Шамиль Идиатуллин: Если ты умелый манипулятор – все остальное читатель тебе простит
Еще до выхода книги «Бывшая Ленина» поклонники творчества писателя делали шутливые предположения, что новый роман писателя — это история Инессы Арманд. Но если без шуток, то новая книга Идиатуллина — о дне сегодняшнем. Роман, кстати, вызвал немало споров и неоднозначных оценок критиков. — Шамиль, вы сегодня известный журналист и писатель. Как бы вы оценили роль писателя в обществе? Ведь об этом регулярно задумываются разные поколения. — Писатель — это глаза и оперативная память общества. Если бы литература не исполняла эту функцию и не объясняла, где мы находимся, чем наш жизненный период отличается от предыдущего и как нам выжить, где тупик, где грабли, на которые мы раз за разом наступаем, литераторы не исполняли бы свои функции. Сказки все давно написаны, и сюжеты исчерпаны. Человеческие психотипы тоже более-менее известны. Зачем же нужны тогда литераторы? А они нужны для того, чтобы с присущим им умением или внутренним звериным чутьем смотреть на то, что происходит вокруг, чего-то пугаться или чему-то радоваться и объяснять, что происходит, всем остальным. Я исходя из этого пишу все свои книги. — Большинство ваших предыдущих книг, наверное, не считая мистического «Убыра», о прошлом. «Бывшая Ленина» — фактически первая книга о современности. Или вы иначе оцениваете свое творчество? — Моя предыдущая книга «Город Брежнев» была посвящена прошлому, но она рассказывает о сегодняшнем дне через призму прошлого. Потому что корни прошлого лежат именно в этих 80-х годах. А книга «Бывшая Ленина» абсолютно современна, действие происходит в 2019 году, с февраля по май, все переживания и события можно сверить с телетрансляциями и публикациями. Действие разворачивается в небольшом российском городке, а я хотел написать маленький роман или повесть о маленькой человеческой трагедии. — Но ведь вся русская литература фактически и рассказывает о трагедии маленького человека. — Если мерить по жизни прежних веков, человеческий род запрограммирован на три основных действия: построить дом, родить сына, посадить дерево. После этого все — ты свободен и не нужен на этом свете и спокойно иди в сторону погоста. Потому что ты уже старенький, беззубый и никому не нужен, доживаешь свой век и рассказываешь байки. Сегодня благодаря прогрессу ситуация изменилась, человек, который выполнил три обязательных условия своего существования, продолжает жить и при этом остается примерно таким же конкурентоспособным даже в сравнении с тем, кого успел родить. А жизнь после сорока лет только начинается, что очень здорово. Но одновременно и плохо, потому что после выполнения короткой программы ты можешь остаться один — муж или жена ушли, дочка выросла и уехала… И я задумался о том, что делать в такой ситуации, посмотрел на знакомых и близких, оказавшихся в похожей ситуации. — И пишете вы от лица женщины… — Был писательский вызов — поставить себя на место женщины и посмотреть, что она сможет сделать. А во время написания своего маленького романа выяснил, что для того, чтобы сделать его по-настоящему современным, нужна именно женщина 2019 года, а даже не 2018-го или 2017-го, и не женщина из русской классики. Которая коня на скаку остановит и в горящую избу войдет. А для этого нужен был правдивый фон. И тогда появилась мусорная свалка, которая действительно стала своеобразным трендом начала 2019 года. Но свалка — только фон. Мне нужно было показать людей в современных обстоятельствах и желательно заострить их конфликт до упора. Другие ситуации этого показать не смогли бы, их пик был в прошлом. Мусорные протесты — это горячие точки нашего времени. И появился острый социальный роман с не менее острым сюжетом. Главная героиня Лена оказывается в ситуации, когда ее все предали и бросили, а все привычное и казавшееся вечным оказалось не навсегда. И она ищет стимул, чтобы жить дальше. — Ваши собственные взгляды на жизнь не мешали при создании образа Лены? — Свои взгляды всегда надо прятать. Это и есть часть работы писателя — отойти в сторонку и дать возможность герою показать себя. Если ты умелый манипулятор — все остальное тебе читатель простит. А если он за 14-летним подростком увидит 50-летнего дядьку, понятно, что все написанное — вранье. — Как быть с названием? Читатели-то ждали историю любовных похождений Ленина и Инессы Арманд… — Я никогда не скрывал, что создаю топонимические обманки — если исходить из формальных признаков, название указывает вполне однозначный вектор, хотя книга рассказывает несколько о другом. Но про Инессу Арманд не пошутил и не спросил меня только ленивый (улыбается). — А чего вам хочется от литературы? — Мне многого не хватает в современной литературе: качественного нон-фикшен, социальных романов, хороших детективов и фантастики. И сам стараюсь идти в этом направлении. Читайте также: Михаил Лебедев: В будущем мы будем общаться с животными, соединив мозги напрямую