сильны и смотреть в светлое советское будущее. Вера Мухина была очень целеустремленным человеком, она выжимала все силы из огромной бригады архитекторов и художников. Они пахали сутками напролет и так сроднились со своим творением, что рисовали на него карикатуры со слонами и пропеллерами. Лепили с танцора и энкавэдэшницы В музее на ВДНХ вам и сегодня расскажут, что прообразами мухинской пары послужили «все юноши и девушки молодого Советского государства». Это, конечно, да. Но нет. На самом деле туловище рабочего лепили с балетного танцора, а его лицо – это лицо спортсмена Сергея Каснера (Мухина, как и ее немецкая современница Рифеншталь, вдохновлялась спортивными парадами). А натурщицей для колхозницы выбрали «комсомолку, спортсменку и просто красавицу» из НКВД, 18-летнюю Анну Богоявленскую (и как только фамилию пропустили!). Мухина понимала всю свою ответственность: для советской скульптуры должны позировать идейно проверенные вдоль и поперек спецкадры. Ну а народу рассказали, что прототипами стали строитель и откатчица «Метростроя». Молотов лично принимал макет скульптуры. Он велел омолодить девушку – убрать мешки под глазами, одеть обоих (изначально они были обнажены на манер греческих статуй). Молотова также раздражал развевающийся шарф, и он сказал его убрать. Но Вера Мухина схитрила. Сказала, что шарф – это не что-то там буржуазно-легкомысленное, а нужен для равновесия, чтобы статуя не опрокинулась. Хотя технически вся конструкция и без шарфа могла стоять вертикально. Молотов отступил. Потом на Мухину написали донос, и в складках юбки стали искать профиль Троцкого. Это сегодня кажется уморительно смешным, а тогда это было просто уморительно – в самом физиологическом смысле. Так или иначе, форму складок несколько раз меняли. Ну а потом на заводе сделали монумент в натуральную величину – из авиационной нержавеющей стали, а не из более привычных бронзы и меди. Франция хотела купить статую у Сталина Во Францию эту пару везли по частям на 28 железнодорожных платформах. Когда проезжали Польшу, то крупные фрагменты не могли проехать через тоннель, застревали, поэтому их расчленили на более мелкие. Еще на Парижской выставке посетители обратили внимание, что советская скульптурная группа меняет свой цвет в зависимости от освещения. Сталь не поглощала, а отражала свет. На рассвете монумент был розовым, днем – серебристым и холодным, а на закате он становился золотым. Французам настолько понравилась советская композиция, что они начали собирать деньги, хотели купить ее и оставить во Франции. Но Сталин, конечно, отказал: «Эти два гиганта должны вернуться на родину, в Советский Союз, здесь мы найдем для них достойную площадку». Вера Мухина очень хотела, чтобы в Москве монумент поставили у воды. Но «Рабочего и колхозницу» решили разместить на ВДНХ. Открытие павильона с монументом произошло 1 сентября 1939 года, в тот самый день, когда случилось вторжение фашистов в Польшу, через которую двумя годами ранее с таким трудом провозили стальную пару. Разместили монумент на 10-метровом постаменте. На «маленьком пеньке», как говорила Мухина. Все достоинства необычайной пластики, созданной скульптором, потерялись. Денег не было, но они держались На необходимой высоте, которая и задумывалась в прошлом веке, композиция оказалась только в 2009 году. Но это уже наши времена, а до этого, на исходе Советского Союза, «Рабочему и колхознице» тоже, казалось, пришел конец – они находились в весьма плачевном состоянии. Чтобы обратить внимание властей на эту катастрофу, остроумные архитекторы «приодели» «Рабочего и колхозницу». Ее – в красный сарафан, его – в синий комбинезон. Шарф был раскрашен в цвета российского флага. В 2003-м монумент сняли с пьедестала, распилили на части и отправили в ангар. Потом начался кризис... Денег надо было много, потому что и беды были грандиозными. Материал – нержавейка, – который поначалу казался прогрессом и достоинством, теперь стал основной проблемой: коррозия разъела большую площадь скульптуры. Ну а каркас, сделанный по принципам авиастроения, просто рассыпался. Восстановление начали после 2006 года, собрав деньги с миру по нитке: что-то из бюджета, что-то у частного капитала. Но все получилось. Каркас пришлось заменить полностью, а вот обшивку только на 12%. Для «Рабочего и колхозницы» даже изобрели специальную пасту, которая и чистит, и защищает, как крем. Ее понадобилась ровно 1 тонна. К 2009 году восстановили и платформу для фигур пары (ее видели только французы на той выставке в 37-м). «Рабочий и колхозница» вернулись на свое место. Пара весит 180 тонн, и один из подъемных крюков прицепили как раз к «буржуазному» шарфу, который так не нравился Молотову. И теперь, глядя на стальную пару, воплощавшую искренность и идеалы советской эпохи, мы верим, что когда-нибудь Рабочий и Колхозница все-таки увидят счастливое будущее нашей многострадальной страны. А вы знали? В 1947-м скульптура стала эмблемой «Мосфильма». Правда, на заставке не оригинальный монумент, а его авторская копия. Мухина делала ее специально для киностудии. * * * Материал вышел в издании «Собеседник+» №10-2019 под заголовком «Тайны стальной пары».